Урок русского языка во 2классе "Перенос слов с двойными согласными"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Это урок - путешествие на необитаемый остров " Остров с двойными согласными" с использованием ИКТ. Поставлены следующие цели урока:
- правописание слов с двойными согласными.
- совершенствовать умение правильно переносить слова с двойными согласными;
- развивать речь, словесно – логическое мышление, внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывать трудолюбие, интерес и любовь к русскому языку, природе, спорту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перенос слов с двойными согласными | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по русскому языку
Тема: Перенос слов с двойными согласными.
Учебник: Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 2 класса.
Цели:
- закрепить правописание слов с двойными согласными.
- совершенствовать умение правильно переносить слова с двойными согласными;
- развивать речь, словесно – логическое мышление, внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывать трудолюбие, интерес и любовь к русскому языку, природе, спорту.
Форма урока: урок – путешествие на необитаемый остров «Остров слов с двойными согласными».
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать плавать по «океану Орфографии». На прошлом уроке мы открыли еще один необитаемый нами остров – это «Остров слов с двойными согласными». (слайд 2) На нем живут совсем немного слов. Со многими из них мы уже успели познакомиться.
- А на этом уроке мы должны научиться переносить эти слова с одной строки на другую. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие на этот остров.
- Вы согласны? (Да).
- На пути к нему нам будут встречаться разные препятствия с заданиями, которые приготовили нам жители этого острова.
- Итак, вы готовы преодолеть их? (Да).
- Этот остров расположен в середине большого океана. Мы можем к нему отправиться, если нарисуем в своих тетрадях этот океан.
- Итак, скажите мне, пожалуйста, каким может быть океан, когда там бушует шторм? (Взволнованным)
- А когда шторм утихнет? (Спокойным)
III. Чистописание.
- Молодцы, ребята. А теперь откроем тетради, записываем сегодняшнее число и нарисуем сначала взволнованный океан, потом – спокойный, а над ним летающих чаек, но сначала выполним несколько простых упражнений для кистей рук и пальцев (далее читают стихотворение о чистописании). (слайд 3)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаю я писать.
IV. Повторение пройденного материала.
- Итак, мы нарисовали океан и теперь можем к нему отправиться (дети встают и шагают на месте).
- Вот пришли к океану. Как вы думаете, кого мы можем здесь встретить? (на слайде появляется осьминог, дети отвечают).
- Молодцы, угадали, он встречает нас не зря. (слайд 4) Он приготовил самое первое задание. Это ребусы. Если вы правильно выполните его задание, то он покажет нам путь к острову, и мы сможем поплыть (дети садятся).
(По ходу учитель объясняет значение слов – отгадок: хоккей, теннис, бассейн, ванна).
Хоккей – это командная игра на льду на коньках в шайбу. (слайд 5)
Теннис – это парная спортивная игра маленьким мячом. (слайд 6)
Бассейн – это искусственный водоем, сооруженный для плавания. (слайд 7)
Ванна – ванны бывают разные: 1- это сосуд, а бывают еще воздушные и солнечные ванны для закаливания организма. (слайд 8)
Учитель: Хоккей, теннис, бассейн, ванна,
Здесь во всех словах подряд
Две согласные стоят.
Их неплохо заучить,
Чтобы грамотными быть.
- Итак, самое первое препятствие вы преодолели, теперь мы можем дальше поплыть. Пожалуйста, все встали и поплыли (дети плывут). А посередине моря нас ждет огромный дельфин. (слайд 9) Он тоже приготовил задание и место, где можете выполнить их.(дети садятся на свои места). И еще он дал мне обещание: если вы сразу ответите на его вопросы, то он вас всех посадит на спину, и вы как птицы полетите по воздуху.
Работа со словарными словами.
Учитель читает значение слов, учащиеся должны угадать о каком слове идет речь.
Помещение в школе для занятий. (Класс)
Острое вирусное заболевание. (Грипп)
Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)
Шестой день недели, выходной день. (Суббота)
Дорога с рядами деревьев, посаженных по сторонам. (Аллея)
Желание есть. (Аппетит)(слайд 10)
Учитель: С двойной согласной непременно
Пишут класс, шоссе, суббота,
Грипп, аллея, аппетит.
Мы слова такие слышим
И с двойной согласной пишем.
Все слова даны не зря
Их запомните друзья
- Итак, еще одно задание выполнили. Встали все. Теперь мы садимся на спину дельфина и полетим. (Дети летят как птицы).
- Мы уже приближаемся к берегу, а там нас ждут симпатичные попугайчики. (слайд 11) Они давно вас ждут. Готовьтесь преодолеть последнее препятствие.
Слуховой диктант
- Прочитайте внимательно стихотворение и назовите слова одинаковые по звучанию. (слайд 12)
Я сегодня всем наврал -
От стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я
В темную аллею.
- Можно ли назвать слова: АЛЕЮ и АЛЛЕЮ родственными, т.е. одинаковыми? ( Нельзя)
- Послушайте внимательно, чем отличается слово АЛЛЕЯ? (Долгим звучанием)
- А еще чем отличаются эти слова? (Значением)
- Правильно, АЛЕЮ – это значит краснею. Мальчику стало стыдно потому, что он всех обманул. А АЛЛЕЯ – это дорога с рядами деревьев, посаженных по сторонам.
(Далее дети на слух определяют одинаковые слова по звучанию и анализируют).
Кто получит низкий балл,
Не придет на школьный бал.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Спросите, не повысив тона:
Что больше – центнер или тонна?
Оля ядра из металла
Дальше всех в длину метала.
Олей мы теперь гордимся,
Обижать ее боимся.
-Итак, и эта преграда преодолена. Путь свободен. Продолжаем путешествие. Теперь мы на острове. И здесь мы должны научиться разделить слова на слоги, для переноса в другую строку.
V. Изучение новой темы.
1). Постановка и решение проблемного вопроса.
- Как хорошо на этом острове. Посмотрите на милых обезьянок. (слайд 13)
- Ой, ребята, а они украли мое слово. И видите, они не просто украли, а пытались разделить это слово на слоги для переноса с одной строки на другую (а-ллея).
- Давайте посмотрим, а правильно ли они разделили? Можно ли так переносить это слово на другую строку? (Нет).
-А почему не правильно? Докажите.
(Потому что одну гласную оставлять на одной строке нельзя).
-Ой, они снова разделили. А теперь - то они правильно разделили или нет? (алле-я) (Нет).
-А почему? Докажите. ( Одну гласную на другую строку переносить тоже нельзя).
-А посмотрите, теперь они две согласные буквы решили разделить поровну. Правильно ли они разделили? (ал-лея). (Да).
-Правильно, ребята. Значит, какой вывод можно сделать?
2). Вывод.
При переносе таких слов из удвоенных согласных букв одна буква оставляется на строке, а другая переносится.
3). Чтение правила.
(по учебнику на стр. 101).
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: Н-р, шос-се, суб-бота, кол-лекция.
Физкультминутка. (слайд 14)
Упражнение для глаз. Дети как – будто глядят в бинокль и наблюдают за птицами, считая их количество (всего должны сосчитать 23 птицы).
VI. Практическая работа. (слайд 15)
Дети, опираясь на правило, разделяют слова для переноса.
Хок-кей, тен-нис, бас-сейн, ван-на, шос-се, суб-бота, ап-петит, класс, грипп.
VII. Словарная работа: Русский язык.
(слайд 16) На слайде: слова К.Паустовского и его портрет.
«Каждый русский должен знать и любить свой язык»
- Русский язык – это главный язык нашей страны России. Обратите внимание, слово Россия тоже пишется с двойной сс.
- А вы по телевизору слышали? Что 2014 году у нас в России, а именно в городе Сочи, будут проходить зимние Олимпийские игры, куда соберутся самые сильнейшие спортсмены мира, и они будут соревноваться в разных видах спорта. А мы будем болеть за наших спортсменов. Предлагаю посмотреть эмблемы, логотипы, символы олимпиады. (слайд 17)
VIII. Упражнения в написании слов и переносе слов с двойными согласными.
1). Теперь несколько упражнений попробуем выполнить письменно. Упражнение 218. Задание: Спиши, сделай вывод о переносе.
2). Упражнение 219. Задание: Прочитай правило и спиши слова, разделяя их черточками для переноса.
Рус-ский язык, клас-сный журнал, осен-ний дождь, новое шос-се,
Весен- ний цветок, Ан-на.
3).Следующее упражнение 220. Задание: Написать слова по образцу.
(Лимон – лимон-ный сок)
IX. Итог урока
- Понравился вам урок?
- А что понравилось?
- Чем мы занимались на уроке?
- Чему научились?
- Итак, мы сегодня проделали очень большой путь. Узнали много нового. Перед тем, как возвратиться домой, подарим жителям этого острова знакомую песенку про чудесный остров «Чунга – чанга».
X. Оценивание.
XI. Домашнее задание.
Упражнение 222, стр. 102.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Слова с удвоенными согласными» 2 класс
Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными" по УМК "Планета Знаний" 2 класс. Цели урока: Знакомство со словами с удвоенными словами. Знакомство учащихся с происхождением слов с удвоенными согл...
урок русского языка 2 класс. Слова с двойными согласными.
Урок русского языка 2 класс. Слова с двойными согласными. На этом уроке дети знакомятся с новой орфограммой.Наблюдают за местом расположения их в слове (в середине слова, в конце). Развивают устную и ...
Урок русского языка 3 класс "Почему появляется двойная согласная на стыке приставки и корня"
Урок составлен по программе "Школа 2100" с использованием цифровых образовательных ресурсов...
Технологическая карта по русскому языку "Закрепление написания слов с двойными согласными"
Конспект урока и презентация по русскому языку 2 класс по теме "Закрепление написания слов с двойными согласными" УМК "Планета знаний"...
Урок русского языка по теме: "Слова с удвоенными согласными"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема: Слова с удвоенными согласными.К уроку прилагается презентация....
Конспект и презентация урока русского языка (2 класс) по теме "Двойные согласные"
Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК «Школа России»Учебник «Русский язык 2класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г.Учитель Христенко Л.Ю. МОУ «СОШ №15 с УИОП» г.о. ЭлектростальАвторский медиапродук...
Урок русского языка по теме " Слова с непроизносимыми согласными и слова , в которых непроизносимых согласных нет".
Урок в 3 классе УМК " Школа России"...