Урок русского языка по ФГОС "Слова с проверяемыми безударными гласными" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Маляр Мария Александровна

В данном материале учителю в помощь конспект урока оформлен  в виде технологической карты по  ФГОС  и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx43.19 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.pptx424.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  к уроку

русского языка во 2 классе по теме:

 «Слова с безударными гласными

в корне слова»

(по системе Занкова Л.В.)

Тип урока: открытие нового знания

Разработала: Маляр Мария Александровна

              Учитель начальных классов

                    МБОУ гимназия №69 г. Краснодар

                               

                             

     Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

      Цель

Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  1. сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
  2. подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  3. расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  1. осознание алгоритма учебного действия;
  2. способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  1. освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  2. планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  3. формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  4. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  1. освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

  1. формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  1. формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  2. принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  3. наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».

Карточки с творческим заданием.

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 )

 - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

  1. Минутка чистописания
  1. Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой М. (н)
  2. Вторая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)
  3. Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)
  4. Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)
  5. Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)
  6. Буква, которая обозначает звук [о] после твердого согласного. (о)

- Какие буквы записали? (н, р, е, ь, к, о)

(Слайд 2)

- На какие группы можно разделить эти буквы? (1 группа - гласные, 2 группа– согласные, 3 группа – буквы, не обозначающие звука, 4 группа – буквы, элементы которых выходят за границу строки, 5 группа – буквы,  в написании которых есть овал)

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

2) Работа в парах

-  Составьте слова, используя только эти буквы. (Конь, корь, корень)

- Запишите слова. В написании какого слова возникло затруднение. Поставьте ударение, «опасные» места обозначьте точкой.

- В каком слове не совпадает произношение с написанием слова? (В словах конь, корь  все звуки слышим отчетливо , а в слове  корень при написании гласной во 2 слоге можно ошибиться)

- Почему возникло затруднение? (Во втором слоге – слабая позиция)

- В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)

- Что такое корень? (1 уч. -корень – часть растения, 2 уч. – общая часть родственных слов, 3 уч. – главная часть в слове)

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Какую цель ставим? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Назвать орфограмму.

                                                             2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

                                                             3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.

                                                             4. Поупражняться в написании таких слов.)

Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным  планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

- Какое название вы предлагаете для данной орфограммы? 1 уч. - путанные буквы, 2 уч. – буква без ударения, 3 уч. – сомнительные гласные)

- Давайте проверим, чей вариант был точнее. Откройте учебник на странице 83 и прочитайте название темы.

(Слайд 3)   Безударные гласные в корне слова.

(Слайд 4) Алгоритм

- Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.

    1. Читаю слово.

    2. Определяю ударение.

    3. Подбираю однокоренные слова.

    4. Выделяю корень.

    5. Подбираю проверочное слово.

    6. Пишу гласную.

- Сравним наш алгоритм  с правилом на странице 87. Какой вывод сделаете?(Наш алгоритм верный)

(Слайд 5)

- Докажите, что в слове корень надо писать безударный гласный е. (Проверочное слово: коренья)

                                                                   Физкультминутка

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

(Слайд 6)

На доске слова:

мосты

ковёр

зима

страна

ряды

- Что скажете? (Здесь записаны слова с безударными гласными)

- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.

-Запишите слова в столбик.

- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)

- Проверяем.

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

  1. Выполнение  упражнения 416 на странице 87
  2. Проверка в парах

Физкультминутка для глаз

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Работа в группе

1) Вставь пропущенную букву в слова, объясняя свой выбор.

гр…за                   оз…ро

т…шина               д…жди

бер…г                  д…ревья

2) Составьте с данными словами рассказ из 3-4 предложений

Защита проекта

Проверка написания безударной гласной  в слове и составление предложений осуществляется по группам.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

(Слайд 7)      

 - С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Подберите устно слово на эту орфограмму?

(Слайд 8)

У каждого ученика лист с двумя шкалами

                                                                           Интересный урок                                     Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

 

(Слайд 9)

- Спасибо за работу на уроке!

                                                                   Карточка для работы в группе

  1. Вставь пропущенную букву в слова,

допиши проверочное слово

        

гр…за  - _______________________________                  

оз…ро - _______________________________

     т…шина - _____________________________          

д…жди- _______________________________

бер…г - ________________________________            

     д…ревья - ______________________________

  1.  Составьте с данными словами

   рассказ  из 3- 4 предложений

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Интересный урок          Мое участие

        

Интересный урок            Мое участие

Интересный урок           Мое участие

Интересный урок         Мое участие

Интересный урок         Мое участие

Интересный урок         Мое участие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс Учебник: Полякова А.В. Русский язык . 2 класс . 2 часть. Учитель начальных классов Маляр Мария Александровна « Слова с безударными гласными в корне слова »

Слайд 2

к р н ь о е

Слайд 3

Безударные гласные в корне слова

Слайд 4

Алгоритм 1. Читаю слово. 2. Определяю ударение. 3. Подбираю однокоренные слова. 4. Выделяю корень слова. 5. Подбираю проверочное слово. 6. Пишу гласную.

Слайд 5

18.07.2013 5 к ор нь - коренья е

Слайд 6

18.07.2013 6 мосты ковёр зима страна ряды

Слайд 7

18.07.2013 7 Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»

Слайд 8

18.07.2013 8 Интересный урок Моё участие

Слайд 9

18.07.2013 9 Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3кл. Тема: "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова" (УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев.)

Урок был представлен, как итоговая работа на дистанционных курсах по ЭОР....

Урок русского языка "Правописание слов с проверяемым безударным гласным в корне" конспект+презентация

Предлагаю Вашему вниманию урок-путешествие  по русскому языку в страну Грамотеев....

Урок по русскому языку: "Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Школа России"...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»....

Урок русского языка «Обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова»

Тема урока:  обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова...