Корень.Однокоренные слова
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Проект урока русского языка 2 класс по программе Начальная школа XXI века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren_odnokorennye.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Корень. Однокоренные (родственные ) слова»
Целевая аудитория: 2класс, Начальная школа XXI века
Составитель: Будерецкая И.В..
Цели урока:
Знание: знать термины «корень», «однокоренные (родственные) слова».
Понимание: находить однокоренные (родственные) слова в тексте.
Применение выделить корень в однокоренных словах.
Анализ: объяснение выбора однокоренных слов, классификация родственных слов.
Синтез: сформировать правило о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Оценка: оценить свою работу на уроке.
Оборудование: интерактивная доска, словари, изображение животных, индивидуальные карты, условные обозначения, используемые на карте.
План урока:
- Орг. Момент
- Объявление темы и цели урока
- Проверка домашнего задания
- Минутка чистописания
- Объяснение нового материала
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа
- Подведение итогов урок
- Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
II. Минутка чистописания.
На интерактивной доске записаны слова:
юла, люстра, юнга, любимый.
– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Мы будем писать букву ю. В словах люстра и любимый она обозначает звук [у] – это первая группа, в словах юла, юнга – два звука [й’], [y] – это вторая группа.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – любимый – это прилагательное, остальные слова – существительные.)
Ююл Ююб Ююм Ююй …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ю сочетаются с согласными буквами лишнего слова.)
III. Сообщение темы урока.
Мы продолжаем сегодня работать над темой:
«Корень. Однокоренные (родственные) слова »
IV. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.
Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень»,работа с техкартой.
На интерактивной доске слова:
гриб,боровик, грибной суп, крепкий грибок, подберезовик, вкусные грибочки, грибник, гребёнка.
- Прочитайте запись про себя, вслух.
- Что вы прочитали? (слова, словосочетания)
-Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.
- Запишите слова.
- Проверим, какие слова выписали.
- Давайте разбираться. Какие слова надо было выписать? (родственные).
-Что такое родственные слова?
Родственными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение.
– Как по-другому можно назвать такие слова? (Однокоренные.)
родственные слова (Однокоренные.)
- близкие по смыслу
- общая часть
В данном случае стрелки подразумевают обособленные группы, может, построить схему по-другому?
Что такое корень?
выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.
Ученик зачитывает значение слова «корень»:
1) подземная часть растения,
2) часть волоса, зуба, ногтя.
3) начало, источник чего-либо.
4) часть слова
-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова)
- А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)
- А какие слова называются родственными?
Работа над упражнением 122 – Распознание однокоренных слов.
V. физкультминутка.
На интерактивной доске записаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладошки. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько родственных слов было названо.
нос – носатый | гусь – гусеница | боль – больница |
час – часовщик | кот – котик | дом – домишки |
циркуль – цирк | врач – доктор | куст – кустик |
дом – дым | обед – стол | река – плот |
VI. Самостоятельная работа.
Распределение слов по группам .
На интерактивной доске записаны слова: гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовник, горка, грибок, грибник, сад, горный, садовый, лесник.
– Прочитайте слова. Распределите их по группам. Как называются слова в каждой группе? Почему? Выделите корень в словах каждой группы. Как пишутся корни в однокоренных словах?
Игра «Кто у кого?»
– Я называю животное, а вы называете детёныша животного. У свиньи – … , у коровы – … , у собаки – … , у овцы – … , у лошади – … , у курицы – … .
– Сравните моё и ваше слово по смыслу, будут ли они родственными?
– Докажите правильность своего выбора.
3. Самостоятельная работа упражнение №123.
– Какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
–что мы учились делать, какие задания выполняли?
- что было для вас самым трудным?
VIII. Домашнее задание. Упражнение 125.
- Возьмите карту урока и сосчитайте заработанные вами баллы.
Оцените свою работу по критериям:
15-18 баллов – вы отлично поработали
11-14 баллов - вы хорошо поработали
9-10 баллов - вам надо стараться
менее 9 баллов - необходимо повторить изученный материал, выучить правила
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Однокоренные слова»
Ученика (ученицы) __________________________________________
Нахождение однокоренных слов | Баллы | |
1 | Я нашел все 3 группы слов самостоятельно. | 3 |
2 | Я нашел 2 группы слов самостоятельно. | 2 |
3 | При нахождении однокоренных слов мне необходима была помощь товарищей. | 1 |
Деление слов на группы по обозначению звуков буквой ю | ||
1 | Я разделил слова на группы правильно | 3 |
2 | Я допустил ошибки в разделе слова на группы | 2 |
Мои знания по окружающему миру | ||
1 | Я назвал 4 значений слова «корень» | 3 |
2 | Я назвал4-5значений слова «корень» | 2 |
3 | Я назвал меньше 4 значений слова «корень» | 1 |
Определение пары родственных слов | ||
1 | Я определил все пары родственных слов и пары слов, которые не являются родственными. | 3 |
2 | Я определил почти все пары родственных слов и пары слов, которые не являются родственными. | 2 |
3 | Я определил менее 8 пар | 1 |
Игра «Кто у кого» | ||
1 | Я назвал всех детёнышей названых животных | 3 |
2 | Я назвал 4детёнышей названых животных | 2 |
3 | Я назвал менее 3детёнышей названых животных | 1 |
МОИ БАЛЛЫ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"
Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100" по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....
Русский язык. Корень. Однокоренные слова. 4 класс
Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень.Закреплять умение проводить разбор предложения и записывать транскрипцию слов....
Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс
Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...
Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
Открытый урок по программе "Школа 2100" 1 класс....
Корень. Однокоренные слова.
Данный урок рекомендуется для учащихся 2 класса. На нем дается понятие однокоренные слова и их общая часть корень. Также дети знакомятся с понятием "чередование согласных"...
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"
Предмет: Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...
Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс
Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...