Корень.Однокоренные слова
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Проект урока русского языка 2 класс по программе Начальная школа XXI века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_odnokorennye.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Корень. Однокоренные (родственные ) слова»  

Целевая аудитория: 2класс, Начальная школа XXI века

Составитель: Будерецкая И.В..

  Цели урока:

Знание: знать термины «корень», «однокоренные (родственные) слова».

Понимание: находить однокоренные (родственные) слова в тексте.

Применение выделить корень в однокоренных словах.

Анализ: объяснение выбора однокоренных слов, классификация родственных слов.

Синтез: сформировать правило о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Оценка: оценить свою работу на уроке.

Оборудование: интерактивная доска, словари, изображение животных, индивидуальные карты, условные обозначения, используемые на карте.

План урока:

  1. Орг. Момент
  2. Объявление темы и цели урока
  3. Проверка домашнего задания
  4. Минутка чистописания
  5. Объяснение нового материала
  6. Физкультминутка
  7. Самостоятельная работа
  8. Подведение итогов урок
  9. Домашнее задание 

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

II. Минутка чистописания.

На интерактивной доске записаны слова:

юла, люстра, юнга, любимый.

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Мы будем писать букву ю. В словах люстра и любимый она обозначает   звук  [у] – это  первая   группа,  в  словах  юла,  юнга – два  звука [й’], [y] – это вторая группа.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – любимый – это прилагательное, остальные слова – существительные.)

Ююл     Ююб     Ююм     Ююй …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ю сочетаются с согласными буквами лишнего слова.)

III. Сообщение темы урока.

Мы продолжаем сегодня работать над темой:

«Корень. Однокоренные (родственные) слова »

IV. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.

Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень»,работа с техкартой.

На интерактивной доске слова:

 

гриб,боровик, грибной суп, крепкий грибок, подберезовик, вкусные грибочки, грибник, гребёнка.

- Прочитайте запись про себя, вслух.

- Что вы прочитали? (слова, словосочетания)

-Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.

- Запишите слова.

- Проверим, какие слова выписали.

- Давайте разбираться. Какие слова надо было выписать? (родственные).

-Что такое родственные слова?

Родственными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение.

– Как по-другому можно назвать такие слова? (Однокоренные.)


родственные слова (Однокоренные.)



  1. близкие по смыслу


  1. общая часть

В данном случае стрелки подразумевают обособленные группы, может, построить схему по-другому?

Что такое корень?

 

выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.

Ученик зачитывает значение слова «корень»:

1)       подземная часть растения,

2)       часть волоса, зуба, ногтя.

3)       начало, источник чего-либо.

4)       часть слова

 

-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова)

- А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)

- А какие слова называются родственными?

Работа над упражнением 122 – Распознание однокоренных слов.

V. физкультминутка.

 

На интерактивной доске записаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладошки. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько родственных слов было названо.

нос – носатый

гусь – гусеница

боль – больница

час – часовщик

кот – котик

дом – домишки

циркуль – цирк

врач – доктор

куст – кустик

дом – дым

обед – стол

река – плот

VI. Самостоятельная работа.

Распределение слов по группам .

На интерактивной доске записаны слова: гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовник, горка, грибок, грибник, сад, горный, садовый, лесник.

– Прочитайте слова. Распределите их по группам. Как называются слова в каждой группе? Почему? Выделите корень в словах каждой группы. Как пишутся корни в однокоренных словах?

Игра «Кто у кого?»

– Я называю животное, а вы называете детёныша животного. У свиньи – … , у коровы – … , у собаки – … , у овцы – … , у лошади – … , у курицы – … .

– Сравните моё и ваше слово по смыслу, будут ли они родственными?

– Докажите правильность своего выбора.

3. Самостоятельная работа упражнение №123.

– Какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению.)

VII. Итог урока.  Рефлексия.

–что мы учились делать, какие задания выполняли?

- что было для вас самым трудным?

VIII. Домашнее задание. Упражнение 125.

- Возьмите карту урока и сосчитайте заработанные вами баллы.

Оцените свою работу по критериям:

15-18 баллов – вы отлично поработали

11-14 баллов  - вы хорошо поработали

9-10 баллов  - вам надо стараться

 менее 9 баллов  - необходимо повторить изученный материал, выучить правила

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Однокоренные слова»

Ученика (ученицы) __________________________________________

Нахождение однокоренных слов

Баллы

1

Я нашел все 3 группы слов самостоятельно.

3

2

Я нашел 2 группы слов самостоятельно.

2

3

При нахождении однокоренных слов мне необходима была помощь товарищей.

1

Деление слов на группы по обозначению звуков буквой ю

1

Я разделил слова на группы правильно

3

2

Я допустил ошибки в  разделе слова на группы

2

Мои знания по окружающему миру

1

Я назвал 4 значений слова «корень»

3

2

Я назвал4-5значений слова «корень»

2

3

Я назвал меньше 4 значений слова «корень»

1

Определение пары родственных слов

1

Я определил все пары родственных слов и пары слов, которые не являются родственными.

3

2

Я определил почти все пары родственных слов и пары слов, которые не являются родственными.

2

3

Я определил менее 8 пар

1

Игра «Кто у кого»

1

Я назвал всех детёнышей названых животных

3

2

Я назвал 4детёнышей названых животных

2

3

Я назвал менее 3детёнышей названых животных

1

МОИ БАЛЛЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Русский язык. Корень. Однокоренные слова. 4 класс

Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень.Закреплять умение проводить разбор предложения и записывать транскрипцию слов....

Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс

Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...

Корень. Однокоренные слова.

Данный урок рекомендуется для учащихся 2 класса. На нем дается понятие однокоренные слова и их общая часть корень. Также дети знакомятся с понятием "чередование согласных"...

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"

Предмет:  Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...