Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Рыжкова Людмила Георгиевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного"     (УМК "Школа России")

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

«Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного».

Учитель: Рыжкова Людмила Георгиевна

Класс: 4 Б ГБОУ лицей 488

Тип урока: урок построения системы знаний

Цели

Образовательная: закреплять знания о типах склонения имен существительных, составить

алгоритм определения склонения имени существительного; уметь пони-

мать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.

Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие

качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры

труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и

самооценки деятельности.

Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за

выполненную работу.

Задачи : создать условия для наблюдения, сравнения и обобщений нового знания; познакомить с новыми правилами и вывести алгоритм их применения; упражнять в применении новых правил; закреплять знания о склонении существительных; содействовать развитию наблюдательности, внимания, привития интереса к предмету.

Предметные результаты обучения: уметь определять склонения имен существительных.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с

заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстникам; разрешение

конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности; построение ло-

гической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые

виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно

как члена общества, способность к самооценке.

Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4 класс, тетради, карточки с заданиями для самостоятельной работы, таблица на доске.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа

Приемы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися ( побуждение, обращние, похвала)

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.

М.П.С.: литературное чтение, ОЗОМ, физическая культура, связь с жизнью.


Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация

Созданиеситуации успеха

Ребята, у нас урок русского языка. Как у вас настроение?

Запишем: «число», «классная работа», «вторник».

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают в тетрадях: «число», «классная работа».

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать

2.Актуализация

Мотивация

Словарная работа.

- Сегодня из словарных слов,записанных на доске, надо составить предложение, записать его, вставить пропущенные орфограммы.

- Найдите грамматическую основу, объясните постановку запятой.

Составляют и записывают предложение

«Однажды в прекрасную погоду на рябину издалека прилетел воробей, устроился здесь и нарисовал интересную картину»

с комментированием

Коммуникативные:

умение ясно, четко излагать свое мнение,выстраивать речь

3. Постановка учебной задачи и исследование

Создание проблемнойситуации

-Теперь определим склонения имен существительных,но прежде вспомним, какие и.сущ.,относятсяк 1, 2, 3 склонению.

- Посмотрите на доску. Мальчик из нашего класса определил склонения так:

«По земле стелются

клочья тумана»

Правильно ли он сделал?

Ученики повторяют и на доску вывешивают таблички:

1 скл. ж.р.м.р.

2 скл. м.р.

3 скл. ж.р.

Доказывают, объясняют, в чем ошибки и определяют

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже знают и того, что еще не известно.

Познавательные:

постановка и решение проблемы.

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

4. Решение проблемы.

Создание алгоритма действий

- Что же нужно сделать в первую очередь?

На доске:

1. н.ф.

- Затем?

2. род, окончание

И последнее?

3. склонение

- Давайте проверим по учебнику, верно ли вы составили алгоритм своих действий

- поставить имя существительное в начальную форму

в тетрадях.

1. н.ф.

- определить род, окончание.

2. род, окончание

-определить склонение

3.склонение

Учебник стр.150

Проверяют

Делают вывод: алгоритм действий составлен верно.

Регулятивные:

определяют план действий,формулируют алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

выбирают необходимую информацию составляют алгоритм действий; делают вывод.

Коммуникативные:

создают ситуацию для обсуждения;

учатся слушать вопросы и задавать их.

5. Физминутка

1 минута

Один ученик бросает мяч, называя слово: школа. Тот, кто поймал брошенный мяч, отбрасывает его и называет склонение;

1мальчик — 2

дочь — 3

отметка — 1

урок — 2

день — 2

отличница - 1

Личностные:

- снятие утомляемости

- поддержание

эмоционального настроя.

6. Применение нового знания и первичное закрепление.

Применение алгоритма в практическойдеятельности

Учебник У. 177

Введение нового словарного слова «пейзаж»

Слайд № 1.

- Перед вами прекрасный пейзаж Исаака Левитана «Золотая осень»

Тетрадь

1 столбик- коллективно

букет сирени, иней

на ветке, ели,

письмо от дедушки

2 столбик — самостоятельно

капля дождя,

варенье из вишни,

русский пейзаж

Взаимопроверка!

Двое мальчиков читают стихотворение

«Если видишь на картинеНарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш - Обязательно картинаНазывается пейзаж».

Записывают слово «пейзаж» в словарик, ставя ударение и выделяя орфограмму

Словесноерисование

Записывают в тетрадь

береза

вода

листва

облако

небо

солнце

ель

тень

гладь

Устно составляют предложения с этими именами существительными

Регулятивные:

предполагают результат своих действий; употребляют способы взаимопроверки;

Познавательные:

учатся называть су-щественные признаки условий и выбора действий;

учатся анализировать

Личностные:

выражать положительное отношение к процессупознания, проявлять внимание, желание узнать больше;

Коммуникативные:

создавать ситуацию для обсуждения; учатся работать в группе, учатся выражать свои мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Применениенового способа действий, рефлексия достижения цели

Записать текст под диктовку, определить склонение имен существительных.

Слайд № 2 (текст)

Под диктовку:

«Нам открывается чудесный пейзаж. Природа дала осени особую красоту. На каждой березке и осинке нарядное платье. В хвойном лесу до поздней осени не спит красавица ель».

Самопроверка, самооценка

Регулятивные:

Умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат

самопроверка.

Познавательные:

выделение необходимой информа-ции; умение анализи-, ровать умение действовать по наработанному алго-ритму

Личностные:

готовность к сотруд-ничеству, оценивание усваиваемого материала;

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками, уме-ние выражать свои мысли.

8. Рефлексия

Применение нового знания, умение осмысливать свои достижения.

- С какой задачей встретились?

- Решили ли учебную задачу?

- Возьмите карточку, найдите правильный ответ

Понравился ли вам урок?

Определять склонение имен существительных по алгоритму.

Работают по карточкам

Проверка.

Регулятивные:

осуществляют итоговый контроль; находят рациональный способ проверки.

Личностные:

оценивают собственную

 учебную деятельность, свои достижения, сте-пень  самостоятельно-сти.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимо-действие с учителем

- проявление актив-ности в деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

Презентация по теме"Определение типа склонения имён существительных" 4 класс

Данная презентация по теме "Определение типа склонения имён существительных" может быть использована на уроках русского языка по любой программе для 3-4 класса.  Подобран развивающий в данной обл...

Русския язык. "Три типа склонения имен существительных"

Урок - исследование.    Дать учащимся понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе,познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию...

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Типы склонения имени существительного

1. Личностные цели:– формирование способности к самоучению, саморазвитию;– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыс...