Рабочая программа по русскому языку в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф.Виноградовой.
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме

Шмакова Оксана Юрьевна

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе по  УМК  "Начальная школа XXI века" Н.Ф. Виноградовой содержит пояснительную записку, в которой представлены цели, структура, результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета,  приложения к программе в виде текущих и итоговых контрольных диктантов, контрольных работ, тестов, изложений.

пр

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc531 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/_С.В.Корзун_/


Протокол № _1_

от «__» сентября___2013г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ № 8 г.Петровска»:

Фомина Т.В. /______________/


 «__»_сентября__2013_г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №  8 г. Петровска Саратовской области»:

Морозова Н.Г./______________/


Приказ № _ от «»сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по__русскому языку, 4 класс___

Предмет, класс и т.п.

__Шмаковой Оксаны Юрьевны, высшая квалификационная категория___

Ф.И.О., категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«__» сентября_2013 г.

г. Петровск

2013 -  2014  учебный год

                                      Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

     Курс  русского  языка  4  класса  построен  на  общей  научно – методической  основе,  реализующей  принцип  комплексного  развития  личности  младшего  школьника и  позволяющей  организовать  целенаправленную  работу  по  формированию  у  учащихся  важнейших  элементов  учебной  деятельности.  

  Содержательные линии предмета:

  1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
  2. «Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
  3. «Развитие речи»

   Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:

сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к

 изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения  предметных целей изучения русского языка  — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека.  Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.  

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

 грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения  полученных знаний;

 навык грамотного письма  формируется только при  регулярном выполнении заданий и  упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

 разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя,  но  и  на самоконтроль ученика;

 научить правильной речи  — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.  

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления  учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с  тем, как устроен  язык, на котором они  говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.

 Основные задачи организации учебной  деятельности для реализации этой цели  —

нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого

уровня

 — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их

классификация и сравнение.

 При этом важнейшим условием успешного решения поставленных  задач  является  следование  закономерностям  науки  о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.  

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

   «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять

письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

  «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что это т

язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира

характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того,

русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной

язык русского народа».

Структура курса.  Изучение русского языка в начальной школе  представляет собой первый этап системы лингвистического образования и  речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка  заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами,   особенно с литературным  чтением.  Эти  два  предмета  представляют  собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка  сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский  язык».  Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего  образования обусловлено тем, что русский язык является государственным  языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.  

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное  эмоционально-ценностное  отношение  к  русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,  средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

 

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;  понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:  умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;  

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;  умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;  способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Срок реализации программы – 1 год

Тематическое планирование по  русскому языку

        

Класс    4 в   Учитель  Шмакова Оксана Юрьевна            

Количество часов на год: всего 136  ; в неделю __4____________

        

Плановых контрольных работ : 1 четверть __________4________________

                                                       2 четверть __________4________________

                                                       3 четверть __________4________________

                                                       4 четверть __________3________________

Административных контрольных работ____2_________________________

Планирование составлено на основе сборника программ, созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Программа начальной школы «Русский язык» С. В. Иванов.

Сборник программ. Москва.: Вентана-Граф, 2009


         /указать документ/

Учебник

 «Русский  язык» 4 класс в 2-х частях . С.И.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, Вентана-Граф, 2011.

______________________________________________________________

                                         /название, автор, издательство, год издания/

I четверть  - 32ч.

№ п/п

                    Раздел

                         Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемая

Факти-ческая

1.

Текст («Развитие речи»);

Фонетика («Как устроен наш язык»)

Повторение. Пишем письма.

Повторяем фонетику и словообразование.

1

2.09.

2-3.

«Правописание»

Вспоминаем изученные орфограммы.

2

3.09.

4.09.

4.

«Правописание»

Контрольный диктант «Правописание»

1

5.09.Четверг

5.

Текст («Развитие речи»)

Анализ контрольного диктанта. Работа на ошибками по теме «Правописание». Повторение. Пишем письма.

1

9.09.

6.

Имя существительное «Как устроен наш язык»

Повторяем признаки имени существительного.

1

10.09.

7.

Имя существительное «Правописание»

Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения.

1

11.09

8.

Имя существительное «Правописание»

Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения.

1

12.09.

9.

Имя существительное «Правописание»

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения.

1

16.09.

10.

Текст («Развитие речи»)

Пишем письма.

1

17.09.

11-12.

Имя существительное «Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени существительного.

2

18.09.

19.09.

13.

«Правописание»

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1

23.09.

14.

Текст («Развитие речи»)

Текст.

1

24.09.

15.

Имя прилагательное «Как устроен наш язык»

Повторяем признаки имени прилагательного.

1

25.09.

16.

 «Правописание»

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

1

26.09.

17.

Имя прилагательное «Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

30.09.

18.

«Как устроен наш язык»

Контрольная работа «Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного».

1

1.10.вторник

19.

Текст («Развитие речи»); «Правописание»

Работа над ошибками по теме «Повторение фонетики, словообразования, морфологии». Текст.

Буквы о-ё после шипящих и ц.

    1

2.10.

20.

«Правописание»

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

1

3.10.

21.

Местоимение «Как устроен наш язык»

Повторяем местоимение.

1

7.10.

22.

Приставка «Правописание»

Орфограммы приставок.

1

8.10.

23.

«Правописание»

Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.

1

9.10.

24.

«Развитие речи»

Изложение.

1

10.10.Четверг

25.

Синтаксис. («Как устроен наш язык»).

Разбор по членам предложения.

1

14.10.

26-27.

Синтаксис. («Как устроен наш язык»).

Синтаксический разбор предложения.

2

15.10.

16.10.

28-29.

«Правописание»

Знаки препинания при однородных членах.

2

17.10.

21.10.

30.

Синтаксис. («Как устроен наш язык»).

Синтаксический разбор предложения.

1

22.10.

31.

«Правописание», «Как устроен наш язык»

Контрольный диктант «Повторение изученных орфограмм».

1

23.10.Среда

32.

Развитие речи

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Повторение изученных орфограмм».

Текст.

1

24.10.

Отметка о прохождении программы:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                   

                                                        II четверть  - 32ч.

№ п/п

                    Раздел

                         Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемая

Факти-ческая

33.

Глагол «Как устроен наш язык»

Глагол.

    1

       5.        11.

34.

Глагол «Как устроен наш язык»

Глагол как часть речи.

1

  5.11.

35.

«Правописание»

Правописание приставок в глаголах.

1

  6.11.

36.

«Правописание»

Правописание не с глаголами.

1

 7.11.

37.

Глагол «Как устроен наш язык»

Вид глагола.

1

11.11.

38.

Текст («Развитие речи»)

Изложение.

1

12.11. вторник

39.

Глагол «Как устроен наш язык»

Начальная форма глагола.

1

13.11.

40.

Глагол «Как устроен наш язык»

Личные формы глагола.

1

14.11.

41.

Глагол «Как устроен наш язык»

Лицо и число глаголов.

1

18.11.

42-43.

«Правописание»

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

2

19.11.

20.11.

44.

Текст («Развитие речи»)

Текст.

1

21.11.

45.

«Правописание»

Правописание ться и тся в глаголах.

25.11.

46.

Глагол «Как устроен наш язык»

Контрольная работа «Глагол как часть речи (вид, начальная форма, личные формы, лицо, число)».

1

26.11.вторник

47.

«Правописание»

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Глагол как часть речи».

Правописание ться и тся в глаголах.

1

27.11.

48

Текст («Развитие речи»)

Глагол «Как устроен наш язык»

Текст.

Спряжение глаголов.

1

28.12.

49, 50.

Глагол «Как устроен наш язык»

Спряжение глаголов.

2

2.12.

3.12.

51.

«Правописание»

Контрольный диктант «Ь после шипящих в глаголах, ться и тся в глаголах».

1

4.12.Среда

52.

«Правописание»

Работа над ошибками «Ь после шипящих в глаголах, ться и тся в глаголах». Правописание глаголов.

1

5.12.

53, 54, 55, 56.

«Правописание»

Правописание безударных окончаний глаголов.

     4

9.12.

10.12.

11.12.

11.12.

57.

Текст («Развитие речи») «Правописание»

Текст.

Правописание глаголов.

1

16.12.

58-

59.

«Правописание»

Правописание глаголов.

2

17.12.

18.12.

60.

«Правописание»

Итоговый контрольный диктант за I полугодие «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса».

    1

19.12.Четверг

61.

Глагол «Как устроен наш язык»

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса». Настоящее время глагола.

1

23.12.

62.

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов.

1

24.12.

63- 64.

Глагол «Как устроен наш язык»

           Прошедшее время глагола.

    2

25.12.

26.12.

Отметка о прохождении программы:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III четверть  - 40ч.

№ п/п

                    Раздел

                         Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемая

Факти-ческая

65.

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов.

    1

     13.01.

66.

Глагол «Как устроен наш язык»

Будущее время глагола.

1

14.01.

67.

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов.

1

15.01.

68.

Глагол «Как устроен наш язык»

Текст («Развитие речи»)

Изменение глаголов по временам.

Текст.

1

16.01.

69.

Глагол «Как устроен наш язык»

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

20.01.

70.

Глагол «Как устроен наш язык»

Контрольная работа «Время глагола».

1

21.01.Вторник

71.

Глагол «Как устроен наш язык»

Условное наклонение глагола.

1

22.01.

72-73.

«Правописание»

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

2

23.01.

27.01.

74.

Текст («Развитие речи»)

Глагол «Как устроен наш язык»

Текст.

Повелительное наклонение глагола.

1

28.01.

75.

Глагол «Как устроен наш язык»

Повелительное наклонение глагола.

1

29.01.

76.

Текст («Развитие речи»)

Изложение.

1

30.01.Четверг

77.

Глагол «Как устроен наш язык»

Словообразование глаголов.

1

3.02.

78.

Текст («Развитие речи»)

Текст.

1

3.02.

79-80.

Глагол «Как устроен наш язык»

Глагол в предложении.

2

4.02.

5.02.

81-82.

«Правописание»

Правописание глаголов.

2

6.02.

10.02.

83.

Текст («Развитие речи»)

Текст.

1

11.02.

84.

Глагол «Как устроен наш язык»

Морфологический разбор глагола.

1

12.02.

85.

«Правописание»

Диктант «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов».

   1

13.02. Четверг

86.

«Правописание»

Глагол «Как устроен наш язык»

Работа над ошибками по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов». Повторение.

1

17.02.

87,

88, 89.

Наречие «Как устроен наш язык»

Наречие.

3

18.02

19.02

19.02.

90.

Наречие «Как устроен наш язык» Текст («Развитие речи»)

Как образуются наречия.

Текст.

1

20.02.

 91-        

 92.

«Правописание»

Правописание гласных на конце наречий.

2

25.02.

26.02.

 93.

«Правописание»

Морфологический разбор наречий.

1

27.02.

 94.

Наречие «Как устроен наш язык»

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

1

3.03

 95.

«Правописание»

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1

4.03.

 96.

«Правописание»

Текст («Развитие речи»)

Мягкий знак на конце слов после шипящих. Текст.

1

5.03.

 97.

Числительное «Как устроен наш язык»

Имя числительное.

1

6.03.

98.

Числительное «Как устроен наш язык» Текст («Развитие речи»)

Имя числительное.

Текст.

1

11.03.

99.

«Правописание»

Тест «Орфограммы, изученные в III четверти».

1

12.03. Среда

100.

Числительное «Как устроен наш язык»

Работа над ошибками по теме «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих». Изменение имен числительных.

1

13.03.

101.

«Правописание»

Слитное и раздельное написание числительных.

1

17.03.

102.

«Правописание»

Правописание мягкого знака в числительных.

1

18.03.

103.

«Правописание»

Правописание числительных.

1

19.03.

104.

«Правописание»

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

1

20.03.

Отметка о прохождении программы:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV четверть  - 32ч

№ п/п

                    Раздел

                         Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемая

Факти-ческая

105.

Словосочетание «Как устроен наш язык»

Связь слов в предложении. Словосочетание.

    1

      1.04.

106.

Словосочетание «Как устроен наш язык»

Словосочетание.

1

2.04.

107.

Словосочетание «Как устроен наш язык»

Слово. Словосочетание. Предложение.

1

3.04.

108.

Текст («Развитие речи»)

Текст.

1

7.04.

109.

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

1

8.04.

110.

Словосочетание «Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Согласование.

1

9.04.

111.

Текст («Развитие речи»)

Итоговое изложение.

1

10.04.

112.

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

1

14.04.

113.

Словосочетание «Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Управление.

1

15.04.

114.

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

1

16.04.

115.

Словосочетание «Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

1

17.04.

116.

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

1

21.04.

117.

Словосочетание «Как устроен наш язык»

Словосочетание в предложении.

1

22.04.

118.

«Правописание»

Диктант «Правописание слов в словосочетаниях».  Мониторинг?

1

23.04.Среда

119.

Синтаксис. («Как устроен наш язык»).

Работа над ошибками по теме «Правописание слов в словосочетаниях». Сложное предложение.

1


24.04.

120.

Синтаксис. («Как устроен наш язык»).

Как связаны части сложносочиненного предложения.

1

28.04.

121.

«Правописание»

Знаки препинания в сложном предложении.

1

29.04.

122.

 «Правописание»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

30.04.

123.

Синтаксис. («Как устроен наш язык»).

Как связаны части сложноподчиненного предложения.

1

5.05.

124.

Синтаксис. («Как устроен наш язык»).

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.

1

6.05.

125,126.

 «Правописание»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

7.05.

8.05.

127.

 «Правописание»

Сложное предложение.

1

12.05.

128.

 «Правописание»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

13.05.

129.

 «Правописание»

Итоговый контрольный диктант «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах».

1

14.05.Среда

130.

Текст («Развитие речи»)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах». Текст.

1

15.05.

131.

Текст («Развитие речи»)

Текст.

1

19.05.

132.

Текст («Развитие речи»)

Текст.

1

20.05.

133.

Текст («Развитие речи»)

Текст.

1

21.05.

134,

135,

136.

Резерв «Правописание»

Повторение.

3

22.05.

26.05.

27.05.

Отметка о прохождении программы:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебно-тематический план по русскому языку

Тема раздела

Количество часов

1.

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)

1. Фонетика

2. Состав слова

3.Синтаксис

4. Морфология


54 ч.



1 ч

15 ч

37 ч

2.

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

57ч.

3.

Развитие речи

   

21 ч

4.

Резервное время

4 ч

Итого

136ч.

Содержание программы.

«Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) (54 часа)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)

Состав слова. Повторение изученного  на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (4 ч)

    Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам  в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч)

   Наречие как часть речи. (5 ч)

   Имя числительное: общее значение. (3 ч)

Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)

Словосочетание. (7ч)

Сложное предложение. (4ч)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (57 ч.)

    Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.

    Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

    Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи» (21 ч.)

   Совершенствование речевых умений.

       Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами  сочинения;   сочинения - повествования,  сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

      Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Резервные уроки – 4 часа.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4  класса:

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

  1. изученные части речи;
  2. значимые части слова;

различать, сравнивать:

  1. буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и  безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  2. имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  3. предлог и приставку;
  4. корень, приставку, суффикс, окончание;
  5. главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

  1. простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

  1. виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

  1. выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом

предложении);

  1. пользоваться словарями;
  2. использовать алфавит при работе со словарём.

Блок «Правописание»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  1. писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими

изученными правилами правописания:

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- звонкие и глухие согласные  в корнях;

- непроизносимые согласные;

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;

- удвоенные согласные;

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные   гласные,

не проверяемые ударением;

- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после

шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

- не с глаголами;

- безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- словарные слова, определенные программой;

- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный

знаки); запятая между однородными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  1. отвечать на вопросы к тексту;
  2. делить текст на смысловые части и составлять простой план.

                     Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвертый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Гаф, 2012.
  4. Романова В.Ю., Петленко Л.В. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения– М.: Вентана-Граф, 2011.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
  6. Словообразовательный словарь русского языка для школьников – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2007.

Для ученика:

  1. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2011.
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради №1, №2. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  4. Крючков С.Е., Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
  6. Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
  7. Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005

Оснащение кабинета учебным оборудованием

Телевизор Rolsen 2970T (диагональ 72 см)

Слайд-проектор Braun Photo Technik Novamat

Оверхед-проектор Braun Photo Technik Paxilux

DVD-комбо Samsung DVD-V7600K

Ноутбук

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор INFOCUS

Комплект цифр, букв и знаков для нач. школы с магнит.креплением

                                          Список литературы

 1.Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ

педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.

      2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Министерство образования РФ.

      3.Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.

      4.Сборник программ «Начальная школа XXI века». Москва.: Вентана-Граф, 2010

                               Приложение к программе

I четверть

Контрольный диктант (входной контроль).

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.    

(68 слов)

                      Орфографическое задание

                                                                I вариант

        1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

в кроват... — в кроватк...

о мам... — о матер...

для мышк... — для мыш...

об отц... — о пап...

  1. Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 11 предложению)

II вариант

        1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

к ел… - к ёлк…

в печк… - в печ…

о дочк… - о дочер…

о дед… - о дедушк…

  1. Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 7 предложению

Контрольная работа «Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного».

I вариант.

1. Сделай фонетический разбор слова олень.


2. Запиши слова в порядке представления схем:


1)


2)        


3)        

скворушка, подснежник, солнце.


3. Подбери три слова, которые соответствуют модели. В скобках укажи способ образования каждого слова.


    ёж  ...

 

4.Выполни морфологический разбор выделенного слова.

               Узкая тропинка привела нас к реке.


5.Найди и выпиши из текста слово, которому можно дать такую характеристику:

    имя прилагательное, качественное, в полной форме, в Р.п., в ед.ч., в м.р.


      Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи ещё не коснулись вершин тёмных елей.


6.(дополнительное) Прочитай текст, выпиши имена прилагательные во множественном числе.


    Вот и промчалось знойное лето. Пришла на землю осень и принесла с собой подарки. Под молодыми ёлочками можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни усыпаны опятами. Моховое болото угощает спелой клюквой. Дни стоят тёплые. Небо высокое и прозрачное. Смолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

II вариант.

1. Сделай фонетический разбор слова маяк.


2. Запиши слова в порядке представления схем:


1)


2)        


3)        

настенный, карандаш, кисточка.


3. Подбери три слова, которые соответствуют модели. В скобках укажи способ образования каждого слова.


        при …   н   ый

 

4.Выполни морфологический разбор выделенного слова.

               Мы увидели на крыльце котёнка.


5.Найди и выпиши из текста слово, которому можно дать такую характеристику:

    имя прилагательное, качественное, в полной форме, в Р.п., во множественном числе.


      Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи ещё не коснулись вершин тёмных елей.


6.(дополнительное) Прочитай текст, выпиши имена прилагательные среднего рода.


    Вот и промчалось знойное лето. Пришла на землю осень и принесла с собой подарки. Под молодыми ёлочками можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни усыпаны опятами. Моховое болото угощает спелой клюквой. Дни стоят тёплые. Небо высокое и прозрачное. Смолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

                             

                               Итоговый контрольный  диктант за I четверть

                                                               Ночная радуга.

         Однажды я ночью увидел радугу!

         В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошёл сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

         Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

         Я не спал и любовался светящейся в темноте ночной радугой.

                                                                                            (По В.Баталову)

                                                                                                  (70 слов)

Слово для справки: молочно-белая.

Примечание. Обратите внимание учащихся на раздельное написание частицы не со словом цветная.

   

                                                Грамматическое задание.

                                                             I вариант.

1.Выполни синтаксический разбор 4 предложения: Пошёл сильный дождь.

2.Выполни морфологический разбор слова у костра.

                                                            II вариант.

1.Выполни синтаксический разбор 5 предложения: Мы спрятались в шалаш.

2.Выполни морфологический разбор слова над рекой.

II четверть

                                                           Изложение (текущее).

                                                               Карабасик.

            У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотка привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.

            Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она притащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял, рвался к Мотьке.

             Тогда Мотька схватила одного котенка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.

             Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь вместе.

                                                                                                     (По С. Федину).

Контрольная работа «Глагол как часть речи (вид, начальная форма, личные формы, лицо, число)».

I вариант.

1. Подбери к данным словам противоположные по значению глаголы.

   чернеть -….

   находить -…

2.Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.

       На день рождения папа (дарил, подарок) мне самокат.

        Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0.

       Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.


  1. К данным словам подбери однокоренные

глаголы в начальной форме и запиши их.

                Игра, соль, мечта

 

Образец: обед – обедать.


  1. Выпиши глаголы в начальной форме.


Отметь суффиксы –ть,   -ти,     -  чь.

 Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь.


5.Выпиши из предложений глаголы в два

столбика: в ед.ч., во мн.ч.

Самолёт летит. Деревья растут. Корабль

плывет. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.


         6.(дополнительное) Выпиши предложения с глаголами 1-го лица. Отметь личные окончания.

Друзья отправились в путь.

Я рисую пейзаж.

Водитель объявил остановку.

Идёшь по лесу и радуешься весне.

После уроков мы обедаем, гуляем, играем.

Сестра печёт вкусный пирог.

Приходите в воскресенье в гости.

II вариант.

1. Подбери к глаголам антонимы.

   радовать-….

   проснуться-…


2.Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.

       На день рождения папа (дарил, подарок) мне самокат.

        Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0.

       Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.


3.К данным словам подбери однокоренные

глаголы в начальной форме и запиши их.

                Встреча, победа, светлый.

 

Образец: обед – обедать.


4.Выпиши глаголы в личной форме.

Отметь суффиксы окончания.

Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь.


5.Запиши предложения, заменив

  множественное число глаголов единственным.

Самолёт летит. Деревья растут. Корабль

плывет. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.


         6.(дополнительное) Выпиши предложения с глаголами 3-го лица. Отметь личные окончания.

Друзья отправились в путь.

Я рисую пейзаж.

Водитель объявил остановку.

Идёшь по лесу и радуешься весне.

После уроков мы обедаем, гуляем, играем.

Сестра печёт вкусный пирог.

Приходите в воскресенье в гости.

 

Контрольный диктант «Ь после шипящих в глаголах, ться и тся в глаголах».

Ночь в лесу.

      Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.

      Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зелёные огоньки светлячков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.

       Скоро проснуться птицы. Вот первый луч солнца робко крадется из-за туч.

 (По Соколову – Микитову)

                                (73 слова)

Примечание. Выделенные места чётко проговариваются учителем.

Орфографическое задание.

I вариант.

   1.Спиши, вставь, где это необходимо, мягкий знак.

 Береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, колюч…, вещ…, стоиш…, могуч… .

   2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», определи их род, склонение и падеж.

II вариант.

  1. Сделай буквенную запись слов.

любит купа[ца], учится кувырка[ца], низко нагибае[ца], редко улыбае[ца], хочет познакоми[ца].


  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой

«Безударные падежные окончания  имён существительных», определи их склонение и падеж, отметь окончания.

Итоговый контрольный диктант за I полугодие «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса».

Ёжик.

          По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

           Днем и ночью таскает ёж в норку листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.

(По Соколову-Микитову)

(75 слов)

Слова для справок: добыча, логово, никто.

Орфографическое задание.

I вариант.

      1.Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.

Тян…м, корм…м, вар…м, зна…м, пиш…м, смотр…м, ход…м, стира…м.

      2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».

II вариант.

  1. Поставь глаголы в форму 2-го лица,

единственного числа. Запиши слова парами. Отметь окончания.

Варить, вертеть, начинать, читать.

Образец: желать – желаешь.

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак».

                                 

                                                    III четверть

                                Контрольная работа «Время глагола».

I вариант.

1. Выпиши глаголы в форме настоящего

времени.  
Поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем        '

2. Запиши только те глаголы, от которых можно образовать формы настоящего времени.

скрипеть, заплыть, лететь, помирить, рубить, наговорить

3. Выпиши глаголы в форме прошедшего времени. Определи их род и число.

К нам пришла весна. Засияло небо. Зазвенели ручейки. Загудели шмели. Выросла трава. Поют птицы.


4. Распредели глаголы в три столбика по временам.

Танцевала, рисуем, держали, буду играть, выльем, мяукает

5. Проверь, верно ли указано время глаголов. Письменно исправь ошибки.

плывёт (прош. вр.), построили (прош. вр.), смотрят (наст, вр.), будут петь (наст, вр.), мечтаю (буд. вр.), увижу (буд. вр.), потеряли (наст. вр.).

   6 (дополнительное). Из текста выпиши все глаголы, укажи их время.

По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек.

От лёгкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей.

Всё лето будут цвести эти милые цветы.

II вариант.

1. Выпиши глаголы в форме настоящего времени. Отметь личные окончания. В скобках запиши вид и лицо глаголов.

Поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем

2. Закончи предложения глаголами в форме прошедшего времени. В скобках запиши число и род глаголов.

Девочка игра... . Яблоня рос... . Небо сия... .

Молния сверка.... Облако плы.... Шары лета.... Ручей журча....

3. Выпиши только те глаголы, которые не имеют форм настоящего времени. Определи их вид.

Скрипеть, заплыть, лететь, помирить, рубить, наговорить

4.Выбери из скобок глаголы в нужной форме и запиши предложения.

    Папа недавно (подарит, подарил) Серёже

аквариум с рыбками.

    Мишка всё воскресенье (выучит, учил)

стихотворение.

     Возле самого дома (росли, вырастут) старые липы.

    Завтра вечером мы (ходим, пойдём) в цирк.

5. Глаголы объединены в группы по временам. Спиши группы слов, исключив «лишнее» слово.

1) работает, закроем, пишут, копают        

2) мыли, сажала, узнает, дрожал        и   \а •

3) узнаем, буду спать, построю, унесли

6 (дополнительное). Запиши второе предложение текста, поставив глаголы в форме настоящего времени. Отметь личные окончания.

По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек.

От лёгкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей.

Всё лето будут цвести эти милые цветы.

                           

                             Изложение.

                          Друг детства

В детстве я мечтал стать боксёром. Я попросил родителей купить мне боксёрскую грушу. Но папа, даже слушать меня не захотел. Мама увидела, что я расстроился, придумала вот что.

Она вытащила из-под дивана корзину со старыми игрушками и достала оттуда здорового плюшевого мишку Мишка был тугой, хороший. Ничем не хуже боксёрской груши.

     Я сначала очень обрадовался. А потом посмотрел на мишку м вспомнил,  как я с ним ни на минуту не расставался, кормил его с ложечки кашей, спать с собой укладывал. Я очень любил его тогда. Вот он сидит передо мной и улыбается. А я хочу тренировать об него силу удара. Слёзы навернулись мне на глаза. И я решил, что никогда не буду боксёром.

                                                                         (По В. Драгунскому)

Диктант «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов».

Рассвет в лесу

Кончилась летняя, тёплая ночь*. Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка.

Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка. Растает туман над поляной.

Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.

(75 слов)

Слова для справок: ранний, токовать, разбойница-рысь.

Примечание. Знаки препинания в предпоследнем предложении оговариваются учителем. * Запятую можно не ставить.

            Орфографическое задание

                                   I вариант

1. Запиши слова в два столбика:

1) слова, в которых нужно писать ь на конце;

2) слова, в которых ь писать не нужно.

испеч..., чертёж..., хорош..., не плач..., придумает...,

много задач..., глуш..., дремуч...

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». Отметь в словах окончания, определи спряжение.

                         

                         II вариант

1. Запиши слова в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, отметь окончания глаголов.

крас...м, слуша...м, приглаша...м, пил...м, боле...м, не обид...м, гуля...м, прос...м

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени», отметь в словах окончания.

Тест «Орфограммы, изученные в III четверти».

I вариант.

1.Отметь «х» все сочетания слов с пропущенной буквой а.

              1.      распустил…сь сирень

          2.      дверь приоткрыл…сь

          3.      пламя вспыхнол…

          4.      наступил… утро

          5.      девочка испугал…сь  

2. Отметь «х» все глаголы, в которых пропущена буква е.

              1.      держ…м

          2.     жале…м

          3.     друж…м

          4.     кида…шь

          5.     гон…м

3. Отметь «х» все слова с ошибкой.

              1.      увидить

          2.      лаять

          3.      красеть

          4.      покупаешь

          5.      помним

4. Отметь «х» все приставки, с которыми в наречиях на конце пишется о.

              1.      из-

          2.     на-

          3.     до-

          4.     за-

          5.     в-

5. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой а.

              1.      досыт…

          2.     исправн…  

          3.     изредк…

          4.     направ…

          5.     снов…

6. Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется…

              1.      в кратких именах прилагательных

          2.     у существительных 3-го склонения

          3.     у существительных мужского рода 1-го склонения

          4.     у глаголов 2-го лица, единственного числа

          5.     на конце наречий

7. Отметь «х» все слова, на конце которых нужно писать ь.

              1.      борщ…

          2.      напроч…

          3.      невтерпёж…

          4.      трескуч…

          5.      мспеч…

8. Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.

              1.      сто(шесть)

          2.      пять(десят)

          3.      восем(надцать)

          4.      восемьдесят(пять)

          5.      тридцать(два)

9. Отметь «х» все числительные, в которых пропущен ь.

              1.      пят…надцать

          2.      девят…сот

          3.      пят…

          4.      шест…десят

          5.      шест…надцать

10. Отметь «х» все слова с ошибкой.

              1.      к двадцатому числу

          2.      нет пятого урока

          3.      одиннадцатого мая

          4.      с четвёртай попытки

          5.      около пятого подъезда

11. Отметь «х» все слова с разделительным ь.

              1.      копья

          2.      огоньки

          3.      соловьи

          4.      пятьдесят

          5.      вьются

12. Отметь «х» все слова с пропущенным ь.

              1.      кон…чик

          2.     сем…сот

          3.     улыбаеш...ся

          4.     пейзаж…

          5.      настеж…

13. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква е.

              1.      р…волюция

          2.      с…крет

          3.      эк…паж

          4.      ф…д…рация

          5.      ф…олетовый

14. Отметь «х» все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.

              1.      В конце мая появляются первые грибы сморчки и строчки.

          2.      Бобр вынырнул из воды, начал отряхиваться, причёсываться.

          3.      Мы очень торопились но так и не успели засветло добраться до города.

          4.      Густой туман лежал над чёрными прудами, над лугами и озёрами.

          5.      Мы не шли, а тихо брели по узким улочкам.

             

   

II вариант.

1.Отметь «х» все сочетания слов с пропущенной буквой о.

              1.      боль отступил…

          2.      солнце скрыл…сь

          3.      озеро замёрзл…

          4.      туча приближал…сь

          5.      облако растаял…

2. Отметь «х» все глаголы, в которых пропущена буква и.

              1.      терп…м

          2.     увид…ть

          3.     гон…шь

          4.     жала…м

          5.     мечта…шь

3. Отметь «х» все слова с ошибкой.

              1.      приходит

          2.      зависем

          3.      называешь

          4.      ставим

          5.      ездешь

4. Отметь «х» все приставки, с которыми в наречиях на конце пишется а.

              1.      из-

          2.     с-

          3.     на-

          4.     до-

          5.     в-

5. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой о.

              1.      направ…

          2.     дословн…

          3.     дочист…

          4.     справ…

          5.     засветл…

6. Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется…

              1.      у существительных 3-го склонения

          2.     у существительных женского рода 1-го склонения в родительном падеже

          3.     у глаголов в неопределенной форме

          4.     на конце наречий  

          5.     в кратких именах прилагательных

7. Отметь «х» все слова, на конце которых ь не пишется.

              1.      проч…

          2.      замуж…

          3.      рисуеш…

          4.      пригож…

          5.      лож…

8. Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.

              1.      сто(восемь)

          2.      восемь(десят)

          3.      сорок(пять)

          4.      шест(надцать)

          5.      двести(десять)

9. Отметь «х» все числительные, в которых пропущен ь.

              1.      восем…десят

          2.      сем…сот

          3.      сем…надцать

          4.      сем…

          5.      восем…надцать

10. Отметь «х» все слова с ошибкой.

              1.      на четвёртом этаже

          2.     нет десятого игрока

          3.      до девятаго класса

          4.      к первай учительнице

          5.      на пятом уроке

11. Отметь «х» все слова с ь, обозначающим мягкость согласных.

              1.      семьсот

          2.     мыть

          3.     знаешь

          4.     мышь

          5.     камень

12. Отметь «х» все слова с пропущенным ь.

              1.      пят…сот

          2.     камен…щик

          3.     чертёж

          4.     умывеш…ся

          5.     вскач…

13. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква о.

              1.      р…йон

          2.     с…всем

          3.     ар…мат

          4.     пр…вительство

          5.     х…зяин

14. Отметь «х» все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.

              1.      На заре звонко поют лесные птицы зяблики, пеночки, славки.

          2.      Ветер набрасывал листья на стол, на пол, на книги.

          3.    Кленовый лист вздрогнул, на мгновение замер и медленно полетел к моим ногам.

          4.      Птица пела негромко но очень выразительно.

          5.      Берёзы вспыхивали, пламенели и гасли за серой пеленой дождя.

             

IV четверть

Итоговое изложение.

          Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.

В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(По К. Паустовскому)

Примечание. Перед написанием изложения целесообразно провести следующую подготовительную работу.

1. Ответить на вопросы.

1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?

2. Как относится рассказчик к поступку героя?

   С каким настроением рассказывает старик сказку?

3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?

4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?        

2. Составить примерный план.

1. Первый выстрел.

 2. Как было раньше.

3. Загрустила земля.    

3. Предупредить возможные лексико-орфографи-ческие затруднения.

1. Объяснить смысл выражений:

         ударил из обоих стволов;  никуда не подавался;  крепко беречь.

     

      2. Обратить внимание на строение предложений.

А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

      Убил человек первую птицу — и загрустила земля.      
      Выходит, что мы себе навредили.        
   
А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

           3.Обратить внимание на правописание следующих слов.

Сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь

4. Выбрать из текста опорные слова и выражения

(записать на доске или в черновики):

      1) сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались  листья;

2) птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;

3) загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.

Диктант «Правописание слов в словосочетаниях».

        Зимою и летом, осенью и весной хорош русский лес. Гуляешь по прохладному летнему лесу и не налюбуешься.

            Поспевает в середине лета лесная малина. На полянах зреет душистая земляника. Около болот краснеет брусника.

            Идёшь по лесу и хорошенько приглядываешься. Вон под густыми елями прячутся крепкие боровики. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок и аккуратно положишь находочку в корзинку. Вон  широким хороводом стоят на поляне  красные мухоморы.

            Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда окроются вам все лесные тайны и чудеса.

(80 слов)

Орфографическое   задание

                                 I вариант

1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

2. Спиши, вставь пропущенные буквы

Став…ть,  издавн...,  сильно   расстраиват...ся,   плава... м.  на ствол...   ел...

                                     II вариант

1. Выпиши из текста диктанта три слова с  орфограммой «Безударные окончания глаголов». 

2. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Езд…ть, быстро приближат…ся, готов…м, изредк…, на обложк… книг…

Итоговый контрольный диктант

«Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах».

                                   Бабочки на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.

(81 слово)

Слова для справок: вверх, обратно.        

                             Орфографическое задание        

                                                               I вариант        

1. Выпиши из текста диктанта три слова, с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова.

2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

                             в доме, у мыши, по тропинке, на пристани

                                                II вариант

1. Выпиши из текста диктанта три  слова с орфограммой в приставке, отметь приставку в словах.

2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

         Подъезд, объявление, подъехал, объезд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.1 класс.УМК перспективная начальная школа.

Рабочая программа по русскому языку для первого класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....

Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)

Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом   РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".Структура программы по русскому языку включает в себя...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку(письму) для 2 класса МБОУ «Гимназия № 45» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".

Рабочая программа по русскому языку для1 класса УМК "Перспективная начальная школа" состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического планирования, требований к уровню подг...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по русскому языку (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

Материал содержит пояснительную записку и развёрнутый календарно-тематический план с УУД...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Перспективная начальная школа

Соответствует ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Перспективная начальная школа...