Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_garshin.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России»)
Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Учитель: Компанеец Е.В.
Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного произведения.
Задачи:
- учить вдумчивому осознанному чтению;
- учить находить в тексте ответы на вопросы;
- развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;
- развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
- развивать связную речь, умение давать полные ответы;
- расширять словарный запас;
- способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма –приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного произведения.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия» картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии).
Ход урока
- Орг. момент (слайд №1).
Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»
( ЧИТАЕТ УЧЕНИК ПОД МУЗЫКУ) Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.( СЛАЙД №2)
- Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке? (слайд № 3).
- Сообщение темы урока.
УЧИТЕЛЬ Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». (слайд № 4)
-Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? УЧЕНИУК(жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…)
Как вы думаете на какие вопросы мы сегодня должны ответить? (слайд № 5)
ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ.1. Разгадать загадку заголовка. 2. О чём заставляет задуматься это произведение?
Дети читают: Мир жабы злобен и коварен; нам предстояло весь его раскрыть,
А роза, милое создание, она сотворена любить.
Задача нашего урока - добро и зло разоблачить.слайд № 6
УЧИТЕЛЬ: Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.
- Работа по теме урока.
УЧИТЕЛЬ - Вспомните героев сказки. Назовите их. (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася) (слайд № 7)
УЧИТЕЛЬ - Где происходили события? (В цветнике). (слайд №7)
УЧИТЕЛЬ - Найдите описание цветника.
УЧИТЕЛЬ Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили?ДЕТИ (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)
УЧИТЕЛЬ - Чей это был цветник?
УЧИТЕЛЬ - Почему он был так запущен? (Мальчик заболел).
УЧИТЕЛЬ - Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста.( СТР.169-170)
УЧИТЕЛЬ- Наша задача на уроке – понять, что существует 2 мира: добро и зло. Чтобы это понять попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану (слайд № 8)
– Подробно ли описана красота розы? (Нет, описана кратко.)
– А что описано? ( СТР 170 .Утро, роса, все вокруг…)
– О чем это говорит? (Роза счастлива.)
– Главное для розы: -Счастье жить.
- А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям? (Любовь, заботу, тепло, счастье)
УЧИТЕЛЬ Мир розы: цветник, всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок, лучи солнца, мирно, спокойно, тонкий свежий аромат …
УЧИТЕЛЬ – А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.
УЧИТЕЛЬ – Выберем точные подробные выражения. (жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).
УЧИТЕЛЬ - Что делает жаба? (Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась…)
УЧИТЕЛЬ - Оцените действия жабы. (Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо.)
УЧИТЕЛЬ - О чём мечтает жаба? Что она чувствует? (Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).
УЧИТЕЛЬ - Итак, мы видим два мира, два противоречия. Мир розы и мир жабы слайд № 9 – это мир добра и мир зла. слайд № 10
УЧИТЕЛЬ - В чём счастье для жабы и розы? (слайд № 11) ДЕТИ ( Счастье для жабы-Лень, а для розы - Жизнь с пользой для других.)
УЧИТЕЛЬ - Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик).
УЧИТЕЛЬ - Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).
УЧИТЕЛЬ - Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает) слайд № 12
УЧИТЕЛЬ - А что чувствовала роза, когда её срезали? прочитайте в тексте ( Роза…Стр 178).
УЧИТЕЛЬ - Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? ( ДЕТИ Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).
(Слайд № 12)
4. УЧИТЕЛЬ Слайд № 13. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
УЧИТЕЛЬ - О чём заставляет задуматься это произведение? (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются)
УЧИТЕЛЬ-В чём же основная мысль сказки?
(Гаршин хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла. Добро всегда побеждает зло)
УЧИТЕЛЬ Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы поставленные в начале урока.
УЧИТЕЛЬ - Оцените свою работу на уроке. Слайд № 14
5.Итог урока. Рефлексия. Слайд № 15
УЧИТЕЛЬ
Заканчивая урок, мне хочется сказать: «Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.» Слайд № 16
Уходя домой, прикрепите к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра.
Благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма – кластеры, приёмов ...
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Урок и презентация к уроку....
Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.
Открытый урок по предмету «Литературное чтение» 2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....
Урок по литературному чтению на тему: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок по литературному чтению на тему: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного про...
Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс
Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока: познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Формировать понятия «мир доброта», «мир зла»; способствовать формированию умения раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни....
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «ПНШ») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма –приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выбороч...