Календарно-тематическое планирование. УМК "Планета Знаний" 2 класс
календарно-тематическое планирование (русский язык, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Л.Я. Желтовская
Примерное тематическое планирование изучения учебного материала
РУССКИЙ ЯЗЫК
2 класс
170 ч (5 ч в неделю)[1]
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Разделы, темы. Основные задачи изучения, доминирующие виды деятельности | Основные понятия. Слова из словарей[2] | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
О ДАРЕ СЛОВА (введение) (5 ч) | ||||
1 | Зачем человеку слово дано Часть 1 С. 3—7 | Дать представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным | Дар речи Общение Информация | Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов. Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения |
2 3 | Родной язык — русский С. 8—11 | Дать понятие о русском языке как родном языке русского народа. Дать общее представление об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и научном текстах | Слово русский язык народ | |
4 | Особенности устной народной речи С. 12—13 | Дать представление о ритмичности, напевности, мелодичности русской народной речи посредством анализа произведений устного народного творчества | Слово-образ Ритм Устная речь Письменная речь | |
5* | Вспоминаем о лете | Учить составлять устные воспоминания о летнем отдыхе |
СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ (повторение) (26 ч) | ||||
Слово и его строение (9 ч) | ||||
6 | Строение слова С. 14—15 | Акцентировать внимание на звуковом, буквенном, слоговом строении слова | лимон | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов). Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами). Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать звуковое и слоговое строение слова. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов |
7 8 | Вводный диктант Звуки и буквы С. 16—19 | Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах. Дать общее представление о палиндромах (одинаково читающиеся слова и предложения с первой и с последней буквы) | Звуки буквы Гласные, согласные звуки и буквы этих звуков чтобы [ш] | |
9 10 | Алфавит С. 20—23 | Углубить представления о практической значимости знания алфавита. Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью | Письменность Азбука алфавúт | |
11 | Большая буква в словах С. 24—25 | Повторить через анализ предложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран). Учить записывать высказывания о себе, о своём мохнатом или пернатом друге | Имя Отчество Фамилия Кличка | |
12 | Слоги. Ударение С. 26—27 | Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки-замкú), ударными слогами с буквой ё | Ударный слог Гласный под ударением Безударный гласный [щ] считалка, счёт | |
13 14 | Перенос слов С. 28—31 | Повторить основное правиле переноса слов по слогам. Организовать наблюдение над более трудными вариантами переноса слов: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными | ||
Обозначение согласных и гласных звуков на письме (7 ч) | ||||
15 | Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме С. 32—33 | Повторить способы обозначения твёрдых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных. Упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр. | [шн] конечно скучно булочная скворечник подсвечник | Фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков. Обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении звуков на письме. Дифференцировать приёмы подбора проверочных слов в зависимости от обозначения гласных или согласных. Обращаться за справкой к словарику учебника по поводу слов с непроверяемыми написаниями |
16 17 | Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных С. 34—37 | Выявить группы шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш — ч, щ. Провести наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твёрдых шипящих; над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих согласных | ||
18 | Обозначение парных звонких и глухих согласных С. 38—39 | Повторить пары звонких и глухих согласных. Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков | Проверяемое, проверочное слово сшить [шш] | |
19 20 | Обозначение на письме безударных гласных звуков С. 40—43 | Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, подборе проверочных слов с опорой на образец. Учить обращаться к словарям при записи слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Повторить слова из словаря, изученные в первом классе | хозяин сентябрь тетрадь | |
21* | Резервный урок Проверочная работа С. 50, № 1—3 | Обобщить знания о правописании слов. Можно использовать тексты из рубрики «Проверочные работы» | ||
Слова-названия предметов, признаков, действий (1 ч) | ||||
22 | Слова–названия предметов, признаков, действий С. 44—45 | Повторить с помощью опорной таблицы основные группы слов — названия предметов, их признаков, действий. Ввести синонимические глаголы — «называть», «обозначать». Учить использовать разные признаки при группировке слов (лексическое значение, общее значение) | Название Обозначение | «Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов. Находить разные основания для группировки слов. |
Слово и предложение (3 ч) | ||||
23 24 | Слово и предложение С. 46—47 | Систематизировать признаки предложения (выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме). Упражнять в составлении предложений с опорой на разного типа схемы, в произнесении предложений с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, в употреблении большой буквы в начале и знаков препинания в конце предложения, связь слов с помощью предлогов | Предложение | Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка. Анализировать словесное строение предложений с помощью схем. Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов, схем |
25 | Проверка усвоения материала, анализ С. 50, 52 | Возможно использование работы № 4 и диктанта (№ 5) из рубрики «Проверочные работы». Анализ письма под диктовку. Работа над ошибками с использованием тренинговых упражнений («Школа Грамотея») | ||
Предложение и текст (6 ч) | ||||
26 27 | Предложение и текст С. 48—49 С. 51, № 6 | Повторить признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. Упражнять в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности с опорой на план-рисунки (устно), в редактировании текста, в создании текста посредством ответов на вопросы с использованием их лексики (можно использовать материал из раздела «Проверочные работы») | Текст | Различать на слух набор предложений и текст. Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника |
28 29* | Изложение и его анализ С. 56 | Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст. Примечание. Текст воспринимается визуально. Можно воспользоваться текстом «До свидания, журавли» («Мастерская слова»). При анализе изложения в качестве дополнительного материала можно использовать упражнение в составлении концовки текста по данному началу (см. разворот, указанный выше) | Изложение до свидания прощай | Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно |
30 31* | Сочинение и его анализ С. 57 | Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения (по аналогии с сюжетом мультфильма «Дед Мороз и дети»). Презентация творческих работ детей. Учить замечать речевые недочёты и пробовать их устранять. (На базе материала разворота «Мастерская слова») | Сочинение («приведение мыслей в порядок») | Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме |
ЯЗЫК, РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ (мотивационный блок) (4 ч) | ||||
Если хочешь понимать и быть понятым (2 ч) | ||||
32 33 | Правила общения С. 60—63 | Учить анализировать ситуации, выявлять причины непонимания людьми информации при устном и письменном общении. Ознакомить с некоторыми правилами общения и вызвать интерес к познанию особенностей средств русского языка | Понятно Грамотно Разборчиво крошúт и крóшит бетон бидон [д] | Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении. Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений. |
Ежели вы вежливы… (2 ч) | ||||
34 35 | Правила этикета С. 64—65 | Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности | спасибо здравствуй до свидания пожалуйста | Использовать разные этикетные языковые формулы |
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (10 ч) | ||||
Какими бывают лексические значения слова (4 ч) | ||||
36 37 38 39 | Лексическое значение слова С. 64—73 | Дать общее понятие о лексическом значе-нии слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Познакомить с толковыми словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со словарём В.И. Даля. Углубить представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи» (по Далю). Упражнять в выявлении особенностей значения русского слова многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов | Толковый словарь (толк — «смысл») орех кузовок осина | «Читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов |
Группы слов с общим значением (части речи) (2 ч) | ||||
40 | Группы слов с общим значением С. 74—75 | Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол | Различать лексические (конкретные) и общие значения слов. Сопоставлять главные отличительные признаки групп слов с общим значением (частей речи). Определять слово как часть речи, группировать слова по частям речи. «Пробовать перо» в употреблении разных частей речи с разными значениями при создании текста в жанре загадки | |
41 | Части речи С. 76—77 | Упражнять в группировке слов по частям речи, определении частей речи в составе предложений. Учить составлять текст загадки о капусте | Часть речи моркόвь оранжевый погода капуста | |
Учимся пересказывать и создавать тексты (3 ч) | ||||
42 | Выборочный пересказ текста С. 78, № 1 | Формировать умения по анализу и воспроизведению текста. Провести наблюдения над разнообразием языковых средств, выражающих сравнительные отношения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как, метафора (употребление в переносном значении) | Изобразительные средства языка Сравнение облако | Наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений. Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам. Создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств |
43 44* | Сочинение и его анализ С. 79, № 5 | Провести наблюдение над языком загадок и стихов об облаках. Проба пера | ||
45* | Обобщение изученного материала Диктант | |||
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ (9 ч) | ||||
Родственные слова. Корень слова (3 ч) | ||||
46 | Корень слова С. 80—81 | Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова». Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться) | Корень Однокоренные слова Исторический корень | Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря |
47 48 | Однокоренные слова С. 82—85 | Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность). Дать общее представление об историческом корне слова | Отечество Отчизна (от отче — отец) столица город деревня | |
Суффиксы и приставки в слове (3 ч) | ||||
49 | Суффикс С. 86—87 | Дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением) | Уменьшительно-ласкательное значение | Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами |
50 | Приставка С. 88—89 | Дать представление о значащей роли приставок в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением) | ||
51* | Закрепление С. 90—91 | Упражнять в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок (отдельно и одновременно) | ||
Окончание слова (3 ч) | ||||
52 53 | Окончание слова С. 92—95 | Дать понятие об окончании как изменяемой части слова. Провести наблюдение над значением окончания — указывать на части речи и их формы (числа, падежа, лица и др.), над его ролью — помогать вместе с предлогами связывать слова в предложении (2-й урок) | чеснок хвóя хвóей | Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове. Изменять слова при связи слов в предложении |
54 | Анализ слов по составу (морфемный разбор) С. 96—97 | Формировать умение по анализу (разбору) слов с точки зрения его значащих частей — корня, суффикса, приставки, окончания | Анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем). Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соответствии с их составом | |
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (25 ч) | ||||
Орфограммы в корне слова (3 ч) | ||||
55 | Понятие об орфограмме С. 98—99 | Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма. Дать представление о слабой и сильной позициях (местоположении) звуков в словах, об обозначении звуков, находящихся в слабых позициях, буквами (орфограммами) | Форма слова | Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи |
56 57 | Орфограмма в корне слова С. 100—101 | Учить решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку. Упражнять в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок) | Разбор слова по составу Орфограмма Орфографическая задача человек иней серебро берег | |
Безударные гласные в корне слова (6 ч) | ||||
58 59 | Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов С. 102—105 | Расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова, 2) подбор однокоренного слова. Формулировка общего правила проверки безударных гласных. Провести наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Упражнять в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказательстве) слова как проверочного | Способы проверки невежда невежа | Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм |
60 | Проверка безударной е — гласной ё С. 106—107 | Упражнять в проверке слов с безударной е в корне однокоренными словами с гласной ё. Использование при проверке способа поиска исторического корня | рябина (рябь) | |
61 | Проверка гласных в корне после шипящих С. 108—109 | Формирование орфографического навыка правописания гласных в корне после шипящих. Учить дифференцировать использование правил в выборе и–е, и–ы (после х, ш, ц) | железо | |
62 63* | Изложение текста и его анализ С. 109, № 22 | Учить излагать текст (две микротемы) по готовому плану с последующим анализом | Понимать содержание читаемого текста и воспроизводить его с опорой на план | |
Согласные в корне слова (5 ч) | ||||
64 | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова С. 110—111 | Расширить представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине — перед глухими согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в | Оглушение Озвончение | Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове |
65 | Закрепление С. 112—113 | Формирование умений проверки слов с разными орфограммами. Упражнять в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и ее проверке. | календарь | |
66 67 68 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова С. 114—119 | Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств]. Учить переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Анализировать слова радостный, чудесный, в которых непроизносимые согласные на стыке суффиксов. Упражнять в нахождении «опасного звучания» в словах и проверке для выбора правильного написания | праздник солнце лучше [тш] сердечные [чн] (капли) сердешный [шн] (друг) |
Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение) (5 ч) | ||||
69 70 | Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение) С. 120—123 | Учить систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы с пропущенными смысловыми частями. Упражнять в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм. Провести упражнения проверочного характера из разворота «Проверочные работы» | Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы. Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки. Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами. Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа | |
71 72* 73* | Повторение. Контрольный диктант и его анализ С. 124—125 | Проверить сформированность знаний, умений и навыков (на материале разворота «Школа Грамотея») | Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками | |
Учимся пересказывать и создавать тексты (5 ч) | ||||
74 75 | Изложение и его анализ С. 123, 126 | Учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, содержанию с помощью ответов на вопросы. (При анализе работ можно использовать текст № 5 из «Проверочных работ») | Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом. Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении. Редактировать тексты. Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе | |
76 | Создание текста поздравления С. 127 | Учить составлять тексты поздравительных открыток с Новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий. Побудить детей поздравить родных и друзей | поздравляю (здравие) пожелание желаю | |
77* | Инструктаж по проектным работам | Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников | ||
78* | Резервный урок |
ТЕКСТ (8 ч) | ||||
Тема и заголовок (3 ч) | ||||
79 80* | Тема текста. Заголовок Часть 2 С. 6—7 | Речевая и языковая темы рассматриваются на едином речевом материале об умении читать. Дать представление о теме текста (на описательном тексте о январе). Учить угадывать название месяца по ключевым словам, фразам. Формировать умение озаглавливать текст по его теме. Дать общее представление о широких и узких темах (вариации темы «Зима»). Учить устным связным высказываниям о детских забавах, о прочитанной книге | Тема Заголовок январь каникулы | Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов. Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы. Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы |
81* | Тема текста и его название С. 8—9 | Углубить представление о теме текста (на произведениях устного народного творчества). Упражнять в выборе более точного заголовка. Учить устным элементарным рассуждениям по поводу содержания пословиц. Формировать умения, необходимые при работе с энциклопедиями | Загадка Пословица энциклопедия | |
Важное умение — понимать текст (2 ч) | ||||
82 | Тема текста с двумя микротемами С. 10—11 | Учить добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: по заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам (на базе текстов о рождении книги на Руси). Определение частей текста и их микротем. Учить высказывать мнения по поводу пословиц о книге. Углубить работу над темой повествовательного текста (на базе текстов о библиотеке, каталоге) | Части (абзацы, главы) текста Красная строка | Добывать информацию о книге (понимать содержание) из названия, оглавления. Осуществлять поиск книги по каталогам |
83* | Тема текста и средства её раскрытия С. 12—13 | Упражнять в понимании тем текстов по опорным материалам. Усилить акцент на познавательной и воспитательной роли книги, стимулировать интерес к чтению книг, справочников, энциклопедий, к обмену информацией, почерпнутой из них. Дать через словарные слова и рисунки представление о хранении информации в книгах, как их систематизируют, как ведут поиск книг. Учить правильно записывать названия книг и их авторов (пропедевтически) | Ключевые слова стеллаж библиотéка картотéка каталóг инициалы | |
Учимся читать и создавать тексты (3 ч) | ||||
84* | Сообщение о любимой книге С. 14—15 | Учить: 1) читать и анализировать языковые средства текстов, выражающих одинаковое и разное отношение авторов к одним и тем же явлениям, событиям; 2) с помощью плана-вопросника делать сообщение о любимой прочитанной книге и редактировать его | Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах). Собирать и отбирать материал для высказывания. Корректировать (редактировать) написанное. Проводить презентацию проекта. Корректно вносить собственные замечания, предложения | |
85 | Сочинение о зимних забавах, историях С. 15, № 4 | Учить письменно рассказывать о событиях зимних каникул, выражая свое отношение к предмету речи. Дать примерные формулировки тем сочинений, ориентирующих на создание разных функциональных типов текстов | Повествование Рассказ Описание Рассуждение | |
86* | Анализ творческих работ | Презентация результатов «проб пера» одноклассникам. Учить тактично давать советы юным авторам, редактировать письменные тексты | ||
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (продолжение) (27 ч) | ||||
Проверяемые орфограммы в корне (повторение) (6 ч) | ||||
87 | Правила записи слов С. 16—17 | Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и/но пишу, выбирая букву | Орфограмма Звук в слабой позиции | Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой. Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова. Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре |
88 89 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм С. 18—21 | Повторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и проверочного слова | Графическое обоснование орфограммы, проверочного слова | |
90 91* | Изложение и его анализ С. 21, № 19 | Учить извлекать информацию о содержании текста из заголовка и плана, частей текста и воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану (на примере текста «Клестята») | Воспринимать смысл прочитанного с опорой на заголовок и план. Письменно передавать содержание текста с опорой на готовый план | |
92* | Резервный урок | |||
Непроверяемые орфограммы в корне слова (13 ч) | ||||
93 | Введение в тему (вводно-презентативный урок) С. 22—23 | Познакомить с разными случаями появления в словах непроверяемых гласных и согласных. Ознакомить с орфографическими словарями непроверяемых слов, с этимологическими словарями, возможностью проверить слово с помощью исторического корня | Непроверяемые, труднопроверяемые орфограммы лестница эскалатор агроном искусный искусство колли шофёр киломéтр кóмпас маршрут | Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах. Находить основание для группировки слов (по лексическому значению, по наличию орфограмм). Группировать слова по наличию в них двойных согласных |
94 | Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц С. 24—25 | Повторить и дать новые слова — названия птиц, написание которых можно объяснить подражанием звукам, которые производят птицы («вор-вор-вор, синь-синь») | ворона воробей сорока синица снегирь | |
95 | Введение слов с труднопроверяемыми гласными С. 26—27 | Совершенствование навыка правописания труднопроверяемых слов с помощью этимологического анализа. Упражнять в употреблении слов с изучаемыми орфограммами в предложениях и тексте | дятел барабан февраль месяц перила (от др.-рус. переть, опираться) | |
96 97 | Введение слов с непроверяемыми гласными С. 28—29 | Упражнять в написании слов с непроверяемыми гласными. Дать общее представление о разных путях пополнения слов в языке (анализ таблицы «Откуда вы приходите, слова?») | футбол портфель велосипед автобус | |
98 | Непроверяемые непроизносимые согласные С. 30—31 | Формировать умение писать слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными | праздник чувство | |
99 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные С. 32—33 | Упражнять в написании слов иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными (по темам: «Транспорт», «Туризм»). Учить описывать собственный рюкзак | трамвай троллейбус вокзал рюкзак | |
100 | Двойные согласные в русских словах С. 34—35 | Познакомить с фактом наличия в словах двойных (удвоенных) согласных. Провести наблюдение: 1) над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных согласных можно определить по слуху; 2) над смыслоразличительной ролью двойных согласных (бал — балл, дрожжи — дрожи); 3) над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса (карманный), корня и приставки (рассвет) | ||
101 102 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения С. 36—39 | Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать. Упражнять в написании и употреблении слов с двойными согласными | суббота шоссе коллектив коллекция телеграмма пассажир перрон | |
103 104* | Закрепление написания слов с двойными согласными С. 40—43 | Упражнять в написании слов с двойными согласными на темы «Спорт», коллекции, телеграмма, учить составлять небольшие тексты на этутему | хоккей теннис бассейн кросс аллея антенна иллюстрация | |
105 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» С. 44—47 | Совершенствование орфографического навыка правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Упражнять в группировке слов по наличию в них двойных согласных. Учить писать безошибочно под диктовку и в свободном письме при составлении связных высказываний на основе личных впечатлений. | ||
Обобщение раздела «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова» (8 ч) | ||||
106 107 108 109 110* | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова С. 48—51 | Совершенствование орфографического навыка правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Упражнения проверочного характера: можно использовать №№1,2 из разворота «Проверочные работы». Предупредительный диктант (№3, «Проверочные работы»). Проверочный диктант и его анализ*. Тренинговые упражнения (см. разворот «Школа Грамотея»). Упражнение в восстановлении целостности частей текста (№4, «Проверочные работы») | Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. Выбирать верные ответы при решении орфографических тестов. Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму | |
111* | Резервный урок | |||
112 113 | Учимся пересказывать и создавать тексты С. 52—53 | Учить составлять элементарные письма родным. Познакомить с вариантами записи названия праздника (при необходимости): С 8 Марта! С Восьмым марта! | Адресат Адресант адрес | Составлять тексты в жанре письма |
ОБОЗНАЧЕНИЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (7 ч) | ||||
114 115 | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков С. 54—59 | Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов. Упражнять в нормативном произнесении слов с е: музей, крем, рейс (мягкий согласный перед буквой е); антенна, пюре, свитер, шоссе, стенд, модель, тест (твёрдый согласный перед е) | Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме | |
116 117 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц С. 60—63 | Наблюдение над фактами письма, когда после непарных твёрдых шипящих и ц употребляются гласные и, е, ё, ю, я и наоборот. Повторить написание жи-ши. Повторить употребление гласных после мягких согласных (ча-ща, чу-щу) | цирк аттракцион щавéль | |
118 | Написание сочетаний чк, чн, щн С. 64—65 | Повторить написание сочетаний чк, чн, щн. Наблюдение над многозначностью слова ручка | горчичник [шн] молочник [чн] и [шн] | |
119 120 | Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков С. 66—69 | Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными) | салат январский пальто свёкла, но свекóлка свекóльник | |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК и ОБОБЩЕНИЕ (10 ч) | ||||
Разделительный мягкий знак (5 ч) | ||||
121 122 123 | Разделительный мягкий знак С. 70—75 | Формирование умения употреблять разделительный мягкий знак в словах. Упражнять в употреблении разделительного мягкого знака перед и (олени-оленьи), в притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос чьи?), в отчествах. Провести наблюдение над употреблением разделительного мягкого знака перед о (ьо) в словах французского происхождения: почтальон, павильон, шампиньон | компьютер обезьяна соловей | Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова. Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах |
124 125 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах С. 76—77, 80—81 | Обобщить сведения о ролях мягкого знака в словах. Использование упражнений проверочного характера из раздела «Проверочные работы» № 1—3 | красненький | |
Обобщение по обозначению гласных и согласных звуков на письме (5 ч) | ||||
126 127* | Обобщение-тренинг С. 78—79 | Обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами | Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, слоговому, морфемному). Использовать правила написания слов при записи по слуху | |
128 129* | Контрольный диктант и его анализ* С. 82—83 | Использовать при анализе упражнения тренингового характера (разворот «Школа Грамотея») | ||
130* | Резервный урок | |||
ЧАСТИ РЕЧИ (30 ч) | ||||
131 | Общие значения частей речи С. 84—87 | Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира (по тексту Л. Тростенцовой). Дать алгоритм распознавания (общее значение, вопрос) | Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам | |
Имя существительное (10 ч) | ||||
132 | Имя существительное С. 88—89 | Упражнять в определении имен существительных среди других частей речи | Определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр. Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана | |
133 134 135* | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные С. 90—97 | Углубить представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины). Организовать наблюдения над одушевлёнными именами существительными: названиями людей (кем могут тебя называть); названиями животных (зверей, птиц, рыб, насеко мых и пр.). Организовать наблюдение над неодушевлёнными именами существительными: 1) названиями вещёй, растений, слов с обобщенным значением (мебель); 2) названиями чувств, явлений природы и т.п. (абстрактными существительными) | женщина племянник племянница овощи посуда мебель инструмéнты | |
136 136 137 138 139 140* | Собственные имена существительные С. 98—105 | Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. Дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц). Показать связь наличия имен, отчеств, фамилий с историей развития наименования русского человека. Стимулировать составление учащимися собственного «родословного дерева». Дать пропедевтические сведения об использовании кавычек и большой буквы в названиях книг, газет, журналов, фильмов, спектаклей. Упражнять в употреблении большой буквы в географических названиях (названиях областей, районов, населённых пунктов, улиц). Учить подписывать конверты | Родословное дерево Район космос космонавт планета отчество фамилия конверт | |
141* | Резервный урок | |||
Имя прилагательное (4 ч) | ||||
142 | Повторение. Признаки имён прилагательных С. 106—107 | Повторить известные детям признаки имен прилагательных (общее значение, вопросы). Организовать наблюдение над разнообразными значениями имен прилагательных. Учить использованию прилагательных для характеристики человека (персонажа) | Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи | |
143 144 145 | Имя прилагательное С. 108—111 | Совершенствование знаний об имени прилагательном. Провести наблюдение над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой?, каков? и т. п. Упражнять в правильном написании окончаний имен прилагательных | пусты пусты | |
Глагол (3 ч) | ||||
146 147 | Глагол С. 112—115 | Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Формировать умение вычленять глаголы в речи. Обратить внимание на важность роли глаголов в речи (динамизм фразы, информационность) посредством анализа художественных текстов. Организовать наблюдение над функционированием в текстах глаголов в формах разных времен, разных наклонений (без терминов). Использование глаголов в переносном значении | красúвее | Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи |
148* | Резервный урок | |||
Изменение частей речи по числам (обобщение) (2 ч) | ||||
149 150 | Изменение частей речи по числам С. 116—119 | Наблюдение над формами изменения по числам имен существительных. Упражнения в узнавании формы единственного и множественного числа существительных, употребленных в формах косвенных падежей. Наблюдение над изменением по числам имен прилагательных и глаголов (в форме прошедшего времени), вариативностью окончаний форм множественного числа (ы-и, а-я). Установить зависимость изменения от имени существительного (признак предмета, действие предмета) | шофёры инженеры | Наблюдать над формами изменения частей речи по числам |
Предлоги и союзы — слова-связки (4 ч) | ||||
151 152 | Предлоги и союзы — слова-связки С. 120—123 | Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнения в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами) | магазúн из магазина из школы с рынка в Украину | Осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок |
153* | Резервный урок | |||
154 | Проверочная работа С. 126—127 | Повторить отличительные признаки синтаксических единиц — предложения, текста (можно использовать работы № 1—3 с разворота «Проверочные работы») | ||
Строим предложения, тексты (6 ч) | ||||
155 156 | Предложение. Текст. Подготовка к изложению С. 124—125 | Провести наблюдение за «работой» в синтаксических единицах частей речи на основе анализа текстов по теме «Победа». Учить восстанавливать логичность (последовательности частей) текста | ветеран Великая Отечественная война | Анализировать содержание текста из нескольких микротем. Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты |
157 | «Учимся пересказывать и создавать тексты». Изложение С. 130 | Учить анализировать языковые особенности и строение текста («Золотой луг» И.С. Тургенева), восстанавливать его содержание на основе выписанных образных слов и выражений | ||
158 159* | Сочинение и его презентация С. 131 | Подготовить к творческой работе по описанию одуванчика. Провести наблюдение над использованием разных изобразительных языковых средств (дополнительно использовать материал №5 из раздела «Повторение»). «Проба пера». Представление творческих работ учащихся в классе. Учить давать оценку, советы по улучшению описаний предмета | нарочно [ш] | |
160* | Резервный урок |
ПОВТОРЯЯ, ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ (общее повторение курса) (10 ч) | ||||
161 | Слово. Предложение. Текст С. 132—133 | Совершенствовать знания об отличительных признаках основных средств языка, об образности русского слова, богатстве русского языка | Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности | |
162 | Части речи С. 134—135 | Совершенствовать знания учащихся о частях речи. Работа с текстом о красноярских «Столбах» | ||
163 164 165 | Правописание гласных и согласных в корне слова С. 136—137 | Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи. Контрольный диктант и его анализ. Работа с тренинговыми упражнениями | ||
166 167 | Речь С. 138—139 | Организовать наблюдение по рисунку о назначении языка и речи. Сочинение по рисунку. Рассуждения о предстоящем летнем отдыхе | ||
168* 169* 170* | Резервные уроки |
[1] При необходимости планировать учебный материал из расчёта 4 ч в неделю можно не проводить уроки, помеченные «звёздочкой» (*),для анализа текстов использовать уроки литературного чтения.
[2] В четвёртой графе названия понятий даются обычным шрифтом, слова из словарей «Пиши правильно» и «Произноси правильно» курсивом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планироваие по технологии 3 класс УМК "Школа России"
технология 3 класс (68часов.) Б.М . Неменский...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович
Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...