Урок русского языка в 3 классе "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «Имя существительное».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.rar | 581.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Верхнемарково Урок русского языка в 3 классе на тему «Имя существительное как часть речи» Провела учитель начальных классов Серая Т.Н. 2012 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор (фамилия, имя, отчество полностью) материла | Серая Татьяна Николаевна |
Место работы (полное наименование ОУ, ) должность | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа МОУ СОШ п. Верхнемарково Усть – Кутского муниципального образования Иркутской области |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Название материала | Урок по теме « Имя существительное как часть речи» (введение). |
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.) | Разработка урока |
Название темы или раздела учебного курса | Раздел курса «Имя существительное», 3 четверть |
УМК, авторы образовательной программы | УМК «Классическая начальная школа» |
Цель, задачи материала (урока, презентации, внеклассного мероприятия и т.п.) | Цель: дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное». |
Среда, редактор, в котором выполнен продукт | Программа Microsoft Office 2003 |
Необходимое оборудование и материалы для занятия | Компьтер, экран, мультимедийная установка |
Форма использования | Урок |
Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке) | Сценарий урока Презентация Музыкальное сопровождение F.Goya |
Краткое описание, методические рекомендации по использованию | На уроке проходит знакомство с обобщенным лексическим значением имен существительных Переход по слайдам происходит по щелчку мыши. |
Если авторский материал был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта. | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Интернет – портал «ProШколу. ru» |
Урок русского языка в 3 классе по теме
« Имя существительное как часть речи» (введение).
« Давайте порадуем зиму»
Цель: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное». Развивать связную речь учащихся, умения обобщать и делать выводы, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.
1. Орг. класса: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Ход урока:
1. – Ребята, как называется наш урок?
- Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.
- А какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
В гости к нам идёт сама
Волшебница … зима. Слайд 2.
2. Минутка чистописания З з
- Подберите однокоренные слова к слову зима. Как можно назвать зиму красиво?
3. Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.
- А у нас сегодня гость. Кто это, ребята?
Задание: прочитать слова, вставить пропущенные буквы,
записать и объяснить (проверка устно). Слайд 3.
- А посмотрите внимательно на слова. Не захватил ли Снеговик
«лишнего» слова. Найдите «лишнее» слово. Почему вы решили,
что оно не подходит к этой группе слов?
- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?
- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
- Правильно, это имена существительные. А что такое имя
существительное?
Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами. Слайд 4.
Работа с упр. № 389
- Можно ли без имен существительных прочитать текст? Выпишите имена существительные.
- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.
Каждый дом имеет фундамент.
4. – Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.
-А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые. Слайд 5.
Это первый этаж нашего дома.
Физминутка:
- Игра на внимание «Хлопок – молчок»
(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
5. Классификация существительных.
- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?
Поиграем в группы слов
Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)
Пёс, петух, корова, кошка - … животные.
Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.
Лук, редиска, огурцы - … овощи.
Молоток, топор, щипцы - … инструменты.
Платье, юбка и рубашка - … одежда.
Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.
Василек, ромашка, роза -… цветы.
Ветер, дождик и морозы - … явления природы.
- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов? Слайд 6.
фрукты -… ткани - … реки - …
мебель - … профессии - … города - …
Итак, что же могут обозначать имена существительные?
Это еще один этаж нашего дома. Слайд 7.
Физминутка. Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
- Сели (минутка отдыха).
Реснички опускаются…( музыкальное сопровождение) Слайд 8.
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена.
И расслаб-ле-на,…
Губы чуть приоткрываются,…
Всё чудесно расслабляется.(2раза)
Дышится легко… ровно…глубоко…
Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!
Продолжаем работу.
6. Роль существительных в речи и предложении.
Прочитайте текст (на доске): Слайд 9
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … Только не спит в своей …. …. .
- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Разбор каждого предложения:
- Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1,2,4 предложении.
- Какой вывод можно сделать?
Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
- Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.
Третий этаж нашего дома Слайд 9
(роль в предложении)
7. Обобщение – по этажам «дома»
- Так что же такое имя существительное?
Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.
8. Рефлексия «Сегодня на уроке я…» Слайд 10
- узнал новое…
- научился …
- было трудно …
- всё понял, могу помочь другим …
- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урока? Спасибо всем за работу. А зима приготовила вам подарки (дарю всем по снежинке).
Список литературы:
- Учебник «Русский язык» под ред. Т.Г.Рамзаевой
- Библиотека «Первого сентября». Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга для учителя.
- Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
2 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМА:ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
2 класс Русский язык Тема:Имя существительное как часть речи...
Открытый урок по русскому языку Тема: «Имя существительное как часть речи».
Формировать комуникативные умения....
Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании предлогов;· развитие умения употреблять...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...