Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме
Использование разнообразных способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_sposobov_prakticheskoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 336.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевелева Галина Валентиновна
Управление образования и науки
администрации муниципального района
«Алексеевский район и город Алексеевка»
Белгородской области
Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.
Автор опыта:
Шевелева Галина Валентиновна,
учитель начальных классов
МОУ ООШ № 5
Алексеевка 2013
Содержание:
Информация …………………………………………………….3
Технология опыта……………………………………………….7
Результативность опыта……………………………………….12
Библиографический список……………………………………13
Приложение…………………………………………………….14
Раздел I.
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Данный опыт возник на базе МОУ основной общеобразовательной школы №5 г. Алексеевка Белгородской области, в которой 27 лет работаю учителем начальных классов. Школа представляет собой общеобразовательное учреждение, реализующее программы начального и основного общего образования. В нашей школе обучаются 426 учащихся. Социальный статус семей учеников неоднороден: служащие, рабочие, небольшой процент интеллигенции. Большинство учащихся живут в семьях, в которых родители имеют полное среднее и среднее специальное образование. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет уровень их интеллектуального развития, психологические особенности, личную направленность.
Работая в школе, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижение грамотности. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навками. На уроках русского языка не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей.
Сравнение результатов письменных работ учащихся за несколько разных лет позволило обнаружить проблему снижения уровня практической грамотности. В результате проведения диагностики по определению уровня грамотности у учащихся класса, при написании диктантов с непроверяемыми орфограммами, выяснилось, что только 21 % обучающихся имеют высокий уровень, 25% учащихся находились на среднем уровне, а 54% - на низком уровне. Эти показатели явились причиной работы по созданию условий для повышения практической грамотности учащихся на основе формирования прочного навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями.
В условиях возрастающих требований к грамотной письменной речи возникает необходимость в совершенствовании технологии обучения в целях формирования устойчивых навыков правописания. Необходимо было найти ответ на единственный вопрос: какая современная технология, какая современная методика поможет выстроить такую систему работы, при которой можно достичь следующих целей:
а) остановить темпы снижения уровня грамотности на основе формирования прочного навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями
б) направить этот нежелательный процесс в противоположную сторону.
Актуальность опыта
Начальное образование - это первая ступень общего образования. Знания, умения и навыки, полученные в начальных классах, служат фундаментом для последующего обучения и успешности в жизни ребёнка. В соответствии с требованиями ФГОС начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребёнка.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Число таких слов с каждой страницей учебников всё больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. О.Н. Лёвушкина, ссылаясь на исследование Н.Ю. Зотовой, пишет о том, что "непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым" [1, с.32]. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Многолетний опыт работы показывает, с каким трудом младшие школьники усваивают слова с непроверяемыми написаниями, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника «Русский язык» в орфографический словарь.
В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе. Одна из причин такого положения- неразработанность методики обучения с непроверяемым написанием, прежде всего неупорядоченность дидактического материала и отсутствие научно обоснованных рекомендаций. Задания в учебниках «Русский язык» в основном носят репродуктивный характер, не всегда располагают учащихся к активной деятельности: размышлению, сравнению, обобщению и не способствуют прочному запоминанию. Нередко представление очередного словарного слова, не затрагивает интереса и эмоций учащихся, что сказывается на эффективности всей словарно-орфографической работы. Одной из причин такого формального подхода является то, что, несмотря на имеющийся разнообразный опыт, описываемый в методической литературе, в учебниках по русскому языку отсутствует определенная система заданий и специальных упражнений, способствующая запоминанию написания слов с непроверяемыми написаниями. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.
Актуальной остается задача сделать интересным процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями, добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Таким образом, мною выявлены противоречия в современном процессе обучения младших школьников:
- между требованием современных программ по русскому языку в повышении практической грамотности младших школьников и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях традиционной системы обучения.
- между необходимостью усвоения правописания большего количества слов с непроверяемыми написаниями и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности словарно-орфографической работы на уроках русского языка, в разработке способов практической деятельности младшего школьника при изучении слов с непроверяемыми написаниями с целью повышения уровня грамотности учащихся.
Длительность работы над опытом
Работа над данной темой охватывает период с 2008 года по 2012 год.
1 этап – начальный (констатирующий) – 2008-2009г.г., включал в себя естественное обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, сбор и анализ материалов по теме исследования;
2 этап – основной (формирующий) – 2009-2010г.г., на котором проводилась апробация установленных педагогических условий, методов и приемов, обеспечивающих развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся класса.
3 этап – заключительный (контрольный) – 2011 – 2012г. – повторная диагностика и обработка полученных результатов, литературное оформление педагогического опыта.
Диапазон опыта
Диапазон педагогического опыта представлен авторской системой работы по совершенствованию способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка в процессе усвоения слов с непроверяемыми написаниями.
Теоретическая база опыта
Младший школьный возраст рассматривается нами как период становления субъекта учебной деятельности, как переход от детской готовности стать школьником к детской учебной самостоятельности, которая позволяет решать доступные этому возрасту познавательные задачи. Учебная самостоятельность развитого младшего школьника состоит в умении инициировать совместное со взрослыми или сверстниками действие по поиску недостающих способов решения новых задач. Она обнаруживает себя лишь на уровне совместного действия класса под руководством взрослого.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
В чём же сущность деятельностного подхода?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности» [2, с.46].. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Как было отмечено выше, в начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный ученый-методист А. В. Текучев. [3, с.112].
В словаре- справочнике М.Р. Львова отмечается, что "словарно-орфографическая работа – это изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее". [4, с.215].
Большое внимание словарной работе уделял К.Д. Ушинский, который считал, что упражнения во время словарной работы подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти. [5, с.528].
Изучение слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. В.В. Ераткина делится своими результатами наблюдения за организацией словарно-орфографической работы в школе: "Непроверяемые написания изучаются в начальной и средней школе "в словарном порядке" [6, с 43]., то есть учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Многолетняя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых ходовых словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников.
Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, показал, что работу над непроверяемыми написаниями можно и нужно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется познавательная деятельность учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний "в словарном порядке" [6, с 43]. Следовательно, чтобы "рационализировать" словарно-орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких практических приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые обеспечили повышение уровня практической грамотности учащихся.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в том, что мною определены условия, способствующие организации деятельностного подхода обучения учащихся младших классов на уроках русского языка в процессе усвоения слов с непроверяемыми написаниями:
- активизация учебной деятельности, обеспечивающей мотивацию учащихся в изучении слов с непроверяемыми написаниями;
- создание атмосферы исследовательской активности и практической деятельности со словарным словом;
- обеспечение внимательного отношения к слову как объекту изучения;
- организация систематического мониторинга с целью выявления результативности проделанной работы.
Подобрана и апробирована на практике система методов и приёмов деятельностного обучения, по усвоению слов с непроверяемыми написаниями, способствующих повышению практической грамотности учащихся.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Предлагаемая технология усвоения слов с непроверяемыми написаниями может быть реализована в современных условиях требований ФГОС общего начального образования второго поколения к организации учебно-воспитательного процесса в рамках различных образовательных программ.
Раздел II.
Технология опыта
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Цель данного педагогического опыта является обеспечение положительной динамики повышения грамотности младших школьников на уроках русского языка путём совершенствования способов его практической деятельности.
Главные задачи, способствующие достижению цели:
- организовать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка на деятельностной основе;
- включить в словарно-орфографическую работу разнообразные приёмы и способы деятельностного обучения, обеспечивающие разносторонний подход к изучаемым словарным словам;
- формировать познавательный интерес к изучению слов с непроверяемыми написаниями, инициативу и любознательность;
- помочь учащимся самостоятельнно и осознанно применять имеющиеся знания на практике.
Организация учебно-воспитательного процесса
При выборе методов, форм и средств обучения я ориентировалась на те, которые стимулируют развитие личности младшего школьника и активизируют все ее психические процессы: позволяют включить учащихся в посильную поисковую, познавательную деятельность , чтобы они стали способными к саморазвитию.
При помощи нижеуказанных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Для достижения положительного результата, работу по освоению «словарных» слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
1 этап. Предъявление слова.
1)Первичное восприятие слова.
Слово не дается в готовом виде, оно составляется из букв, расшифровывается с помощью символов, шифров, кодов. Это развивает логическое мышление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдательность детей, оживляет урок, повышает интерес к предмету.
а) Игра «Догадайся, какое это слово?» Б . Р . ЗА, К . П . СТ .
б)Игра «Из слов убежали гласные», по оставшимся согласным буквам узнай и напиши слово: крндш, пнл .(Приложение 2)
в)Игра «Собери слоги». де, ный, жур (дежурный); воч, де, ка (девочка) ; ки, ва, лен (валенки).(Приложение 2)
2) Работа над «слуховым» образом слова.
Учащиеся проговаривают слово хором, затем каждый проговаривает орфоэпически, определяют «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.
2 этап . Запись слова «с пропуском» в книжечку словарик .
В систему по усвоению словарных слов входит индивидуальный словарик, который есть у каждого ученика. Индивидуальные словарики систематически проверяются и поощряются маленьким призом или просто добрым словом. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа в словарике проводится в такой последовательности: чтение слов с доски, таблицы или с карточки, запись в словарик, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, непроверяемой ударением, обозначение её красным цветом, проговаривание слова вслух по слогам.
3 этап . Этап запоминания написания слова.
1) Работа над зрительным образом слова.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенок мыслит образами»[7,98]. Ассоциативный метод, действительно, здесь очень целесообразен. У трудного слова появляется рисунок помощник, орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой, звучанием, действием, благодаря этому срочно запоминается нужная буква. Суть этого метода состоит том, что ребенок для того, чтобы запомнить слова выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. ( Приложение 2)
Слово трудное попалось -
Это , братцы , не беда .
Нарисуем в слове букву ,
Не забудем никогда .
Рисунок надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок - обязательно должен соответствовать смыслу слова. Процесс этот столь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение. А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву будет интересно, весело и легко: ты становишься волшебником - ведь обычная буква «О» превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету. Какие только образы не придумывают ребята ! Так букву « о .» в слове вокруг предлагают нарисовать : кто , в виде солнышка , кто в виде колеса .
Например : гОрох (вместо буквы О на карточке нарисована горошина),
Девочка ( вместо буквы о нарисовано личико девочки)
Погода ( вместо буквы О нарисовано солнышко)
Подводя итоги такого весёлого конкурса идей, учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку -картинку . Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти , когда это нужно . Со временем навык сокращается и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно, что при таком овладении правописанием работает и образная , и эмоциональная память.
Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренирующим и лучшим для запоминания не смысловой информации.
2)Подбор фонетических ассоциаций(по схожести звучания).
(Приложение 2)
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.
Багаж – «Дама сдавала багаж»
Деревня – дедушка.
Берёза – белая
Петух – Петя.
Рабочий, работа – раб работает.
Ребята – дети.
Рисунок – нужны кисти.
Соловей – соловей поёт соло.
Суббота – в субботу мы одели два ботиночка и идём в гости.
Тарелка – тарелка – это тара.
Тетрадь – тетрадь по-гречески тетра.
Топор – « Топор, топор сиди как вор!»
Улица – на улице встречают знакомые лица.
Ученик – учение; честно учится.
Хорошо, хороший – у нас в школе хороший хор.
Язык – ябеда показывает язык.
3) Упражнение:. «Найди в слове другое слово».
- Горизонт – гори, зонт!
- Лисица – братец Лис
- Облако – лак
- Платок – плат и др.
- Вдруг – друг
4) Подбор «Подсказки-образа». Он должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим, даже несуразным, например: салют - праздник. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-сказка: «Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идёт пар. Семья любит кушать щи».
5) Исследование слова учащимися в группах .
а) Лексическое значение слова:
– Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невеж-да, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
- Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:
звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец;
птицы: индюк, канарейка, куропатка, малиновка, петух, синица, снегирь;
растения: гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик.
- Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат.
б) К истокам слова (этимологическая справка)(Приложение 2 ).
Следуя дидактическому принципу "от простого к сложному", я стала знакомить учащихся со словами с прозрачной этимологией. Это слова, в которых носителям языка ясна связь формы и значения. К таким словам относятся земляника, снегирь, медведь и др.(Приложение)
Словарно-орфографическая работа со словами с затемнённой этимологи- ей проводилась следующим образом:
1. Учитель предлагал детям найти в орфографических словариках слово, например, корабль. Обращал внимание на вторую букву в нём. При этом шло запоминание зрительного образа слова.
2. Если была необходимость, объяснялось значение слова. В данном случае слово детям было знакомо, но его определение необходимо было уточнить. Учитель сообщил, что корабль - это крупное морское судно.
3. Затем слово орфографически проговаривалось, хором, вполголоса. Получалось как бы скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Шло запоминание звукового образа слова.
4. Учитель записывал изучаемое слово на доске, ученики - в индивидуальные словарики, мысленно себе диктуя. Ставилось ударение, буква О подчёркивалась. Усваивался графический, "рукодвигательный" образ слова.
5. Беседа об этимологии слова. Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому, если это возможно, мы использовали сведения о происхождении изучаемого слова. Так, корабль ранее назывался корабь. Исконно - русское слово корабь было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.
Учитель спрашивал у учащихся, как можно проверить букву О в слове корабль, зная, что слова корабль и кора в древние времена были родственными. Всеобщими усилиями были найдены слова-подсказки корка, корочка. Дети записывали в словарик проверочное слово. Получилась следующая запись: кОрабль (кОрка). На этом этапе учащиеся осознанно запоминали значение и написание слова.
Исследовательская практика ученика не может быть ограничена временем урока. Работа идет как в классе (по смотрению учителя), так и во внеурочное время, самостоятельно или совместно с родителями. Интерес к исследованию рождается под влиянием задачи, удивляющей своей необычностью: ученику предлагается анализировать слова, работая в одной из творческих групп. С большим интересом ребята читают словари, художественную, познавательную литературу, стихи поэтов , фольклорный материал и находят заданные слова с непроверяемым написанием. Поиск продолжается и дома, часто с родителями, которые тоже увлеклись интересной работой.
6)Подбор однокоренных слов.
Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор".
От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.
7) Работа с пословицами , поговорками, считалками. Творческие задания.
Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо"
8)Отгадывание загадок, ребусов. (Приложение 2)
Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно использовать шуточные вопросы, загадки, например:
1. В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) )
4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж". (дЕЖурный, УЖин.)
5. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)
А лягушка?(КВАртира, МосКВА.)
6. В каких словах ель растет?( КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)
9) Подбор синонимов. Например: МОРОЗ – ХОЛОД.
10) Составление рифмовок. Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно. При хоровой декламации рифмовок ученики сопровождают чтение непроизвольным ритмическим движением головы, рук, ног. Эти движения подтверждали одно из мудрых изречений о том, что движение ума ребенка начинается тогда, когда есть движение его тела, его руки. Ритм непроизвольно и значительно интенсифицирует процесс обучения. После чтения такого упражнения у детей не замечается усталости, а напротив, возникает удовлетворение, подъем и желание работать дальше.
Слова, объединенные в рифмованные упражнения на основе какого-либо признака (с безударными гласными о, е, и) легко запоминаются.
Рифмованные упражнения могут читаться хором или индивидуально, громко, тихо шепотом, цепочкой, построчно. Полезно проводить
орфографические чтения шепотом, читая так школьники вынуждены четко
артикулировать. Например : Слова корова , молоко мы дружно пишем с буквой О. Ребята, дежурный , пенал и тетрадь не думая с е начинаем писать.
11) Составление ребусов, кроссвордов.
Чтобы совершенствовать мыслительный аппарат ребёнка, развить его находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, нужно
обязательно с ним составлять ребусы. Это отличная гимнастика для развития интеллекта ученика. Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить эту работу можно уже с первого класса.
- этап. Тренировочно-закрепительный.
Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения.
Например,
1.Прочитайте "по цепочке".
2. Прочитайте словарь хором.
3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.
4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.
7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.
8. Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них: списывание, диктанты (зрительные, выборочные, картинные, по памяти, творческие), иллюстрации, творческие работы - письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы, таблицы.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами, основанная на применении разнообразных способов практической деятельности учащихся , вызывает у детей интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.
Раздел III.
Результативность опыта
Как показывает моя практика, подобная работа очень эффективна и результативна: активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас и формирует навык грамотного письма. Системно – деятельностный подход с использованием разнообразных способов практической деятельности учащихся помогает обучающимся понять трудные слова, облегчают их запоминание, развивают внимание, орфографическую зоркость, тем самым способствуют прочному усвоению слов с непроверяемыми написаниями.
Опыт показывает, что планомерное применение этой методики работы даёт возможность повысить эффективность обучения словам с непроверяемыми написаниями на 20 – 25 % по сравнению с обучением таким словам с помощью традиционных приёмов.
Проверка усвоения знаний может осуществляться в любой форме, удобной для учёта и анализа последующего ошибок
Контрольные словарные диктанты:
2 класс-8-10 слов
3 класс- 10- 12 слов
4 класс- 12- 15 слов
Нормы оценок:
«5»- безошибочное написание
«4»-одна ошибка, одно исправление
«3»- две ошибки, одно исправление
«2»- три - пять ошибок.
3 класс «В»- 28 человек
оценки | Дата проведения словарного диктанта | |||
16.09 | 07. 12 | 17.02 | 20.05 | |
«5» | 6 – 21 % | 8 – 29 % | 9 - 32 % | 10 – 36 % |
«4» | 7 – 25% | 9 – 32 % | 10 – 36 % | 10 – 36 % |
«3» | 10 – 36 % | 8 – 28 % | 7 – 25 % | 8 – 28 % |
«2» | 5 – 18 % | 3 – 11 % | 2 – 8 % | - |
1. Праздник, вместе, орех, восток, пшеница, заря, альбом, погода, понедельник, ракета, трактор, чёрный, собака.
2. Вторник, среда, картофель, огород, компьютер, столица, обед, заяц, север, медведь, берёза, платок.
3. Интересный, помидор, огород, собака, пирог, шоссе, обед, компьютер, морковь, лестница, чувство, сапоги.
Уровень грамотности учащихся
( при написании итоговых диктантов)
Сравнивая результаты работы со словарными словами без опоры на деятельностный подход в обучении , видно, что процент детей, допустивших ошибки во втором случае гораздо ниже. Показатель успеваемости и качества знаний тоже отличается в лучшую сторону.
Уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального класса по сравнению с исходным повысился на 32 %, а уровень орфографической грамотности учащихся контрольного класса понизился на 2 %.
Сравнивая результаты контрольного и экспериментального классов, мы видим, что изначально уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального класса был на 10 % ниже, чем в контрольном классе. Но после планомерного применения методики системно – деятельностного обучения , во время которого словарно-орфографическая работа велась на основе включения учащихся в разнообразную практическую деятельность , уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального класса в словах с непроверяемыми орфограммами стал на 20 % выше, чем у учащихся контрольного класса.
Результаты говорят о значительной ценности использования разнообразных способов практической деятельности младших школьников как методического приёма словарно-орфографической работы.
Библиографический список
- Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003
- Давыдов В. В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
- Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь (соавтор),- М., 1976, 3-е изд. –М., 1991.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999, с.215
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М. Педагогика. 1989.
- Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995
- Шарков, А.С. К.Д. Ушинский о языке и обучении // Русская речь. - 1971. - № 4. - С. 98-103.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ
1. Приложение 1. Данные результативности педагогического опыта по этапам исследования.
2. Приложение 2. Упражнения, способствующие усвоению слов с непроверяемыми написаниями.
3. Приложение 3. Фрагменты уроков русского языка по теме педагогического опыта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ДАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ЭТАПАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальный класс.
Дата проведения словарного диктанта. | |||||||
№ | Список класса | 16.09 | 07. 12 | 17.02 | 20.05 | ||
1 | Алёна К. | 3 | 4 | 4 | 4 | ||
2 | Анастасия К. | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
3 | Ангелина Н. | 2 | 3 | 3 | 3 | ||
4 | Ангелина С. | 3 | 3 | 4 | 4 | ||
5 | Анжелика Г. | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
6 | Андрей С. | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
7 | Анна С. | 3 | 4 | 4 | 4 | ||
8 | Валерия С. | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
9 | Вероника В. | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
10 | Виктория Ш. | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
11 | Даниил П. | 2 | 2 | 2 | 3 | ||
12 | Даниил Р. | 2 | 2 | 2 | 3 | ||
13 | Даниил Т. | 3 | 3 | 4 | 4 | ||
14 | Дмитрий М | 4 | 5 | 5 | 5 | ||
15 | Евгений Н. | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
16 | Екатерина Л. | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
17 | Екатерина С. | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
18 | Елизавета С. | 4 | 4 | 5 | 5 | ||
19 | Жасмина Ч. | 3 | 4 | 4 | 4 | ||
20 | Ксения С. | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
21 | Максим М. | 4 | 4 | 4 | 5 | ||
22 | Никита Д. | 2 | 3 | 3 | 3 | ||
23 | Никита С. | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
24 | Оксана Н. | 3 | 4 | 4 | 4 | ||
25 | Полина Х | 4 | 5 | 5 | 5 | ||
26 | Тимур Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
27 | Юлия К. | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
28 | Юлия Т. | 3 | 3 | 3 | 4 |
оценки | Дата проведения словарного диктанта | |||
16.09 | 07. 12 | 17.02 | 20.05 | |
«5» | 6 – 21 % | 8 – 29 % | 9 - 32 % | 10 – 36 % |
«4» | 7 – 25% | 9 – 32 % | 10 – 36 % | 10 – 36 % |
«3» | 10 – 36 % | 8 – 28 % | 7 – 25 % | 8 – 28 % |
«2» | 5 – 18 % | 3 – 11 % | 2 – 8 % | - |
Контрольный класс.
Дата проведения словарного диктанта. | ||||||
№ | Список класса | 16.09 | 07. 12 | 17.02 | 20.05 | |
1 | Александр Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | |
2 | Александр К. | 5 | 4 | 5 | 5 | |
3 | Алексей Х | 2 | 3 | 2 | 3 | |
4 | Анна В. | 5 | 4 | 5 | 4 | |
5 | Анастасия Б. | 3 | 3 | 4 | 3 | |
6 | Анастасия Л. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
7 | Ангелина В. | 5 | 4 | 5 | 5 | |
8 | Андрей С. | 3 | 3 | 3 | 3 | |
9 | Вера Т. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
10 | Виталий Х. | 3 | 3 | 4 | 3 | |
11 | Дмитрий Н | 2 | 3 | 3 | 2 | |
12 | Денис А. | 4 | 5 | 5 | 4 | |
13 | Евгения Т.. | 3 | 2 | 2 | 3 | |
14 | Екатерина С. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
15 | Илья В. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
16 | Ксения Ф. | 4 | 3 | 4 | 3 | |
17 | Максим Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | |
18 | Михаил О. | 2 | 3 | 2 | 3 | |
19 | Никита Х | 5 | 5 | 5 | 4 | |
20 | Сергей С | 4 | 5 | 4 | 4 | |
21 | Сергей Р. | 3 | 3 | 3 | 3 | |
22 | Станислав К. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
23 | Юлия Н. | 4 | 4 | 3 | 4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Упражнения, способствующие усвоению слов с непроверяемыми написаниями
Игры:
Игра "Картинки – загадки"
На этих листочках
Картинки - загадки.
Что здесь за слова-
Догадайтесь ребятки.
Прочтите слова зашифрованные в рисунках
Игра "Догадайся, что за слово"
1) Прочитайте слова. Догадайтесь, какие из них живут в домике.
2) Мо……., са……., во…….., ко……… .
Игра « Первый слог «потерялся».
… радь (тетрадь),
… нал (пенал),
… бака (собака),
… хар (сахар).
Игра "Слоговое лото"
- Прочитайте слоги на карточках и составьте с ними слова.
2. Собери слоги.
де, ный, жур (дежурный);
воч, де, ка (девочка);
ки, ва, лен (валенки).
Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета
|
Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них.
Ну какой восход без солнца?
А какой барабан без палочек?
А у вас на даче есть огород?
Этому человечку не страшна лужа на букве о, ведь он в сапогах.
Рифмовки
- Корова, огород, солома,
Горох, мороз, потом, ворона,
Портрет, костер и молоко.
В словах запомни букву «О».
- Восток, гореть, пожар, костер,
Вокзал, порог, портрет, шофер,
Шоссе, солома, хорошо –
В словах пишите букву «О».
- Ворона, сорока, собака, комар,
Болото, костер, поросенок, пожар,
Дорога, лопата, топор, колесо –
Пишите всегда только с буквой «О»!
- Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,
Канава, картина, сарай, барабан,
Автобус, машина, гараж и балкон –
Пиши с буквой «А», как и слово «Закон»!
Кроссворды
1)Запишите слова в кроссворд по их лексическому значению.
1 | о | о | о | ||||
2 | о | о | |||||
3 | о | о | о | ||||
4 | о | о | |||||
5 | о | о | |||||
6 | о | о | |||||
7 | о | о |
1. Инструмент, которым прибивают что-либо. (Молоток)
2. Маленькая птичка с серо-чёрным оперением. (Воробей)
3. Участок земли под овощами. (Огород)
4. Часть горизонта, где восходит солнце. (Восток)
5. Состояние атмосферы в данном месте. (Погода)
6. Растение семейства бобовых, а также его зёрна. (Горох)
7. Выращиваемые на грядках корнеплоды. (Овощи)
2).Запишите слова, в которых вторая буква а.
а | ||||||||
Ответ: заяц, сахар, ладонь, тарелка, карандаш, картофель.
3) Запишите в кроссворд отгадки.
1 | 5 | |||||||
2 | 3 | 4 | ||||||
6 | ||||||||
1. Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Донесётся до звёзд. (Ракета)
2. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
3. Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился? (Ноябрь)
4. Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом.
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют.
Это праздничный … (Салют)
5. Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут. (Метро)
6. Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
4)
По горизонтали:
- Летом наедается, зимой высыпается.
- Быстро, торопливо … .
- Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
- Молодые люди, парни … .
- Верхняя зимняя одежда.
По вертикали:
- Опыт – самый лучший … .
- Ребятам в цирке очень … .
- Сделать скоро … .
- Зимой белый, летом серый.
5)
- Чиста, да не вода,
Бела, да не снег.
От рогатого берут
Малым детям отдают.
- Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
- Крупный населенный пункт.
- Портфель у меня не велик и не мал:
Лежат в нем задачник, букварь и … .
- Как … уметь читать!
- Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Загадки, отгадками которых являются словарные слова.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примеры словарных слов и ассоциативный образ:
гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОнцерт – нОта, дО, хОр
кОрабль – вОлны, бОцман, кОк
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
сОбака – хвОст
Варианты ассоциативных образов и на их основе опорные таблицы.
По назначению | ||
пальто | шапка | шарф |
платок | голова | |
аптека | лекарство |
По назначению и количеству | ||
библиотека | много книг | хранилище книг |
салют | радость | праздник |
костер | огонь | поход |
По звучанию, признакам | |||
дежурный | дети | дело | |
петух | пел | перья | гребень |
По месту расположения | |||
болото | мох | топь | |
деревня | лето | лес | речка |
По материалу, действию, назначению | |||
газета | бумага | читать | журнал |
карандаш | бумага | пенал | тетрадь |
лопата | копка |
Варианты упражнений, выполняемых учащимися на закрепительном этапе.
- Определите, на какой признак предмета указывает его название.
Валежник, веснушка, горбушка, горчичник, кисель, кочан, леденец, метель, мешок, рогожа, молоток, пластинка, простокваша, пятница, старшина, холодец ,часовой, частушка.
- Попытайтесь самостоятельно определить, почему эти предметы так названы в русском языке (2 – 3 ур.)
Звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец.
Птицы: индюк, канарейка, куропатка, петух, малиновка, синица, снегирь.
Растения: гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик.
- Происхождения каких ягод вы можете объяснить? Проверьте свой ответ по словарю.
Голубика, ежевика, костяника, крыжовник, малина, рябина, смородина, шиповник.
- Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов (1 ур.)
Боровик, волнушка, лисичка, масленок, опенок, подберезовик, подосиновик, сыроежка, сморчок.
- Какие предметы имеют такой цвет?
Голубой (цвет оперения шейки голубя)
Каштановый (цвет плодов каштана)
Коричневый (цвет коры)
Лиловый (цвет сирени «лилас» - сирень фр.)
Фиолетовый (цвет фиалки «виола» - фиалка, лат.)
- Объясните правописание слов (3 ур.)
Вчера (от вечер = «от прошедшего вечера»)
Герой (от гр. Герос – «храбрец» = смельчак)
Деревня (от дерево – «место, очищенное от леса»)
Лисица (от др.рус. лисый – «желтоватая» = рыжая)
Капуста (от лат. Капут – «голова»)
- Разделите слова на составные части (1 ур.)
Бабочка, вокруг, голубика, дорога, ежевика.
- Выделите в словах исторические опорные написания (1 ур.)
Балет, блокнот, болтать, верстак, дворец, зевать, земляника, коньки, паркет, родник, столица, столяр, часовой.
- Докажите, пользуясь словарем, что эти пары слов имеют общий исторический корень (2 ур.)
Абрикос и апрель, голубец и голубика, гончар и горшок, капитан и капуста, пшеница и пшено.
- Можно ли с помощью слов первого столбика объяснить правописание слов второго столбика? (3 ур.)
Василий василёк
Макар макароны
Маргарита маргаритка
Петр петрушка
Роман ромашка
- Пользуясь этимологическим словарем, найдите исторически проверочные слова к данным (2 – 3 ур.)
Вермишель, вершок, витамины, волчок, волшебный.
- Найдите и проверьте по словарю:
а) Слова, имеющие в прошлом одинаковую приставку за –
Забавный, забор, завет, завод, закат, закон, заноза, запад, запас, застава.
б) Слова с латинской приставкой кон - Что они обозначают?
Конверт, кондитер, кондуктор, консервы. Консерватория, контакт, конфета, концерт.
в) Слова, имеющие общий исторический корень со словом колесо.
Колбаса, колено, колея, колобок, коляска, около.
г) Слова, имеющие общую первую или вторую часть.
Автобиография, автобус. Автограф, автомат, автомобиль, автор…
Баскетбол, волейбол, гандбол, футбол…
- Зная происхождение слов первого столбика, объясни значение слов из второго столбика. Проверь себя по словарю (1 – 2 ур.)
Геология и каллиграфия география
Зоопарк и геология зоология
Килограмм и сантиметр километр
Проспект и телеграмма программа
- Подбери к данным словам противоположные по смыслу (3 ур.)
Запад, мгновение, цепенеть, опрятный, проворный.
- Замените русское слово иноязычным, сходным по значению. Докажите (2 – 3 ур.)
Азбука (алфавит), вещи (багаж), книгохранилище (библиотека), дальнопись (телеграмма), четырехугольник (квадрат).
- Попробуйте объяснить, какое из данных значений слов более древнее (1 ур.)
Земляная воронка или стеклянная воронка
Детский доктор или доктор наук
Лагерь туристов или военный лагерь
- Можно ли так говорить: (1 – 2 ур.)
Старый ветеран, биография жизни, свой автограф, гербарий растений, повторная репетиция?
- Подумайте, есть ли разница в употреблении данных слов: (все)
Ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат?
Проверь себя по словарю.
- Объясни разницу в значении слов (3 ур.)
Невежа и невежда, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
- Зная происхождение слов из первого столбика, объясните, почему можно сочетая, казалось бы несочетающиеся слова, говорить:
Бутерброд бутерброд с маслом
Ворона белая ворона
Лисица черно-бурая лисица
Апельсин оранжевый апельсин
Чернила синие чернила
- Зная происхождение данных слов, подберите к ним слова, близкие по значению (все)
Аккуратный, долина, гигант, багряный, невежда.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВКИ
СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Деревня - в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню - называли деревней («деревня» – «дерево» – место, отчищенное от деревьев).
Завод - образовалось от слова «заводить» (разводить, выводить). Исторически в нём была приставка за- («завод» – «заводить» – место, где что-либо заводят, разводят).
Урожай – восточно-славянское. Образованно от слова «род», которое обозначало происхождение, поколение, семья.
Берёза – у древних славян существовало слово «бер». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый.
Земляника – связанно с понятием земля. У поляков поземка.
Капуста – что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап. Слово капитан произошло от латинского «капут» - голова. Капуста - очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше капитана и было образованно от слова «капут» - голова.
Малина – существует две версии. Одни считают, что название связанно с цветом, а другие обращают внимание на форму, т.к. ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой.
Воробей – слово восходит к древней основе вор-. От неё образованны такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.
Ворона – прилагательное вороной, образованное от основы ворон, означало «черный». В индоевропейских языках родственное слово значило «жечь, сжигать, обгорать, делаться черным».
Лисица – именно названа лисой, лисицей, т.к. образованно это слово от слова «лис». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый» – желтоватый, «залисеть» – пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть.
Медведь – образованно от слов «мёд» и «ведает». Т.е. зверь знающий где найти в лесу мёд.
Петух – прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь.
Месяц – готское «мена» – означало месяц. Люди измеряли время по фазам луны. Сравни латинское «мензис» – месяц и «мензура» – мера.
Пенал – перо по латински – «пенна», а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.
Библиотека – «библио» по гречески – книга; «текос» – хранилище. Т.е. «книгохранилище», «собрания книг».
Трамвай – английское «tram» – вагон, «way» – дорога, путь.
Автомобиль – в переводе с греческого «авто» – свой, сам; «мобил» – подвижный.
Завтрак – древнерусское заутрокъ.
Картина – с эпохи Петра I. Итальянское «cartina» – тонкая, красивая бумага, произошло от слова «карта» – бумага.
Коньки – изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки – «маленькие кони» (коньки – конь)
Погода – общеславянское. Образованно с помощью приставки по- от исчезнувшего года (сравни год, первичное значение – «хорошая погода»).
Товарищ – заимствовано из тюркских языков. Там оно является сложным образованием путем соединения «tavar» – товар и «is» – друг. Первоначальное значение – «компаньон по торговле».
Топор – общеславянское. Образованно с помощью суффикса -оръ- от слова «топати» – рубить, топать.
Здравствуй – образованно от «здравствовать». При встрече люди желают друг другу здоровья.
Ошибка – из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень -шиб- означающий – бросок, удар. В буквальном смысле ошибка понималась как промах при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться» – оказаться на отшибе. В древней Руси хвост называли «ошибь». И правда, тот, кто много ошибался всегда плёлся в хвосте.
Хоккей – Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду Канада (где в 1866 г. состоялся первый официальный матч). Произошло от старофранцузского «хокет» – палка, точнее «пастуший посох с крюком».
Соловей – общеславянское слово, от «солвь» – серый, желтоватый.
Снегирь – после некоторых изменений, слово стало писаться снегирь, так как птица стала ассоциироваться со снегом.
Тетрадь – древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образованно от «tetrados» – четвертая часть листа или «tetro» – сложенный в четверо. Дело в том, что раньше тетради имели четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали и сшивали посередине – тетрадь готова!
Карандаш – по происхождению не русское. -кара- «чёрный» -даш- «камень».
Корова – от латинского «кор» – рог. Т.е. «корова» – рогатая, имеющая рога.
Лопата – раньше существовало слово «лопа», то же, что рука, ладонь. От него и образовалось «лопата» – похожая на лопасть.
Москва – город по названию реки, которая в свою очередь образовалась от «моцка» – небольшой водоем. Слово подчеркивает небольшие размеры Москвы-реки по сравнению с Окой, в которую впадает или с Волгой, протекающей рядом.
Посуда – в старину этим словом называли лодку, судно. Столовые приборы тогда изготавливались из дерева. Им придавалась затейливая форма похожая на форму лодки или судёнышка. Сходство послужило причиной того, что столовые принадлежности стали называть посудой. Исторически в этом слове была приставка по-.
Сорока – имя получила от исходного сорка, передающего особенности пения «сорка» – стрекочет, тарахтит, трещит.
Квартира – слово образованно от латинского «квартариус» - четвертина (особая повинность, вид налога.) по этой повинности ставили солдат на постой, следовательно квартира место постоя солдат.
Народ – слово образовалось от слова «род» со значением родиться, народиться. Исторически выделялась приставка на-. Родственные слова: родня, родители, родной и др.
Обед – исторически выделялась приставка об- (об- + -ед- – время для еды).
Огурец – этому слову предшествует греческое «огур» – незрелый (огурцы едят зелёными).
Осина – образовалось от чешского, польского слова «оса» - осина. С помощью суффикса -ин-.
Солдат – заимствовано из немецкого «soldat», но восходит к итальянскому «soldo» – монета, деньги, жалованье. Т.е. буквально «получающий жалованье».
Ягода – образовалось от «яг» – щёчки и с помощью суффикса -од- ягоды называли так, потому что похожи щёчки: по цвету – яркие, румяные, красные; по форме – круглые.
Берег – образовалось от слова «брег» - гора.
Беседа – в древнерусском языке было слово «безъ» - вне, снаружи и «съда» - сидение; «беседка» это скамейка вне дома.
Вокзал – лет триста назад предприимчивая дама Джейн Вокк, в Лондоне превратила свою усадьбу в место для гуляний и назвала его «Вокк – холл», т.е. «Зал госпожи Вокк». Потом это название стало нарицательным. И в конце XIX века означало концертный зал на железнодорожной станции, а затем просто название станционного здания.
Овца – наши предки приручали диких животных, в том числе и баранов, у которых самцов называли «овнами», а самок «овцами».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1.Фрагмент урока.
Знакомство со словом медведь.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идет речь: «Летом бродит без дороги мимо сосен и берез,
а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».
(вывешивается картинка и карточка)
- Что вы знаете о медведе?
- Где он живет?
-Чем питается?
-Почему медведя считают лакомкой?
- Прочитайте это слово по слогам.
-Сколько слогов?
-Какой слог ударный? Произнесите с ударением.
- Назовите гласную в слабой позиции.
- Запомните: в слове медведь в первом слоге мы пишем безударный гласный е
(слово орфографически проговаривается и записывается)
- Как вы думаете, почему его так назвали – медведь?
(Медведя так назвали, потому что он знает, как добыть мед)
Медве´дь – мёд, ведающий – «знающий, где есть мёд».
- Эй, медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, стрекотуха?
- Почему тебя медведем зовут?
- Хе-хе! Бестолковая птица. Мед – ведь – значит мед ведающий. Знаю,
стало быть, где мед в лесу спрятан.
(Н.Сладков)
- Вот теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной е
в первом слоге. Нам помогло слово мёд.
- Фрагмент урока на подготовительном этапе..
Знакомство со словом корова.
- – Ребята, кто из вас читал книгу «Дядя Федор, пес и кот»? (Мы знакомились с главами из этой повести на уроках чтения)
- Кто автор этой книги?
- Назовите героев.
- О чем мечтал кот Матроскин? Сбылась ли его мечта? Кого он взял на прокат?
(чтение отрывка учителем или хорошо читающими детьми)
Вывешивается табличка КОРОВА
- Как он её назвал? Почему?
- Как вела себя корова, когда он привёл её домой? Почему?
(чтение отрывка)
- Была ли она злой коровой?
- А кто из вас видел живую корову? Какая она? Какую пользу приносит?
(вывешивается иллюстрация)
- – Сегодня мы познакомимся с этим словом поближе и научимся его писать.
- Прочитайте его по слогам. Сколько слогов в слове? Назовите первый слог, 2 слог, 3 слог. Какой слог ударный? Произнесите слово с ударением.
- Назовите орфограмму. Докажите. Какие еще слова с сочетанием
– оро - вы знаете?
- – Как вы думаете, почему это домашнее животное так назвали?
Этимологическая справка.
Кор – в переводе с древнерусского языка значит «рог»
Корова – кор – «рогатая»
- Запишите эту справку в тетрадь.
- Что узнали нового о слове корова?
Варианты записи возможны такие:
а) Корова (от кор)
б) Корова – образовано от кор – «рог»
в) Корова – кор – «рогатая»
г) Корова – «рогатая», от кор – «рог»
д) Корова – «рогатая»
« рог»
У учителя есть право выбора той или иной формы записи, которую он найдет наиболее подходящей для своего класса. Можно предложить и свою форму записи.
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Предложения с интонацией перечисления.
Цель: получение нового знания
Задачи:
- совершенствование базовых знаний и умений по теме;
- формирование общеучебных умений;
- познакомить учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления и со знаками препинания в предложениях с перечислением.
- развивать умение работать с орфографическим словарем и правильно писать словарные слова, опираясь на этимологию.
- воспитывать ценностное отношение к родному слову, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: панно и букеты из осенних листьев, рисунки и фотографии с изображением осенних деревьев, игрушечный корабль, сделанный из коры дерева, картинки с изображением транспорта.
Ход урока:
- Организация начала урока.
У: Прозвенел звонок, начался урок. Улыбнулись друг другу и приступим к изучению нового.
У: И начнем наш урок со словарной работы.
- Актуализация знаний.
Кораблик, машина, трактор, автобус, велосипед, экскаватор.
У: Посмотрите на картинки, какую из них вы бы исключили?
Варианты ответа: велосипед, потому что на нем может ехать только один человек.
Автобус, потому что это общественный транспорт.
Трактор, потому что ударение только в этом слове падает на первый слог.
Экскаватор, потому что только в нем 4 слога.
У: Вы согласны? (Д: нет!)
У: Почему? (Д: в слове велосипед тоже 4 слога)
Трактор, потому что только в нем 2 слога.
Кораблик, потому что это водный вид транспорта.
Демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.
- Постановка проблемного вопроса.
У: А вы сможете написать это слово без ошибки?
Дети пробуют оба варианта написания – правильно и с ошибкой.
У: Кто же прав? Как проверить себя?
(Д: Можно посмотреть в словарике, спросить у учителя)
- Побуждение к формулированию учебной проблемы
У: Какой возникает вопрос?
(Д: нам нужны знания, чтобы написать это слово правильно)
У: Мы еще не знаем, как пишется слово корабль. Какова будет наша задача?
Формулировка проблемы ДЕТИ. Научиться писать слово корабль грамотно.
- Актуализация проблемы.
УЧИТЕЛЬ. Верно. Научившись писать это слово, мы сможем правильно писать и однокоренные слова. Это поможет нам и при работе над темой нашего урока.
- Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.
У: Откройте орфографические словарики. Найдите в орфографических словариках слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.
Учитель (записываем слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).
У: Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль? От какого слова образовано данное?
Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.
У: Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.
- Что у них общего?
И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.
Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?
Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.
Формулировка нового знания. В слове корабль пишется безударная гласная О.
Дети записывают проверочное слово (корабль - корка).
- Применение новых знаний.
У: Как можно назвать маленький корабль?
Д: Кораблик.
У: Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?
Д: Корабельные.
У: Как называют людей, которые строят корабли?
Д: Корабелы, кораблестроители.
- Запишите эти слова.
- Проверьте себя, сверяясь с докой.
- Какой общий корень у этих слов?
Дети сомневаются: кор, - кора, - кораб, - корабль- …
У: В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -, обозначим его ( ).
- Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.
- Какую ещё часть слова нужно выделить? (нулевое окончание).
Аналогично разбираем слово кораблик.
Физпауза. (Для рук и глаз)
III. Сообщение темы и целей урока.
У: Слово корабль будет сегодня помогать нам работать над темой урока: Предложения с интонацией перечисления.
IV. Работа по теме урока.
- Работа с текстом.
У каждого ученика лежит на парте карточка с текстом.
У: Прочитайте, о каких чудесных корабликах идет речь в тексте.
Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду. Желтые красные оранжевые – целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь “на крыльях ветерка”, они опускались на воду тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво.
Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами – поплывет так важно и горделиво!
Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд.
(После слова “горделиво” учитель прерывает чтение вопросам):
- О каких корабликах идет речь?
- Посмотрите на оформление нашего класса. Чем осенние листья похожи на кораблики?
Д: Плывут, их подгоняет ветер, сам листочек – как корпус корабля, а черенок – как мачта.
У: Что необычного в таких корабликах?
Д: Они летают, как сказочный летучий корабль.
У: Почему автор назвал их не кораблями, а корабликами?
У: Найдите в тексте предложение, в котором автор описывает эти кораблики.
Д: Желтые красные оранжевые – целая флотилия (Запятые пока не стоят в этом предложении).
У: Прочитайте ещё раз это предложение. Что заметили?
Д: Перечислили признаки корабликов по цвету и сделали паузы между словами желтые, красные, оранжевые.
У: Так в устной речи вы показали интонацию перечисления.
- Как вы считаете, надо ли интонацию перечисления как-то обозначить на письме?
Выслушать предположения детей.
- Работа над правилом.
Чтение вывода в учебнике (с. 103).
У: Теперь правильно запишите это предложение.
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного.
У: Найдите в тексте ещё предложения с интонацией перечисления.
Дети самостоятельно записывают предложения с интонацией перечисления из текста. Проверяют написанное. Составляют свои предложения об осенних листьях, используя слово кораблик. Выбирают лучшее и записывают.
Для сильных учащихся учитель предлагает сделать звуко - буквенный разбор слова кораблик и оценивает их работу.
VI. Итог урока.
У: Я очень рада за вас. Сегодня вы сумели узнать много нового и интересного. Что нового узнали сегодня на уроке?
VII. Рефлексия.
У: - Понравился ли вам урок? - С каким настроением уходите с урока? (Показывают рисунки лиц человечков).
- хорошее настроение.
- плохое настроение.
4.Фрагмент урока.
Этап знакомства со словарным словом капуста
Учитель. Вставьте в предложение-загадку подходящие по смыслу слова, обозначающие предмет.
Семьдесят ..., а все без...
Дети. Семьдесят одежек, а все без застежек.
У. Кто догадался, что это?
Д. Это капуста.
На доске помещается иллюстрация.
У. Что такое капуста?
Д. Это овощ. Капуста растет у бабушки в огороде.
У. В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова:
Капуста – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.
Сегодня мы научимся писать слово капуста без ошибок. Для этого каждый из вас выберет свой способ запоминания. Прочитайте новое словарное слово, выделяя ударный слог. Назовите «опасное» место.
На доске появляется запись слова капуста.
Д. Ударный слог – пу, «трудное» место в безударном слоге – ка.
Учитель в процессе ответа ученика ставит ударение, подчеркивает безударный слог, выделяет красным мелом безударную гласную.
У. Ребята, прочитайте слова, записанные на доске (открывается запись): капуста, капустник, капустница. Что объединяет эти слова?
Д. Это близкие по значению слова. Капустник – это пирог с капустой. Капустница – это белая бабочка, гусеница которой поедает капусту. В этих словах есть одинаковая часть слова – капуст-, где буква а является непроверяемой безударной гласной.
У. Мы видим, что родственные слова не помогли нам убедиться в правильности написания безударной гласной а в корне, но происхождение слова капуста поможет нам запомнить написание этого слова.
Название капуста получила от латинского капут, которое имело значение «голова», «кочан» (этимологический словарь).
Когда вы слышите слово капуста, что или кого вы представляете?
Д. Заяц ест капусту. – Кочан капусты как большая голова.
– Капуста похожа на большой шар.
У. Какие слова или рисунки могли бы стать вашими помощниками при запоминании слова капуста?
Д. Слова голова, кочан, шар, заяц.
– А я бы нарисовал зайчика.
На доске появляется опорная табл. 1.
голова кочан шар заяц |
У. В огороде что за шум?
Кто кричит: «Караул!»?
Бабу Фросю кто обидел?
Кто старушку напугал?
Это заяц длинноухий
За капусткой прискакал.
На доску помещается опорная табл. 2.
з капуста я ц |
– Ребята, хором прочитаем новое словарное слово, четко проговаривая непроверяемую безударную гласную.
А теперь, пользуясь опорными таблицами, запишите слово капуста в словарик, поставьте ударение, выделите «опасное» место, запишите слова-помощники или зарисуйте образ, который вам поможет запомнить написание этого слова. Дома можете продолжить эту работу, а на следующем уроке поделиться с нами своими новыми «зацепочками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»
В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...
Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ
Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....
«Стимулирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка»
Выбор темы связан с актуальной проблемой начального образования – переходом на новые государственные образовательные стандарты....
«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового ...
Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка как условие их интеллектуального развития
Согласно стандартам второго поколения важно развивать у детей умение учиться. Развитие интеллекта происходит на многих уроках. Я расскажу об уроках русского языка....
« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...