Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ
методическая разработка по теме

Полянская Светлана Федотовна

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ (Слайд №1)

Введение

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся.

На уроке русского языка, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.

Для решения обучающей задачи на уроках русского языка используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке русского языка было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.

Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления. Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Однако чрезмерное увлечение ИКТ без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Несомненно, использование презентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Обучающиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету. Сегодня в традиционную схему «учитель- ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер. ИКТ могут выступать как вспомогательный элемент учебного процесса. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Использование ИКТ в начальной школе  не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя.

Для меня пока достаточно пользоваться  готовыми электронными ресурсами. Но следует в достаточной мере овладеть навыками создания  своих, отвечающих всем требованиям образовательного процесса в школе, с учётом изученного материала, потребностей класса, особенности программы.

 Представлю некоторые виды работы.

Работа с электронными таблицами. (Слайд №2). Они являются практическим материалом к урокам. Заменяют бумажные таблицы. Учат работать с опорными схемами.

Работа со  словарными словами. Приёмы не новые, но если использовать презентацию, то это привлечёт внимание ребят и будет способствовать  запоминанию (Слайд №3-10) презентация построена примерно таким образом и может варьироваться:

  1. сначала отгадывают слово с помощью ребуса,
  2. выделяют ударный слог, правописание буквы в слабой позиции,
  3. запись в словарь,
  4. определение значения этого слова,
  5. подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов (если возможно),
  6. сочетаемость слов с изучаемым словом,
  7. выделение этого слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках,
  8. составление предложения или запись со слайда.

Ещё один приём при работе со словарными словами. Их легче запоминать при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается  в следующем: 1) представлять предметы, явления и действия, 2) объединённые в группы предметы должны «оживать» и «двигаться». На слайде (№11) дана группа слов: рабочий, работа, сапоги, пальто, машина, завод. Учитель задаёт вопросы:

- Что общего в этих словах?

- Составьте предложение, используя эти слова. Какие знаки препинания в этом предложении?

 Можно в презентацию добавить анимации.

На слайде №12 даны слова: однажды, осина, орех. При составлении предложений с этими словами может прозвучать и такое: «Однажды на осине вырос орех». Ассоциация - буква «о» - широко раскрытые от удивления глаза. И т.д.

 Работа с фразеологизмами. (Слайд №13) Фразеологизмы – изюминка речи, делающая её привлекательной. Их можно использовать в следующих видах работы:

  1. восстанови выражения, дополнив их нужными словами (определить безударные падежные окончания, род, число, падеж имён прилагательных),
  2. придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму,
  3. подобрать фразеологизм к ситуации или иллюстрации,
  4. фразеологизм на заданное слово.

Важно уметь составлять алгоритм  решения орфографических и грамматических задач и пользоваться им.

Составляем коллективно алгоритм какого-либо действия, например, определение падежа имени прилагательного. (Слайд №14).

Как разнообразить минутку чистописания? (Слайд №15). Выбираем фон, создаем настроение.

     

 Работа с текстом (Слайд №16-18). Не учебник, не карточки. Можно использовать образцы русского слова: стихи известных поэтов. Создать образы. Текст  выводится на экран, и можно проводить с ним всевозможные виды работы: коллективной или самостоятельной (вставить пропущенные слова, определить падежи, подобрать синонимы, антонимы, разбор предложения и т.д.).

 Один из видов работы на уроке  развитие речи:

  1. придумай стихотворение по данным рифмам (Слайд № 19-20) Например:

------------------------- весна!

------------------------  ото сна.

------------------------  настаёт

------------------------ поёт!

Привет, привет, тебе, весна!

Всё пробудилось ото сна.

Пора расцвета настаёт

И сердце радостно поёт!

  1. «неоконченный рассказ» (Слайд № 21)  Читается рассказ: «утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на деревья, дома, тротуары, газоны, дороги…» Предлагается продолжить рассказ, но несколькими способами на выбор: ты гуляешь с друзьями  во дворе с друзьями; ты водитель грузовика, едущего по дороге; лётчик, отправляющийся в полёт; ворона, сидящая на дереве; зверь в лесу,
  2. составь рассказ, используя концовку:

«…Нам так и не удалось найти свой автомобиль».

«… и котёнок мирно спал на руках у Маши».

«… Прозвенел звонок, а Дима продолжал стоять у доски».

 Тренажёры помогают в отработке навыков письма.

Заключение. Уроки с использованием ИКТ- это, на мой взгляд, является одним из самых результатов инновационной работы в школе.

      Ожидаемые результаты.

  1. активизация мыслительного процесса на уроках русского языка
  2. положительная мотивация на уроках с применением ИКТ, развитие познавательного интереса
  3. повышение уровня наглядности на уроке
  4. появляется возможность организации проектной деятельности обучающихся по созданию презентаций.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

   Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового ...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Активизация познавательной деятельностимладших школьников на уроках русского языка....