« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
Учитель Матвеева Светлана Александровна
Формирование познавательной деятельности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей я отвожу особую роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. На протяжении нескольких лет, я работаю по теме «Формирование познавательной деятельности на уроках русского языка» с целью повышения уровня обученности учащихся начальной школы. Я считаю, что формирование познавательной деятельности учащихся является одним из наиболее важных направлений повышения качества знаний, поэтому я побуждаю своих учеников выступать не только в роли усваивающего, но и в роли исследующего. Речь идет об умении учителя разбудить мысль ученика, дать ей движение.
Я считаю, что основное формирование познавательных интересов младших школьников происходит под руководством учителя, на уроках в школе. Познавательная деятельность формируется в деятельности, прежде всего в учении. Для этого необходим правильный стиль общения с маленькими школьниками. Работа с младшими школьниками требует учитывать их психофизиологические особенности.
Для этого я стараюсь вводить в урок игры и игровые ситуации. Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности школьника. Всегда легче запомнить то, что интересно. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Это делает учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов. На своих уроках русского языка я часто использую: игры, шарады, ребусы.
И самое важное, как я думаю, в работе с младшими школьниками, это – методика. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но если эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса - он пассивен. Дети запоминают слабо, когда учеба не захватывает их. Занимательности я достигаю неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока.
В своей работе для активизации познавательной деятельности я использую
информационно-коммуникационные технологии.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
- электронные учебники и пособия
- электронные обучающие программы
- интерактивная доска,
- электронные энциклопедии и справочники,
- тренажеры и программы тестирования,
- образовательные ресурсы Интернета,
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
- видео и аудиотехника
Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда создаю и использую свои уроки с ИКТ. В зависимости от дидактических целей и специфики изучения курса русского языка, как учебного предмета можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.
Компьютерный урок, разработанный средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе урока используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего в своей практике провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование правил, памяток, схем и многое другое.. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
Компьютер является одним из эффективных средств при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие дети охотно работают с компьютером. А неудачный ход игры вследствие пробелов заставляет ребёнка обращаться за знаниями к учителю или самостоятельно их добывать. Это средство обучения очень полезно при работе учителя: компьютер помогает лучше оценить способности и знания ребёнка.
В своей работе использую различные формы работы, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы. Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные ошибки. На уроках при повторении и обобщении темы я использую такие задания – тесты, где часть объяснения учителя заменяет компьютер, он же исправляет ошибки и даёт подсказки.
Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучении. В начальной школе игра остаётся ведущими видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны.
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.
Занимательный материал способствует активизации деятельности учащихся. Выполняя различные упражнения, учащиеся творчески мыслят, у них развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.
Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание, разнообразить урок. При выполнении нестандартных задач ученики выступают в роли контролеров, спасателей МЧС, сыщиков, помощников, сказочных героев, фокусников. Каждый ученик старается соответствовать своим героям и сознательно, добросовестно, с интересом выполняет сложное задание, не замечая трудностей.
Большое внимание уделяю словарной работе с использованием ИКТ. Каждый понедельник проводим словарные диктанты. Один понедельник-диктант по изученным орфограммам, второй по словарным словам.
Проверка словарных диктантов и тетрадей подсказывает, какую орфограмму нужно повторить на уроке
Среди моих находок есть стихотворные правила, формулировки, весёлые стихи, рифмованные упражнения.
При изучении двойных согласных:
Дрожжи, вожжи,
Жжёт, жужжит!
Двойная ж не убежит.
Кросс, кроссовки, кроссворд
С с двойной напишу!
И об этом я всем
По секрету скажу.
Усвоить так просто
Все эти слова.
Тренировка – н одна!
Уясните навсегда.
Охранник любит манник.
Перрон, терраса, попурри-
С р двойной всегда пиши.
Правописание сочетаний ЧК,ЧН.
Не сложно понять, что ЧКи ЧН
Без мягкого знака писать надо всем.
Р и Щ,Щ и Н- здесь не ждите перемен.
Мягкий знак тут не гостит
И от этого грустит.
При изучении местоимения:
Наберись, дружок, терпения!
Заучи местоимения:
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они.
При изучении предлога:
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает : приставать к ним очень скверно.
Детям нравится знакомство с правилами в стихотворной форме. Прочное усвоение орфограмм в «запоминалках» и рифмованных заданиях, как правило, переносится учениками на незнакомые слова, регулируемые тем же орфографическим правилом правописания.
Продуманная форма урока, стихотворные «запоминалки» и упражнения, только усиливает обучающий эффект.
Интересным учебным процессом помогают сделать разнообразные проблемные вопросы, поисковые задачи.
Выполнение подобных заданий развивает творческую самостоятельность и активность учащихся, формирует умения думать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, доказывать, отстаивать свое мнение, убеждать, делать самостоятельные выводы, и при этом они могут обращаться к толковому словарю, что делает процесс наиболее эффективным.
Использование ИКТ технологий, различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового ...
Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка.
Аттестационная работа по профессиональной переподготовке содержит теоретический и практический материал....
Формирование познавательной деятельности младшего школьника на уроках русского языка
Формирование познавательной деятельности младшего школьника на уроках русского языка...
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Урок является основной организационной формой обучения в школе. Это не только важная организационная единица процесса обучения и воспитательного процесса, но, прежде всего, педагогическая. Каждый урок...
Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка в условиях раеализации ФГОС
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка с использованием приёма игра-упражнение
Выступление на педагогическом совете...