План-конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Применение способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Предложения с интонацией перечисления.
Цель: получение нового знания
Задачи:
- совершенствование базовых знаний и умений по теме;
- формирование общеучебных умений;
- познакомить учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления и со знаками препинания в предложениях с перечислением.
- развивать умение работать с орфографическим словарем и правильно писать словарные слова, опираясь на этимологию.
- воспитывать ценностное отношение к родному слову, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: панно и букеты из осенних листьев, рисунки и фотографии с изображением осенних деревьев, игрушечный корабль, сделанный из коры дерева, картинки с изображением транспорта.
Ход урока:
- Организация начала урока.
У: Прозвенел звонок, начался урок. Улыбнулись друг другу и приступим к изучению нового.
У: И начнем наш урок со словарной работы.
- Актуализация знаний.
Кораблик, машина, трактор, автобус, велосипед, экскаватор.
У: Посмотрите на картинки, какую из них вы бы исключили?
Варианты ответа: велосипед, потому что на нем может ехать только один человек.
Автобус, потому что это общественный транспорт.
Трактор, потому что ударение только в этом слове падает на первый слог.
Экскаватор, потому что только в нем 4 слога.
У: Вы согласны? (Д: нет!)
У: Почему? (Д: в слове велосипед тоже 4 слога)
Трактор, потому что только в нем 2 слога.
Кораблик, потому что это водный вид транспорта.
Демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.
- Постановка проблемного вопроса.
У: А вы сможете написать это слово без ошибки?
Дети пробуют оба варианта написания – правильно и с ошибкой.
У: Кто же прав? Как проверить себя?
(Д: Можно посмотреть в словарике, спросить у учителя)
- Побуждение к формулированию учебной проблемы
У: Какой возникает вопрос?
(Д: нам нужны знания, чтобы написать это слово правильно)
У: Мы еще не знаем, как пишется слово корабль. Какова будет наша задача?
Формулировка проблемы ДЕТИ. Научиться писать слово корабль грамотно.
- Актуализация проблемы.
УЧИТЕЛЬ. Верно. Научившись писать это слово, мы сможем правильно писать и однокоренные слова. Это поможет нам и при работе над темой нашего урока.
- Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.
У: Откройте орфографические словарики. Найдите в орфографических словариках слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.
Учитель (записываем слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).
У: Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль? От какого слова образовано данное?
Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.
У: Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.
- Что у них общего?
И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.
Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?
Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.
Формулировка нового знания. В слове корабль пишется безударная гласная О.
Дети записывают проверочное слово (корабль - корка).
- Применение новых знаний.
У: Как можно назвать маленький корабль?
Д: Кораблик.
У: Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?
Д: Корабельные.
У: Как называют людей, которые строят корабли?
Д: Корабелы, кораблестроители.
- Запишите эти слова.
- Проверьте себя, сверяясь с докой.
- Какой общий корень у этих слов?
Дети сомневаются: кор, - кора, - кораб, - корабль- …
У: В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -, обозначим его ( ).
- Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.
- Какую ещё часть слова нужно выделить? (нулевое окончание).
Аналогично разбираем слово кораблик.
Физпауза. (Для рук и глаз)
III. Сообщение темы и целей урока.
У: Слово корабль будет сегодня помогать нам работать над темой урока: Предложения с интонацией перечисления.
IV. Работа по теме урока.
- Работа с текстом.
У каждого ученика лежит на парте карточка с текстом.
У: Прочитайте, о каких чудесных корабликах идет речь в тексте.
Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду. Желтые красные оранжевые – целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь “на крыльях ветерка”, они опускались на воду тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво.
Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами – поплывет так важно и горделиво!
Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд.
(После слова “горделиво” учитель прерывает чтение вопросам):
- О каких корабликах идет речь?
- Посмотрите на оформление нашего класса. Чем осенние листья похожи на кораблики?
Д: Плывут, их подгоняет ветер, сам листочек – как корпус корабля, а черенок – как мачта.
У: Что необычного в таких корабликах?
Д: Они летают, как сказочный летучий корабль.
У: Почему автор назвал их не кораблями, а корабликами?
У: Найдите в тексте предложение, в котором автор описывает эти кораблики.
Д: Желтые красные оранжевые – целая флотилия (Запятые пока не стоят в этом предложении).
У: Прочитайте ещё раз это предложение. Что заметили?
Д: Перечислили признаки корабликов по цвету и сделали паузы между словами желтые, красные, оранжевые.
У: Так в устной речи вы показали интонацию перечисления.
- Как вы считаете, надо ли интонацию перечисления как-то обозначить на письме?
Выслушать предположения детей.
- Работа над правилом.
У: Теперь правильно запишите это предложение.
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного.
У: Найдите в тексте ещё предложения с интонацией перечисления.
Дети самостоятельно записывают предложения с интонацией перечисления из текста. Проверяют написанное. Составляют свои предложения об осенних листьях, используя слово кораблик. Выбирают лучшее и записывают.
Для сильных учащихся учитель предлагает сделать звуко - буквенный разбор слова кораблик и оценивает их работу.
VI. Итог урока.
У: Я очень рада за вас. Сегодня вы сумели узнать много нового и интересного. Что нового узнали сегодня на уроке?
VII. Рефлексия.
У: - Понравился ли вам урок? - С каким настроением уходите с урока? (Показывают рисунки лиц человечков).
- хорошее настроение.
- плохое настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".
На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....
План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)
План - конспект урока русского языка по ФГОС...