Урок русского языка по теме "Корень слов"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Корень слов". 2 класс. Программа "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_21_vek_koren_slova_zhdanova_sv.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
2 класс
С.В. Иванов «Русский язык» – программа «Начальная школа XXI »
Тема урока. «Корень слова»
Дидактическая цель: создать ситуацию успеха для получения новых знаний по теме урока.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Задачи урока:
- учить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;
- познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»;
- развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- искать и выделять необходимую информацию;
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе, познавательной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, руководство работой, учащихся с учебной литературой.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.
Вид обучения: проблемный.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь №1, карточки, демонстрационный материал, ИКС.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Проверьте готовность к уроку.
- Ребята, скажите какая цель стоит перед нами на этом уроке? (Получить новые знания.)
- А что для этого нужно? (Чтобы урок прошел интересно, весело). (Л: Мотивация учения)
- А для чего вам нужны новые знания, может достаточно того, что вы уже знаете? (Л: Умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение)
-Тогда давайте улыбнемся друг другу и пожелаем всем удачи! (Желаем удачи!)
II. Актуализация знаний.
- Спишите слова на доске, выделите окончание.
(лес, леса, лесу, лесом, о лесе)
- Какую роль выполняет в слове окончание?
(Изменяет форму слова.)
- Измените форму слова дом. (На доске вывешивается картинка с изображением дома)
(дом, дома, к дому, домом, о доме)
- Скажите, пожалуйста, когда мы изменяли форму слова, значение слова изменялось?
(Нет, не изменялось.)
- Оуените в баллах как вы усвоили этот материал? (Л: Оценивать степень усвоения материала)
III. Постановка учебной задачи.
- Запишите следующие слова: дом, домик, домище.
- Можно ли сказать про эти слова, что они являются формами одного и того же слова?
(Да. Нет. Не знаю.)
У нас возникла проблема. Мы не знаем точного ответа. Давайте попробуем вместе разобраться. Вы готовы? (Да.)
- Сегодня мы узнаем, как называются эти слова, что их объединяет.
IV. Построение проекта выхода из затруднений.
- Работа в парах.
- У вас на парте есть три картинки и три карточки со словами. Составьте пары из картинок и слов. (На картинах: дом, маленький домик, большой дом и слова: дом, домик, домище).
- Подумайте, опираясь на картинки, одинаковое ли значение каждого слова?
(Нет. Значение у каждого слова разные. Дети объясняют.)
- А какое было значение слова, когда менялась его форма? (Одинаковое)
- Можно ли сказать, что слова дом, домик, домище- это три формы одного слова? (Нет, так как значение у этих слов разное.)
(Л: Оценивать правильность выполнения действий - свои и товарища.)
2. Фронтальная работа. Выполнение упражнение № 1 с. 74
- Ребята, а вы заметили, что-то общее в этих словах? (У них есть общая часть дом.)
- Как называется общая часть слова? (Корень.)
- Найдем общую часть слов в каждой строке? Сравним их значение?
- Можно ли сказать, что эти слова близкие по значению?
- Как называются такие слова? (Родственные или однокоренные)
3. Ознакомление с рубрикой «Тайны языка»
V. ФИЗМИНУТКА (ПОД МУЗЫКУ)
VI. Обобщение затруднений во внешней речи.
Работа в группах.
Определи в какой строке находятся однокоренные слова, а в какой формы одного и того же слова.
- лесок, лесник, перелесок / море, морем, у моря, к морю
- гора, горы, горой, о горе / береза, березняк, березовый
- рыба, рыбка, рыбак / кот, о коте, котом, коту, кота
- дым, дымок, задымил / стол, столом, столу, стола, о столе
(Каждая группа обсуждает и дает свои ответы)
(Л: Осуществлять пошаговый контроль. Оценивать правильность выполнения действий - свои и товарища.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Выполняется упражнение № 2, с.75.
Самопроверка со слайда.(Л: Оценивать правильность выполнения действий - самоконтроль)
VIII. Включение в систему знаний и повторений.
Работа в парах.
Выполняется упражнение № 3, с.76 (повышенной трудности)
(Л: Осуществлять пошаговый контроль. Оценивать правильность выполнения действий - свои и товарища.)
IX. Рефлексия.
- Был ли для вас урок полезным? Почему?
- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?
- Как вы можете оценить свою работу на уроке?
(Л: Оценивать правильность выполнения действий на уроке)
X. Домашнее задание.
Придумайте цепочки однокоренных слов и формы одного и того же слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""
Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/
Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...
урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....