Урок русского языка по теме "Корень слов"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Жданова Светлана Викторовна

Урок русского языка по теме "Корень слов". 2 класс. Программа "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_yaz_21_vek_koren_slova_zhdanova_sv.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

2 класс

С.В. Иванов «Русский язык» – программа «Начальная школа XXI »

Тема урока. «Корень слова»

Дидактическая цель: создать ситуацию успеха для получения новых знаний по теме урока.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Задачи урока:

- учить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

- познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»;

- развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- искать и выделять необходимую информацию;

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе, познавательной деятельности,  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, руководство работой, учащихся с учебной литературой.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь №1, карточки, демонстрационный материал, ИКС.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Проверьте готовность к уроку.

- Ребята, скажите какая цель стоит перед нами на этом уроке? (Получить новые знания.)

- А что для этого нужно? (Чтобы урок прошел интересно, весело). (Л: Мотивация учения)

- А для чего вам нужны новые знания, может достаточно того, что вы уже знаете? (Л: Умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение)

-Тогда давайте улыбнемся друг другу и пожелаем всем удачи! (Желаем удачи!)

II. Актуализация знаний.

- Спишите слова на доске, выделите окончание.

(лес, леса, лесу, лесом, о лесе)

- Какую роль выполняет в слове окончание?

(Изменяет форму слова.)

- Измените форму слова дом. (На доске вывешивается картинка с изображением дома)

(дом, дома, к дому,  домом, о доме)

- Скажите, пожалуйста, когда мы изменяли форму слова, значение слова изменялось?

(Нет,  не изменялось.)

- Оуените в баллах как вы усвоили этот материал? (Л: Оценивать степень усвоения материала)

III. Постановка учебной задачи.

- Запишите следующие слова: дом, домик, домище.

- Можно ли сказать про эти слова, что они являются формами одного и того же слова?

(Да. Нет. Не знаю.)

У нас возникла проблема. Мы не знаем точного ответа. Давайте попробуем вместе разобраться. Вы готовы? (Да.)

- Сегодня мы узнаем, как называются эти слова, что их объединяет.

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

  1. Работа в парах.

- У вас на парте есть три картинки и три карточки со словами. Составьте пары из картинок и слов. (На картинах: дом, маленький домик, большой дом и слова: дом, домик, домище).

- Подумайте, опираясь на картинки,  одинаковое ли значение каждого слова?

(Нет. Значение у каждого слова разные. Дети объясняют.)

- А какое было значение слова, когда менялась его  форма? (Одинаковое)

- Можно ли сказать, что слова дом, домик, домище- это три формы одного слова? (Нет, так как значение у этих слов разное.)

(Л: Оценивать правильность выполнения действий - свои и товарища.)

2. Фронтальная работа. Выполнение упражнение № 1 с. 74

- Ребята, а вы заметили, что-то общее в этих словах?  (У них есть общая часть дом.)

- Как называется общая часть слова? (Корень.)

- Найдем общую часть слов в каждой строке? Сравним их значение?

- Можно ли сказать, что эти слова близкие по значению?

- Как называются такие слова? (Родственные или однокоренные)

3. Ознакомление с рубрикой «Тайны языка»

V. ФИЗМИНУТКА (ПОД МУЗЫКУ)

VI. Обобщение затруднений во внешней речи.

Работа в группах.

Определи в какой строке находятся однокоренные слова, а в какой формы одного и того же слова.

- лесок, лесник, перелесок /  море,  морем, у моря, к морю

- гора, горы, горой, о горе /  береза, березняк, березовый

- рыба, рыбка, рыбак / кот, о коте, котом, коту, кота

- дым, дымок, задымил / стол, столом, столу, стола, о столе

(Каждая группа обсуждает и дает свои ответы)

(Л: Осуществлять пошаговый контроль. Оценивать правильность выполнения действий - свои и товарища.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Выполняется упражнение № 2, с.75.

Самопроверка со слайда.(Л: Оценивать правильность выполнения действий - самоконтроль)

VIII. Включение в систему знаний и повторений.

Работа в парах.

Выполняется упражнение № 3, с.76 (повышенной трудности)

(Л: Осуществлять пошаговый контроль. Оценивать правильность выполнения действий - свои и товарища.)

IX. Рефлексия.

- Был ли для вас урок полезным? Почему?

- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

(Л:  Оценивать правильность выполнения действий на уроке)

X. Домашнее задание.

Придумайте цепочки однокоренных слов и формы одного и того же слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....