Урок русского языка 1 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №12»
города Белгорода
учитель начальных классов
Александрова Наталья Васильевна
Урок русского языка.
Тема: Звуки и буквы.
Цели:
1.Научить учащихся давать характеристику звуку и правильно обозначать его на письме буквой, соотносить количество слогов и гласных звуков, правильно произносить слова;
2. Формировать умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму;
3.Учить различать звуки речи и звуки окружающего мира;
4. Расширить представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
Оборудование: «Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Подготовка к письму. Массаж пальцев рук « Су-джок»
Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой.
Будем шариком играть,
Своим ручкам помогать.
II. Актуализация знаний.
1. Чистописание ( Пропишите заглавную и строчную букву своего имени.)
2. Орфографическая работа.
- Вставьте буквы на месте пропусков, запишите слова в тетрадь.
Уч.ник, Ро..ия, ст . лица, учит.ль, р.бята, к.рова, . зык. Сверьте с образцом. Оцените свою работу.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
( - собственные и нарицательные,
- двусложные и трёхсложные,- одушевлённые и неодушевлённые).
На какой вопрос отвечают одушевлённые предметы? Подчеркните эти слова. Какие слова подчеркнули?
- Составьте предложения, включив в него как можно больше данных слов.
Хорошо. Молодцы.
III. Самоопределение к деятельности.
Ребята, мы с вами использовали разные виды речи.
Какую речь мы использовали, когда составляли предложение? ( Устную)
А когда записывали словарные слова? ( Письменную)
Назовите наименьшую единицу устной речи? ( звук)
а наименьшая единица письменной речи? (буква)
Речь |
Устная | Письменная | |
Звук | Буква |
Ребята, сможете вы определить тему нашего урока?
( Звуки, буквы.) Как проверить? Откройте учебники на нужной странице.
Какие задачи урока мы поставим ?
- различать буквы и звуки;
- определять сколько в слове букв и звуков;
- правильно, грамотно и красиво писать;
IV. Работа по теме урока.
-Чем отличаются буквы от звуков? ( Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)
Какие звуки природы можно услышать весной? ( звук дождя, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы,…)
- Что такое буква? ( обозначение звука на письме)
- Всегда ли количество букв и звуков в слове одинаково? Произношение и написание одинаково? Докажите!
Выполните звуковой анализ слов.
Девочки: ягода [й’агада]- 3 слога, 5 букв, 6 звуков, 3 согласных, 3 гласных.
Мальчики: коньки [кан'к’и]- 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.
Проверьте своих одноклассников! Оцените свою работу.
Вывод: Количество букв и звуков в слове может быть разным:
ь- звука не обозначает, буква я - дала нам 2 звука.
Работа в парах. Составьте звуковые схемы слов: заяц, лиса, утка.
Что вы заметили в этих словах: произношение и написание одинаково?
Вывод: Слова не всегда пишутся так, как слышатся.
Физминутка. ( упр. на внимание)
Работа с учебником. С.47 Упр.84. Прочитайте задание.
- Произнесите первые слова( шарф, шар) Чем в написании отличаются эти слова? ( одной буквой ф).
Одинаково ли значение этих слов? ( Шарф – одежда, шар – игрушка)
Чем по звучанию отличается слово шкаф? ( появилась буква К)
Что происходит со словами, если в них изменить или переставить буквы?
Сделайте вывод.
Если в слове, изменить или переставить буквы, то изменится значение слова.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте выясним, почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?
Упр.85. Какое слово произнёс Ваня ? ( Батон) Как его поняла Аня? ( Бутон)
При замене какого звука в слове БАТОН появилось новое слово? (а- на - У)
Почему Аня не поняла Ваню? ( Возможно быстро проговорил, сказал не чётко).
Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?
Прочитайте, что говорит об этом Иван Иванович.
Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (произносить слова; выражать мысли свои нужно четко ,понятно)
Запишите эту пословицу. ( Запись с мешочками на голове)
V. Рефлексия. Проверочная работа ( Работа в группах).
Группа №1
Выбери правильный ответ:
пишем произносим
1. Звуки мы слышим и пишем
видим видим
слышим слышим
Буквы мы пишем и произносим
произносим видим
2. Найди слова, в которых буква не обозначает звука:
канат угольки банька банка лошадь
3. В каком слове 3 звука:
мама дождь конь яма
4. Укажи слова, в которых есть звук [О]
тень ёлка папа март лось ток
Самооценка :
VI. Итог урока.
Ребята, справились мы с задачами которые ставили в начале урока?
Чему вы научились на уроке?
Возникли ли трудности? Что не получилось?
Что вам было интересно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...