Открытый урок по русскому языку 4 класс на тему "Изменение личных местоимений 3 лица по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Левкина Светлана Анатольевна

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t_k_u_mestoimeniya.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4  класс

Учитель: Левкина Светлана Анатольевна

Тема урока «Изменение личных местоимений 3 лица по падежам» 

Цель:

- познакомить с изменением местоимений 3 лица по падежам.

Планируемые результаты:

Предметные:

- развивать умения склонять местоимения 3 лица единственного и множественного числа;

- развивать умения правильно употреблять местоимения 3 лица в косвенных падежах.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- уметь планировать этапы выполнения задания.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебной книге;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать полученную информацию и  делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других;

 - оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- учиться уважительно относиться к позиции другого;

- оценивать свои достижения на уроке;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Личностные:

- испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения;

- формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- формировать  мотивацию к обучению и познанию.

Формы работы

Групповая , парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, раздаточный материал для работы в парах и группах.

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности 

Цель:

включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас.

- Тихо садимся. Принимаем правильную посадку.

Наш урок я начну словами нидерландского философа 17 века Бенедикта Спинозы

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение»

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Давайте улыбнёмся друг другу.  Впереди у нас новые дела и открытия, которые подарят нам прекрасное настроение.

Я желаю вам успехов и творческих удач!

Проверяют готовность к уроку.

Настрой на урок открытия новых знаний.

Коммуникативные УУД:

- включение в учебный процесс

Личностные УУД:

 - развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов;

- положительное отношение к школе, подготовка рабочего места

2.

Актуализация знаний и пробное действие.

Цель:

актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

1) Начинаем работу.

- Прочитайте слова.

- Разделите их на три группы. Запишите в три столбика.

из, она, в, мы, а, под, он, я, до, они, и, но, перед, оно

- По какому признаку сгруппировали слова?

- Прочитайте слова каждой группы и назовите, какой частью речи они являются.

- Какой части речи сегодня уделим внимание на уроке?

2) Обобщение знаний о местоимении

- Что уже знаете о местоимении?

   Работаем по плану.

План

  1. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль.

1. Не называет предмет, а указывает на него

2. Бывают 1, 2, 3 лица

3. 3 лицо ед. числа имеет форму рода

4. ед. и мн. число

5. 1, 2 лица изменяются по падежам

6.  Подлежащее, вт. член

 3) Продолжаем знакомство с местоимением

- Прочитайте предложения.

Не посмел я взять с (она) выкуп,

Так пустил (она) в синее море.

- Из какого произведения предложения?

- Кто автор?

- Спишите предложения, раскрыв скобки.

- Кто справился с работой?

- Кто не уверен в правильности выполнения?      Почему?

Появилось сомнение.

Обобщают знания о местоимении по плану

Записывают предложения, раскрывают скобки

Познавательные УУД:

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение оформлять мысли в устной форме

Регулятивные УУД: 

- понимание выделенных  учителем ориентиров действия в  учебном материале.

Личностные УУД:

- развитие познавательного интереса.

3.

Выявление места и причины затруднения

Цель:

выявление места и причины затруднения.

- Давайте выясним, где возникло затруднение?  

- Почему возникло затруднение?

При изменении падежной формы местоимений.

Не знаем, как изменяются местоимения 3лица по падежам

Познавательные УУД:

- проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: 

- оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свои предположения.

Регулятивные УУД: 

- совместно с учителем обнаруживать  и формулировать учебную проблему.

Личностные УУД:

- испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

 поставить цель учебной деятельности (устранение причины затруднения);

 уточнить и согласовать тему урока;

выбор средств

- Сформулируйте тему урока.

Тема  «Изменение личных местоимений 3 лица по падежам»

- Какие учебные задачи ставим перед собой?

Научиться:

1. Изменять местоимения 3 лица по падежам.

2. Правильно употреблять местоимения 3 лица в косвенных падежах.

Формулируют тему урока.

Ставят учебные задачи.

Регулятивные УУД:

- планирование своей деятельности и

прогнозирование поиска информации

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение  цели

Коммуникативные УУД:

 - умение оформлять свои мысли в устной форме

Личностные УУД:

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия.

5.

Реализация построенного проекта

Цель:

 организовать реализацию проекта в соответствии с планом.

 Организовать фиксацию преодоления затруднения.

- Задачи поставлены. Приступаем к их решению.

1) Поработаем с учебником. Откройте на с.60

- Внимательно рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3 лица.

- Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений.

2)  Сделайте выводы.

- Как изменяются местоимения 3 лица при склонении?

1)  При склонении местоимений изменяется все слово

- Что скажете о склонении местоимений ОН/ОНО?

2) Местоимения ОН/ОНО склоняются одинаково

- В каких падежах формы местоимений 3 лица одинаковы?

3) В родительном и винительном падежах формы личных местоимений 3 лица одинаковы

- Какую особенность имеет склонение местоимений 3 лица?

4) Если местоимение в косвенном падеже с предлогом, то местоимение начинается с буквы Н

-Очень хорошо!

3)  На с.60 прочитайте рубрику «Обратите внимание»

- Совпадают наши выводы?

- Что еще узнали?

5) После предлогов вопреки, благодаря, навстречу буква Н к местоимение не добавляется

- Совершенно верно! Молодцы!

Рассматривают таблицу.

Делают вывод.

Читают рубрику «Обратите внимание» в учебнике

Сравнивают свой вывод с сообщением в учебнике

Коммуникативные

УУД:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной речи

Познавательные УУД:

-осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о местоимениях; 

- осуществление поиска необходимой информации из таблицы и текста

Личностные УУД:

- формирование осознанной мотивации к выполнению задания

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: 

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи, аргументируя свои действия

- Теперь вернемся к предложению, при работе с которым у нас возникло затруднение.

1) Работа с предложением

- Объясните, как правильно запишите падежные формы местоимений

Не посмел я взять с (она) выкуп,

Так пустил (она) в синее море.

2) Работа с учебником

- Попробуем применить свои знания, выполняя задание учебника.

Упражнение 127.

- Прочитайте внимательно задание.

- Итак, определите начальную форму местоимений в первой паре словосочетаний, второй, третьей.

- В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?

- Запишите словосочетания, начиная со второй пары по образцу

Послать (кому?) ей (Д. п.) – послать (к кому?) к ней (Д. п.)

Играть (чем?) ими (Т. п.) – играть (с кем?) с ними (Т. п.)

ФИЗМИНУТКА

Проверяют и исправляют, если есть необходимость

Выполняют задание с проговариванием во внешней речи

Коммуникативные

УУД:

-сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации Познавательные УУД:  - поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Регулятивные УУД:

 - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: 

 организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

организовать самопроверку учащимися  по эталону;

создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

- Отдохнули.

1) Работа в паре

- А сейчас поработаем самостоятельно.

- Выполняем задание на карточке. Работаем в паре.

- Прочитайте текст.

- Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.

         Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг ......  остановился.  Перед  ......  сидела большая лягушка. ......  только очнулась от зимней спячки.  Медвежонок протянул к  ......  лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за игру.  .......  тоже сделал скачок.  Так .....  добрались до лужи.

2) Проверка выполнения работы по эталону

- Проверьте выполнение работы.

- Соответствует эталону?

  - Молодцы! Прекрасно справились с работой!

Работа в парах.

Выполняют задание.

Проверяют по эталону.

Создание ситуации успеха.

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать речь других;

-  развивать навык сотрудничества со сверстниками. 

Регулятивные УУД:

- уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД:

 - формировать осознанную мотивацию к выполнению задания;

- уметь  выполнять учебные задания, работая в паре

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

организовать работу по применению новых знаний и повторение;

осознание   каждым  обучающимся степени овладения полученных знаний.

1) Работа в группах

- Теперь я предлагаю попробовать применить полученные знания, работая в группах.

- У нас 6 групп. Каждая группа получает задание.

- Ребята, помните о правилах работы в группе.

1 группа – раскройте скобки, запишите словосочетания.

2 группа - вставьте в пословицы подходящее по смыслу местоимение, определите его падеж.

3 группа –занимательные вопросы .

4 группа – составьте из слов предложения и запишите текст, выделите местоимения

5 группа – прочитайте текст, исправьте ошибки.

6 группа –  выберите местоимение.

2) Самостоятельная работа в группах

3) Проверка выполнения работы

- Группы, готовы?

- Познакомьте нас с результатами работы.

Каждая группа вывешивает свою страницу на доску

- Вы довольны своей работой?

Работают в  6 группах.

Зачитывают ответы.

Листочки с ответами крепят к доске.

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать речь других, развивать навык сотрудничества со сверстниками, доносить свою позицию до других 

Регулятивные УУД:

- уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД:

- формировать осознанную мотивацию к выполнению задания;

 - уметь  выполнять учебные задания, работая в группе

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель:

соотнесение цели урока и его результатов;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Удалось решить поставленную задачу?

- Что лучше всего получилось?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу цветком.

Ж – урок прошел удачно. Я доволен собой.

С – мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

К – мне было очень трудно. Мне нужна помощь.

 - Запишите домашнее задание

С. 61 упр. 128

- Наш урок подошел к концу.

- Я надеюсь, что он принес вам не только новые знания, но и радость общения друг с другом.

- Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.

Оценивают свои действия на уроке.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 Регулятивные УУД: 

-уметь оценивать правильность выполнения действия.

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: 

 - уметь структурировать

знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

На уроке использовала рациональные методы, приемы и средства обучения, стимулирования и контроля, которые обеспечивают познавательную активность учащихся....

Открытый урок по русскому языку Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель: познакомить детей новой частью речи-местоимением....

Конспект урока по русскому языку "Общее понятие о личных местоимениях"

Данный конспект разработан к уроку русского языка в 4 классе. Программа "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс...

Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....