РУССКИЙ ЯЗЫК
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Людмила Анатольевна Тюнина

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

по программе «Начальная школа ХХI века»

Тема урока:         Суффикс.

Цели урока:        1) познакомить учащихся с новой группой суффиксов;

                        2) отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове;

                3) развивать орфографическую зоркость, устную речь учащихся;

                4) воспитывать чувство товарищества, желание помочь товарищу.

Оборудование:    Учебник, магнитофон, письмо от почтальона, схема правила,   карточки,  обозначающие части слова (у каждого ученика), Рисунки корабля, капитана, кита, слонов, острова, школы; бананы со словами, карточки со словами: дома, избушка, мосты, кино, пальто, кустики, такси, лесной, рога, грибок; сигнальные карточки (красный, зелёный).  

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Ребята, вы рады гостям? Вижу ваши улыбки, значит рады. Повернитесь и поделитесь своей радостью с гостями.

Закройте глаза и повторите за мной:

                Я в школе на уроке.

                Я сейчас начну учиться.

                Я буду очень внимательным.

                У меня всё получится.

                Я всё запомню.

2. Развитие орфографической зоркости.

– Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие.

        (Звучит фонограмма «Песня мамонтёнка» Дети имитируют движения под музыку.)

     - Садитесь. Прочитайте тему нашего путешествия. (Суффикс.)

    - Как вы думаете, что мы будем делать во время нашего путешествия?

    - Полный вперёд.

    - Вы знаете, сегодня, когда шла утром в школу, встретила почтальона. Он передал для вас письмо.

Дорогие рибята!

                Очень рат за вас. Висёлого путешествия.

                                                К Ф И С Ф У С

-Посмотрите внимательно. Хотите что-нибудь сказать? (Допущены ошибки).

Исправьте эти ошибки. Назовите правильно орфограммы, подберите проверочные слова. ( Дети на доске исправляют ошибки, доказывают).

- А вы поняли, от кого это письмо? Попробуйте сложить из букв имя. ( На партах - конвертики с буквами). Получилось слово – СУФФИКС.

(Вскакивает мальчик с шапочкой-эмблемой суффикса на голове). 

-Да-да. Это написал я. Возьмите меня с собой в путешествие.

-А ты будешь внимательным? Выучишь данные орфограммы?

- Чтобы взойти на корабль, надо ответить на вопрос:

-А что такое суффикс?

(Часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов.)

На доске появляется схема:

СУФФИКС

ЧАСТЬ СЛОВА

ПОСЛЕ КОРНЯ

 ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫХ СЛОВ

- Как он обозначается? (Ребята показывают соответствующую карточку).

- А как найти суффикс в слове? (Выделить окончание, обозначить корень слова.)

- На каждом корабле ведут бортовой журнал, в который записывают всё, что произошло во время путешествия. Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, который будете вести вы. Следите, чтобы все записи в вашем журнале были сделаны аккуратно. Откройте учебник (с.109 упр. 6)  Мы должны списать первые 5 слов, выделить в них корень, суффикс и окончание. (5 человек рассказывают, как выделить корень, суффикс и окончание)

        - Из этих слов назовите только имена существительные, имена прилагательные. Сравните суффиксы существительных и прилагательных. Одинаковые? Об этом мы с вами будем говорить позже.

        - Вы, наверное, согласитесь со мной, что капитан корабля должен быть очень внимательным. Вот и проверим, внимательны ли вы.

3. Физминутка.

 На доске записаны слова:

                ГОРА-ГОРКА                                ГОРОД-ГОРОДОК

                ПОЛЕ-ПОЛЮШКО                        ЛЕС-ЛЕСОК

                МЯЧ-МЯЧИК                                САД-САДИК

        - Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы топаете, если в слове есть суффикс – вы хлопаете в ладоши.

4. Новый материал.

 – Плывём дальше. Мы с вами вышли в открытое море. А кто это плещется, ныряет там впереди, выпускает фонтан воды? (Появляется рисунок кита).

        -На сегодняшний день голубой кит самое большое животное в мире. Достигает около 30 метров в длину и весит примерно 125 тонн. Киты охраняются человеком. Кит приготовил для вас вопросы:

  1. Какие ещё части слова знаете? ( Корень, окончание).
  2. Что такое корень слова? (Общая часть всех родственных слов)

Корень слова - значимая часть,

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

        Как обозначается?  (Дети показывают карточку.)

  1. Что такое окончание слова? (Изменяемая часть слова)

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

        Как обозначается окончание? ( Дети показывают карточку)

- Посмотрите на доску. Что обозначают эти схемы?

- Подберите к каждой схеме своё слово.

        ДОМА                        КИНО                        ТАКСИ

        ИЗБУШКА                        ПАЛЬТО                        ЛЕСНОЙ

        МОСТЫ                        КУСТИКИ                        РОГА

( По 1 человеку с каждого ряда).

        - Киту очень понравилась ваша работа. А вам? Давайте поаплодируем себе.

– Ребята! Мы доплыли до острова. Тут живут весёлые  человечки. Они тоже ходят в школу и учатся во 2 классе. Вы знаете, они к I схеме подобрали ещё такое слово: ГРИБОК. Правы ли они? Почему? Измените это слово. Назовите окончание. Подберите однокоренные слова. Назовите корень слова. А что такое –ОК-?

        -Какие ещё суффиксы знаете?

Весёлые человечки говорят вам «большое спасибо» и предлагают вместе с ними потанцевать.

5. Физминутка.

        (Звучит фонограмма песни «Чунга-Чанга». Дети выполняют танцевальные движения.).

6.Закрепление пройденного.

 -А сейчас мы подплываем к острову слонов. (Появляется рисунок)

-Маленький слонёнок тоже ходит в школу. Но у него беда: он забыл, что такое суффикс. Напомните ему, пожалуйста.

(Дети обращаются к схеме на доске).

(Учитель читает четверостишие.)

                        За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел!

- Откройте в учебнике стр.107 упр.1

Найдите слова с суффиксами. (Синеватый, красноватый).

Назовите суффикс в слове СИНЕВАТЫЙ, КРАСНОВАТЫЙ.

- Что значит СИНЕВАТЫЙ? КРАСНОВАТЫЙ? Эти слова обозначают неполноту признака.

- Слонёнку дали задание в школе: назвать одним словом:

НЕ ОЧЕНЬ ГОРЬКИЙ – горьковатый

НЕ ОЧЕНЬ СИРЕНЕВЫЙ – сиреневатый

НЕ ОЧЕНЬ КИСЛЫЙ – кисловатый

(3 человека записывают слова на доске по очереди, а остальные – в тетрадях)

        - При помощи чего образовались новые слова? Выделите суффиксы.

-Слонёнок всё понял. Но это ещё не всё. Ему ещё нужно образовать слова с данными суффиксами.

7.   Работа в четвёрках. 

-Каждой группе даётся банан, на котором записаны слова. От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов  - ОВАТ-, - ЕВАТ-. Выделить суффиксы. Посмотрите, сколько слов дано, сколько человек в группе. Каждый пишет одно слово.

8.    Проверка.

-Пока вы работали на своих листках, слонёнок тоже выполнил это задание на доске.

(Дети проверяют себя, работают с сигналами).

                ТРУДНЫЙ – трудноватый

                СЛОЖНЫЙ – сложноватый

                ЗЕЛЁНЫЙ – зеленоватый

                ТОЛСТЫЙ – толстоватый

        - Оцените свою работу в баллах. Максимальное количество – 4 балла.

Какая группа набрала 4 балла? Молодцы.

9. Итог урока.

         - Ребята. Мы с вами много путешествовали, много узнали, вспомнили. Но пора возвращаться в школу. В путешествии мы были путешественниками. А теперь угадайте, кем мы будем, когда вернёмся в школу. Для этого из данных слогов составьте и запишите в тетрадь слово :  КИ     НИ      ШКОЛЬ

- Выделите в этом слове корень, суффикс и окончание.

- Проверяем. (1 ученик называет остальные с помощью жестов показывают- согласны или нет).

- Молодцы. Все вернулись в школу. Скажите, чему же мы научились в путешествии?

- Скажи, Суффикс, тебе понравилось наше путешествие?

12.     Дом. задание.  

Учебник стр.109 упр.5

- Прочитайте задание. Кому непонятно?



Предварительный просмотр:

Тюнина

Людмила Анатольевна

учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Немана Калининградской обл.

Урок русского языка во 2-ом классе

 по программе «Школа России»

Тема урока:                Употребление имён прилагательных в речи.

Цели урока:                обобщить знания учащихся об имени прилагательном, совершенствовать умение употреблять и находить имена прилагательные в речи; развивать устную речь учащихся, память, прививать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:        карточки с текстами для коллективной и индивидуальной работы, сигнальные карточки с цифрами 1,2,3; рисунок гостьи Весны; репродукция картины И.Левитана «Март»; схема «Имя прилагательное»; карточки со словами: снег; какой?; зимний; весенний; последний; грязный; пушистый; серебристый; серый; белый; рисунки: медведь, арбуз, яблоко.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:

Сколько правил,

Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь.

Будь внимательным и только,

Будь старательным и только,

Всё запомнишь, всё поймёшь!

-Возьмитесь со своим соседом по парте, улыбнитесь и скажите друг другу «В добрый час!». А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих сбережения от злых сил и духов. Так поговорка «В добрый час будь сказано!» основана на поверье, что в добрый час можно говорить всё, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить всё, что думаем.

2. Повторение изученного материала.

1)

-Какое время года вы любите? А я люблю все времена года, потому что каждое время красиво по-своему. Отгадайте загадку:

                        Тает снежок, ожил лужок.

                        День прибывает.

                        Когда это бывает?

- Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.  Недаром поэты называют весну «утром года»:

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

И эпиграфом нашего урока будут такие слова:

ВЕСНА ИДЁТ.

ВЕСНЕ – ДОРОГУ.

- Прочитайте текст, записанный на доске .

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце.

- О чём этот текст? ( О весне)

- Прочитайте текст, записанный справа.

Наступила ранняя  весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце.

- О чём этот текст? (Тоже о весне)

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет)

- Что отличает первый текст от второго? (Имена прилагательные)

- Сегодня мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном. Но сначала вспомним и другие части речи.

( Учитель называет слова: ВЕСНА, РАННЯЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ, УХОДИТ, ЗИМА, СОЛНЕЧНЫЙ. Ребята показывают карточками с цифрами: 1-имя существительное, 2- имя прилагательное, 3 – глагол)

- Так  что же такое имя прилагательное? (На доске появляется схема)

2)

- Скажите, а для чего нам в речи нужны прилагательные? (Для точности описания)

- Попробуем описать снег.

- А вы знаете, что снег бывает зимний и весенний? Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.

СНЕГ

КАКОЙ?                                                КАКОЙ?

ЗИМНИЙ                                                ВЕСЕННИЙ

ПОСЛЕДНИЙ

ГРЯЗНЫЙ

ПУШИСТЫЙ

СЕРЕБРИСТЫЙ

СЕРЫЙ

БЕЛЫЙ

- Давайте прочитаем хором и орфографически описание зимнего снега, описание весеннего снега.

- Ещё раз прочитайте про себя и запишите любых два прилагательных, характеризующих весенний снег.

(ПРОВЕРКА) – На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

3)

- Поиграем в игру «Угадай-ка».

1) Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь) (Появляется рисунок)

2) Полосатый, сладкий, сахарный. (Арбуз) (Появляется рисунок)

3) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко). (Появляется рисунок)

(Под рисунками учитель записывает слова на доске: м*дведь, арбу*, ябл*ко. Ребята записывают слова в тетрадь и объясняют орфограммы).

- А теперь давайте попробуем описать себя с помощью имён прилагательных.

Я- (какая?) высокая, умная, интересная, вежливая.

- А какие вы?

- Что же называют имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?

3.Физминутка.

- Вспомним девиз нашего урока. (Весна идёт. Весне- дорогу.)

- С наступлением весны появляются цветы. А с цветами просыпаются и бабочки. Давайте представим, как это происходит.

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

  1. Обобщение.

- И мы прилетели тоже к цветочкам. Перед вами – текст  «Первые цветы». Задание: прочитать текст и выписать имена прилагательные. --- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Первые цветы.

        Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и сберегать эти прелестные вестники весны.

( 7 человек читают по 1 предложению, называют имя прилагательное и комментируют его написание.)

- Люди разными средствами выражают чувство восхищения родной природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художник – картинами.

- Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил:

«Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мёртвого, всё дышит, живёт, понимает».

        Левитан по- особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину «МАРТ».

- Какое настроение она вызывает?

- Подходят ли данные предложения к этой картине?

СОЛНЦЕ СВЕТИТ.

СНЕГ ТАЕТ.

- Давайте добавим в эти предложения подходящие имена прилагательные из слов для справок. (СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: ТЁМНЫЙ, ЯРКОЕ,)

- Какие предложения получились? Запишите их самостоятельно в тетрадь. 1 вариант – первое предложение, 2 вариант – второе предложение. (Два ученика работают у закрытой доски. Потом ученики сверяют с доской.)

- Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

- Напомните, для чего нужны прилагательные в нашей речи? (Называют признаки предметов, точно описывают предметы, делают нашу речь выразительной).

5. Самостоятельная работа.

- Вставьте в текст подходящие имена прилагательные. (У каждого ребёнка своя карточка).

Приятно гулять в лесу …………………весной. Идёшь по ………………… тропинке между ……………………деревьями. Лес наполнен ……………………… запахом ………………………… земли. Слышится ……………………… пение птиц. Пройдёт несколько …………………………дней, и на деревьях появятся …………………………листочки.

СЛОВА: ранней, высокими, узкой, талой, весёлое, свежим, тёплых, зелёные.

- Обменяйтесь листочками. Проверьте работу своего соседа. Над верно вставленным словом поставьте карандашом «+».

6. Итог урока:

- Повторим по схеме: Что такое имя прилагательное?

-Ребята подготовили стихи об имени прилагательном.

Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну представь – ка себе это!

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

                                Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

«Красивая», «любимая».

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-гательные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало.

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

- В начале урока мы пожелали друг другу «В добрый час! Как вы думаете, получился ли наш урок добрым? О чём вы расскажете дома?

7. Домашнее задание: придумать и записать в тетрадь 10 прилагательных.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

НАЗЫВАЕТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

КАКОЙ? КАКАЯ?

КАКОЕ? КАКИЕ?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...