РУССКИЙ ЯЗЫК
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Суффикс. (программа "Начальная школа XXI века" | 60 КБ |
Употребление имён прилагательных в речи. | 734.5 КБ |
Третье склонение имён существительных. | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе
по программе «Начальная школа ХХI века»
Тема урока: Суффикс.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с новой группой суффиксов;
2) отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове;
3) развивать орфографическую зоркость, устную речь учащихся;
4) воспитывать чувство товарищества, желание помочь товарищу.
Оборудование: Учебник, магнитофон, письмо от почтальона, схема правила, карточки, обозначающие части слова (у каждого ученика), Рисунки корабля, капитана, кита, слонов, острова, школы; бананы со словами, карточки со словами: дома, избушка, мосты, кино, пальто, кустики, такси, лесной, рога, грибок; сигнальные карточки (красный, зелёный).
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Ребята, вы рады гостям? Вижу ваши улыбки, значит рады. Повернитесь и поделитесь своей радостью с гостями.
Закройте глаза и повторите за мной:
Я в школе на уроке.
Я сейчас начну учиться.
Я буду очень внимательным.
У меня всё получится.
Я всё запомню.
2. Развитие орфографической зоркости.
– Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие.
(Звучит фонограмма «Песня мамонтёнка» Дети имитируют движения под музыку.)
- Садитесь. Прочитайте тему нашего путешествия. (Суффикс.)
- Как вы думаете, что мы будем делать во время нашего путешествия?
- Полный вперёд.
- Вы знаете, сегодня, когда шла утром в школу, встретила почтальона. Он передал для вас письмо.
Дорогие рибята!
Очень рат за вас. Висёлого путешествия.
К Ф И С Ф У С
-Посмотрите внимательно. Хотите что-нибудь сказать? (Допущены ошибки).
Исправьте эти ошибки. Назовите правильно орфограммы, подберите проверочные слова. ( Дети на доске исправляют ошибки, доказывают).
- А вы поняли, от кого это письмо? Попробуйте сложить из букв имя. ( На партах - конвертики с буквами). Получилось слово – СУФФИКС.
(Вскакивает мальчик с шапочкой-эмблемой суффикса на голове).
-Да-да. Это написал я. Возьмите меня с собой в путешествие.
-А ты будешь внимательным? Выучишь данные орфограммы?
- Чтобы взойти на корабль, надо ответить на вопрос:
-А что такое суффикс?
(Часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов.)
На доске появляется схема:
СУФФИКС
ЧАСТЬ СЛОВА
ПОСЛЕ КОРНЯ
ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВЫХ СЛОВ
- Как он обозначается? (Ребята показывают соответствующую карточку).
- А как найти суффикс в слове? (Выделить окончание, обозначить корень слова.)
- На каждом корабле ведут бортовой журнал, в который записывают всё, что произошло во время путешествия. Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, который будете вести вы. Следите, чтобы все записи в вашем журнале были сделаны аккуратно. Откройте учебник (с.109 упр. 6) Мы должны списать первые 5 слов, выделить в них корень, суффикс и окончание. (5 человек рассказывают, как выделить корень, суффикс и окончание)
- Из этих слов назовите только имена существительные, имена прилагательные. Сравните суффиксы существительных и прилагательных. Одинаковые? Об этом мы с вами будем говорить позже.
- Вы, наверное, согласитесь со мной, что капитан корабля должен быть очень внимательным. Вот и проверим, внимательны ли вы.
3. Физминутка.
На доске записаны слова:
ГОРА-ГОРКА ГОРОД-ГОРОДОК
ПОЛЕ-ПОЛЮШКО ЛЕС-ЛЕСОК
МЯЧ-МЯЧИК САД-САДИК
- Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы топаете, если в слове есть суффикс – вы хлопаете в ладоши.
4. Новый материал.
– Плывём дальше. Мы с вами вышли в открытое море. А кто это плещется, ныряет там впереди, выпускает фонтан воды? (Появляется рисунок кита).
-На сегодняшний день голубой кит самое большое животное в мире. Достигает около 30 метров в длину и весит примерно 125 тонн. Киты охраняются человеком. Кит приготовил для вас вопросы:
- Какие ещё части слова знаете? ( Корень, окончание).
- Что такое корень слова? (Общая часть всех родственных слов)
Корень слова - значимая часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
Как обозначается? (Дети показывают карточку.)
- Что такое окончание слова? (Изменяемая часть слова)
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Как обозначается окончание? ( Дети показывают карточку)
- Посмотрите на доску. Что обозначают эти схемы?
- Подберите к каждой схеме своё слово.
ДОМА КИНО ТАКСИ
ИЗБУШКА ПАЛЬТО ЛЕСНОЙ
МОСТЫ КУСТИКИ РОГА
( По 1 человеку с каждого ряда).
- Киту очень понравилась ваша работа. А вам? Давайте поаплодируем себе.
– Ребята! Мы доплыли до острова. Тут живут весёлые человечки. Они тоже ходят в школу и учатся во 2 классе. Вы знаете, они к I схеме подобрали ещё такое слово: ГРИБОК. Правы ли они? Почему? Измените это слово. Назовите окончание. Подберите однокоренные слова. Назовите корень слова. А что такое –ОК-?
-Какие ещё суффиксы знаете?
Весёлые человечки говорят вам «большое спасибо» и предлагают вместе с ними потанцевать.
5. Физминутка.
(Звучит фонограмма песни «Чунга-Чанга». Дети выполняют танцевальные движения.).
6.Закрепление пройденного.
-А сейчас мы подплываем к острову слонов. (Появляется рисунок)
-Маленький слонёнок тоже ходит в школу. Но у него беда: он забыл, что такое суффикс. Напомните ему, пожалуйста.
(Дети обращаются к схеме на доске).
(Учитель читает четверостишие.)
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел!
- Откройте в учебнике стр.107 упр.1
Найдите слова с суффиксами. (Синеватый, красноватый).
Назовите суффикс в слове СИНЕВАТЫЙ, КРАСНОВАТЫЙ.
- Что значит СИНЕВАТЫЙ? КРАСНОВАТЫЙ? Эти слова обозначают неполноту признака.
- Слонёнку дали задание в школе: назвать одним словом:
НЕ ОЧЕНЬ ГОРЬКИЙ – горьковатый
НЕ ОЧЕНЬ СИРЕНЕВЫЙ – сиреневатый
НЕ ОЧЕНЬ КИСЛЫЙ – кисловатый
(3 человека записывают слова на доске по очереди, а остальные – в тетрадях)
- При помощи чего образовались новые слова? Выделите суффиксы.
-Слонёнок всё понял. Но это ещё не всё. Ему ещё нужно образовать слова с данными суффиксами.
7. Работа в четвёрках.
-Каждой группе даётся банан, на котором записаны слова. От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов - ОВАТ-, - ЕВАТ-. Выделить суффиксы. Посмотрите, сколько слов дано, сколько человек в группе. Каждый пишет одно слово.
8. Проверка.
-Пока вы работали на своих листках, слонёнок тоже выполнил это задание на доске.
(Дети проверяют себя, работают с сигналами).
ТРУДНЫЙ – трудноватый
СЛОЖНЫЙ – сложноватый
ЗЕЛЁНЫЙ – зеленоватый
ТОЛСТЫЙ – толстоватый
- Оцените свою работу в баллах. Максимальное количество – 4 балла.
Какая группа набрала 4 балла? Молодцы.
9. Итог урока.
- Ребята. Мы с вами много путешествовали, много узнали, вспомнили. Но пора возвращаться в школу. В путешествии мы были путешественниками. А теперь угадайте, кем мы будем, когда вернёмся в школу. Для этого из данных слогов составьте и запишите в тетрадь слово : КИ НИ ШКОЛЬ
- Выделите в этом слове корень, суффикс и окончание.
- Проверяем. (1 ученик называет остальные с помощью жестов показывают- согласны или нет).
- Молодцы. Все вернулись в школу. Скажите, чему же мы научились в путешествии?
- Скажи, Суффикс, тебе понравилось наше путешествие?
12. Дом. задание.
Учебник стр.109 упр.5
- Прочитайте задание. Кому непонятно?
Предварительный просмотр:
Тюнина
Людмила Анатольевна
учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Немана Калининградской обл.
Урок русского языка во 2-ом классе
по программе «Школа России»
Тема урока: Употребление имён прилагательных в речи.
Цели урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном, совершенствовать умение употреблять и находить имена прилагательные в речи; развивать устную речь учащихся, память, прививать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: карточки с текстами для коллективной и индивидуальной работы, сигнальные карточки с цифрами 1,2,3; рисунок гостьи Весны; репродукция картины И.Левитана «Март»; схема «Имя прилагательное»; карточки со словами: снег; какой?; зимний; весенний; последний; грязный; пушистый; серебристый; серый; белый; рисунки: медведь, арбуз, яблоко.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент:
Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!
-Возьмитесь со своим соседом по парте, улыбнитесь и скажите друг другу «В добрый час!». А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих сбережения от злых сил и духов. Так поговорка «В добрый час будь сказано!» основана на поверье, что в добрый час можно говорить всё, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить всё, что думаем.
2. Повторение изученного материала.
1)
-Какое время года вы любите? А я люблю все времена года, потому что каждое время красиво по-своему. Отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
- Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года»:
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
И эпиграфом нашего урока будут такие слова:
ВЕСНА ИДЁТ.
ВЕСНЕ – ДОРОГУ.
- Прочитайте текст, записанный на доске .
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце.
- О чём этот текст? ( О весне)
- Прочитайте текст, записанный справа.
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце.
- О чём этот текст? (Тоже о весне)
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет)
- Что отличает первый текст от второго? (Имена прилагательные)
- Сегодня мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном. Но сначала вспомним и другие части речи.
( Учитель называет слова: ВЕСНА, РАННЯЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ, УХОДИТ, ЗИМА, СОЛНЕЧНЫЙ. Ребята показывают карточками с цифрами: 1-имя существительное, 2- имя прилагательное, 3 – глагол)
- Так что же такое имя прилагательное? (На доске появляется схема)
2)
- Скажите, а для чего нам в речи нужны прилагательные? (Для точности описания)
- Попробуем описать снег.
- А вы знаете, что снег бывает зимний и весенний? Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.
СНЕГ
КАКОЙ? КАКОЙ?
ЗИМНИЙ ВЕСЕННИЙ
ПОСЛЕДНИЙ
ГРЯЗНЫЙ
ПУШИСТЫЙ
СЕРЕБРИСТЫЙ
СЕРЫЙ
БЕЛЫЙ
- Давайте прочитаем хором и орфографически описание зимнего снега, описание весеннего снега.
- Ещё раз прочитайте про себя и запишите любых два прилагательных, характеризующих весенний снег.
(ПРОВЕРКА) – На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
3)
- Поиграем в игру «Угадай-ка».
1) Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь) (Появляется рисунок)
2) Полосатый, сладкий, сахарный. (Арбуз) (Появляется рисунок)
3) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко). (Появляется рисунок)
(Под рисунками учитель записывает слова на доске: м*дведь, арбу*, ябл*ко. Ребята записывают слова в тетрадь и объясняют орфограммы).
- А теперь давайте попробуем описать себя с помощью имён прилагательных.
Я- (какая?) высокая, умная, интересная, вежливая.
- А какие вы?
- Что же называют имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?
3.Физминутка.
- Вспомним девиз нашего урока. (Весна идёт. Весне- дорогу.)
- С наступлением весны появляются цветы. А с цветами просыпаются и бабочки. Давайте представим, как это происходит.
Наши тонкие цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
- Обобщение.
- И мы прилетели тоже к цветочкам. Перед вами – текст «Первые цветы». Задание: прочитать текст и выписать имена прилагательные. --- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Первые цветы.
Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и сберегать эти прелестные вестники весны.
( 7 человек читают по 1 предложению, называют имя прилагательное и комментируют его написание.)
- Люди разными средствами выражают чувство восхищения родной природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художник – картинами.
- Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил:
«Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мёртвого, всё дышит, живёт, понимает».
Левитан по- особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину «МАРТ».
- Какое настроение она вызывает?
- Подходят ли данные предложения к этой картине?
СОЛНЦЕ СВЕТИТ.
СНЕГ ТАЕТ.
- Давайте добавим в эти предложения подходящие имена прилагательные из слов для справок. (СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: ТЁМНЫЙ, ЯРКОЕ,)
- Какие предложения получились? Запишите их самостоятельно в тетрадь. 1 вариант – первое предложение, 2 вариант – второе предложение. (Два ученика работают у закрытой доски. Потом ученики сверяют с доской.)
- Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
- Напомните, для чего нужны прилагательные в нашей речи? (Называют признаки предметов, точно описывают предметы, делают нашу речь выразительной).
5. Самостоятельная работа.
- Вставьте в текст подходящие имена прилагательные. (У каждого ребёнка своя карточка).
Приятно гулять в лесу …………………весной. Идёшь по ………………… тропинке между ……………………деревьями. Лес наполнен ……………………… запахом ………………………… земли. Слышится ……………………… пение птиц. Пройдёт несколько …………………………дней, и на деревьях появятся …………………………листочки. СЛОВА: ранней, высокими, узкой, талой, весёлое, свежим, тёплых, зелёные. |
- Обменяйтесь листочками. Проверьте работу своего соседа. Над верно вставленным словом поставьте карандашом «+».
6. Итог урока:
- Повторим по схеме: Что такое имя прилагательное?
-Ребята подготовили стихи об имени прилагательном.
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну представь – ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
- В начале урока мы пожелали друг другу «В добрый час! Как вы думаете, получился ли наш урок добрым? О чём вы расскажете дома?
7. Домашнее задание: придумать и записать в тетрадь 10 прилагательных.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
НАЗЫВАЕТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
КАКОЙ? КАКАЯ?
КАКОЕ? КАКИЕ?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....