Русский язык
план-конспект урока (русский язык) по теме

Людмила Анатольевна Тюнина

Обобщение знаний об имени прилагательном. 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

             учитель

    начальных классов

        МОУ СОШ №1

             г.Немана

   Калининградской обл.

             Тюнина

         Людмила

     Анатольевна

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Цели урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном; совершенствовать умение употреблять и находить имена прилагательные в речи; формировать орфографическую зоркость учащихся; развивать устную и письменную речь учащихся, память; прививать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:  учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Т.Г.Рамзаева; иллюстрация зимнего леса,  индивидуальные карточки для игры «Верите ли вы?» ( „+ ” и  „ - ” ) ,  иллюстрация Зимы – волшебницы, магнитофон, аудиозапись «Кабы не было зимы»,  карточки со словами: МОРОЗНАЯ, И, ЗИМА, ПРИШЛА, СНЕЖНАЯ;  «снежинка» для физминутки;  «снежок» с заданием; сигналы (красный, зелёный); иллюстрации избушки,  домовёнка Кузи;  индивидуальные карточки «Домик с заданием»;    цветок    

«Части речи», медальки снеговики.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный прозвенел звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

Каждой вещи своё место.

А девиз у нас какой?

Всё, что надо под рукой.

  1. Объявление темы и целей урока.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы пойдём сейчас гулять.

Будем по лесу ходить

И изученный материал должны повторить.

- Догадайтесь, о чём сегодня на уроке будем говорить.

                                Не скажем мы «прекрасное»,

                                Не скажем «безобразное»,

                                Не скажем маме «милая,

                                Красивая, любимая»,

                                Отцу и брату, и сестре

                                Не сможем говорить нигде

                                Эти замечательные…

                                (прилагательные).

- Правильно, гуляя по лесу, мы должны будем повторить всё, что знаем об имени прилагательном.

  1. Обобщение.

- Ребята, чтобы войти в зимний лес, надо выполнить первое задание. Поиграем с вами в игру «Верите ли вы?»

1) Верите ли вы, что имя прилагательное - это часть речи?

2) Верите ли вы, что имя прилагательное обозначает признак предмета?

3) Верите ли вы, что имя прилагательное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

4) Верите ли вы, что имена прилагательные изменяются по родам?

5) Верите ли вы, что имя прилагательное не изменяется по числам?

- В каком числе могут быть имена прилагательные?

- От какой части речи зависит число имени прилагательного?

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Откройте словарик в учебнике, назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.

                        Попали мы с вами в зимний лес,

                        Где много всяких сказочных чудес,

                        Где замела метелица дороги,

                        Где косолапый мишка спит в берлоге,

                        Где в ледяном дворце живёт сама,

                        Красавица – волшебница Зима!

- Чтобы Зима не была с нами суровой, запишите слово ЗИМА, подберите к нему подходящие по смыслу имена прилагательные.

Зима (какая?) холодная, снежная, морозная, долгая, короткая.

- Почему это прилагательные? (Обозначают признак предмета, отвечают на вопрос КАКАЯ?).

- Почему в слове ЗИМА написали букву И? Можно подобрать проверочные слова ЗИМНИЙ, ЗИМЫ)

4. Физминутка.

- А как вы считаете, нам нужна зима? Зачем? (ответы детей)

Звучит песенка «Кабы не было зимы…», дети выполняют вместе с учителем танцевальные движения.

5. Восстановление деформированного предложения.

Сильный ветер вдруг подул,

Все слова в кучу сдул.

Хотите – не хотите,

Порядок наводите.

_ Составьте из этих слов предложение и запишите его по памяти.

МОРОЗНАЯ, И, ЗИМА, ПРИШЛА, СНЕЖНАЯ

- Разберите предложение по членам.

- От какого слова образовано слово СНЕЖНАЯ? (СНЕГ) Подберите и запишите с комментированием ещё однокоренные слова с корнем – СНЕГ- (СНЕЖОК, СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК) Выделите корень.

6. Физминутка.

                                Вот метель гулять пустилась,

                                Сюда снежинка прилепилась.

                                Она порхает, кружится,

                                С учениками подружится.

- Следите за ней глазами.

7. Работа в парах.

- Зима дарит вам по снежку с заданием и предлагает поиграть в снежки. Вы должны по-очереди найти в предложении имя прилагательное и подчеркнуть его волнистой линией.

- Проверка. 1 ученик читает, остальные показывают сигналами.

8. Развитие речи.

- После игры в снежки мы все в снегу. Отряхнёмся! А вот избушка.

 В ней живёт домовёнок Кузя.

- Он хочет знать ваши впечатления о прогулке. Давайте устно составим по 1 предложению, что мы видели в лесу. Не забудьте про прилагательные. Поможет нам картина «Зимний лес».

Два ученика читают текст на карточках.

  1. Сегодня мы были в лесу. Все деревья надели шубки и шапки. На снегу много следов. Вот пробежала лисичка.  А вот здесь прыгали воробьи.

  1. Сегодня мы были в зимнем лесу. Все деревья надели белые шубки и шапки. На снегу много различных следов. Вот пробежала хитрая лисичка. А вот здесь прыгали шустрые воробьи.

- Какой рассказ вам понравился больше всего? Почему? ( В нём использовали имена прилагательные).

- А что они делают с нашей речью? (Богаче, красочнее, полнее.)

- У вас на столах есть листочки. Там текст с пропущенными прилагательными. Вам надо будет их вставить. Это и будет ваше домашнее задание.

Зимой кругом лежит ………………….. снег. Тихо в ………………. лесу.  …………  медведь залёг в берлогу. Заснул до весны ……………….. ёж.  Только ……………. волк бродит по лесу.  Детвора любит ……………….. зиму.  

9. Самостоятельная работа.

- А теперь настало время показать каждому свои знания самостоятельно. Хозяин избушки домовёнок Кузя просит вас помочь ему покрасить его избушку.

  1. В первом ряду закрасьте имена прилагательные.
  2. Во втором ряду – вопросы, на которые отвечают имена прилагательные.
  3. В третьем ряду – имена прилагательные в единственном числе.
  4. В четвёртом – имена прилагательные во множественном числе.

- Взаимопроверка. Если вы считаете, что у соседа по парте всё выполнено правильно, закрасьте дверь любым цветом. Если вы считаете, что есть ошибки, оставьте дверь такой, какая она есть. Верните листки друг другу. Поднимите руки те, у кого дверь закрашена. Помашите мне ладошкой. А тем, кто не совсем хорошо справился – я помашу. Думаю, что у вас в дальнейшем всё получится.

10. Итог урока.

- Какую часть речи сегодня повторили?

-Сегодня мы с вами обобщили знания об имени прилагательном.

-Какие ещё части речи мы вспомнили сегодня на уроке? (Существительное, глагол)

- А следующий лепесток вы откроете на следующем уроке, и узнаете новую часть речи

- Зима заканчивается, а чтобы вы помнили об этом прекрасном времени года и о нашем уроке, я дарю вам на память вот такого снеговика.

- Урок окончен.

  1. Папа принёс домой маленького котёнка.
  2. Малыши полюбили новый дом.
  3. Да здравствует мыло душистое!
  4. Холодный ветер дует в лицо.
  5. Лёгкие облака плывут над рекой.
  6. У липы душистые цветы.

зима

весёлая

идёт

морозная

Какая?

Кто?

Какие?

Что делают?

шумные

тёплое

молодой

зелёные

смелые

ранний

свежий

ледяные

существительное

прилагательное

глагол



Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс                                 22 ноября 2011г.

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа

Цели урока:

1. Образовательные:

упражнять в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;

продолжить работу над формированием орфографической зоркости, учить детей видеть и чувствовать мир;

закрепить знания обучающихся о грамматических признаках предложения;

самостоятельно использовать полученные знания (через деятельность учителя).

2. Развивающие:

развивать эмоциональную сферу ребенка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы (мышление, память);

развивать устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, русскому языку.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

– Сегодня 22 ноября, урок русского языка.

Кто сегодня станет первым?

 Кто сегодня будет лучшим?

 Каждый сегодня будет первым.

 Каждый сегодня будет лучшим.

– Все самые лучшие садитесь. Сегодня мы совершим путешествие к земле Знаний. Я уверена, что все задания вам будут по плечу. Желаю вам успешной работы. Пожелайте друг другу удачи.

– Перед вами сказочная “Карта Знаний”, на ней указан наш маршрут.

Кто за приключения?

 Все без исключения!

 Давайте поднимем парус

 И – прямо в океан.

 Ведь и для нас осталось

 Еще немало стран,

 Пока что не открытых

 Или давно забытых!

 Дорог в морях немало –

 Смелее у штурвала!

II. Минутка чистописания

-Чтобы взойти на корабль, необходимо выполнить задания. (три человека работают на карточках, остальные устно сигнальными карточками)

Дорожка, посадка, осень, ель, берёзка, ветер, дождь. (Разделить на группы)

С помощью предлогов составим словосочетания, укажите окончание.

                1 скл.                                        2 скл.                                        3 скл.

для                дорожка                                ветер                                        осень

без                посадка                                дождь                                ель

к                берёзка        

-Сформулируйте тему урока. (Падежные окончания имён существительных.)

– А отправимся мы из порта Чистописания.

 Зрительный диктант.

– Прочитайте написанные на доске слова орфографически, постарайтесь их запомнить. Запишите их каллиграфически по памяти. (Слова записаны на доске)

Пассажир, каюта, теплоход, пристань, причал. (Доску закрыть.)

-Проверка. У кого зелёная фигурка?

-Объясните орфограммы.

– Найдите лишнее слово, подчеркните его. Обоснуйте свой ответ.

-Назовите слово, которое подходит к схеме  ˆ_ˆ (теплоход)

-Назовите ещё слова, которые подошли бы к этой схеме. Как называют такие слова? (сложные)

-Используя данные слова, составьте и запишите предложение. (1 человек работает у доски.)

Теплоход причалил к пристани.

Пассажир устроился в каюте.

-Разберите предложение по членам и частям речи. Письменно объясните правописание безударных окончаний имён существительных. (Укажите склонение, падеж)

III. Словарная работа.

– Вперед! Вот уже мы в море Словарных Слов.

Сегодня мы изучим словарное слово – «около».

Работа в группах.

-Найдите, что говорится об этом слове в словарях.

А) Знакомство с образованием слова.

Слово «около» образовалось с помощью приставки «о» от общеславянского «кола», означает «круг».

Б) Знакомство с многозначностью слова.

Что означает выражение?

Подберите близкие по значению слова:

Около речки – рядом, поблизости, вблизи. Указывает место.

Около 15 минут – примерно, приблизительно. Указывает время.

В) Орфографическая подготовка.

Какую орфограмму надо запомнить в слове «около»? (сочетание – оло -)

Сколько слогов в слове «около»? (в слове 3 слога)

Как разделить слово «около» на слоги для переноса? (око – ло)

Около - . 1. предлог с род. п. вокруг, кругом кого-чего-н. Около тех мест голодный рыскал волк.  Сядь около меня. Лечь около печки. Остановиться около ворот.  2. предлог с род. п., с названием меры, времени и числит.  Прошли около пяти километров. Заплатили около тысячи рублей.  Было поздно, около полуночи.  3. нареч. вокруг, на ближайшем расстоянии от чего-н., близко, по соседству с кем-н. (разг.). Живем мы одни, около никого нет. вокруг да около - см. вокруг.;

-Составьте предложение с новым словом. (Записать с  комментированием)

-Какой частью речи является новое слово в предложении?

Как это предложение связано с темой нашего урока? Обозначьте окончание существительного, склонение, падеж.

IV. Физкультминутка.

V. Повторение.

– Вот мы в заливе Существительных.

  1. уч. с. 114 упр. 94
  2. Прочитайте задание. С предлогом (у) –на доске, с предлогом (к) с комментированием, с предлогом (при) – самостоятельно (2 человека у доски, взаимопроверка, нарисуйте на полях нужную фигурку. У кого зелёная?)

VI. Проблемное задание с объяснительной функцией.

– Займите места в своих “каютах”. Смотрите, под парусами вьются на ветру яркие флажки, в каждом из них задание для бригад экипажа. Работа по бригадам – рядам. Командирам раздаются флажки, на оборотах которых задания. Бригады готовят задание сообща, затем один рапортует.

 Перепиши, подчеркни “лишнее” слово, объясни свой выбор:

существительное, прилагательное, глагол, определение, местоимение.

Имя существительное  разберите по составу.

смелость

Придумай словосочетание существительное + прилагательное.

Подчеркни имена существительные:

Синеть, синева, синеватый, синенький, синь.

Подчеркните имена существительные 2 склонения:

Ракета, верблюд, буря, буран, метель, снег, зоопарк, ветка, яблоко.

Команды, отрапортовав о выполненных заданиях, вешают флажки в любом порядке.

– Если правильно повесить флажки (по цветам радуги), то можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна. ЗЕМЛЯ.

– Правильно, земля! это остров Поэзии.

VII. Разбор предложения по членам.

– Прочитайте выразительно строки:

Белеет парус одинокий

 В тумане моря голубом.

 Что кинул он в краю далеком?

 Что ищет он в краю родном?

– Кто автор этих замечательных строк? (М.Ю.Лермонтов)

– Запишите первое предложение под мою диктовку, разберите по членам предложения. Укажите падеж имён существительных. (1 человек у доски)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

– Ребята, мы побывали в заливе Существительном, повторили все, что знали об этой части речи.

– Какое задание было самое трудное?

– Что пожелаете друг другу для следующего путешествия?

IX. Домашнее задание.

– Вот в этой старинной бутылке, которая, судя по всему, долго пролежала в воде, находилось письмо. Даже не столько письмо, сколько дневниковая запись одного путешественника. Он запечатал ее в бутылку и бросил в океан. Ну а мы ее нашли и можем прочитать.

5 июля.

Наша экспедиция оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наш корабль потерпел крушение, и мы высадились на какой-то остров в океане.

6 июля.

Какая тут красота: синева неба, зелень травы, солнце! У всех на душе радость! Трудности позади.

8 июля.

Настроение наше ухудшилось, потому что испортилась погода. Дождь, ветер, холод. На всех лицах – напряжение и озабоченность. Впереди – неизвестность. Какие еще приключения нас ждут?

9 июля.

Ночь. Темнота. Мрак. Вдруг я ясно ощущаю толчок и слышу грохот. Здесь в пещере, слышен страшный шорох, затем – шепот. Нам грозит опасность!!!

Джон Смит.

– Хотите им помочь? Что ж все в ваших руках! Это же не простой документ, а заколдованный. Отыщите в этом письме все существительные, укажите род и склонение, число.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...