урок русского языка в 4 классе по теме "Повторение изученного. Имя прилагательное"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Дубровина Наталья Валерьевна

 Данный урок был проведен в рамках «Декады начальных классов» (преемственность при переходе со ступени начального образования на основную). Данный урок является уроком закрепления, применения полученных знаний. Он является третьим уроком в разделе «Повторение» и продолжает рассмотрение изученной части речи (имя прилагательное).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_preemstvennosti.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Русский язык

Тема: «Повторение изученного материала. Имя прилагательное»

Цель: создание условий для закрепления изученного материала по теме «Имя прилагательное»

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепление и углубление знаний учащихся по определению рода и падежа имён прилагательных, разрядов прилагательных, а также определения ряда морфологических признаков имени прилагательного

2. Развивающие:

- развитие интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности;

- развитие пошагового самоконтроля и адекватной самооценки;

- развитие интереса к способам учебной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитание уважения друг к другу;

- воспитание любви  к  языку, к Родине и её историческому наследию.

    Тип урока: применение полученных знаний.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Минута чистописания

Ученье, имея горький корень, приносит сладкие плоды.

Владимир Мономах

3. Развитие речи

Что можете сказать об авторе строк? Как понимаете высказывание?

4. Письмо по памяти

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И всё свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Взаимопроверка

Определение знаков препинания. (повторение правописания знаков препинания в предложениях с однородными членами)

5. Определение темы урока и цели урока

На доске:

Имя существительное, глагол, местоимение,  имя числительное, наречие

Что объединяет?(изученные части речи)

 Какой части речи не хватает? (имени прилагательного)

На доске:

качественное, относительное, притяжательное

Какая часть речи может иметь такие разряды?

        Определите тему урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

     Определение цели урока

Определение прилагательного! (3 ученика)

  1. Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является….
  2. Имена прилагательные бывают 3 разрядов: Какие это разряды? (Качественные, относительные, притяжательные)
  3. Остановимся на качественных прилагательных. Как мы узнаем качественные прилагательные? (имеют степени сравнения) 
  4. Какие? (сравнительную и превосходную степень).
  5. Еще чем они отличаются от других разрядов? (имеют полную и краткую форму)
  6. Как изменяются прилагательные? (по родам, числам и падежам)
  7. От чего зависит род, падеж, число прилагательных? (они полностью зависят от существительных)                                         х
  8. Как называется связь в словосочетаниях сущ.+ прилагательное? (согласование)

6. Работа по теме урока:

а) В высказывании Владимира Мономаха найти прилагательные и определить их разряд (качественное, относительное, притяжательное)

(качественные  - горький, сладкий) повторение алгоритма определения разряда имени прилагательного

б)  В тексте письма по памяти найти прилагательные и определить их род, а также подчеркнуть как члены предложения.

(раннее, счастливую, горькому)

в) Запись под диктовку .Что объединяет?  Являются ли данные сочетания слов словосочетаниями? Почему? (это грамматические основы, во всех сочетаниях представлены краткие прилагательные) Какая запись является лишней? Почему? (острый меч – словосочетание)

Какая орфограмма присутствует во всех сочетаниях слов? (правописание Ь после шипящих)

воздух свеж, чай горяч, лес дремуч, острый меч, мёд тягуч, кустарник колюч, день хорош, ландыш пахуч

Повторение правописания Ь после шипящих

Прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму?

7. Физкультминутка.

8. Работа в парах. Образуйте краткую форму от данных прилагательных:

          Тихий – тих, дорогой – дорог, сладкий – сладок, порывистый – порывист, бледный – бледен, честный – честен, милый – мил, малый – мал. 

9. Работа в группах: дан текст без прилагательных, вставить подходящие прилагательные, определить их разряд

Помню свежее, тихое утро. Помню большой сад, помню кленовые аллеи,  тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и  осенней свежести.

(И.Бунин)

Проверка работ групп, обсуждение лучшего варианта.

Сравнение с авторским вариантом.

Резерв: почему автор повторяет слово «помню»? Какой эффект достигается этим повтором?

         10. Физкультминутка для глаз.

Работа в тетради на печатной основе «Пишем грамотно» с. 43 упр. 1 морфологический разбор белые – 1 вариант, длинной – 2 вариант (взаимопроверка)

11. Итог урока

Что повторяли?

На доске: имя прилагательное – это …..,

разряды - …..,

 прилагательные изменяются ……,

род, падеж, число прилагательных зависит…..,

в предложении чаще всего является …….,

прилагательные в краткой форме в предложении являются ….,

Ь в кратких прилагательных после шипящего ……,

постоянными признаками у имен прилагательных являются …..

12. Рефлексия. Выставление оценок.

13. Д/з: записать по 5 словосочетаний с прилагательными всех разрядов    (качественными, притяжательными, относительными)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Закрепление изученного о глаголе"

Данный урок русского языка является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол».Методическая цель: использование технологии сотрудничества для формирования универсальных учебных действий...

Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"

Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...

презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи"

Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....

Урок русского языка 1 класс "Отработка написания изученных букв".

Урок русского языка 1 класс "Отработка написания изученных букв"....