Урок русского языка «Что такое лексическое значение слова»
план-конспект урока (2 класс)
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».
Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka2-b.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-Б классе
Учитель Банашко Е.В.
Тема : «Что такое лексическое значение слова»
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».
Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые результаты :
Личностные : расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.
Регулятивные : научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные : научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для самооценки, презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох
Повторяем за мной:
Я сегодня молодец!
На уроке – удалец,
Спинку ровненько держу,
Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!
2. Психологический настрой.
– Ребята, посмотрите на экран. Покажите мне какое у вас настроение.
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится.
Я хочу вам пожелать:
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет,
Боясь веселой улыбки
и ваших радостных глаз.
3. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая минутка.
Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)
Снег,деревья, пушистый, накрыл
- Составьте предложение из слов, запишите его.
Пушистый снег накрыл деревья.
-Проверьте, просигнализируйте
– Найти знакомые орфограммы (пушистый-
ШИ с буквой И; снег–парный согласный на конце слова; деревья-разделительный мягкий знак.
1 вариант– найти и подчеркните основу предложения,
2 вариант выписать пары слов.
Взаимопроверка, просигнализируйте
4.Изучение учебного материала.
- Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.
Успехов вам! Мудрая сова.
-У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово.
В | Х | А | Н | Д | О | Л |
В | Е | А | Н | Д | О | Л |
В | Х | К | Н | Д | О | А |
Л | Х | А | Н | И | О | Л |
В | Х | А | Н | Д | О | Л |
В | Х | А | С | Д | О | Л |
В | Х | А | Н | Д | К | Л |
Л | Е | К | С | И | К | А |
Введение нового понятия.
- Какое слово у вас получилось? (Лексика)
-Что означает это слово?
-Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?)
- А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета
В интернет-энциклопедии дано следующее определение.
- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)
-Прочитайте, чему мы будем учиться
-Прочитайте тему урока.
-На какой вопрос мы сегодня ответим?(Что такое лексическое значение слова?)
Игра «Отгадай слово»
- Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)
- Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)
- Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)
- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.
-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)
-Какой же можно сделать вывод?
- Прочтите правило с.43
Групповая работа.
-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.
-Разделите слова на группы в зависимости от их значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы.
(ромашка, карась, боровик, роза, ёрш, рыжик, гвоздика, щука, опята, лисички, сыроежки, окунь, сазан, астра, тюльпан)
Словарная работа.
ХБЧЕШРПЕФЗЦА
- Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы обозначающие глухие согласные звуки и узнайте слово с которым мы познакомимся. (Берёза)
-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. (Берёза – любимое дерево в России, символ России. Своё название получило от иностранного слова, которое означает «белый»)
-Прочитайте толкование этого слова.
(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза
-Как ласково назвать берёзу? (берёзка, берёзонька)
-Как называют сок берёзы? (берёзовый)
-Лес из берёз? (березняк)
-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)
-подчеркните во всех этих словах букву Е
-Проверка
5.Физминутка.
6.Первичное закрепление нового теоретического материала.
- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети : (Слайд 15,16)
Ложка-то, чем едят суп
Садовод-дядя, который водит детей в садик
Зима-время года, когда идёт снег
Перчатки-то, что делает еду острой
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?
- Объясните значения этих слов.
- Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)
-А где можно уточнить значение слов?
Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.
Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов
Работа в парах.
- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.
- У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе.
Задание .
1.Соедини значение и слово.
Начинающий стареть, немолодой- (какой?)… | баловаться | |
Любящий трудиться, усердный- (какой?)… | ленивый | |
Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)… | пожилой | |
Перевёртываться через голову- ( что делать?)… | жизнерадостный | |
Вести себя безобразно-(что делать?)… | кувыркаться | |
Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)… | трудолюбивый | |
Очень весёлый человек- (какой?)… | гостить |
Игра «Опиши предмет» Самостоятельно
- В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. Перед вами 3 предмета. Выберите любой и опишите его по плану
-Какой он формы?
- Из чего сделан?
-Для чего нужен?
- Проанализируйте свою работу и просигнальте мне.
Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова
7.Рефлексия
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)
- Что делать, если не знаешь слово?
-Ответьте на вопросы
Урок окончен. - Я вместе с Мудрой совой говорю : «Спасибо за сотрудничество !»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век"....
урок русского языка 2 класс "Лексическое значение слова"
урок русского языка во 2 классе "Лексическое значение слова"...
Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...
Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «лексическое значение слова», формирование умения определять лексическое значение слова; умения находить в толковом словаре определен...
Анализ урока по русскому языку на тему:" Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".
Краткий анализ урока русского языка на тему: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова."....
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...