Сценарий урока русского языка в 1 классе с компьютерной поддержкой на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Интнресны методы и приёмы по обучению написания строчной буквы "е". Даётся подробное описание формируемым на уроке УУД: регулятивным, познавательным, коммуникативным, личностным. Думаю, что каждый учитель- опытный или молодой найжёт "изюминки" с целью их применения в практике своей работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий
урока русского языка
в 1 классе по теме
«Письмо строчной буквы «е»
с компьютерной поддержкой
(Перспективная начальная школа)
Используемые педагогические технологии:
технология педагогической поддержки, элементы проблемно-поисковой технологии, технология опережающего обучения, здоровьесберегающая, технология творческой продуктивной деятельности, технология организации «ситуации успеха», информационно-коммуникативная , игровая.
Форма проведения урока: урок взаимного обучения.
Кирпичникова Галина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
отличник народного просвещения
Июнь 2013г.
Тема. Письмо строчной буквы «е».(Слайд №1)
Цели: научить писать строчную букву «е», предварительно сконструировав её из элементов; показать плавное соединение буквы «е» с другими буквами и научить выполнять соединение; продолжить звукобуквенный анализ слова как основу перевода слова звучащего в слово написанное; продолжить обучать детей выполнять индивидуальные задания, задания в паре и в группе; приучать к коллективному обсуждению заданий Вопрос Вопросыча; учить составлять текст из 3-х предложений по рисунку и схеме; оценивать свой результат; строить сотрудничество со сверстниками, прививать положительное отношение к школе.
Освоение предметных знаний: узнают особенности буквы «е» (в начале слова и перед гласной), научатся производить звукобуквенный анализ слов; научатся писать букву «е», делать правильные соединения букв; составлять текст из 3-х предложений по рисунку и схеме.
Формируемые УУД:
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий; ориентироваться на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать строчную «е»; различные языковые единицы (слово, предложение); понимать значение речи в нашей жизни; понимать заданные вопросы; уметь сравнивать, делить на группы; задавать грамотные вопросы.
Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; уметь слушать, вступать в диалог с учителем и сверстниками; развивать умение участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; проявлять познавательный интерес; положительно относиться к школе; соблюдать основные моральные нормы поведения в школе, дома, общественных местах.
Оборудование: компьютер, проектор, прописи, карточки-помощники с буквами, фишки разного цвета, карточки-схемы для составления предложений, энциклопедия «Я познаю мир» (для выполнения опережающих индивидуальных, парных и групповых заданий), цветные карандаши для выполнения задания Раскраскина, музыкальные физминутки.
Словари: толковый, этимологический, орфографический (на партах), оформление для работы по группам: научной, поисковой, творческой, группы любителей и знатоков русского языка. Картинки доброго доктора Айболита и мудрой Совы.
Девиз урока. «Будем активно мыслить!»
Сценарий урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Стихотворение «Колокольчик»
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь, звонкий голосок,
Нам пора начать урок.
- Символом урока я выбрала солнышко: оно несёт людям свет и тепло. Девиз урока давайте прочитаем хором. Для вас школа – это храм науки? Повернитесь друг к другу и, улыбнувшись, прикоснитесь ладошками вот так. Я очень рада!
Ваши знания вместе со мной сегодня будет контролировать мудрая Сова, за осанкой и настроением понаблюдает добрый доктор Айболит. А дежурной во всех словах весь урок будет строчная буква «е». Помните: красиво писать - людей уважать.
-На уроке будут работать научная, поисковая, творческая группы и группа любителей и знатоков русского языка. Цвет фишек на ваших столах соответствует цвету вашей принадлежности к группе.
-Представьте себе, что вы сейчас находитесь в научной лаборатории. Вы учёные - исследователи, и вам надо попытаться доказать правильность ваших научных открытий. Попробуем?
-Давайте, ребята, вспомним, о чём мы говорили и что делали на прошлом уроке? (Ответы детей).
Вывод: чтобы быть грамотными людьми, надо продолжить изучение письменных букв русского языка.
II.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений
-Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять тему урока, его цели, вновь будем работать в парах, группах, индивидуально. Нам предстоит выполнить задания повышенной сложности. Будем учиться правильно оценивать свои результаты.
- Давайте совершим путешествие на очередную страницу Прописи: откройте с. 19., рассмотрите её внимательно. Давайте вместе с вами попробуем спланировать наш урок. Для этого определите цели урока, которые постараемся до конца урока выполнить. (При определение темы и целей урока учитель направляет работу обучающихся, а ученики – активные субъекты всей учебно-воспитательной деятельности).
Предполагаемые ответы детей в постановке целей урока:
-конструирование буквы; выполнение пробного задания; письмо по образцу буквы; письмо слогов и слов с новой буквой; составление рассказа по рисунку и схеме; правильное письмо слов по образцу с постановкой ударения; самостоятельное выполнение задания; работа в паре, группе, индивидуальная; выполнение задания Вопрос Вопросыча; повторение изученного; задания Раскраскина.
- Для чего надо на каждом уроке ставить перед собой цели? (Ответы детей). Не зря же в народе говорят: «Попасть бы в цель!» (Слайд №2). Сегодня на нашем уроке строчная буква «е» - именинница. (Слайд № 3). Давайте откроем все её секреты.Посмотрите, какая она красивая! Давайте сконструируем её. Покажите, какой элемент составляет строчную «е».(Взаимопроверка)
Работа с компьютерной программой. (В доступной форме объясняю учащимся об особенностях работы с обучающим модулем компьютерной программы).
В начале программы на экране у ребят появляется заставка:
Понятие об имени существительном Нажми «пробел» После заставки появляется: Выбери вид программы клавишами (стрелки вверх/вниз)
Тренировочная программа Проверочная программа Курсор стоит на словах «Обучающая программа». Ученик нажимает клавишу для перемещения курсора, выбирает программу и нажимает «пробел». Появляется заставка: Письменная строчная буква «е». Обучающая программа. Нажми «пробел» |
« ё» - не «е», взгляните сами!
Буква с точками, с глазами!
А снимите точки с «ё»,
Превратите в «е» её!
-Как вы думаете, какой самый лучший подарок заслуживает буква-именинница? (Красивое письмо). Тогда давайте повторим правила гигиены письма. (Слайд №4)
Вывод: красиво писать -людей уважать. (Слайд №5)
III.Выявление места и причины затруднений.
- Показ учителем письма буквы. Выполнение пробного задания. Проверка по эталону. Самооценка. Письмо первой строки и поиск места затруднения. Сравнение с эталоном. Взаимопомощь.
- Индивидуальная работа. Письмо второй строки: «ае» и «ое». (Задача заключается в плавном соединении букв).
- Работа в парах.(Взаимообучение)
- Сегодня в мастерских творческого письма мы с вами продолжим раскрывать секреты родных слов. Я надеюсь, что мы успешно используем всё богатство и всю красоту русского языка в своей устной и письменной речи. Прочитайте слова на третьей строке и составьте предложения со словами: «ел» и «ели».
Запись наиболее удачных предложений.
-Что обозначают данные слова в каждом предложении? Почему? (Слово-предмет. Слово-действие) (Слайд №6).
-Какие задания у вас вызвали затруднения и почему?
- Кому из вас было трудно?
Музыкальная физминутка для пальцев рук и глаз (Слайд №7)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
1.Повторение написания строчной буквы «е», слогов, слов. Сравнение с эталоном. (Самооценка. Индивидуальная помощь)
2. (Слайд №8)Парная работа: что нарисовано на картинке в прописи ? (Арена). Работа по ознакомлению с лексическим значением слова «арена» и составление предложения с данным словом. Давайте побываем в гостях у живого слова и заглянем в его тайны.(Этимологическое исследование)
4.Работа «научной» группы. Узнать происхождение слова нам помогли ребята из «научной» группы.
5. Письмо слова «арена» и его анализ (количество слогов в слове, постановка ударения). Взаимообучение.
а) Отчёт поисковой группы. (Приложение №1 сказка «Волшебник Ударение», 3 человека)
б) Опережающее задание любителей и знатоков русского языка. (Приложение №2. Зарифмуем правила в стихах.)
V. Реализация построенного проекта
1. Работа с моделью предложения.
-Посмотрите на модели-схемы предложения. Покажите фишкой заголовок. Сколько предложений надо составить? Давайте подумаем, как мы озаглавим наш рассказ. Взаимопроверка. Индивидуальная помощь. Редактирование.
(Приложение №3. Опорные слова и рассказ «В цирке»)
(Выводы)Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте перекликаются, аукаются, как бы держатся за руки, стоят в строгом порядке. Главное в тексте- основная мысль.
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1.Чтение слов в прописях: «мера» и «мэр». Определение лексического значения слов. Работа ребят из группы «учёных». Работа с толковым словарём.
2.Организация наблюдения за постановкой ударения в данных словах. (Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой)
-Давайте послушаем мнение наших «учёных». (Дискуссионные качели)
Что вам удалось? («Научное» открытие получилось? Доказали? Кто-то желает высказать иное мнение? Кто хочет поспорить?
Выводы группы «учёных»: если в слове один слог, он всегда ударный. Ударение на нём не ставится.
Музыкальная физкультурная минутка (Слайд №9)
VII.Самостоятельная работа с последующей самооценкой.
На экране появляется заставка:
Выбери вид программы клавишами (стрелки вверх/вниз) Обучающая программа
Проверочная программа Курсор стоит на словах «Тренировочная программа». Ученик нажимает клавишу для перемещения курсора, выбирает программу и нажимает «пробел». Появляется заставка: Лера, ели, мел Тренировочная программа Нажми «пробел» |
На экране появляется заставка:
Игровое поле | |
Задание:
Обучающая программа Тренировочная программа
|
|
При правильном выполнении каждого задания на экране появляется по елочке.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- (Слайды №10-11)Выполнение задания Вопрос Вопросыча. (Повторение изученных строчных и заглавных букв, предложенных на строке). (Слайд №12)
- Творческая мастерская: задание предлагает Раскраскин. (Раскрашивание рисунков на странице, преобразование элементов в буквы). Подведение итогов выставки-защиты творческих работ.
- Отчёт ребят из творческой группы. (Слайд №13)
-Рассудить спор вам помогли знания с уроков русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Из них вы узнали некоторые секреты названия слова «лук» и «люк».
Хорошо ведь, когда знания других предметов помогают!
4.Повторение правила работы с текстом с последующей самооценкой и самопроверкой по алгоритму. (Слайды №14-15). Взаимопомощь.
IX. Рефлексия
1.Рефлексия деятельности
- А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке.
-Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на уроке?
-Кому на уроке было интересно?
-Кому-нибудь было скучно?
-Что было самым интересным для вас?
-На каком этапе урока работа была для вас самой плодотворной?
-Цели урока достигнуты?
2.«Рефлексия содержания учебного материала» .
-Что интересного вы сегодня услышали или узнали?
-Чему научились? Взаимообучение помогает на уроке? Тему урока поняли?
3. «Рефлексия настроения и эмоционального состояния» (Слайд №16)
-Кому сегодня на уроке было на душе тепло и уютно? Покажите своё настроение с помощью солнышка. Улыбнитесь друг другу и мне!
Итог урока. Наш урок подошёл к концу. Оценка вашей работы строга, но справедлива. Вместе со мной итог урока будут подводить мудрая Сова и добрый доктор Айболит. (Далее напоминаю ученикам о работе на уроке «свободного микрофона, чтобы каждый из них, у кого на уроке возникали затруднения, мог бы задать учителю вопрос для уточнения или углубления своих знаний. После этого подводятся итоги результатов деятельности обучающихся на всех этапах урока, освоения содержания учебного материала, отмечается уровень настроения и эмоционального состояния обучающихся).
Используемая литература
1.Энциклопедия. Русский язык. Я познаю мир. М.- 2008г., с. 124, 127.
2. А.А. Коржукова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Н.А. Чураковой, М: Академ/учебник, 2012г.
3.Журналы «Начальная школа», №7-2006г. , №6 -2011г, №10-2010г., №9-2012г.
4.Педагогическое общество России. Педагогический опыт. Лучшие уроки лучших учителей. Саратов, 2010г.
5.В.В. Волина. «Я познаю мир». Русский язык. М: 2009г.
6. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: 2010г.
7. Новые стандарты: учимся работать. Планирование учебной деятельности. Рабочие программы. Изд-во «Учитель, 2012г.»
Перечень приложений
Приложение №1. Сказка «Волшебник Ударение»
Приложение №2. Зарифмуем правила в стихах.
Приложение №3. Опорные слова для составления рассказа.
Приложение №4. Рассказ «В цирке»
Материалы приложений
Сказка «Волшебник Ударение»
Собрались однажды слова на совет и стали говорить, какие они все полезные и важные. Но забыли позвать на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Выскочило откуда-то Ударение и начало кричать на слова: «Что вы без меня значите!». Не поверили слова и стали выступать.
Сначала вышел вперёд замо’к и сказал: «Я тебя не боюсь! Я сильный и справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это всего какая-то чёрточка!». Рассердилось Ударение и перепрыгнуло со второго слога на первый. Исчез замо’к и превратился в за’мок. Потом вышли вперёд бе’лки, но превратились в белки’. Вскоре и а’тлас превратился в атла’с.
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к нему с особым уважением.
Зарифмуем правила в стихах
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
Опорные слова для составления рассказа «В цирке»
Билет, арена, клоун, медведь, обезьяна, цирк, антракт.
Примерный детский рассказ «В цирке»
Мы всей семьёй ходили на представление в цирк. Весёлый клоун показывал интересные фокусы. Косолапый Медведь катался на велосипеде. Смешная обезьянка бегала по арене. Мне больше всего понравился номер с акробатами. Маме- с гимнастами. Папа целый вечер смеялся над клоуном Володей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...
Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"
К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс с компьютерной поддержкой.
Тема урока: «Парные согласные звонкие и глухие». (Урок – путешествие).Урок проводился в форме игры-путешествия по сказке «Золушка».Основные тезисы урока: ...
Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...
Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...
Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"
На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...