Урок-исследование по русскому языку в 3 классе по теме "Приставка, её роль в слове"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок – исследование по русскому языку в 3 классе.
Тема: Приставка, её роль в слове.
Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами
правописания приставок. Формировать умение применять на
практике правила правописания приставок.
Развивать орфографическую зоркость, логику,
познавательную активность, внимание, память, речь,
творческую фантазию.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и
размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра
«Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование по русскому языку в 3 классе.
Тема: Приставка, её роль в слове.
Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами
правописания приставок. Формировать умение применять на
практике правила правописания приставок.
Развивать орфографическую зоркость, логику,
познавательную активность, внимание, память, речь,
творческую фантазию.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и
размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра
«Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.
Ход урока.
1. Организационный момент. Релаксация.
2. Актуализация знаний.
а) - Сегодня мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
- Какими близкими по значению словами их можно заменить?
(путешественник, первопроходец,...)
- Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….
А вот в какую страну послушайте.
Привет, друзья!
Примите приглашение.
В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн.
Морфемы тут живут и здесь, и там.
- Что за страну мы посетим?
- Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).
- Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс, приставка, окончание).
- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику. И исследовали один из островов. Что это за остров?
- Расскажите об этом острове (Корень — это...).
б) Игра «Верно, неверно».
-Верно ли, что…
У: …слова портной и портфель произошли от одного
исторического слова?
Д: -Неверно. Слово портной исконно русское слово и произошло от слова порт, что означает «полотно». Слово портфель произошло от французского слова портер, что значит «носить»).
У:…слова ветеран и ветчина произошли от одного
исторического слова?
Д: -Верно. Слова ветеран и ветчина произошли от латинского слова ветус, что означает «старый»).
У :…слово газета образовано от слова газ?
Д: -Неверно. Слово газета образовано от итальянского слова газа, что значит «сорока». Изображение сороки было на мелкой монете, которую отдавали раньше за лист бумаги с информацией. Слово газ произошло от греческого хаос, что значит «беспорядок».
У: …слово мелодия можно проверить словом милый?
Д: - Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый от латинского милис — «нежный, спокойный».
У: …слова плотник и плот родственные?
Д: - Верно. В древности словом плот называли соединённые друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делают плотники.
в) - Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.
А что это за остров отгадайте.
- Служит для образования новых слов. - Часть слова. - Стоит рядом с корнем. - Может состоять из 1,2,3,4 букв? И т.д.
(Это приставка).
- Кто внимательно слушал, тот уже сможет
сформулировать правило. (дети составляют правило).
г)
Как вы думаете, когда исследователь начинает работу, то какое у него настроение?
У вас на парте есть у каждого листочки, попробуйте составить выражение лица, какое у вас настроение — такое и выражение лица, но составлять мы будем с помощью символов Морфемики.
У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями.
- А какой человечек получился у вас? (У кого грустный — я думаю он к концу урока повеселеет, а у кого уже весёлый — я надеюсь он останется таким до конца урока).
3. Минутка чистописания.
- И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». (Индивидуальная работа по карточкам – каждый работает по индивидуальному образцу). Взаимопроверка.
Зарубить на носу.
- Как вы понимаете — зарубить на носу? (запомнить)
- Подберите однокоренные слова? Какой корень?
- Что мы можем сказать о части слова, которая стоит
перед корнем. Докажите, что это приставка.
4. Словарный диктант.
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
соробака корозаяц -Запишите на доске и в тетради, что это за животные.
- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят огорбузы помипуста моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.
5. Физминутка.
6. Упражнения в нахождении приставки.
1. Элементы какографии (устно).
Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте.
Я хадил сегодня н лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.
2. Исправьте ошибки и найдите слова с приставками.
3. Работаем по плану. а) Доказать. что приставка часть слова.
б) Исследовать. для чего служит приставка.
в) Вспомнить отличия приставки и предлога.
4. Приставка — часть слова.
Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи Агнии Львовны Барто, которые вам читали, когда вы были совсем маленькие.
(Дети вспоминают).
Работа группой. (Каждой группе раздаются листочки из произведения А.Барто, нужно найти слова с приставкой и доказать, что она часть слова).
- Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками, что говорить о более сложных литературных произведениях.
5. Для чего служит приставка.
а) - А сейчас давайте поиграем в игру с приставками.
Представьте. что вы сидите перед телевизором.
У: - Я вам говорю: в- Что вы сделаете? Д: - Включим телевизор. У: - А если скажу: пере- ? Д: - Переключим телевизор на другой канал. У: - А если вы-? Д: - Выключим телевизор. У: -Какой вывод можно сделать? Д: - Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.
Пере- | За- | При- | Раз- | До- |
- считать | ||||
Под- | От- | По- | На- | Вы- |
Чтобы исследовать до конца этот пункт – для чего служит приставка, поиграем дальше. 1 вариант.
2 вариант.
Пере- | Из- | При- | Раз- | До- |
- учить | ||||
Под- | От- | По- | На- | Вы- |
Работаем по вариантам, а затем проверка по сигнальным картам.
У: - Итак, для чего служит приставка?
6. Приставки и предлоги.
а) Работа по учебнику упр. 145.
- Подробное объяснение — сравнение приставки и предлога. Выборочное списывание.
б) Игра «Да — нет».
Хлопните всего разок. Если в слове есть предлог,
А приставку услыхали —
Хором все её назвали.
Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота.
7. Итог урока.
а) Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тестирование. (На партах тест на листочках — у каждого).
1. Корень это:
а) часть речи —п б) часть слова — м
2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении — н
б) для образования новых слов — о
3. Приставка стоит:
а) перед корнем - л
б) после корня — с 4. Приставка это:
а) изменяемая часть слова — а
б) неизменяемая часть слова — о
5. Чтобы найти в слове корень надо:
а) изменить форму слова — т
б) подобрать однокоренные слова — д
6. Укажите правильную схему разбора слов:
А) - о
Б) - е
7. В каких из этих слов есть приставка:
а) замок — ч
б) записка — ц
- Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец».
б) И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим,
так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.
8. Домашнее задание.
* красные карточки – сочинение «Путешествие по острову Приставок» с индивидуальным заданием для каждого уч-ся.
* синие карточки — упр. 1, 2, стр. 110.
* зелёные карточки - упр. 1 стр. 110.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс
Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...
русский язык 3 класс ""Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.""
Тип урока: обобщение и закрепление пройденногоЦель: Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и значимых частях слова.Задачи: Образовательные:...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи
Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи
Урок по ФГОС " Школа России"...
Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.
Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознав...
Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.
Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознав...