Преобразование прямой речи в косвенную
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Баранова Алла Петровна

Упражнения для отработки умения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preobrazovanie_pryamoy_rechi_v_kosvennuyu.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Преобразование прямой речи в косвенную

Данный блок посвящён предупреждению и коррекции речевой ошибки, которая в последние годы приобрела поистине широкое распространение. Это неумение преобразовывать прямую речь в косвенную. Сегодня повсеместно можно слышать, как говорящий, используя форму косвенной (то есть чужой) речи, передаёт дословно слова того человека, который их произнёс (то есть прямую речь). В результате информация оказывается искажённой. Так, человек говорит: «Я получил от Олега записку, а в ней написано, что я положил деньги в ящик стола». В этой фразе сообщается, что деньги положил тот, кто эту фразу произнёс, то есть я. А на самом деле их положил в ящик стола человек, написавший записку. Для передачи этой информации фраза должна быть иной: «Я получил от Олега записку, а в ней написано, что он положил деньги в ящик стола». Или: «Я получил записку, а в ней написано, что Олег положил деньги в ящик стола».

Цель упражнений блока – научить детей при передаче чужих слов указывать на того, кому принадлежит высказывание, используя правильно выбранные местоимения.

Упражнение.

Замени прямую речь косвенной.

Помни! В косвенной речи надо изменять личные местоимения и называть того, кто произносил слова прямой речи.

Вместо я, мы вставляй он, она, они

Образец:

Вот говорит одна женщина: «Мой сынок ловкий да сильный». → Вот говорит одна женщина, что её сынок ловкий да сильный.

«Наверно, мы не в ту сторону поехали», – рассказывал Вовка. → Вовка рассказывал, что, наверно, они не в ту сторону поехали.

«Я уже не больной», – ответил Курилкин. → Курилкин ответил, что …

«Я с этой тёткой почти договорилась», – ответила Василькова. → Василькова ответила, что …

Один только Алик сказал: «А мне дружить не с кем». → Один только Алик сказал, что …

«Я человек мягкий, слабый», – говаривал Павел Петрович. → Павел Петрович говаривал, что …

Пришёл Алеша и говорит маме: «Я больше во двор не пойду». → Пришёл Алёша и говорит маме, что …

А Катя, самая маленькая, сказала: «А я буду зайчика лепить». → А Катя, самая маленькая, сказала, что …

Женя подумала и решила: «А у меня будет слон». → Женя подумала и решила, что …

«Не буду я больше, – пробормотал Иван, – не имею права». → Иван пробормотал, что …

«А потом мы пошли домой, – рассказывал Стасик, – чтобы разрезать мороженое пополам». →  Стасик рассказывал, что потом …

«Этот подлиза обманул меня!» – возмутился Эдуард Иванович. → Эдуард Иванович возмутился и сказал, что …

Однажды бабушка сказала: «Все учатся, одна я неучёная». → Однажды бабушка сказала, что …

«Все люди как люди живут, – горестно размышлял Иван, – один я несчастный». → Иван горестно думал, что …

«Вчера я себя прекрасно чувствовал», – возразил дедушка. → Дедушка возразил, сказав, что …

Аделаида сказала: «Если бы я родилась мальчиком, то стала бы боксёром или борцом».  → Аделаида сказала, что …

«Памятник» взглянул на Кольку и сказал: «Плохо будет тому, кто обзовёт меня ещё хоть раз». → «Памятник» взглянул на Кольку и сказал, что …

Серёжка вскинул голову и похвастался: «Я, между прочим, картошку чистить научился». → Серёжка вскинул голову и похвастался, что …

«Свободным-то человеком я быть люблю», – ответил Петюня. → Петюня ответил, что …

«Без этих штук я домой не вернусь», – проворчал Мишка. → Мишка проворчал, что …

«Я от этой фрекен Бок еле убежала», – засмеялась Танюшка. → Танюшка засмеялась и сказала, что …

«Простите, – оскорбился Григорий Васильевич, – я фокусник, и сравнивать меня с воришкой странно!» → Григорий Васильевич оскорбился и сказал, что …

«Меня сейчас волнует одно: где собака?» – произнёс Горшков. → Горшков произнёс, что …

«Я стараюсь быть смелым, – поправил отца  Виктор, – но не всегда это получается». → Виктор поправил отца, сказав, что …

«Я так испугалась, – сквозь слёзы бормотала Лёлишна, – меня до сих пор всю трясёт». → Лёлишна сквозь слёзы бормотала, что …

«А вот мне захотелось стать укротительницей», – думала Маринка, разжигая духовку. → Разжигая духовку, Маринка думала, что …

«От работы я не отказываюсь, – думал Ослик, – но всему же своё время!» → Ослик думал, что …

Вместо ты, вы вставляй я, мы

Образец:

«Скажи, кто тебя обидел? – спросил дежурный. – Дежурный спросил, кто меня обидел.

Скворушка ещё больше удивился: «И ты умеешь делать хорошее?». → Скворушка ещё больше удивился, что …

«Придётся всех вас за нарушение порядка отвести в милицию», – сказал Егорушкин. → Егорушкин сказал, что …

«А ты его не дразни», – посоветовал Виктор. → Виктор посоветовал, чтобы …

«Про тебя тоже много чего рассказать можно!» – возмутилась Наташка. → Наташка возмутилась и закричала, что …

«Ты слишком много читаешь по вечерам, дорогой мой», – ласково говорила бабушка и гасила свет. → Бабушка ласково говорила, что …, и гасила свет.

«Напрасно ты не взяла зонтик», – говорила мама, открывая дверь. → Открывая дверь, мама говорила, что …

Мишка подозрительно спросил: «А куда ты ведро засунул?» → Мишка подозрительно спросил, куда …

Вместо ты, вы вставляй он, она, они

Образец:

«А ты набери воды», – сказала Алёна Серёжке. → Алёна сказала Серёжке, чтобы он набрал воды.

«А если вам скучно, – закричала Зойка приятелям, – идите собирать клубнику!» → Зойка закричала приятелям, что если им скучно, то пусть идут собирать клубнику.

«Два – ноль, вы проиграли», – поправил Скворцов удивлённых мальчишек. → Скворцов поправил удивлённых мальчишек, сказав, что …

«Если бы ты родился не мартышкой, а человеком, то обязательно бы жуликом стал», – сказала Нелли Сергеевна Хлоп-Хлопу. → Нелли Сергеевна сказала Хлоп-Хлопу, что если бы …

«Когда-то ты был таким бравым, как на фотографии», – улыбаясь сказала мама дедушке. → Мама, улыбаясь, сказала дедушке, что когда-то …

«Руки у тебя ловкие, – сказал фокусник Головёшке, – но ты ничего ими не умеешь делать». → Фокусник сказал Головёшке, что …

«У тебя обязательно что-нибудь сгорит или убежит», – ответила Настя дедушке. → Настя ответила дедушке, что …

«Если в тебе окажется 25 кило весу, то получишь премию», – воскликнул клоун. → Клоун воскликнул, что если …

«У тебя такое доброе, приветливое лицо», – говорил Тёма няне, гладя её по щеке. → Гладя её по щеке, Тёма говорил няне, что …

Вместо я, мы вставляй он, она, они

Вместо ты, вы вставляй я, мы

Образец:

Отец удивился и сказал: «Выходит, что зря мы (родители) тебе (мне) такое имя дали». → Отец удивился и сказал, что, выходит, зря они (родители) мне такое имя дали.

«Тебе замазка не нужна, а мне нужна», – недовольно пробормотал Шурик. → Шурик недовольно пробормотал, что …

Виктор спокойно ответил: «Денег у меня нет. А если бы и были, ты ничего не получишь». → Виктор спокойно ответил, что …

«Будет так! – рассердился отец. – Или ты становишься победителем, или мы меняем тебе имя». → Отец рассердился и сказал, что или …

Иван растерялся и пробормотал: «Я бы тоже стукнул, но с девчонками драться нельзя». → Иван растерялся и пробормотал, что …

«Почему вы не хотите, чтобы Алик вам помогал?» – удивилась Катерина. → Катерина удивилась, почему …

«Ты спасай тигрёнка, – задыхаясь, сказал Виктор, – а я этого зверя держать буду». → Виктор, задыхаясь сказал, чтобы …

«Ладно уж, я поверю тебе, – глядя на меня прошептала Оля, – но в последний раз!» → Оля, глядя на меня, прошептала, что …

«Хочу посмотреть, как тебя в милиционерскую машиночку посадят!» – закричала Сусанна. → Сусанна закричала, что  …

«Ты только за печкой смотри, – говорил Мишка, – а я буду кашу варить». → Мишка говорил, чтобы …

«После обеда садитесь за уроки, а я в кино пойду», – расхаживая по комнате, важно говорил Валерка. → Расхаживая по комнате, Валерка важно говорил, чтобы …

«У вас только один Тюбик, а у нас каждая малышка может рисовать», – говорила Белочка. → Белочка говорила, что …

«Но я не слышал, как ты меня звала», – оправдывался Митенька. → Митенька оправдывался, говоря, что …

«Я буду на вас жаловаться!» – резко вставая, произнёс Григорий Васильевич. → Григорий Васильевич, резко вставая, произнёс, что …

«Я тебе сейчас помогу», – громко прокричал Тёма. → Тёма громко прокричал, что …

Вместо я, мы, ты, вы, он, она 
называй
того, кто говорил, и того, о ком шла речь

Образец:

«Ты не рассуждай, а ищи верёвку», – сердито сказал отец Ване. → Отец сердито сказал, чтобы Ваня не рассуждал, а искал верёвку.

«Зря я вам поверила», – сказала тётя Наташа мальчишкам. → Тётя Наташа сказала, что зря она мальчишкам поверила.

Лена удивлённо спросила Мишку: «Зачем ты привёл мне столько собак!» → Лена удивлённо спросила, зачем Мишка привёл ей столько собак.

«А почему у тебя такие руки грязные?» – спросила мама Алёнку. → Мама спросила, почему …

«Завтра ты пойдёшь уже в третий класс», – сказала мама Павлику. → Мама сказала, что …

«И как в тебя всё это влезает?» – удивлённо говорила Мариша Артёмке. → Мариша удивлялась, как …

«Ты в каком классе учишься?» – строго спрашивал милиционер у Андрюшки. → Милиционер строго спрашивал, в каком…

«Вы чего там сидите под лестницей?» – закричала тётя Аня Гале и Лидочке. → Тётя Аня громко спросила, почему …

«У тебя хороший музыкальный слух», – сказал Борис Сергеевич Мише. → Борис Сергеевич сказал, что …

«А ему неохота выступать!» – наябедничала вредина, показывая на Алика. → Вредина наябедничала, что …

«А сколько в вашем классе мальчишек?» – спрашивал Олег Петрович у Лены. → Олег Петрович спрашивал, сколько …

«А ты сможешь выступить на концерте?» – спросила Люся у Дениски. → Люся спросила, сможет ли …

«Твою кашу съел он», – сказала Паше тётя Катя, показывая на Мишку. → Тётя Катя сказала, что …

«Я в тебя сейчас водой брызну! – закричала Тамарочка Нине. → Тамарочка закричала, что …

«Я ухожу на работу, а тебе следует уроками заняться», – сказал отец, посмотрев на Феню. → Отец сказал, что …

«С завтрашнего дня я буду тебя в чемодан прятать», – рассердившись, сказал Вовка щенку. → Рассердившись, Вовка сказал, что …

«Ты смотри на воду, а я буду смородину ломать», – говорил Еремеич Тошке. → Еремеич говорил, что ...

«Я целый день на работе, а вы всё в шахматы играете», – возмущалась тётя Таня, глядя на Витьку с Петей. → Тётя Таня возмущалась, что …

«Мне очень понравилось твоё пение», – сказал Борис Сергеевич Мишке. → Борис Сергеевич сказал, что …

«А ты дай мне свой дневник», – строго сказала Мария Игоревна Игорьку. → Мария Игоревна строго сказала, чтобы …

«Я тут стараюсь, загадки разгадываю, а ты только мороженое ешь», – возмутился Антон, хватая Лёшу за рукав. → Антон возмутился и сказал, что …

«Так я весь урок под партой просидел, а вы этого не заметили», – объяснил Витька Петру Петровичу. → Витька объяснил, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...

Конспект урока по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью." 4 класс (Школа 2100)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предлож...