Преобразование прямой речи в косвенную
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Упражнения для отработки умения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preobrazovanie_pryamoy_rechi_v_kosvennuyu.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Преобразование прямой речи в косвенную
Данный блок посвящён предупреждению и коррекции речевой ошибки, которая в последние годы приобрела поистине широкое распространение. Это неумение преобразовывать прямую речь в косвенную. Сегодня повсеместно можно слышать, как говорящий, используя форму косвенной (то есть чужой) речи, передаёт дословно слова того человека, который их произнёс (то есть прямую речь). В результате информация оказывается искажённой. Так, человек говорит: «Я получил от Олега записку, а в ней написано, что я положил деньги в ящик стола». В этой фразе сообщается, что деньги положил тот, кто эту фразу произнёс, то есть я. А на самом деле их положил в ящик стола человек, написавший записку. Для передачи этой информации фраза должна быть иной: «Я получил от Олега записку, а в ней написано, что он положил деньги в ящик стола». Или: «Я получил записку, а в ней написано, что Олег положил деньги в ящик стола».
Цель упражнений блока – научить детей при передаче чужих слов указывать на того, кому принадлежит высказывание, используя правильно выбранные местоимения.
Упражнение.
Замени прямую речь косвенной.
Помни! В косвенной речи надо изменять личные местоимения и называть того, кто произносил слова прямой речи.
Вместо я, мы вставляй он, она, они
Образец:
Вот говорит одна женщина: «Мой сынок ловкий да сильный». → Вот говорит одна женщина, что её сынок ловкий да сильный.
«Наверно, мы не в ту сторону поехали», – рассказывал Вовка. → Вовка рассказывал, что, наверно, они не в ту сторону поехали.
«Я уже не больной», – ответил Курилкин. → Курилкин ответил, что …
«Я с этой тёткой почти договорилась», – ответила Василькова. → Василькова ответила, что …
Один только Алик сказал: «А мне дружить не с кем». → Один только Алик сказал, что …
«Я человек мягкий, слабый», – говаривал Павел Петрович. → Павел Петрович говаривал, что …
Пришёл Алеша и говорит маме: «Я больше во двор не пойду». → Пришёл Алёша и говорит маме, что …
А Катя, самая маленькая, сказала: «А я буду зайчика лепить». → А Катя, самая маленькая, сказала, что …
Женя подумала и решила: «А у меня будет слон». → Женя подумала и решила, что …
«Не буду я больше, – пробормотал Иван, – не имею права». → Иван пробормотал, что …
«А потом мы пошли домой, – рассказывал Стасик, – чтобы разрезать мороженое пополам». → Стасик рассказывал, что потом …
«Этот подлиза обманул меня!» – возмутился Эдуард Иванович. → Эдуард Иванович возмутился и сказал, что …
Однажды бабушка сказала: «Все учатся, одна я неучёная». → Однажды бабушка сказала, что …
«Все люди как люди живут, – горестно размышлял Иван, – один я несчастный». → Иван горестно думал, что …
«Вчера я себя прекрасно чувствовал», – возразил дедушка. → Дедушка возразил, сказав, что …
Аделаида сказала: «Если бы я родилась мальчиком, то стала бы боксёром или борцом». → Аделаида сказала, что …
«Памятник» взглянул на Кольку и сказал: «Плохо будет тому, кто обзовёт меня ещё хоть раз». → «Памятник» взглянул на Кольку и сказал, что …
Серёжка вскинул голову и похвастался: «Я, между прочим, картошку чистить научился». → Серёжка вскинул голову и похвастался, что …
«Свободным-то человеком я быть люблю», – ответил Петюня. → Петюня ответил, что …
«Без этих штук я домой не вернусь», – проворчал Мишка. → Мишка проворчал, что …
«Я от этой фрекен Бок еле убежала», – засмеялась Танюшка. → Танюшка засмеялась и сказала, что …
«Простите, – оскорбился Григорий Васильевич, – я фокусник, и сравнивать меня с воришкой странно!» → Григорий Васильевич оскорбился и сказал, что …
«Меня сейчас волнует одно: где собака?» – произнёс Горшков. → Горшков произнёс, что …
«Я стараюсь быть смелым, – поправил отца Виктор, – но не всегда это получается». → Виктор поправил отца, сказав, что …
«Я так испугалась, – сквозь слёзы бормотала Лёлишна, – меня до сих пор всю трясёт». → Лёлишна сквозь слёзы бормотала, что …
«А вот мне захотелось стать укротительницей», – думала Маринка, разжигая духовку. → Разжигая духовку, Маринка думала, что …
«От работы я не отказываюсь, – думал Ослик, – но всему же своё время!» → Ослик думал, что …
Вместо ты, вы вставляй я, мы
Образец:
«Скажи, кто тебя обидел? – спросил дежурный. – Дежурный спросил, кто меня обидел.
Скворушка ещё больше удивился: «И ты умеешь делать хорошее?». → Скворушка ещё больше удивился, что …
«Придётся всех вас за нарушение порядка отвести в милицию», – сказал Егорушкин. → Егорушкин сказал, что …
«А ты его не дразни», – посоветовал Виктор. → Виктор посоветовал, чтобы …
«Про тебя тоже много чего рассказать можно!» – возмутилась Наташка. → Наташка возмутилась и закричала, что …
«Ты слишком много читаешь по вечерам, дорогой мой», – ласково говорила бабушка и гасила свет. → Бабушка ласково говорила, что …, и гасила свет.
«Напрасно ты не взяла зонтик», – говорила мама, открывая дверь. → Открывая дверь, мама говорила, что …
Мишка подозрительно спросил: «А куда ты ведро засунул?» → Мишка подозрительно спросил, куда …
Вместо ты, вы вставляй он, она, они
Образец:
«А ты набери воды», – сказала Алёна Серёжке. → Алёна сказала Серёжке, чтобы он набрал воды.
«А если вам скучно, – закричала Зойка приятелям, – идите собирать клубнику!» → Зойка закричала приятелям, что если им скучно, то пусть идут собирать клубнику.
«Два – ноль, вы проиграли», – поправил Скворцов удивлённых мальчишек. → Скворцов поправил удивлённых мальчишек, сказав, что …
«Если бы ты родился не мартышкой, а человеком, то обязательно бы жуликом стал», – сказала Нелли Сергеевна Хлоп-Хлопу. → Нелли Сергеевна сказала Хлоп-Хлопу, что если бы …
«Когда-то ты был таким бравым, как на фотографии», – улыбаясь сказала мама дедушке. → Мама, улыбаясь, сказала дедушке, что когда-то …
«Руки у тебя ловкие, – сказал фокусник Головёшке, – но ты ничего ими не умеешь делать». → Фокусник сказал Головёшке, что …
«У тебя обязательно что-нибудь сгорит или убежит», – ответила Настя дедушке. → Настя ответила дедушке, что …
«Если в тебе окажется 25 кило весу, то получишь премию», – воскликнул клоун. → Клоун воскликнул, что если …
«У тебя такое доброе, приветливое лицо», – говорил Тёма няне, гладя её по щеке. → Гладя её по щеке, Тёма говорил няне, что …
Вместо я, мы вставляй он, она, они
Вместо ты, вы вставляй я, мы
Образец:
Отец удивился и сказал: «Выходит, что зря мы (родители) тебе (мне) такое имя дали». → Отец удивился и сказал, что, выходит, зря они (родители) мне такое имя дали.
«Тебе замазка не нужна, а мне нужна», – недовольно пробормотал Шурик. → Шурик недовольно пробормотал, что …
Виктор спокойно ответил: «Денег у меня нет. А если бы и были, ты ничего не получишь». → Виктор спокойно ответил, что …
«Будет так! – рассердился отец. – Или ты становишься победителем, или мы меняем тебе имя». → Отец рассердился и сказал, что или …
Иван растерялся и пробормотал: «Я бы тоже стукнул, но с девчонками драться нельзя». → Иван растерялся и пробормотал, что …
«Почему вы не хотите, чтобы Алик вам помогал?» – удивилась Катерина. → Катерина удивилась, почему …
«Ты спасай тигрёнка, – задыхаясь, сказал Виктор, – а я этого зверя держать буду». → Виктор, задыхаясь сказал, чтобы …
«Ладно уж, я поверю тебе, – глядя на меня прошептала Оля, – но в последний раз!» → Оля, глядя на меня, прошептала, что …
«Хочу посмотреть, как тебя в милиционерскую машиночку посадят!» – закричала Сусанна. → Сусанна закричала, что …
«Ты только за печкой смотри, – говорил Мишка, – а я буду кашу варить». → Мишка говорил, чтобы …
«После обеда садитесь за уроки, а я в кино пойду», – расхаживая по комнате, важно говорил Валерка. → Расхаживая по комнате, Валерка важно говорил, чтобы …
«У вас только один Тюбик, а у нас каждая малышка может рисовать», – говорила Белочка. → Белочка говорила, что …
«Но я не слышал, как ты меня звала», – оправдывался Митенька. → Митенька оправдывался, говоря, что …
«Я буду на вас жаловаться!» – резко вставая, произнёс Григорий Васильевич. → Григорий Васильевич, резко вставая, произнёс, что …
«Я тебе сейчас помогу», – громко прокричал Тёма. → Тёма громко прокричал, что …
Вместо я, мы, ты, вы, он, она
называй того, кто говорил, и того, о ком шла речь
Образец:
«Ты не рассуждай, а ищи верёвку», – сердито сказал отец Ване. → Отец сердито сказал, чтобы Ваня не рассуждал, а искал верёвку.
«Зря я вам поверила», – сказала тётя Наташа мальчишкам. → Тётя Наташа сказала, что зря она мальчишкам поверила.
Лена удивлённо спросила Мишку: «Зачем ты привёл мне столько собак!» → Лена удивлённо спросила, зачем Мишка привёл ей столько собак.
«А почему у тебя такие руки грязные?» – спросила мама Алёнку. → Мама спросила, почему …
«Завтра ты пойдёшь уже в третий класс», – сказала мама Павлику. → Мама сказала, что …
«И как в тебя всё это влезает?» – удивлённо говорила Мариша Артёмке. → Мариша удивлялась, как …
«Ты в каком классе учишься?» – строго спрашивал милиционер у Андрюшки. → Милиционер строго спрашивал, в каком…
«Вы чего там сидите под лестницей?» – закричала тётя Аня Гале и Лидочке. → Тётя Аня громко спросила, почему …
«У тебя хороший музыкальный слух», – сказал Борис Сергеевич Мише. → Борис Сергеевич сказал, что …
«А ему неохота выступать!» – наябедничала вредина, показывая на Алика. → Вредина наябедничала, что …
«А сколько в вашем классе мальчишек?» – спрашивал Олег Петрович у Лены. → Олег Петрович спрашивал, сколько …
«А ты сможешь выступить на концерте?» – спросила Люся у Дениски. → Люся спросила, сможет ли …
«Твою кашу съел он», – сказала Паше тётя Катя, показывая на Мишку. → Тётя Катя сказала, что …
«Я в тебя сейчас водой брызну! – закричала Тамарочка Нине. → Тамарочка закричала, что …
«Я ухожу на работу, а тебе следует уроками заняться», – сказал отец, посмотрев на Феню. → Отец сказал, что …
«С завтрашнего дня я буду тебя в чемодан прятать», – рассердившись, сказал Вовка щенку. → Рассердившись, Вовка сказал, что …
«Ты смотри на воду, а я буду смородину ломать», – говорил Еремеич Тошке. → Еремеич говорил, что ...
«Я целый день на работе, а вы всё в шахматы играете», – возмущалась тётя Таня, глядя на Витьку с Петей. → Тётя Таня возмущалась, что …
«Мне очень понравилось твоё пение», – сказал Борис Сергеевич Мишке. → Борис Сергеевич сказал, что …
«А ты дай мне свой дневник», – строго сказала Мария Игоревна Игорьку. → Мария Игоревна строго сказала, чтобы …
«Я тут стараюсь, загадки разгадываю, а ты только мороженое ешь», – возмутился Антон, хватая Лёшу за рукав. → Антон возмутился и сказал, что …
«Так я весь урок под партой просидел, а вы этого не заметили», – объяснил Витька Петру Петровичу. → Витька объяснил, что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...
РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....
Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".
Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...
Конспект урока по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью." 4 класс (Школа 2100)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предлож...