Лексическое значение слова во 2 классе. (Интегрированный урок)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Канкеева Александра Васильевна

Материал данного урока знакомит детей с лексическим значением слов, развивает умение объяснять  слова самостоятельно, учит находить лексическое значение слов в словарях ( школьных и С. И. Ожегова), повышает творческий потенциал детей, дает возможность самостоятельно оценить свои знания, полученные на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskoe_znachenie_slova_2_kl.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка/ИКТ  во 2 классе

УМК «Школа XXI века»

Тема: «Лексическое значение слова»

Цель – формирование представления о лексическом значении слова.

Задачи:

образовательные:                    -развитие лексического запаса по теме;

                                                     - развитие звукового анализа слов;

                                                     - уточнение знаний детей о слове;

                                                      - активизация познавательной деятельности;

                                                      - отработка навыка скоропечатания.

развивающие:                              - развития памяти, внимания, мышления;

                                                      - расширение лексического словаря.

воспитательные:                        - воспитывать умение понимать учебную задачу  и разрешать

                                                              ее самостоятельно;

                                                       - формировать навык контроля и самооценки;

                                                       - здоровьесберегающие: создание комфортного

                                                              психологического микроклимата.

Здоровьесберегающие:      - чередование статических и динамических заданий;

                                             - планирование объёма материала с учётом повышенной утомляемости детей

  - соблюдение режима охраны зрения

                - обращение внимания на правильную посадку детей и речевое дыхание.

Планируемые результаты:

Познавательные: умение анализировать услышанное, увиденное.

Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в паре, группе.

Регулятивные:умение высказывать в устной форме о звуковых моделях слов, о лексике слова.

Личностные: внутренняя позиция школьника, самостоятельность, ответственность, мотивация учебной деятельности.

 Оборудование: словари, интерактивная доска, macbook, карточки для самооценки, словарь С.И. Ожегова.

№№

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Оборудование

Примечание

1.

Орг.момент

Приветствие учащихся.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Работа в рабочих тетрадях: запись числа, слов – Классная работа.

Рабочие тетради, доска.

Фронтальная работа.

2.

Актуализация опорных знаний

  1. чистописание. На доске прописаны элементы.
  2. словарная работа. Учитель диктует слова. Показывает на интерактивной доске.

    фонематическая разминка.

- Любое слово состоит из звуков. Прочитайте слова: шубка, пробка,хлеб
- Сколько звуков │ п│ в этих словах?

  1. Работа в рабочих тетрадях.
  2. Устные ответы учащихся.
  3. Работа на macbook. Индивидуальная работа. Печатают под диктовку учителя словарные слова. Выделяют  «опасные места» зелёным цветом. Устно обосновывают написанное.
  1. Рабочие тетради.
  2. Интерактивная доска. Презентация.
  3. Macbook, программа Openoffice. Интерактивная доска. Презентация.

Фронтальная работа.

3.

Сообщение темы урока.

На интерактивной доске:

       Слово

Звуки   звуки и значение    значение

- Чем мы будем с вами заниматься на уроке?

- Из чего состоят слова?

- Какова тема урока?

-Какова цель урока?


Помощь в работе с интерактивной доской.




- Словами. Из чего состоят слова.


- Слова состоят из звуков и значения.

- Значение слова.

- Познакомиться с значениями слов.

Интерактивная доска.

Фронтальная работа.

4.

Работа по новой теме.

- К нам в гости пришел Незнайка. Он грустный, потому что Знайка не берет его в музей. Незнайка хочет узнать, что обозначают слова, которые он принес с собой. Поможем Незнайке?

- Раздается по одному слову каждой команде (живописец, натюрморт)












- У Незнайки есть еще слова (экспозиция, коллекция)

- Как вы понимаете эти слова?

- Хорошо. Прочтите об этих словах в ваших словарях.

- Теперь обратимся к словарю С.И. Ожегова.

- Спасибо, ребята. Вы помогли узнать Незнайке новые слова. Теперь немного поиграем.







- Подумайте и скажите, что обозначают эти слова.

-Найдите значение этих слов в словаре, прочитайте.

- Послушайте, как рассказал об этих словах С.И. Ожегов.

- Придумайте предложение с этими словами. ( Живописец  рисует картину. Художник нарисовал натюрморт)

- Сколько слов в предложении?

- Назовите 1-е слово, 2-е слово 3-е слово.

Ответы детей.







Читают в школьных словариках.


Читает капитан команды из словаря.

Ответы детей.















Макет Незнайки, интерактивная доска (выдержки из словаря Ожегова)

Фронтальная работа, работа в группах.

5.

Физминутка.

 

           Быстро встаньте, улыбнитесь,
           Выше, выше, потянитесь.
          Ну-ка, плечи распрямите,
          Поднимите , опустите.
           Влево, вправо повернитесь,
           Руками коленей коснитесь.
           Сели-встали, сели-встали
           И на месте побежали.

Повторяют движения.

6.

Отработка полученных знаний.

-Ребята, покажите слова «натюрморт» и «коллекция»!

Игра « Отгадай слово».  Незнайка сам придумал для вас загадки. Даются лексические значения слов. Нужно определить слово.  Два слова для каждой команды:

  1. Верхняя часть тела человека, животного. (Голова)
  2. Тот, кто кого-то навещает, посещает. (Гость)
  3. Устройство для катания по кругу. ( Карусель)
  4. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. (Береза)

- Ребята, вы помогли Незнайке. Теперь он знает и понимает новые слова и сможет употреблять их там, где нужно.

- Что вы узнали сегодня нового? -Что вы использовали для знакомства с новыми словами? ( Толковый словарь С.И. Ожегова)

Помощь командам.

Дети работают в командах и показывают сценки.


Ответы детей.












Все слова имеют лексическое значение.


Интерактивная доска.



Групповая работа.

7.

Итоги урока.

Самоанализ.

- Давайте посмотрим, достигли ли мы цели урока?

- Что такое «лексика»?

- Как определить лексическое значение слов?

- Вы справились с задачей урока? Оцените себя.


- Какое задание понравилось больше? Чем?

- С каким настроением заканчиваем урок?












-Вы активно работали, старались! Урок окончен.

Ответы.




Закрашивают соответствующий квадратик на карточке самооценки.

Карточки самооценки.

На карточках:

1.У меня нет вопросов. Всё понял.

2.Понял почти всё, но есть вопросы.

3.Не понял.

8.

Домашнее задание.

карточка самоанализа

1.У меня нет вопросов. Всё понял.

2.Понял почти всё, но есть вопросы.

3.Не понял.

дз

Запиши в тетради подобранное самостоятельно лексическое значение слов: портрет, натюрморт, пейзаж.

Составь со словами предложения.

Списать из словаря С.И. Ожегова лексическое значение слов: портрет, натюрморт, пейзаж.

Составить предложения.

Выполни упражнение в учебнике с.25 упр. 2 (III часть)

На интерактивной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка по ФГОС....

Презентация по русскому языку "Лексическое значение слова" 2 класс

Презентация по русскому языку "Лексическое значение слова" 2 класс...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Лексическое значение слова". 4 класс

Проверочная работа по русскому языку по теме "Лексическое значение слова. Фразеологические обороты". 4 класс. Школа России....

"Лексическое значение слов" 2 класс

Урок по программе метапредметного курса "Работа с информацией" - модуль "Слово"...

Урок "Лексическое значение слова" 3 класс

Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах...

Технологическая карта урока "Лексическое значение слова" ( 3 класс)

Технологическая карта урока "Лексическое значение слова" ( 3 класс)...