Урок "Лексическое значение слова" 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leks-oe_znachenie_slova_3_kl.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Цель деятель- | Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Толковый словарь русского языка. 3. Интернет-ресурсы. |
Оборудование | Интерактивная доска |
Наглядно- | Запись задач темы, элементов букв, предложения |
Основные понятия и термины | Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. Слово с непроверяемым написанием. Толковый словарь |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения | – Что было задано на дом? Проверим, как вы Проводит обсуждение выполненной работы | – Выполнить упр. 39 на Зачитывают составленные предложения | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии | Правиль-но выпол-ненные | |
II. Постановка | Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений | – Откройте учебник на с. 39. Мы начинаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока. – Что означают слова, составляющие название темы? – Верно. Вот основные вопросы, которые мы рассмотрим на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи • Лексическое значение слова. – Что значит определить лексическое значение слова? • Работа с толковыми словарями. – В каких словарях можно узнать о лексическом значении слова? | – «Лексическое значение слова. Как определить Ответы уча-щихся. – Это значит сказать, что оно обозна- – В толковых словарях рус-ского языка | Фрон-тальная | П – ориентируются в учебнике; извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р – осознают К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания» | ||
| Учитель демонстрирует толковые словари. – В учебнике на с. 152–153 есть толковый • Однозначные и многозначные слова. – Какие слова называются однозначными? – А многозначными? – На какие вопросы вы бы хотели получить | ческих значений слов. – Слова, которые имеют одно лексическое значение. – Слова, имеющие два и более значения. Ответы уча-щихся | |||||
III. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите | – Заглавной Выполняют | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают | Написание элементов букв | |
| – Посмотрите и отметьте элементы, которые | ||||||
IV. Повторение 1. Работа | Работа | – Рассмотрите схему в учебнике на с. 41. Рас-смотрите иллюстрации и прочитайте слова – Учитель обращает внимание на правильное – Вспомните! То, что обозначает слово, является его лексическим значением, которое можно определить по толковому словарю. Объясните лексическое значение слова «грач». Грач – перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. – Объясните лексическое значение слова Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмерки. – Прочитайте лексическое значение слова – Объясните лексическое значение слова Парта – школьный стол с наклонной доской, – Объясните лексическое значение слова | Выполняют Ответы Выполняют Ответы уча-щихся. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют различные способы поиска информации, владеют Р – принимают | Объясне-ние лексического значения слова. Составление и запись предложения. Выполнение упражнений | |
| Глобус – наглядное пособие – модель земного шара, обычно вращающаяся на подставке. – Сколько значений у данных слов? – Как называются такие слова? – Прочитайте ниже многозначные слова. – Почему им дали такое название? – Какие лексические значения имеет слово – В толковом словаре, чтобы найти лексическое значение слова «листок», нужно искать слово «лист». Лист – 1. Орган воздушного питания и газооб-мена растений в виде тонкой, обычно зеленой пластинки. 2. Тонкий плоский кусок, пласт какого-нибудь материала. 3. Единица исчисления Можно спросить о лексических значениях других слов: «земля», «каток», «язык». – Назовите примеры однозначных и многозначных слов. | – Одно. – Однозначные. Выполняют – Эти слова имеют несколько значений. Ответы уча-щихся. | К – слушают Л – проявляют интерес к предмету, стремятся | ||||
| Упражнения физкульт- | – О словах-синонимах и словах-антонимах мы будем вести речь на следующем уроке. – Составьте предложение с одним из данных Затем проводится проверка выполненного Физкультминутка Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг | Выполняют Держа голову неподвижно, выполняют упражнения | ||||
2. Работа | Работа Словарная работа | – Откройте в учебнике с. 42. Найдите упр. 67. Найдите в толковом словаре, размещенном – Какие лексические значения имеют слова – Выпишите из словаря толкование слова «альбом». – А вы знаете, что в латинском языке значение слова «альбом» отличалось от современного? Раньше слово «альбом» означало «белая доска», | Выполняют – Герб, альбом. Отвечают Выполняют Внимательно слушают. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют различные способы поиска инфор-мации, владеют Р – принимают | Использование толкового Запись | |
| на этой доске писали сообщения. Потом этим словом стали называть тетрадь с белыми стра-ницами. И сейчас название осталось прежним, хотя теперь альбомы бывают и не с белыми – Прочитайте это слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. – Слово «альбом» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте – Дома заучите правильное написание слова | Отвечают – «Безударная гласная в корне слова». Выполняют | осуществляют поиск их достижения, планируют, К – слушают | ||||
V. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Над какой темой работали на уроке? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: учебник, с. 41, упр. 66 | Отвечают | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету, стремятся | ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению". 2 класс
Конспект урока русского языка по программе "Школа России"...
Урок русского языка "Слова с несколькими значениями" 2 класс
УМК "Перспектива". Презентация к уроку....
"Слова, близкие по значению".1 класс - презентация
Презентация хороший материал для использования на уроке, есть задания для самостоятельной работы, словарной работы....
Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" . УМК "Планета знаний"...
Слова с несколькими значениями (1 класс)
Цели: дать первичное представление о многозначности слов; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному; расширять словарный запас детей.Планируемые результаты: учащ...
Слова близкие и противоположные по значению (1 класс)
Цели: углубить представление детей о словах, близких по значению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими и противоположными по значению, активизировать их употребление; продолжить знак...
Контрольное списывание по теме "Слово и его лексическое значение" 3 класс "Школа России".
Материал содержит карточки с текстом для списывания и грамматическое задание. Согласно требованиям ФГОС,. грамматическое задание представлено в двух вариантах: базовом (необходимом) и повышенном. Данн...