Имя прилагательное как часть речи
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Урок – закрепление. 3 класс.
Цели: повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи ; совершенствовать речевые умения и навыки; воспитывать любовь к русскому языку и поэзии А.С Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi._3_klass.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя прилагательное как часть речи».
Урок – закрепление. 3 класс.
Цели: повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи ; совершенствовать речевые умения и навыки; воспитывать любовь к русскому языку и поэзии А.С Пушкина.
Ход урока.
Организационный момент.
Определение темы и задач.
Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству А.С.Пушкина.
Назовите сказки, которые написал А. С. Пушкин.
Какие они? ( Волшебные, добрые, справедливые.)
На какой вопрос отвечают слова, которые помогли нам охарактеризовать сказки А. С. Пушкина?
Кто догадался и может сформулировать тему урока!
Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном,
вы должны вспомнить все, о чем узнали на предыдущих уроках.
На доске.
Добро всегда побеждает зло.
Это девиз любой сказки.
Запишите этот девиз в тетради.
Запишите слова, подчеркните орфограммы.
Кораблик, лебедь, старик, рыбка, яблочко, лоб, князь.
Знакомы вам эти слова? Откуда они?
Определение роли прилагательного в тексте.
Восстановите текст. Подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.
Постой, -
Отвечает ветер………,
Там, за речкой…..
Есть ………гора,
В ней …….. нора;
В той норе, во тьме ………,
Гроб качается……….
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того…….. места,
В том гробу твоя невеста.
Слова для справок: буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.
Спишите пушкинский отрывок из сказки, вставляя пропущенные имена прилагательные.
Текст напечатан каждому ученику индивидуально.
Какова роль имен прилагательных в тексте?
(Они делают текст более выразительным, живописным, более точно передают свойства и качества предметов).
Как проверить правильность написания окончаний имён прилагательных. (По вопросам.)
Проверочная работа.
С чего начинается любая волшебная русская сказка?
Происходит беда- испытание. Если герой ее с честью проходит, то получает награду.
Пришло время и вас испытать, а наградой будут хорошие оценки.
Послушайте и запишите словосочетания прил. + сущ ,. которые вы услышите по ходу чтения. Определите род, число и падеж имён прилагательных.
« Как взмолится золотая рыбка».
«У самого синего моря».
«Воротился старик ко старухе.
Что же он видит? Высокий терем».
«Они жили в ветхой землянке».
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство».
«Не хочу быть черной крестьянкой»..
«Пошёл старик к синему морю».
«Видит на море чёрная буря».
«На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто».
Когда говорят: «Останешься у разбитого корыта»? (Когда кто – то не ценит того, что имеет, и требует у другого всё больше и больше, не испытывая при этом благодарности.)
Из какой сказки вы услышали отрывки?
Что вы можете сказать о форме имён прилагательных?
(Имена прилагательные стоят в том же роде, числе, падеже, что и имена существительные, к которым они относятся.)
Проверка выполнения задания.
Ученики читают выписанные словосочетания, называя род, число и падеж имён прилагательных.
Определение синтаксической роли прилагательного.
Запишите предложение.
Гвидон в синем море убил злого коршуна.
Подчеркните грамматическую основу предложения, разберите по членам предложения и по частям речи.
Один ученик работает у доски с комментированием.
Каким членом предложения является имя прилагательное?
(Прилагательное чаще всего бывает определением.)
Все вы читали «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Вспомните, как описывается там схватка злого волшебника, принявшего облик коршуна, с царевной - лебедь.
Бьется лебедь средь зыбей,-
Коршун носится над ней.
В действительности, как утверждают специалисты, коршун никак не может напасть на лебедя. Схватиться с лебедем могли ястреб, сокол или орел. Почему же Пушкин написал коршун?
Произнесите слово коршун? Какие ассоциации у вас возникают? Вспомните выражение «налетел коршуном».
В народном фольклоре коршун является воплощением злого, страшного.
В годы войны фашистские самолеты называли «черными коршунами», а наших истребителей «ястребами», а летчиков «соколами». Слова ястреб, орел звучат в фольклоре благородно. Орел, хоть и хищник, но «царь» птиц. Орел-птица гордая , смелая, величественная. Не зря про человека – героя говорят - «Орел!».
Лексическая работа.
Игра «Зеркальце».
Глядя в зеркальце – опиши себя.
Игра «Художник».
Я знаю, что вы очень любите рисовать. Давайте порисуем, но мы будем рисовать не красками, а с помощью имен прилагательных. Давайте нарисуем царевну - лебедь
На доске:
Царевна – лебедь - скромная, благородная, образованная, уважительная, верная, добрая…
Вот как русский художник Врубель изобразил царевну- лебедь на своей картине. Одна красота родила другую. (Иллюстрация)
Художники любили иллюстрировать сказки Пушкина, потому что Пушкин был мастер описания.
Домашнее задание.
У меня в руках вкусное, румяное яблочко.
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит….
Из какой это сказки?
А получит это яблочко тот, кто лучше всех справится с заданием.
Задумайте предмет, опишите его с помощью имен прилагательных.
Сделайте это в стихах.
Например.
Какой предмет я задумала? (яблоко)
Медвяное, красное,
круглое¸ прекрасное.
Итог урока.
Обобщим знания по теме урока.
Прилагательное – это ……
Можно использовать стишок.
Имя прилагательное
Очень занимательное.
Его вопросы чей? какой?
Запомнит ученик любой…
Оно обозначает
Признаки предметов.
И без существительного
Не живет при этом.
Разнообразит нашу речь,
Предмет распространяет.
Без него нам не прожить –
Это каждый знает.
Рефлексивная деятельность на уроке.
Я приобрёл -
Я научился -
Я понял, что -
Было трудно –
Было интересно –
Читайте сказки! Добро всегда победит зло!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...