Урок русского языка для 4-го класса. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Предмет: русский язык
Класс: 4
Учитель: Апасьева О.В.
Цель урока: закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.
Задачи урока: - учащиеся :фиксируют собственные затруднения и выявляют их причины.
-учатся ставить учебную задачу
-учатся работе в паре и в группах
-систематизируют знания о грамматических признаках глаголов
-учатся писать без ошибок личные окончания глаголов
-учатся по личным окончаниям глагола определять его грамматические признаки
-учатся контролировать и оценивать себя
Ход урока
1.Организационный момент:
- Приветствие
-Настрой на продуктивную работу
-Запись числа и предложения «Классная работа.»
2. Мотивация к учебной деятельности.
На доске строки из стихотворения И. Сурикова:
Ярко солнце свет т,
В воздухе тепло,
И куда ни глян шь,
Все кругом светло.
-Прочитайте строки.
-Проанализируйте пропущенные орфограммы и сформулируйте тему урока ( Правописание безударных личных окончаний глаголов)
- Это первый урок по этой теме или вы уже умеете это делать? (Мы этому уже учились)
- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? ( Выписать глаголы, вставив пропущенные в окончании буквы, определить грамматические признаки глаголов: время, число, лицо, спряжение)
Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Проводится фронтальная проверка на доске.
- Как вы действовали при написании окончаний?( На доске появляется схема)
ГЛАГОЛ / ?
/ \
-ить ост. суффиксы
/ \
2 спр. 1 спр.
/ \
исключ.? + - исключен.?- -е…
/ \
-и… -е..
-Все ли грамматические признаки необходимо называть, чтобы верно написать окончания глаголов? ( Нет, достаточно определить спряжение)
-Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя зеленой ручкой покажите. на каком уровне вы умеете это делать.
3.Формирование цели урока и постановка учебных задач.
- Какова цель сегодняшнего урока? ( Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов)
- Сформулируйте учебные задачи. ( Учиться ставить глаголы в начальную форму, научиться пот личным окончаниям определять спряжение глаголов. Научиться по личным окончаниям определять грамматические признаки глаголов )
4. Работа над решением поставленных задач.
4.1 Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме.
Работа в паре.
-Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного окончания глагола? ( Поставить глагол в начальную форму для того, чтобы определить спряжение. От спряжения зависит буква в окончании.)
-У вас карточки со словами:
1. Наступаешь (наступать-1 спр.), пролетаем (,пролетать-1 спр.), слышим(слышать –искл. 2 спр.), исчезае.шь(исчезать-1 спр.), ду.е.м(дуть-1 спр.),чувствуем(чувсвовать-1 спр.), любим(любить-2 спр.), гоним(гнать-искл., 1 спр.)
2 Дышишь(дышать-искл.,2 спр.). оживаем(оживать-1спр.). любим(любить- 2 спр.), смотрим(смотреть-искл.,1спр),пробегаешь(пробегать-1 спр.), светишь(светить-2 спр.), видим(видеть- искл., 1 спр.)летаем(летать 1 спр.)
-Работа в парах (устно). Первый участник называет глагол из карточки, второй- устно ставит его в начальную форму, определяет спряжение и называет безударную гласную в окончании глагола.
После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» : ответ без ошибок-5, одна ошибка-4, две ошибки-3.Затем дети меняются ролями. Оценка выставляется простым карандашом на шкале.
Физкультминутка. Угадай спряжение.
4.2 Упражнение в написании окончании глаголов.
Индивидуальная работа с взаимопроверкой в группах.
На доске 4 образца текстов с разным уровнем сложности. Учащиеся определяют степень трудности задач, самостоятельно проанализировав тексты .Каждый ученик выполняет задания по своему выбору. После раздачи задания, учитель на доске магнитами разных цветов выделяет уровень текстов и перед каждым учеником ставит фишку определенного цвета, соответствующую этому уровню, чтобы после выполнения задания дети могли произвести взаимопроверку, собравшись по группам.
1 уровень ( легкий - по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)
Все мы (испытываешь) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с полей, Солнце (обливать) облива..т весенний лес светом. Птицы (строить) стро..т гнезда.
2 уровень ( сложнее - в начальную форму глаголы нужно поставить самим)
Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.
3 уровень (более сложный- встречаются глаголы- исключения)
Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и мчит вперед, тороп..тся согнать их в одно иесто.
4 уровень( сложный(творческий)- глаголы нужно самостоятельно подобрать по смыслу)
………………. весна. Ярко………………….. солнце. …………... теплый ветерок. Последний снег………………….в лесу. Природа….................... . Звери ……………….. приближение весны.
Взаимопроверка в группе.
-Оцените себя на шкале простым карандашом.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Какие признаки глагола можно назвать по его окончанию? (
(спряжение, число, лицо)
Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов.
День прибавля..тся. Ярче свет..т солнце. Оно скоро растоп..т снег. Вскро..тся река. Прилет..т первый вестник весны: грач.
Я люблю это время года и жду его. Ты ид..шь по полю, с радостью слыш..шь песни ручейков, любу..шься ярким синим небом.
- Какие глаголы не подходят к теме урока? ( С ударным окончанием)
-Вставьте безударные гласные в окончания. Укажите грамматические признаки глаголов.
Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки.
День прибавляется (1 спр.,3 лицо, ед. ч.). Ярче светит (2 спр., 3 лицо, ед. ч.) солнце. Оно скоро растопит(1 спр.,3 лицо, ед. ч) снег. Вскроется (1 спр., 3 лицо, ед ч.) река. Прилетит первый вестник весны: грач.
Я люблю это время года и жду его. Ты идешь по полю, с радостью слышишь (2 спр., 2 лицо, ед. ч.) песни ручейков, любуешься (1 спр., 2 лицо. ед. ч. ) ярким синим небом.
- Оцените свой результат на шкале простым карандашом.
6.Итог урока.
-Сравните свою первую оценку на шкале( зеленая ручка) с оценками работ, выполненными на этом уроке
- Кто оценил себя в начале урока выше своих возможностей?
-Кто оценил себя ниже своих способностей?
- Кто оценил свои знания правильно?
- При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (писать безударные окончания глаголов без ошибок, выучить алгоритм действия, выучить глаголы- исключения и т .д.)
7 Домашнее задание.
- Какой общий грамматический признак у глаголов в последнем тексте( Единственное число)
- Дома продолжите работу с этим текстом, изменив его так, чтобы глаголы, где это возможно, стояли в том же лице, но во множественном числе.
-Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Конспект урока с презентацией....
Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.
Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глагола"
Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, карточки к уроку....
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов".
Конспект урока по русскому языку с использованием игрового материала "Полет в космос"...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
УМК "Школа России"...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" используется во время урока для демо...