Сценарий урока русского языка 3класс "Основа. Окончание слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка по образовательной программе "Школа 2100". Составлен в рамках реализации ФГОС. Исрользутся системно-деятельностный метод. Учащиеся работают парами, группами, учаться добывать информацию при работе с текстом. В уроке используются приемы из технорлогии Развитие критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
Ι. Мотивация к учебной деятельности 1-2мин
Прочитайте девиз урока:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Как вы понимаете девиз нашего урока.
-О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)
-Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)
ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие 4-5мин
- Какую большую тему изучаем? (части слова)
-Расскажите, что знаете о каждой части слова
Что поможет при рассказе (алгоритм)
1 шаг
2 шаг
3 шаг
(уч-ся по очереди выходят к доске, берут модели частей слова, прикрепляют к доске и рассказывают)
Мы выстроили модель слова
- Послушайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
- О чем эта загадка? (о березе)
- Что можете рассказать о слове береза?
(слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)
- Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»
- запишите это слово в тетрадь, ,
- подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень
-- С помощью чего образовалось это слово? работают по одному у доски
- Что сейчас повторили? …..
- следующий шаг урока (задание, которое вызовет у нас затруднение)
- Возьмите лист с заданиями. -Прочитайте задание №1
Прочитайте. Вставьте пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется.
_________ называют символом России.
Русь моя, люблю твои _______!
_______ воспета в произведениях русских поэтов .
О _________ слагали песни.
На _________ распустились почки.
Под _______ нашли грибок.
-Проверьте себя СЛАЙД
Прочитайте 1 предложение.
Что изменили в слове береза? Оцените свою работу.
3. Выявление места и причины затруднения 3-4 мин
- Какие слова написали (березу, березы, о березе)
Какая часть слова изменилась?
Расскажите об окончании. (высказывают….)
- У кого были затруднения? Где ошиблись, почему? ……..
- Кто справился с заданием, расскажите об этой части слова.
- Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)
-Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)
-Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.)
– Какую цель ставите перед собой? ( Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове)
4. Построение проекта выхода из затруднения 4-6 мин
- Что поможет нам рассказать об этой части слова? (Алгоритм)
Обращение к алгоритму на доске:
- Название
- Место в слове
- Роль
5. Реализация построенного проекта 5-8 мин
На этом этапе нужно поработать с этим же заданием, в котором было затруднение №1
Какую часть в слове изменили
Для чего она служит?
Краткий итог учителя……Окончание служит для связи слов в предложении
- Обратите внимание на доску. На ней осталась ещё одна часть слова. Как думаете, как называется эта часть слова? (……….???)
- Эта часть называется основа слова. Встречались мы раньше с этой частью слова? …….
Какую цель ставим перед собой (узнать что такое основа)
Уточните тему урока
- Заполните таблицу. Если утверждение верное , то поставьте +, если не верное, то – (прием «Верите ли вы»)
№ | Утверждение | + Да/нет - | + Да/нет - |
1. | Верите ли вы, что в основу слова входит суффикс, приставка, корень и окончание | ||
2. | Верите ли вы, что окончание значимая часть слова | ||
3. | Верите ли вы что, это в основу слова входит суффикс, приставка и корень, и это изменяемая часть слова | ||
4. | Верите ли вы, что основа слова - это изменяемая часть слова |
Отложите в сторону лист к таблице вернемся позже
Где можем еще узнать о новой части слова
Работа с текстом 2 мин. (В группах)
- Возьмите зеленую карточку.
Прочитайте текст, делая соответствующие пометы по ходу чтения. Логичнее знаки здесь:
-Что знали?
-Что новое в этом тексте для вас?
-Какие остались вопросы?
Энциклопедическая справка
В русском языке есть значимые части слова. Это корень, суффикс, приставка, окончание. У каждой части слова есть своя работа. Поэтому их называют значимыми. В корне заключен смысл всех однокоренных слов. Приставка и суффикс образуют новые слова.
Но есть неизменяемая часть слова. Это основа слова. В нее входят корень, приставка и суффикс.
- Где можем проверить наши знания, которые открыли (в учебнике, в энциклопедии, в справочниках)
Вернитесь к таблице и заполните 2 колонку
Где проверим наши выводы?
- Откройте учебник с. 122, прочитайте правило
- Какое уточнение нужно внести в правило (что окончание значимая часть слова)
- Дополните модель слова. Куда поместим основу слова? (один учащийся прикрепляет основу слова)
-Что входит в основу слова? (корень, суффикс, приставка)
-Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове (изменить слово)
- Теперь я предлагаю вернуться к карточке с утверждениями и исправить ошибки в утверждениях если они есть.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней
- Правило вывели, какой следующий шаг? (тренировка)
Упр. № 176
- Дополняю вам задание. Выделите в слове окончание и основу.
Нахожу окончание
Нахожу основу - еж-
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 3-5 мин
-Потренировались. Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу)сиреневая карточка
Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них окончание и основу слова.
У красавицы реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки
-Проверка по эталону
-Оцените свою работу
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке 2-3мин
-Какую цель ставили на уроке?
- Нам удалось достичь цели?
- У кого возникли затруднения? Почему?
- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке. (нет)
На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание и основу.
- Оцените свою работу на уроке лестницей успеха .
Спасибо вам за работу.
9200052058
http://infourok.ru/dobavit-svoyu-razrabotku.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)
Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....
Сценарий урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над словами-признаками"».
Сценарий урока к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой "Русский язык" (2 класс) с использованием интерактивной доски....
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...
технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...
Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»
Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...
Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...
Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...