Письмо строчной буквы щ. Буквосочетания ча- ща.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

 

План-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс

УМК «Система Л. В. Занкова». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1_klass.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс

УМК «Система Л. В. Занкова». Пропись №4

Авторы: Т.М. Андрианова, А.В. Остроумова.

Тема

 «Письмо строчной буквы щ. Буквосочетания ча- ща»

Цель темы

  1. учить учеников  писать каллиграфически правильно строчную букву щ  и буквосочетания  с  буквой щ;
  2. учиться отгадывать загадки;
  3. учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;
  4. воспитывать умение слушать, аккуратно выполнять предложенные задания;
  5.  развивать внимание, память учащихся.


Планируемый результат

Научатся каллиграфически правильно писать строчную букву щ, и буквосочетания с ней .

Основные понятия

Строчная буква, основные виды  соединений.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Пропись №4
Авторы: Т. М. Андрианова, А. В. Остроумова

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал;

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Этапы  проведе-ния

урока

Деятельность

ученика

Деятель-ность

учителя

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель:  активиза-ция учащихся, включе-ние в деятель-ность на личностно - значимом уровне.

Формулиро-вать правила поведения на уроке и аргументиро-вать их.

Проводить инструк-таж, настраи-вать детей на работу.

    I этап. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Готов ли ты начать урок

Все ли у тебя на месте

Все ли в порядке

Лежит ли ручка на столе

Линейка и тетрадка.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.
На уроке нас ожидает много интересного. Вы готовы?

Тогда мы начинаем.

I этап. Организационный момент.

Коммуникативные УУД:

 -создание благоприятной успешной ситуации

Личностные УУД:

- формирование позитивного отношения к собственной деятельности на уроке

 II этап . Проблемная ситуация  

Цель:— мотивиро-вать школьников научиться писать строчную букву щ,  понять чего мы ещё не  знаем и не умеем.                                              

Участвовать в обсуждении  проблемных вопросов,  формулиро-вать собственное   мнение и аргументиро

вать   его.

Организо-вать фронталь

ную работу,

 учить школьни

ков самоорганизации при решении   проблем

ной ситуации.


II этап . Проблемная ситуация    

 слайд 1-2

  Задания тётушки Совы.

- раздели слова на слоги, поставь ударение.

Зима, домик, ёлка, Кубань, снежок, река, Сочи, сок, щенок.

Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв? Почему?

Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? Почему?

Назовите слово, в котором спрятался всегда твёрдый согласный звук, всегда мягкий согласный звук.

Какие слова можно назвать «лишними»,      почему? Назовите слово, обозначающее

 одушевлённый предмет.                        

                                                         (ЩЕНОК)

                               

II этап . Проблемная ситуация

Фронтальная работа


Коммуникативные УУД

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- умение взаимодейство-вать в процессе работы.



Личностные УУД

- формирование позитивного отношения к труду.


III этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить знания о согласном  звуке щ. получен

ные на уроке обучения грамоте (чтение)





Цель – уметь осуществ-лять  общение со сверстниками, слушать собеседник, обосновы-вать и доказывать своё мнение.

Работать с информа-цией, представленной в форме    опроса






 Участвовать в обсуждении представленного задания.

Организо-вать фронталь-ную работу с классом в форме опроса




   






III этап. Актуализация знаний. 


    - Что узнали о звуке  щ на уроке чтения ?     (согласный, обозначается буквой «щ», всегда       мягкий )

 Чем отличается звук от буквы? ( Звук слышим, произносим, букву видим, пишем.) 

Слайд3-5

 Назовите признаки согласного звука.  

Составьте предложение со словом ЩЕНОК.

 А сможем ли мы его записать?

  III этап. Актуализация знаний.



Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме ; слушать и понимать собеседника.






IV этап. Изучение нового материала.


Цель

— учить воспринимать наглядно - образное изображение  письмен-ного образца   согласной буквы щ;

выделять и называть элементы письменных букв.





















Цель — научить писать  строчную букву щ  и соединения с ней. буквосочетания

ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, психоэмоциональная разрядка.





















Цель проведения - профилактика нарушения зрения, психоэмоциональная разрядка.



V этап. Закрепле-ние

изученного

Цель — учить писать изучаемые  буквосочетания в

словах.







Цель — учить  работать со словарём и другой справочной литературой.

Работать в парах.  Участвовать в обсуждении представленного задания.









Участвовать в обсуждении,  давать характерис-тику звукам  , составлять вывод
























































Работать с информации-ей, представленной в форме слайда










 

Организо-вать  работу в парах  



Организо-вать работу по

Определе-нию темы урока




Осуществ-лять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходи-мую взаимо-помощь (работать в паре).


























































Организо-вать фронталь-ную работу по тетради, обеспечить

контроль

за выполне-нием

задания.


















 

IV этап.

Прогнозирование темы и цели урока.

Кто из Вас  догадался чему нам предстоит научиться на уроке письма?          

Сейчас я предлагаю вам побыть конструкторами.

Работа в парах: конструирование букв из элементов ( И, Ц, Ш,Щ.) Слайд 6     

- разделите буквы на группы (гласные и согласные)

- на какие группы можем разделить согласные (твёрдые и мягкие)

  Какую новую букву смогли составить. Из каких элементов?


2.Сообщение темы и цели урока.

- Чему же сегодня мы будем учиться?

Формулирование темы с опорой на слайд 7


3.   Работа в прописи, анализ строчной буквы щ

 

 

- Откройте свои прописи на страничке 18.

Проводится орфографический разбор написания строчной буквы щ 

Даю образец  написания на доске. Слайд 8

 Повторение правил посадки при письме. Слайд 9

       Тетрадь с наклоном положи,

        Ручку правильно держи,

        Сядь-ка прямо и не гнись,

       За работу друг берись.


 Письмо тычком ручки по образцу в тетради.

Итак, пишем на строке букву щ и дописываем строчку до конца.

- А теперь  на второй строке пропишем соединения буквы щ с другими буквами.

  Письмо соединений с буквой щ  осуществляется  под  руководством учителя.

   Мы с вами научились писать букву щ и поэтому теперь  можем записать составленное  ранее предложение. Слайд 10

    У Саши живёт щенок Тузик.

 Какие орфограммы надо знать и применять, чтобы правильно написать это предложение? 


ФИЗМИНУТКА  СЛАЙД 11


Тетушка Сова приготовила для нас ещё одно задание.              Слайд 12

Что   заметили в новых словах? (буквосочетания)

Как они пишутся? А знаете почему?

Чтение  сказки «Как поссорились буквы»

           

   Жили - были на свете шипящие Ж,Ш,Ч,Щ, а рядом гласные У, Ю, А, Я,И,Ы. Жили они очень дружно. И вот однажды решили они сыграть в прятки . Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все уголки и щелочки заглянули, многих нашли. Вот только не смогли отыскать гласные Ы,Я,Ю.

Искали, с ног сбились, усталые и голодные вечером возвращались шипящие домой. Вдруг видят, сидят гласные Ы,Ю,Я и пьют чай с пряниками. Обиделись шипящие- и с тех пор дружба Ю,Я,Ы врозь. Никогда они больше рядом не стоят, а дружат только с гласными А, У , И.  Так в русском языке появились сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

       


       ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ





V этап. Закрепление изученного


А сейчас поработаем в прописи.

Чтение правила. На доске слайд 13.

Я буду  задавать вопросы, ответив на них, вы сможете продолжить слова, записанные в тетради. Слайд 14


В записанных словах дети подчёркивают сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


Слайд 15

Задание тётушки Совы.

Запиши слова, которые получатся, если букву ч заменить на щ.

Запись слов в пропись.(Щёлка, куща, плащ)

Какое слово вам незнакомо? (КУЩА)

Где можно найти значение слова. которое неизвестно? Работа со словарём.

Слайд 16

IV этап.  

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.


Коммуникативные

- умение работать в парах.










Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.



Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.

 

Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).





Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД


















VI. Итог урока. Рефлексия деятельнос-ти.

Цель – подвести итог проделан-ной работе на уроке.




7.Самооценка

деятельности на уроке

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулиро-вать собственное мнение и аргументировать его.



Самостоя-тельно оценивают собственную работу на уроке

VI. Итог урока Рефлексия:  

-   Чему учились сегодня на уроке ?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие затруднения остались?








Самооценка. Слайд 17.

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно   с помощью смайликов оценить свою работу на уроке







-Молодцы! Слайд 18


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД








Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Приложение 1. Презентация к уроку  письма «Письмо строчной буквы Щ и буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Урок письма Знакомство с буквами Л, л, М, м Письмо строчной буквы л

   Познакомить с написанием заглавной и строчной букв М, м, Л, л...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...