Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс
материал по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа № 57»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ г. Астрахани
___________/___________/ по УВР МБОУ г. Астрахани «СОШ № 57»
Протокол МО № «СОШ № 57» ___________/Н.В. Юшко/
«____»______2012 г. _________/___________/ Приказ № __________ от
«____»________2012 г. «______» __________ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Класс: 2 Б
Учитель: Туктарова Татьяна Юрьевна
Категория: первая
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от «___» _________ 2012г.
2012 - 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В. П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Слова с непроверяемыми написаниями.
Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, алфавит, альбом, аппетит, апрель, багаж, берег, берёза, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, быстро, вагон, вдруг, везде, весело, ветер, вместе, вокзал, вокруг, воробей, ворона, лют, восемь, воскресенье, восток, впереди, вторник, вчера, газета, гвоздика, герой, гореть, горизонт, город, горох, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, ещё, желать, железо, жёлтый, животное, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствуй (те), земляника, извините, издалека, инженер, интересный, календарь, каникулы, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, коллекция. командир, комбайн, комната, коньки, корабль, корова, космонавт, костер, костюм, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, лучше, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, назад. налево, направо, народ, ноябрь. обед, обезьяна, облако, оборона, овес, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать. однажды, одуванчик, около, октябрь, осина, отец, орех, пальто, пассажир, пейзаж, пенал, песок, петух, пирог, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, поток, поэт, правительство, праздник, председатель, прекрасный, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радио, ракета, расстояние, растение, ребята, рисунок, родина, ромашка, Россия, русский, рябина, салют, самолет, сапоги, сахар, сверкать, сверху, свитер. свобода, север, сегодня, сейчас, семена, сентябрь, сеялка, скоро, слева, снегирь, снизу. собака, солдат, солома, сорока, спасибо, справа, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хлебороб, хозяин, хозяйство, хорошо, человек, четверг, четыре, черный, чувство, шестнадцать, шел, шоссе, шофер, щавель, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоня, ягода, язык, январь.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
1 класс
Обучающиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие.
Обучающиеся должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки;
- обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и. е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;
- вычленять слова из предложения;
- правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в слова;
- грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3-5 слов;
- употреблять большую букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно;
- самостоятельно писать 2-3 предложения по рисунку, опорным словам на определенную тему.
2 класс
Обучающиеся должны знать:
- названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком, правила переноса слов.
Обучающиеся должны уметь:
- безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названия городов, деревень, улиц, кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч.
- правильно обозначать буквами безударные гласные звуки, парные согласные звуки на конце слов и перед согласными;
- писать слова с двойными согласными;
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить звуко-буквенный разбор;
- распознавать изученные части речи;
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;
- писать изложение повествовательного текста из 35-45 слов по вопросам под руководствам учителя;
- составлять текст по опорным словам, рисунку и записывать 2-3 предложения из составленного текста.
3 класс
Обучающиеся должны знать:
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
Обучающиеся должны уметь:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55- 65 слов), включающий изученные орфограммы;
- производить звуко-буквенный разбор слов;
- производить морфемный разбор слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, прилагательные, глаголы по числам; склонять в ед. числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам в ед. числе; изменять глаголы по временам, в прошедшем времени – по родам;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить синтаксический разбор предложения;
- писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
4 класс.
Обучающиеся должны знать:
- изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения и их признаки.
Обучающиеся должны уметь:
- орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70-85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
- производить звуко-буквенный разбор слов;
- производить морфемный разбор слов;
- производить разбор слова как части речи;
- производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
- определять тему тексту, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
- определять тип текста;
- писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
- «5» – без ошибок.
- «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
- «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс: 2 Б
Всего: 170 часов; в неделю – 5 часов
Планируемых контрольных работ: 7
Административных контрольных работ: 3
Итоговых комплексных работ: 1
Планирование составлено на основе авторской программы Канакиной В. П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования; М., «Просвещение», 2011 год.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник «Русский язык» 2 класс в двух частях. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.; М., Просвещение, 2012г.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» 2 класс в двух частях. Автор: Канакина В.П.; М., Просвещение, 2012г.
- Методическое пособие для учителя. Русский язык. 2 класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.; М. ВАКО, 2011г.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения план факт | |
Наша речь (3ч) | |||||
1-2 | Виды речи. | 2 | Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической. Составлять по рисункам диалог и монолог. | ||
3 | Диалог и монолог. | 1 | |||
Текст (4ч) | |||||
4-5 | Текст. | 2 | Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Выделять части текста. Создавать устный и письменный текст. | ||
6-7 | Части текста. | 2 | |||
Предложение (12ч) | |||||
8 | Входная контрольная работа. | 1 | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Составлять рассказ по рисунку, данному началу, опорным словам. | ||
9 | Анализ результатов. Что такое предложение? | 1 | |||
10 | Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам (упр.19) | 1 | |||
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения план факт | |
11 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце. Составлять предложение из слов. Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Различать и составлять распространенные и нераспространенные предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||
12 | Связь слов в предложении. | 1 | |||
13 | Главные члены предложения. | 1 | |||
14 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |||
15 | Подлежащее и сказуемое. | 1 | |||
16 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | |||
17 | Связь слов в предложении. | 1 | |||
18 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
19 | Контрольная работа № 1по теме «Предложение. Текст» (списывание). | 1 | |||
Слова, слова, слова… (18ч) | |||||
20 | Анализ результатов. Лексическое значение слова. | 1 | Объяснять лексическое значение слов. Находить в тексте незнакомые слова. | ||
21 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» (упр. 47). | 1 | Рассматривать картину И.С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по картине И.С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать среди пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. Подбирать однокоренные слова к данному слову, выделять в них корень. Работать со словарем однокоренных слов учебника. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||
22 | Слово как общее название многих однородных предметов. | 1 | |||
23 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | |||
24 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | |||
25 | Что такое синонимы? | 1 | |||
26-27 | Что такое антонимы? | 2 | |||
28-29 | Что такое родственные слова? | 2 | |||
30 | Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам (упр.76) | 1 | |||
31-32 | Корень слова. Однокоренные слова. | 2 | |||
33 | Какие бывают слоги? | 1 | |||
34 | Ударение. | 1 | |||
35-36 | Перенос слов. | 2 | |||
37 | Контрольная работа № 2 по теме «Слова, слова, слова…» (диктант). | 1 | |||
Звуки и буквы (59ч). | |||||
38 | Звуки и буквы. | 1 | Различать звуки и буквы. Сопоставлять звуковое и буквенное значение слова. Называть правильно буквы и располагать их в алфавитном порядке. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков и опорным словам. Использовать правила написания имен собственных и первого слова в предложении. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Находить в словах гласные звуки и правильно их произносить. Определять качественную характеристику гласного звука: ударный, безударный. Различать проверочные и проверяемые слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Запоминать написание слов с непроверяемыми безударными гласными. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы. Составлять рассказ по картине З.Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова. Различать согласный звук [й] и гласный звук [и]. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Находить, создавать и участвовать в презентации занимательных заданий. Определять и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки. Объяснять, как обозначена мягкость на письме. Подбирать примеры слов с ь. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным. Переносить слова с мягким знаком (паль-то). Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Различать непарные мягкие шипящие согласные звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Находить в тексте рифмующие строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук и оценивать правильность данной характеристики. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком. Объяснять написание разделительного ь в словах. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||
39 | Алфавит. | 1 | |||
40 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам (упр. 114). | 1 | |||
41 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | |||
42 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
43-44 | Гласные звуки. | 2 | |||
45 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | |||
46 | Проверяемые и проверочные слова | 1 | |||
47 | Способы проверки безударных гласных звуков в коне слова. | 1 | |||
48-49 | Написание слов с безударными гласными в корне слова. | 2 | |||
50 | Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту (упр. 140). | 1 | |||
51-52 | Написание слов с безударными гласными в корне слова. | 2 | |||
53-54 | Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. | 2 | |||
55-56 | Орфограмма. | 2 | |||
57 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
58 | Контрольная работа № 3 по теме «Написание слов с безударными гласными в корне слова» (диктант). | 1 | |||
59 | Анализ результатов. Согласные звуки. | 1 | |||
60 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по картине З.Е. Серебряковой «За обедом» (упр. 133). | 1 | |||
61 | Согласный звук [й], буква и краткое. | 1 | |||
62-63 | Слова с удвоенными согласными. | 2 | |||
64 | Наши проекты «И в шутку и всерьез». | 1 | |||
65-66 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 2 | |||
67 | Мягкий знак. | 1 | |||
68-69 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. | 2 | |||
70 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку (упр. 182). | 1 | |||
71 | Проект «Пишем письмо». | 1 | |||
72 | Административная контрольная работа № 1 . | 1 | |||
73 | Анализ результатов. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | |||
74-75 | Написание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. | 2 | |||
76 | Наши проекты. Рифма. | 1 | |||
77-79 | Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 3 | |||
80 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста (упр.22). | 1 | |||
81 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | |||
82-83 | Проверяемые и проверочные слова. | 2 | |||
84-85 | Способы проверки парных согласных звуков на конце слова и перед согласным. | 2 | |||
86-89 | Написание слов с парными согласными на конце слова и перед согласным. | 4 | |||
90 | Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | 1 | |||
91 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
92-94 | Написание слов с разделительным мягким знаком. | 3 | |||
95 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
96 | Контрольная работа № 4 по теме «Написание слов с парными согласными, с разделительным ь» (тестовая работа). | 1 | |||
Части речи (58ч). | |||||
97-98 | Части речи. | 2 | Соотносить слова-названия , вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Составлять устный рассказ по серии рисунков. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-грамматических групп. Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? что?, подбирать примеры. Различать собственные нарицательные имена существительные. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Составлять устный рассказ по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Писать с заглавной буквы имена собственные. Определять число имен существительных. Изменять имена существительные по числам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Различать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, употреблять глаголы в определенном числе. Раздельно писать частицу не с глаголом. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Выделять из предложения словосочетания с с именами прилагательными. Определять число имен прилагательных, изменять прилагательные по числам. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте–описании. Составлять текст-описание натюрморта по картине Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Распознавать текст-рассуждение. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Раздельно писать предлоги со словами. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||
99 | Имя существительное. | 1 | |||
100 | Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков (упр.66). | 1 | |||
101-102 | Значение и употребление имен существительных в речи. | 2 | |||
103-105 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 3 | |||
106 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |||
107-109 | Правописание собственных имен существительных. | 3 | |||
110 | Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» (упр.93). | 1 | |||
111 | Правописание собственных имен существительных. | 1 | |||
112 | Единственное и множественное число имен существительных. | ||||
113-115 | Изменение имен существительных по числам. | 3 | |||
116 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
117 | Контрольная работа № 5 по теме «Имя существительное» (диктант). | 1 | |||
118 | Анализ результатов. Что такое глагол? | 1 | |||
119 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | |||
120 | Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам (упр. 115). | 1 | |||
121 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | |||
122-123 | Единственное и множественное число глаголов. | 2 | |||
124-126 | Правописание частицы не с глаголами. | 3 | |||
127 | Текст-повествование и роль в нем глаголов. | 1 | |||
128 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
129 | Контрольная работа №6 по теме «Глагол» (списывание). | 1 | |||
130 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | |||
131 | Имя прилагательное. | 1 | |||
132-135 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 4 | |||
136-137 | Единственное и множественное число имен прилагательных. | 2 | |||
138-139 | Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. | 2 | |||
140 | Развитие речи. Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (упр.170). | 1 | |||
141 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
142 | Административная контрольная работа № 2. | 1 | |||
143 | Анализ результатов. Что такое местоимение? | 1 | |||
144-145 | Значение и употребление местоимений в речи. | 2 | |||
146-147 | Текст-рассуждение. | 2 | |||
148 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
149 | Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенной последовательность повествования (упр.177). Редактирование текста (упр. 178). | 1 | |||
150 | Предлоги. | 1 | |||
151-152 | Предлоги со словами. | 2 | |||
153 | Повторение пройденного. Тест «Проверь себя». | 1 | |||
154 | Контрольная работа № 7 по теме «Местоимение. Предлог» (диктант). | 1 | |||
Повторение (16ч) | |||||
155 | Анализ результатов. Текст. | 1 | Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать предложения, соблюдать правило оформления предложений на письме. Определять слова и их значения Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком. Распознавать изученные части речи. Использовать изученные правила написания слов с безударными гласными, парными согласными, разделительным ь. Составлять рассказ по рисунку и опорным словам. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||
156-157 | Предложение. | 2 | |||
158 | Слово. | 1 | |||
159 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста (упр. 192). | 1 | |||
160-162 | Части речи. | 3 | |||
163-164 | Звуки и буквы. | 2 | |||
165-168 | Правила правописания. | 4 | |||
169 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку, запись предложений из составленного рассказа. | 1 | |||
170 | Итоговая комплексная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметурусский язык 3 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...