Урок русского языка "Слова с непроизносимыми согласными"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" по учебнику А.В.Поляковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_s_neproiznosimymi_soglasnymi.docx | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова с непроизносимыми согласными»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Слова с непроизносимыми согласными»
Цель урока: объяснить, какие согласные считаются непроизносимыми, показать способ проверки непроизносимых согласных
Задачи:
- образовательные: сформировать умение различать слова с непроизносимой согласной в корне, подбирать проверочные слова;
- развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
- воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты:
Предметные:
-умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного, обосновывать свой выбор на письме.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
-представлять информацию в виде схемы (алгоритма).
Регулятивные УУД:
-умение проговаривать последовательность действий на уроке;
-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-высказывать свою версию;
-работать по плану;
-находить и исправлять ошибки самостоятельно;
Коммуникативные УУД:
-умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
-работать в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные:
-умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве
Методы обучения: объяснительно - иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, исследовательские.
Формы работы: фронтальная; парная, групповая; индивидуальная.
Технологии: проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, технология оценивания, игровая технология
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, алгоритм, кружки 3 цветов, карточки с буквосочетаниями, лист самооценки, презентация , словарь Ожегова.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
1. Самоопределение к деятельности Цель: включение в учебную деятельность | Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Организует проговаривание девиза урока Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока. | - Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. (Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. - Для чего нужно выполнять эти правила? - Назовите девиз урока. (Слайд 1.) Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Мы – исследователи! Сегодня объектом нашего исследования будет слово. Откройте тетради, запишите дату, вид работы. Желаю вам удачи хорошего настроения. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности, возникновение проблемной ситуации. | Организует минутку чистописания. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Записывают буквы, соблюдая закономерность. Работают в паре Выполняют задание, на группировку слов по орфограммам. Вспоминают изученные орфограммы Оценивают свою работу в листе самооценки | - А в слове мы исследуем звуки и буквы. Минутка чистописания: запишите буквы, продолжив закономерность. (Слайд 2) Дд Тт Лл. – Помните, что писать надо красиво, аккуратно, соблюдая правильную посадку. - Какая буква «лишняя?» (Буква л, т.к. обозначает непарный согласный звук.) Оцените свою работу. Поработайте в паре. Разделите слова на две группы: в…селье, сугро… , пл…сать , моро… , праз…ник. (Слайд 3)По какому признаку разделили слова на 2 группы? 1 столбик: слова с безударными гласными, 2 столбик: слова с парными согласными, веселье сугроб плясать мороз праздник -Как проверить безударную гласную в корне? -Как проверить парную согласную в корне слова? Слово праздник – лишнее. Оцените работу в паре. |
3. Постановка учебной задачи Цель: выявление учащимися места и причины затруднения | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию | Работают со словарём. Формулируют тему урока. Ставят цели. | Словарная работа Что такое праздник? Посмотрите в словаре (день торжества) Произошло от древнерусского слова «праздь» - нерабочий день. Запишите это слово. Произнесите это слово, сравните произношение и написание. Что вы заметили? (написание и произношение различны) Послушайте и запомните стихотворение-подсказку. Если в праздник «Д» забыть, Может праздника не быть. (Слайд 4) - Подберите однокоренные слова, запишите, выделите корень, подчеркните выделенную букву. Что же это за орфограмма? (Непроизносимая согласная в корне слова) -Кто сформулирует тему нашего урока? (Слайд 5) (Тема урока «Слова с непроизносимыми согласными» ) – Какую цель ставим? (Узнать, какие согласные считаются непроизносимыми, как проверить непроизносимые согласные) Физминутка для глаз |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: устранение возникшего затруднения | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Организует работу в группе Организует самопроверку выполненного задания. Организует побуждающий диалог Выставляет на доску карточки с буквосочетаниями ЗДН [зн], СТЛ [сл], ЛНЦ [нц], СТН [сн] Организует работу учащихся по составлению алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм) Работают на карточках. Вставляют пропущенные слова по смыслу. Анализируют слова, делают вывод о непроизносимых согласных. Сверяют свой вывод с правилом в учебнике. Записывают слова. Оценивают работу на этом этапе урока. Работают в группе, подбирают проверочные слова. Называют алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными | (Слайд 6 ) - Какой праздник приближается? (Новый год) На Новый год все поздравляют друг друга. Сегодня на уроке мы попробуем составить поздравление. - Объединитесь в группы. Распределите роли. Работу заканчиваете по моему сигналу Вставьте подходящие по смыслу слова. Дорогой друг! Поздравляем тебя с ……! Будь, как ….., красивым! Будь , ……., милым! Будь всегда ………! Твои друзья. праздником солнце прелестным счастливым (Слайд 7) Из каких частей состоит поздравление? (Обращение, основная часть, подпись). Какие слова вы вставили? Исследуйте эти слова. Подчеркните согласные в середине слова, определите, какие из них являются непроизносимыми? Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется «стечением согласных». Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какой согласный в нём не произносится, но пишется? (в слове «праздник» не произносится согласный звук [Д], но буква Д пишется) Произнесите второе слово. Что заметили? (в слове «солнце» не произносится согласный звук [Л], но буква Л пишется) Найдите несоответствие в третьем слове. (в слове «прелестным» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется) Найдите несоответствие в четвёртом слове. (в слове «счастливым» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется) Сделайте вывод. Вывод: в некоторых словах в середине слова встречаются сразу три согласных. Один звук из них может не произноситься. (-лнц- -здн-, -стн- -стл-, ). Буквы согласных Д Т Л называются непроизносимыми. Иногда согласные играют с нами в прятки. Откройте учебник на странице 115, прочитайте правило. Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Подчеркните согласные. Оцените свою работу. (Слайд 8) Физминутка 2. Продолжаем исследование. - Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? (Нужно подобрать к этим словам однокоренные слова так, чтобы согласный звук произносился отчётливо). - Подберите проверочные слова, сделайте вывод. - А теперь откроем учебник на с. 116 и прочтем правило. - Назовите шаги алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными ( листы лежат на парте) Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне: 1.Определяем наличие стечения согласных. 2.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки. 3.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный. 4.Записываем слово. |
Физкультминутка | Организует выполнение упражнений в игре | Выполняют упражнения согласно правилам игры | «Игра «Хлопай - топай» Учитель называет слова. Если в слове встретится непроизносимый согласный звук, то все дети хлопают, вытянув руки вперед. Если в слове встретилась другая орфограмма, дети топают Известный, серьезно, тетрадка, грустный, грустишь, капуста, капустный, радостный, сердечко, сердце, праздник, опоздать, поздно. |
5. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение | Решают типичные задания с проговариванием алгоритма вслух Отгадывают загадку, записывают словосочетание и подбирают проверочное слово, используя алгоритм Оценивают работу ученика у доски. Работа в паре. Рассказывают друг другу правило | Кто приходит в каждый дом - Посмотрите на нашего Деда Мороза. (Слайд 9) Какое у него выражение лица? Какая улыбка? Радостная улыбка - Какой мешок у него за спиной? Гигантский мешок - Используя алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово, запишите словосочетание. ( ученик работает у доски) - Как проверить непроизносимый согласный расскажите друг другу правило. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: применение нового способа действия , самоконтроль, самопроверка | Организует деятельность по применению новых знаний. Организует самостоятельную работу и самопроверку по эталону | Самостоятельная работа на карточка. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном. Оценивают свою работу. | (Слайд 10) Предлагает вам Дед Мороз поработать на карточках. Выберите себе уровень по силам. Разноуровневые задания. 1 уровень 1. Образуйте от существительных имена прилагательные. прелесть - _____________________ грусть - ______________________ известие - _______________________ 2 уровень 2. Соедините стрелками проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы.
капус.ный звёзды чес.ный капуста звёз.ный честь - У кого были затруднения? В каком шаге вы ошиблись? |
7.Рефлексия. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов своей деятельности | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | - Какова тема нашего урока? (Слова с непроизносимыми согласными) - Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? (ответы детей) - Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.) - Где полученные знания можно применить? - Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Посчитайте баллы в листе самооценки. - Выставление оценок. (Слайд 11) - Если вы считаете, что выполняли работу без ошибок и у вас нет вопросов, украсьте елку зелёными шарами. - Если вы выполняли работу, но у вас остались вопросы, украсьте елку жёлтыми шарами. - Если вы ошибались в работе, вам не понятна тема, украсьте елку красными шарами. - Покажите, шариком какого цвета вы будете украшать елку. Наша елка засияет огнями. |
8. Домашняя работа | Организует инструктаж по выполнению домашней работы | Задают уточняющие вопросы | Выучить правило: с.115 - 116, упр. 228 ( к словам с непроизносимым согласным подобрать проверочное слово) Творческое задание: составить новогоднее поздравление для родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - сказка по теме "Непроизносимые согласные" 2 класс
Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, п...
3 класс. Русский язык. Тема "Непроизносимые согласные. Закрепление"
Цель: обобщение знаний правил о правописании слов с непроизносимыми согласными.Задачи:Обучающие: – формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора...
Урок русского языка "Правописание непроизносимых согласных в корне"
Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России", учебник русского языка Канакиной...
Презентация к уроку русского языка "Буквы непроизносимых согласных"
Презентация составлена к уроку по учебнику Р. Н. Бунеева "Русский язык. 3 класс". В ней рассматривается проблема непроизносимых согласных в русском языке, проводятся наблюдения над написание...
Презентация к уроку русского языка "Буквы непроизносимых согласных" (закрепление)
Презентация составлена к уроку по теме "Правописание слов с буквами непроизносимых согласных в корне" (закрепление)...
Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс
Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...
Конспект урока по русскому языку "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс
Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.Тип урока: Урок исследования и первичного закрепления новых...