Урок русского языка. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Трофимова Ирина Владимировна

«Шипящие согласные звуки.  Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и букв ч, щ с другими согласными»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 1 классе ФГОС23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Школа: МБОУ Ставровская средняя школа Собинского района

Класс: 1 «А»

Учитель: Трофимова И.В.

Предмет:  русский язык

Тема урока: «Шипящие согласные звуки.  Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и букв ч, щ с другими согласными»

Тип, вид урока: решение частных задач

Педагогическая цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и букв ч, щ с другими согласными

Задачи: Учиться мыслить логично, научно, творчески.

Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а  если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.

Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выделять в слове непарные твердые согласные ( ж, ш), непарные мягкие согласные ( ч, щ), писать и после ж и ш; а, у после ч и щ; не писать ь в сочетаниях ч, щ с другими согласными кроме л; дифференцировать звуки языка: согласные звуки парные/непарные, мягкие/ твердые. Получат возможность научиться: выделять в слове орфограммы, демонстрировать умение пользоваться средствами устного общения; определяют значение слова в рамках контекста.

Личностные: имеют представление о причинах успеха в учебе, сохраняют интерес к учебному материалу, оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, переживают этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявляют знание основных моральных норм поведения, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.

Познавательные: анализируют факты языка с выделением их отличительных признаков; проводят сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной речи, в уме, в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Оборудование: интерактивная доска smart board, мультимедийный учебник «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», презентация к уроку

Дидактическая структура урока

(этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (из рабочей программы)

I

 Мотивация к учебной деятельности

Организует круг.

- У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе.

Мы умные,

 Мы дружные,

Мы старательные,

Мы внимательные.

Мы отлично учимся.

Все у нас получится!

 - Настроенье, каково?

 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Он пойдет ребятам впрок.

- Ну, тогда не будем терять ни минуты, поскорее начнем наш урок -  урок русского языка.

- С чего мы начнем наш урок?

Стоят в кругу, говорят стихи:

- Мы умные,

 Мы дружные,

Мы старательные,

Мы внимательные.

Мы отлично учимся.

Все у нас получится!

- Во!

- Постараюсь все понять,

Буду грамотно писать!

Дети садятся за парты.

- С чистописания.

Будет сформировано положительное отношение к школе.

II Каллиграфическая минутка

Организует диалог.

- Послушайте загадку, отгадайте, какую букву мы сегодня пишем на чистописании:

С нами дома в светлый веЧер                                                                       Чудный Чистый ЧеловеЧек.                                                                    Он у папы на плеЧе                                                                                 Слушает про букву ……Ч.


___________________________

Участвуют в диалоге. Пишут в тетради по образцу.

Сохраняют интерес к учебному материалу,

Участвуют в диалоге. Пишут в тетради по образцу.

Сохраняют интерес к учебному материалу,

III Актуализация опорных знаний

Ведет диалог.

- Что вы знаете о букве Ч?

- Какие еще шипящие звуки вы знаете?

- Почему они называются шипящими?

- Как  вы думаете, а зачем нам сегодня нужны эти буквы?

- Верно, сегодня мы снова говорим о шипящих.

-Какие задачи мы себе ставим?

Вспомнить…( правила русского языка)

Узнать…( всегда ли эти правила соблюдаются )

Развивать… (умение делать выводы, составлять схемы правил)

Применять... ( полученные знания в заданиях)

- А поможет нам сегодня вспомнить некоторые правила летучая мышь Степан ( по мультимедийному учебнику «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», урок № 5)

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи и моржи

Крыши, чижики, стрижи,

Жирафы и карандаши

Запомни слоги жи и ши,

Их с буквой и всегда пиши!

- Какое правило, мы вспомнили?

( на доске появляются таблички с правилом)

- А какие еще правила о шипящих вы знаете?( таблички)

- Посмотрите на доску, подумайте, какое задание можно предложить выполнить с этими словами?

- Девочки выбирают и пишут слова, где после шипящих надо писать а. А мальчики выбирают и пишут слова. Где после шипящих надо писать гласную у.

-туч., ч.до, щ.ка, дач., ворч.н, ч.щ., ч.дак, щ.вель, ч.йник, молч.н, руч.ка

- А теперь проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте ошибки. . - Кому было легко (веселый смайлик)

-Кому трудно (серьезный смайлик)

- Кто не выполнил задание( грустный смайлик)

- Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте ошибки

Активно участвуют в диалоге.

- Буква Ч обозначает звук [ч], он согласный,  всегда мягкий, глухой, шипящий.

- Ж, Ш, Щ

- Потому что при произнесении они издают шипящие звуки.

- Чтобы правильно писать слова с этими буквами, это тема нашего урока.

- вспомнить, что мы знаем о шипящих, узнать о них новое, применить знания в упражнениях.

Жи – ши, пиши с  гласной и, потому что звуки [ж, ш] всегда твердые.

Ча –ща пиши с гласной а, чу – щу, пиши с гласной у

Предлагают варианты заданий

- Самостоятельно выполняют в тетради.

Обмениваются тетрадями, проверяют ошибки

Приобщаются к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого)

Получат возможность адекватно использовать средства устного общения в устной и письменной форме, анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.

IV Постановка проблемы

- Сколько слов написали девочки? А мальчики?  Почему?

- Мы говорили о правилах, где после шипящих стоят гласные, но забыли про согласные, которые пишутся после шипящих.

- Я вам предлагаю сейчас поработать в группах,  понаблюдать за шипящими согласными буквами, которые пишутся за ними, а также записать свои наблюдения в виде правила.

Дети работают в группах постоянного состава.

V Отчет групп

Слушает высказывания детей. Кроме 1 и 2 групп.

- Наша работа была бы не закончена, если бы 1 и 2 группа не выполнили бы особое задание. Слово этим группам.

- А теперь расскажем все, что мы знаем о шипящих ( по составленным схемам)

Каждая группа вешает результаты исследования  на доску и рассказывает о проделанной работе.

Выводы оставшихся групп

Хором проговаривают все правила)

VI Физкультминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...