Cценарий урока по развитию речи "Учимся писать письма" , русский язык 4 класс
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Урок- презентация в доступной и занимательной форме знакомит уч-ся с историей почты, правилами написания письма и подписыванием конверта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_razvitie_rechi.rar | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13» г. Ржева
Подготовила:
учитель начальных классов
Тихомирова Елена Ивановна
2013 г.
Русский язык 4 класс
Урок развития речи «Учимся писать письма».
Цели и задачи урока:
- сформировать у учащихся представление о письме как средстве общения людей на расстоянии;
- познакомить с видами писем, с работой почтовой службы;
- научить правильно подписывать конверт и писать письма разных видов;
-содействовать возрождению эпистолярного жанра; пополнению словарного запаса;
- привить уважение к тяжёлому труду работников почты;
Оборудование: запись на доске, конверты различных видов, образец подписания конверта, алгоритм написания письма,карточки со словами «эпистолярный жанр», «ямщик», иллюстрации с изображением почтовых работников того времени, тексты с письмами разных видов, слова- подсказки.
I. Вступительное слово учителя.
Слыхали?
Сегодня
В подъезде восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.
Конверт
Как конверт,
А на нём
По линейке
Написано чётко:
Вручить Неумейке.
Знакомы ли вам эти слова?
Это стихотворение Я.Акима «Неумейка» вы слышали , наверное, в дошкольном возрасте.
- Ребята, как вы думаете, попадёт ли письмо тому, кому оно предназначалось?
- Действительно, на письме нет конкретного адреса, т.е. названия места проживания, имени, фамилии данного человека. И не только поэтому, если вы помните содержание, все ребята,с которыми встречался почтальон, не хотели признать себя Неумейками.
( Показ иллюстрации. слайд 2.)
Уже давным- давно прошло время, когда единственным способом общения людей было письмо. Сейчас, в 21 веке намного проще позвонить или отправить сообщение.
Но согласитесь, намного приятнее самим получить письмо или написать его. Ведь письма могут радовать, соединять людей, делать их счастливыми и добрыми.
II. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, поднимите руки те, кто писал письма или получал их по почте? Таких у нас в классе совсем мало.
Писать письма – это целая наука. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей письма, узнаем какие бывают письма, а также научимся их писать.
( На доске тема урока «Как писать письма.)
Жанр личного письма относится к эпистолярному жанру. ( слайд 3.)
III. Теоретическая часть. История письма.
Учитель:
- Сейчас мы совершим путешествие в историю.( Сообщения уч-ся.)
1 ученик. Показ иллюстрации.( слайд 4.)
Возникновение на Руси первых почтовых служб относится ещё к Х веку. Тогда население должно было предоставить лошадей с повозками для княжеских гонцов.
В 1667 году по инициативе боярина А.Л. Ордына- Нащокина была образована первая почтовая служба для пересылки государственных бумаг. Она доставляла в Москву ведомости даже из-за границы. Людей, перевозящих почту, сначала называли ямщиками, что в переводе с татарского означало проводник. По указанию Ордын- Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зелёного цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Вскоре ямщиков стали звать почтарями. Они надевали через левое плечо почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль с « двоеглавым орлом».
Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка. Стоила она 10 копеек, на ней до 1917 года изображались герб Российской империи или царствующие особы.
2 ученик.
Почтовый конверт придумал владелец магазина в английском городе Брайтоне господин
Бревер.
Он решил привлечь покупателей и соорудил пирамиду из большого количества бумажных листов самых разных размеров. У основания пирамиды лежали листы для печатания газет, а на вершине был листок величиной с визитную карточку. После этой выставки стало модно писать письма на бумаге такого маленького формата.
Вскоре выяснилось, что для написания письма оставалось мало места, т.к. нужно было ещё написать адрес. И тогда владелец магазина придумал что-то вроде мешочка для вкладывания письма и написания адреса. Этот мешочек получил название «конверт» и распространился по всему миру. Это произошло 200 лет назад.
Учитель:
- Посмотрите, как выглядит конверт в наше время. Показ образца.( слайд 5.)
И раз уж мы держим в руках конверт, давайте сразу ответим на вопрос: « Что нужно сделать, чтобы отправить письмо?» ( Нужен адрес.)
- Очень важно уметь правильно написать адрес и не только свой , но и получателя письма.
Обратите внимание на правила заполнения конверта. Показ образца. ( слайд 6.)
ОТ КОГО: СОКОЛОВА В.П.
ОТКУДА: УЛ. САДОВАЯ, ДОМ 48, КВ. 84,Г.РЖЕВ.
ИНДЕКС: 172380
КОМУ: СТЕПАНОВОЙ И.В.
КУДА: УЛ. ПЕСЧАНАЯ, ДОМ 123, КВ 89, Г. МОСКВА.
ИНДЕКС:460010
IV. Практическая часть. Упражнение в написании писем.
1.Требования к написанию писем. Алгоритм письма.
Учитель:
- А теперь ещё одна важная часть письма. Какая? Верно, его содержание.
По своему назначению письма бывают разные: деловые. дружеские, поздравительные, личные, письма- благодарности. Кому чаще всего пишутся письма? ( Близким, родным, знакомым.)
- Как вы считаете, какие требования должны быть выполнены при написании письма?
Перед вами образцы писем. ( слайды 7, 8, 9.)
Вам нужно разделиться на 3 группы. Прочитайте эти письма и подумайте, на что нужно обратить внимание при написании письма. ( Работа в группах.)
1 группа – слайд 7. ( Письмо написано с ошибками.)
2 группа – слайд 8. ( В этом письме непонятно кто и кому пишет.)
3 группа – слайд 9. ( В письме нет последовательности.)
Учитель:
Давайте подведём итоги. Каким должно быть письмо? ( Ответы уч-ся выслушиваются и обобщаются.)
1)При написании письма старайтесь писать ясно, просто и грамотно.
2) Важно учитывать кому вы пишите и выбрать правильный тон.
3) Писать нужно последовательно, излагать свои мысли по порядку.
4) Старайтесь показать свою искренность и дружелюбность.
5) Не стесняйтесь выразить свои чувства!
Учитель:
-Важно знать алгоритм написания письма.( слайд 10.)
1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначается письмо. Здравствуйте…
2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение информации.
4. Заключение – выражение уважения, любви. Подпись, дата.
3 ученик: Само письмо не найдёт адресата. Чтобы оно дошло до места назначения, требуется большой труд почтовых работников, которые сортируют письма, регистрируют их. Тяжёл труд почтальонов, ведь именно они в любую погоду, с большой, полной писем и корреспонденции сумкой на ремне, спешат доставить нам письма. Мы должны уважать этих людей за их нелёгкий труд. Они приносят в наш дом радость и новости. ( слайды 11,12, 13– работа почтовой службы.) Ведь, согласитесь, приятно получить по почте письмо, которое дышит теплом человеческой руки. Поэтому я призываю вас: «Пишите письма родным, близким, знакомым, друзьям!
2. Написание коллективного письма.
Сегодня мы с вами попробуем написать письмо будущим первоклассникам. Давайте обсудим, с чего мы начнём, обратите внимание на алгоритм написания письма.
( Ребятам предлагаются карточки с опорными словами: дорогие ребята, приветствуем вас, поздравляем, желаем, от всего сердца, от всей души)
Письмо будущим первоклассникам. ( слайд 14.)
Дорогие первоклассники!
Вот и закончилось лето. Вас ждёт встреча со школой, ведь вы идёте в 1 класс! Много интересных дел и занятий ждёт вас на этом удивительном пути в Страну Знаний! Вы научитесь не только читать и писать, а также думать, сравнивать, работать и дружить всем вместе.
Мы желаем вам успешно преодолеть все трудности. Можете рассчитывать на нашу помощь и поддержку.
Ваши друзья- четвероклассники.
- Как думаете, приятно будет ребятам получить такое письмо? Конечно, да .
v. Наш урок подходит к концу. Что же мы сегодня узнали нового и чему научились?
Домашнее задание: написать письмо ( другу, учителю, своим близким, о своей семье…)
Приложение 14.
Письмо будущим первоклассникам.
Дорогие первоклассники!
Вот и закончилось лето.
Вас ждёт встреча со школой, ведь вы идёте
в 1 класс! Много интересных дел и занятий ждёт вас на этом удивительном пути в Страну Знаний! Вы научитесь не только читать и писать, а также думать, сравнивать, работать и дружить всем вместе.
Мы желаем вам успешно преодолеть все трудности. Можете рассчитывать на нашу помощь и поддержку.
Ваши друзья- четвероклассники.
п
gп
ВВВ Сценарий урока развития речи
« Как писать письма»
4
Подготовила: Тихомирова Елена Ивановна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №13
Адрес: 172380, г. Ржев,
Северный 235
2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему «Учусь писать письмо»
Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письменной р...
Урок по теме "Учимся писать письма"
Методическая разработкапроведения урока русского языкав 3 классена тему: «Учимся писать письма». Цели занятия: познакомить учащихся с письмом как бытовым жанро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык.
Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык....
Конспект урока по теме "Учусь писать письма"
формировать желание писать письма, учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами их написания, познакомить с видами писем, учить оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего о...
Предмет: русский язык Класс: 2 Тема урока: Учимся писать разделительный твёрдый знак.
Урок русского языка построен в соответствии с технологией деятельностного метода обучения, с применением поисковых методов обучения и приемов, с использованием разных форм организации деятельности (фр...
Технологическая карта урока по теме: «Число имен существительных». Русский язык Класс: 3
Тема: «Число имен существительных»Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.Задачи урока:- обучать умению соотно...