«Различение основных категорий слов (называние предметов)» урок письма в 4 классе
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Тема: «Различение основных категорий слов (называние предметов)» 4 класс.
Цели: 1. Формировать навык выделять из всех слов слова предметы и ставить к ним
вопрос: кто? или что? Учить образовывать слова родственники от слова.
предмета.
2. Развивать и корригировать устную и письменную речь, умение правильно
ставить вопрос к словам предметам, развивать внимание.
3. Воспитывать интерес к слову.
Оборудование и материалы: цветик – семицветик, листы со словами: мяч, рыжая, белка, новый, прыгает, резиновый, стоит, трактор, скачет; таблицы опоры «Слова предметы: Кто? Что?», запись на доске вопросов Кто? Что?; Какой? Какая? Какое?; Что делать? Что делал? Что сделал?; магниты; слово ТРАКТОР с иллюстрацией; диск «Игры и задания»; проектирование на экран задания Б по закреплению материала; тесты, сигнальные карточки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Различение основных категорий слов (называние предметов)» 1 класс.
Цели: 1. Формировать навык выделять из всех слов слова предметы и ставить к ним
вопрос: кто? или что? Учить образовывать слова родственники от слова.
предмета.
2. Развивать и корригировать устную и письменную речь, умение правильно
ставить вопрос к словам предметам, развивать внимание.
3. Воспитывать интерес к слову.
Оборудование и материалы: цветик – семицветик, листы со словами: мяч, рыжая, белка, новый, прыгает, резиновый, стоит, трактор, скачет; таблицы опоры «Слова предметы: Кто? Что?», запись на доске вопросов Кто? Что?; Какой? Какая? Какое?; Что делать? Что делал? Что сделал?; магниты; слово ТРАКТОР с иллюстрацией; диск «Игры и задания»; проектирование на экран задания Б по закреплению материала; тесты, сигнальные карточки.
Ход урока:
- Организационный момент. Проверка готовности уч-ся к уроку. Психологический настрой на урок. – Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по - моему вели.
Вели ребятам грамотно писать, быть внимательными и активными на уроке.
- Развитие фонематического слуха: А) – Произнесите, как тикают часики?
(тик – так).
- Улыбнулись, приоткрыли рот и показали язычком, как двигается маятник в часах (артикуляция).
- Назовите 1 звук в слове ТИК (т/).
- Какой он? ( согл., мягк., парный, глух.)
- Назовите 1 звук в слове ТАК (т).
- Охарактеризуйте его.
- Какой буквой обозначаем звуки Т/ и Т на письме? (тэ).
Б) Игра «Хлопочки».
- Если в слове вы услышите мягкий звук Т/ - хлопните в ладоши:
тигр, телефон, лопата, помыть, нитка, пушистый, темный, трактор, тележка.
(на экран проектируются слова с мягким звуком Т/: тигр, телефон и т.д.)
- Почему в этих словах звук Т/ звучит мягко?
3. Пальчиковая гимнастика: - Подготовим наши пальчики к письменной работе.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
- Минутка чистописания: Тт
_____
Тамара Темрюк
- Почему слова Тамара, Темрюк написаны с заглавной буквы?
- Словарная работа: - Отгадайте загадку:
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. Что это? (Трактор)
Карточка со словом ТРАКТОР (+ иллюстрация).
Это новое словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся.
- Что обозначает это слово? (с/х машина, которая пашет, боронит землю и др.).
- Произнесем слово так, чтобы определить ударную гласную. Назовите непроверяемую безударную гласную. Запомните написание этого слова. Произнесем это слово вместе по слогам. Повторите его про себя.
- Образуйте от этого слова новые слова предметы и слова признаки (тракторист, тракторный).
- Запишем новое словарное слово, и слова, которые мы образовали в одну строчку. Поставьте устно вопрос к каждому слову.
- Составьте предложение со словом трактор.
6. Сообщение темы и целей урока: Сегодня мы будем говорить о словах
предметах, учиться ставить к ним вопрос и выделять их из других
категорий слов.
- Работа по теме урока: А) (на доске прикреплены листы со словами: мяч,
рыжая, белка, новый, прыгает, резиновый, стоит, трактор, скачет).
- Раздели слова на три группы: 1 – слова предметы (кто? что?)
2 – слова признаки (какой? какая? какое?) 3 – что делать? что делает? что сделает?
- Посмотрите на слова 1 столбика. Поставьте вопрос к каждому слову. (Это (что?) мяч. Это (кто?) белка. Это (что?) трактор).
- Почему к слову белка вы поставили вопрос кто? (ответ детей).
- Люди, животные, птицы, рыбы – отвечают на вопрос кто?
- Придумайте еще слова, которые отвечают на вопрос кто? (что?)
(запись на доске и в тетрадях: Это кто? Белка, …, … .
Это что? Мяч, …, …. .)
Разминка для глаз (слайд).
Б) Работа по учебнику: стр. 114, № 2
Физкультминутка: Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли (потянулись).
Сели – встали, сели – встали –
Ванькой - встанькой словно стали.
- Закрепление материала: А) (проектирование на экран. «Игры и задания».
Русский язык.). Слайд 1. – Внимательно рассмотри предметы каждой группы. Поставь вопрос к каждой группе.
Слайд 4. Выдели лишний предмет.
Б) – Составь и запиши предложения из данных слов:
1) Из, вышел, рыжий, конюшни, конь. (Запись предложения)
- О ком говориться в предложении. Поставьте вопрос к слову конь. Есть ли в этом предложение родственное слово к слову конь? Назовите в предложении слово, обозначающее признак предмета.
2) Во, береза, дворе, высокая, растет.
- О ком говориться в предложении. Поставьте вопрос к слову береза. Назовите в предложении слово, обозначающее действие предмета.
В) Индивидуальная работа по тестам.
Стр. 67, задание 39 №2.
Проверка выполненных тестов (1 уч-ся зачитывает слова, отвечающие на вопрос кто? 2 уч-ся – на вопрос что?).
- Подведение итога урока, оценивание уч-ся.
- Домашнее задание: стр. 113 (сказка о возникновении слов предметов, признаков и действий.)
- Тренинг «Наше настроение».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Произнесите, как тикают часики? Улыбнитесь, приоткройте рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводите из одного уголка рта в другой. Часики
Почему в этих словах звук Т/ звучит мягко? тигр телефон помыть тёмный тележка
Минутка чистописания .
трак тор , , , , Тракт о р, тр а кт о рист, тракт о рный.
Имя существительное Очень удивительное Отвечать оно должно На вопросы кто ? и что ?
Кто? Что? Одушевлённые слова предметы отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа . Неодушевлённые слова предметы отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления природы, события .
Составь и запиши предложение из данных слов: Из, вышел, рыжий, конюшни, конь.
Составь и запиши предложение из данных слов: Во, береза, дворе, высокая, растет.
Проверь !
что? кол капля дверь мак дом кто? кот цапля зверь рак сом П р е в р а щ е н и я Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова - признаки предметов. 2 класс УМК "Школа России"
Данный урок является первым в теме «Имя прилагательное». Урок построен так, что дети самостоятельно под руководством учителя формулируют определение новой части речи. Для активизации познаватель...
Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс
Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"...
Разработка урока-презентации «Слова, обозначающие предметы».3 класс.
Цели урока: 1) Учебная : учить различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, употреблять их в устной и письменной речи.2) коррекционно-развивающая: коррекция и развитие произвольного мы...
Конспект урока "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы" 2 класс
2 класс. пнш...
Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...
Конспект+презентация урока по русскому языку "Окончания слов-названий предметов" 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс...
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...