рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку с пояснитетельной запиской составленна в соответствии с ФГОС. В программе указаны УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 121.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Меленки
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам.директора по УВР директор школы
«____» __________2012г. «____» __________2012г. «____» _______2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Русский язык»
разработана
в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования
2 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Абрамова И.Ю.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 45 часов | Сочинений- 2; контрольных списываний – 1; диктантов - 3 |
2 четверть | 35 часа | Сочинений – 1;; диктантов - 2 |
3 четверть | 50 часов | Изложений – 4; контрольных списываний – 1; диктантов - 4 |
4 четверть | 40 часов | Сочинений – 1; контрольных списываний – 1; диктантов - 3 |
Итого: | 170 часа (5 часов в неделю) | Изложений – 4; сочинений – 4; контрольных списываний – 3; диктантов - 12 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
- понимать – предложение – это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- различать главные члены предложения;
- понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
- различать деление слов на слоги и для переноса;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
- верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
- составления предложений на заданную тему;
- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
- орфографической грамотности речи учащихся;
- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
- деления слов на слоги и переноса слов;
- правильного написания слов с буквой Й;
- обозначения мягкости согласных на письме;
- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
- употребления прописной буквы в именах собственных;
- работы со словарём (использование алфавита);
- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
II класс — 8—10;
III класс — 10—12;
IV класс — 12—15.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
I класс, конец года — 15—17;
II класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45;
III класс, конец первого полугодия — 45—55, конец года — 55—65;
IV класс, конец полугодия — 65—70, конец года — 75—80.
Количество слов в текстах для изложений:
II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов;
III класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов;
IV класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов.
В текстах, предназначенных для изложения,
количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
2012 г.
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по русскому языку, программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. 1 – 4 классы»
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.
Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства к слову и русскому языку кВ целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различного вида. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи: закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма (задания по чистописанию являются обязательным компонентом урока)
Цели обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя сущ, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).
Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слова, написание заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы НЕ с глаголами.
Уточняются и углубляются представления о нашей речи, о лексическом значении слов, представление о тексте и его признаках Уточняются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Формируется общее представление о типах текста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАССА
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать
- названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком, правила переноса слов.
уметь
- без ошибок писать текст объёмом 35 – 45 слов;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
- находить способ проверки написания двухсложных слов (в том числе по словарю); - писать слова с двойными согласными, с разделительным мягким знаком;
- писать раздельно предлоги со словами;
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
- распознавать изученные части речи;
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;
- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения;
- писать изложение объёмом 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;
- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4 предложения из составленного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (204ч.)
Наша речь (4 ч).
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Текст (5ч).
Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение (12ч).
Различение предложения, словосочетания, слова.
Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слова, слова, слова… (22ч).
Слово и его лексическое значение.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Гласные ударные и безударные.
Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы. Алфавит (34 ч).
Звуки и буквы: гласные и согласные.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч).
Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Части речи (общее представление) (47 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Повторение изученного за год (17ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Обозначения форм организации образовательного процесса:
Г.р.-групповая работа
Р.п.-работа в парах
У.И.Н.М.-урок изучения нового материала
У.О.И.С.З.-урок обобщения и систематизации знаний
У.П.-урок повторения
К.У.-комбинированный урок
Э.-экскурсия
У.К.-контрольные работы
И.-изложения
С.-сочинения
П.У.-проблемный урок
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи 2 класс
170ч
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Матер. технич. база | Формы организа-ции образова- тельного процесса | ||||
Личностные | Метапред- предметные (УУД,работа с текстом) | Предметные | Дата по плану | Дата по факту | |||||
Наша речь (4ч.) | |||||||||
1 | Знакомство с учебником.Какая бывает речь? | сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. | Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. обеспечить возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. | Осмысливть цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении; анализировать речь людей; наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее» | Интернет-ресурсы: | Урок-презентация Групповая работа | ||
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. | Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. обеспечить возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. | Осмысливть цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении; анализировать речь людей; наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее» | Интернет-ресурсы: | Урок-презентация Групповая работа | ||
3 | Как отличить диалог от монолога? | Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. | Правильно оформлять Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника предложенных текстов Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки-замкú), ударными слогами с буквой ё предложения | К.У | ||||
4 | Проверка знаний | Учить замечать речевые недочёты и пробовать их устранять. | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, | Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка | У.О. | |||
Текст (5ч.) | |||||||||
5 | Что такое текст? | Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. | Речевая и языковая темы рассматриваются на едином речевом материале об умении читать. | Отличать текст от отдельных слов и предложений | Комбини-рованный урок | |||
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | Учить устным связным высказываниям о детских забавах, о прочитанной книге правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. | Определять тему, главную мысль. Осмысленно читать текст | Урок изучения нового материала | |||||
7 | Части текста. | Уметь подбирать заголовок Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов. | У.И.Н.М. К.У | ||||||
8 | Диктант | ||||||||
9 | Работа над ошибками. | ||||||||
Предложение (12ч.) | |||||||||
10 | Что такое предложение?. | осознавать роль языка и речи в жизни людей; | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и Различать на слух набор предложений и текст. Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника предложенных текстов. Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога).
| Выделять предложения в потоке речи | П.У. | |||
11 | Как из слов составить предложение? | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | Делить текст на предложения | У.П. | ||||
12 | Контрольное списывание. | осознавать роль языка и речи в жизни людей; | – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Отличать предложение от набора слов | Р.В.П. | ||||
13 | Что такое главные члены предложения? | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | |||||||
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; | применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов | Находить в предложении главные члены предложения | И.Н.М. | ||||
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; | Находить в предложении главные члены предложения | У.О..И.С.З. | ||||
16 | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией | Уметь распространять предложения по вопросам | |||||
17 | Как установить связь слов в предложении? | ||||||||
18 | Составление предложений из набора слов, по опорным словам. Сочинение по картине «Золотая осень» И.Остроухова | Сочинение («приведение мыслей в порядок») | Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; – понимать смысл заглавия текста; | Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме | С. | |||
19 | Анализ сочинений | ||||||||
20 | Контрольный диктант | Учить замечать речевые недочёты и пробовать их устранять. | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, | Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка | У.О. | |||
21 | Работа над ошибками | ||||||||
Слова, слова, слова… (22ч.) | |||||||||
22 | Что такое лексическое значение слова? | Дать общее понятие о лексическом значе-нии слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Познакомить с толковыми словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со словарём В.И. Даля. Углубить представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи» (по Далю). Упражнять в выявлении особенностей значения русского слова многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов | |||||||
23 | Что такое лексическое значение слова? | Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. | Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка | Различать слова разных тематических групп | Г.р. | ||||
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | Толковый словарь Орфографический словарь – овладение функцио- нальной грамотностью; понимание и анализ текстов; | – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; | Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | Различать многозначные и однозначные слова | К.у. | |||
25 | Что такое прямое и переносное значение слов? | – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; | Дать представление о многозначности слов | К.у | ||||
26 | Что такое синонимы? | Словарь синонимов – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | Определять лексическое значение синоним | Р.В.Г. | ||||
27 | Что такое антонимы? | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; | – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; | осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; | Презентация «словарные слова» | ||||
28 | Что такое антонимы? | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; | – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; | осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; | Презентация «словарные слова» | ||||
29 | Контрольный диктант | Различать на слух набор предложений и текст. Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника | Писать изложение по вопросам учителя, отбирать слова для ответа | У.О.ИСЗ | |||||
30 | Работа над ошибками. | ||||||||
31 | Что такое родственные слова? | Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. | – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | Повторить признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. Упражнять в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности с опорой на план-рисунки (устно), в редактировании текста, | Интернет-ресурсы: презентация | ||||
32 | Что такое родственные слова? | Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. | – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | Повторить признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. Упражнять в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности с опорой на план-рисунки (устно), в редактировании текста, | Интернет-ресурсы: презентация | ||||
33 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова | – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; | осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; | Подбирать однокоренные слова и правильно их записывать Находить в тексте однокоренные слова | УП. | ||||
34 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова | – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; | осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; | Подбирать однокоренные слова и правильно их записывать Находить в тексте однокоренные слова | УП. | ||||
35 | Какие бывают слоги? | Работа с орфоэпическим словарём | |||||||
36 | Как определить ударный слог? | Орфоэпический словарь– осознавать роль языка и речи в жизни людей; | – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: | Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). | Наблюдатьза ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами). | У.И.НМ | |||
37 | Как определить ударный слог? | Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. | Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки-замкú), ударными слогами с буквой ё | Совершенствовать умение определять ударение, находить ударный и безударный слог | У.П. | ||||
38 | Как переносить слова с одной строки на другую? | – делить слова на части для переноса; | Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов | Переносить слова с одной строки на другую | К.У. | ||||
39 | Как переносить слова с одной строки на другую? | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; | Акцентировать внимание на звуковом, буквенном, слоговом строении слова | Делить слова на слоги и переносить | У.З. | ||||
40 | Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам | обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. | – учиться работать по предложенному учителем плану. | Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме | Устанавливать связь между предложениями | С. | |||
41 | Проверочная работа | ||||||||
42 | Контрольный диктант | Проверить сформированность знаний, умений и навыков | Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. | ||||||
43 | Работа над ошибками. | – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; | Развивать умение работать над ошибками | ПУ | |||||
Звуки и буквы (34ч.) | |||||||||
44 | Как различить звуки и буквы? | Словари, справочники Энциклопедии – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах. | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. | К.У | ||||
45 | Как мы используем алфавит? | Правильно называть буквы алфавита | У.Д. | ||||||
46 | Как мы используем алфавит? | Познакомить с алфавитным расположением слов в энциклопедии | П.У | ||||||
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | ||||||||
48 | Как определить гласные звуки? | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; | Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. | Распознавать гласные звуки по их основным признакам | УИНМ | ||||
49 | Контрольный диктант. | ||||||||
50 | Работа над ошибками. | ||||||||
51 | Правописание слов безударным гласным звуком в корне. | – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей | Показывать соответствие гласного звука и буквы | УЗ | |||||
52 | Правописание слов безударным гласным звуком в корне. | – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: | Подбирать проверочное одно-коренное слово | П,М. | |||||
53 | Правописание слов безударным гласным звуком в корне. | Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова». Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться) | Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря | Обосновывать правильность написанного | УОИСЗ | ||||
54 | Правописание слов безударным гласным звуком в корне. | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; | Подбирать проверочное слово | УОИСЗ | |||||
55 | Правописание слов безударным гласным звуком в корне. | – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: | Подбирать проверочное одно-коренное слово | П,М. | |||||
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | Развивать навык правописания изученных словарных слов | РВП | ||||||
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей | Совершенствовать навык правописания слов с безударной гласной в корне | К,У | |||||
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | Развивать навык правописания изученных словарных слов | РВП | ||||||
59 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей | Рассматривать картину и составлять по ней текст | С | |||||
60 | Диктант. Проверочная работа | Проверить сформированность знаний, умений и навыков | Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. | К.Р | |||||
61 | Работа над ошибками | – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; | Развивать умение работать над ошибками | ПУ | |||||
62 | Как определить согласные звуки? | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме | Уточнить общее представление о согласных | |||||
63 | Согласный звук й и буква «и краткое» | организация работы в парах и малых группах. | Уточнить представление о согласном звуке й | ||||||
64 | Согласный звук й и буква «и краткое» | организация работы в парах и малых группах. | Уточнить представление о согласном звуке й | ||||||
65 | Слова с удвоенными согласными | Переносить слова с двойными согласными | Презентация «Звуки-двойняшки» | ||||||
66 | Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси» | – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | Определять тему картины, писать сочинение по опорным словам | ||||||
67 | Наши проекты. И в шутку и всерьёз. | ||||||||
68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме буквами | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов. | Различать твёрдые и мягкие согласные | |||||
69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме буквами | Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; | – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; | Обозначать мягкость согласного мягким знаком | |||||
70 | Как Обозначить мягкость согласного звука на письме? | – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов. | Переносить слова с «ь» | |||||
71 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными) | Писать слова с изученными орфограммами | ||||||
72 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | ||||||||
73 | Контрольный диктант | ||||||||
74 | Проверочная работа | ||||||||
75 | Работа над ошибками | ||||||||
76 | Наши проекты. Пишем письмо | ||||||||
77 | Обобщающий урок | ||||||||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч.) | |||||||||
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ,НЩ, | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; | Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). | Писать слова с буквосочетаниями | |||||
79 | Подробное изложение по коллективно составленному плану | Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст. Примечание. Текст воспринимается визуально. | Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно | Делить текст на части, составлять план | Изложение | ||||
80 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | работать в паре, | Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов | Развивать умение работать над ошибкам | ||||
81 | Контрольный диктант | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | – писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; | Развивать умение распознавать орфограммы | |||||
82 | Закрепление знаний. Работа над ошибками | – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; | Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками | Развивать умение распознавать орфограммы | |||||
83 | Наши проекты. Рифма. | ||||||||
84 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку. Упражнять в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок) | Обобщить изученные орфограммы | |||||
85 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | ||||||||
86 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | ||||||||
87 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами | Уточнить представление о парных со Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове гласных | ||||
88 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами | Различать в слове парный согласный | ||||
89 | Проверка парных согласных в корне слова. | формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает обязательно | Различать проверяемого и проверочного слов с парным согласным | ||||||
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | Находить способы проверки парных согласных | |||||
91 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. | понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; | – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; | Обосновывать правильность написанного | |||||
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами | Обосновывать правильность написанного | ||||
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; | – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | Находить орфограмму в слове и проверять | |||||
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; | Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. | Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами | Видеть орфограмму в слове, подбирать проверочное слово | ||||
95 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Видеть орфограмму в слове и проверять | |||||
96 | Проверка знаний | развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм | Сопоставлять изученные орфограммы | ||||
97 | Диктант | ||||||||
98 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | ||||||||
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; | Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками | Развивать умение распознавать орфограммы | ||||
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | • графически объяснить выбор написания; | Различать произношение и написание
| Разделительный мягкий знак | |||||
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | Находить способ проверки написания слов
| Правильно писать слова с разделительным Ь | ||||||
102 | Разделитнльный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | Правильно писать слова с разделительным Ь | ||||||
103 | Контрольное списывание | – писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; | Контрольный диктант | ||||||
104 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками | Правильно отбирать языковый материал для ответа на вопросы | ||||
105 | Проверка знаний | развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; | Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове | Совершенствовать умение распознавать орфограммы на изученные правила | |||||
106 | Обобщение изученного материала | понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; | Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове | Пользоваться общими способами проверки написания гласных и согласных | |||||
Части речи (47.) | |||||||||
107 | Что такое части речи | умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | Учитель, создаёт проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. | Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам | Формировать общее представление о частях речи | ||||
108 | Что такое части речи? | способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; | Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. | Определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр. Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана | |||||
109 | Что такое имя существительное? | умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы. (П) Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре. | Дать общее представление об именах существительных | ||||
110 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; | Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. | Определять одушевлённые существительные | ||||
111 | Собственные и нарицательные имена существительные | способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; | Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. | Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. | Распознавать именах собственные и нарицательные | ||||
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных | умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Писать с заглавной буквы имена собственные | |||||
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. | Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. | Совершенствовать письмо слов с заглавной буквы | |||||
114 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками | Проверить умение писать слова с заглавной буквы | ||||||
115 | Заглавная буква в географических названиях | умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Писать с заглавной буквы имена собственные | |||||
116 | Обучающее изложение | ||||||||
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. | Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. | Совершенствовать письмо слов с заглавной буквы | |||||
118 | Диктант | Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками | Проверить умение писать слова с заглавной буквы | ||||||
119 | Работа над ошибками | ||||||||
120 | Единственное и множественное число имён существительных | способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; | . Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы. Конструировать словосочетания и предложения. | Различать имена сущ. Классифицировать по числам | ||||
121 | Единственное и множественное число имён существительных | Включать детей в открытие новых знаний | «Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов. Находить разные основания для группировки слов. | Изменять сущ. по числам | |||||
122 | Единственное и множественное число имён существительных | умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; | Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. | Различать лексические (конкретные) и общие значения слов. Сопоставлять главные отличительные признаки групп слов с общим значением (частей речи). | |||||
123 | Изложение по вопросам с языковым анализом текста | Включать детей в открытие новых знаний | Анализировать содержание текста из нескольких микротем. Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты | Учиться излагать содержание текста | Изложение | ||||
124 | Проверка знаний | способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; | . Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Обобщить изученные знания | |||||
125 | Диктант | – писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; – видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; – писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые | Проверить знания по теме и умение писать слова на изученные правила | Контрольный диктант | |||||
126 | Работа над ошибками | понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; | Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. | Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками | Учиться распознавать изученные орфограммы | ||||
127 | Что такое глагол? | Наблюдать за словами, обозначающими действия предметов. Ставить к словам вопросы что делает? что делал? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. что делает?..) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. | Учиться различать глаголы по значению и вопросу | ||||||
128 | Что такое глагол? | сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; | Включать детей в открытие новых знаний | Учиться определять роль глаголов в речи | |||||
129 | Что такое глагол? | Учиться отличать глаголы от имён существительных | |||||||
130 | Единственное и множественное число глаголов | сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; | Учиться различать глаголы по значению и вопросу | ||||||
131 | Единственное и множественное число глаголов | сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; | . Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Учиться определять роль глаголов в речи | Изменять глаголы по числам | ||||
132 | Правописание глаголов с частицей НЕ | Учиться отличать глаголы от имён существительных | Учиться раздельно писать частицу не | Интернет-рессурсы: презентация | |||||
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; | Составлять текст по картине | Совершенствовать знания о глаголе | |||||
134 | Что такое текст-повествование? | . Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Подбирать языковый материал для текста | Дать представление о тексте-повествовании | |||||
135 | Проверка знаний | Подбирать языковый материал для ответа на вопросы | Подбирать языковый материал для текста | ||||||
136 | Что такое имя прилагательное? | . Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Ввести определение имени прилагательного как части речи Видеть роль прилагательного в речи Выделять словосочетания сущ + прилагательными | Ввести определение имени прилагательного как части речи | |||||
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании | сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; | Ввести определение имени прилагательного как части речи Видеть роль прилагательного в речи Выделять словосочетания сущ + прилагательными | Выделять словосочетания сущ + прилагательными | Презентация по теме «словосочетания» | ||||
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Ставить вопросы к именам прилагательным Распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов Определять число имён прилагательных Употреблять в речи имена прилагательные | Ставить вопросы к именам прилагательным | |||||
139 | Единственное и множественное число имён прилагательных | сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; | Ставить вопросы к именам прилагательным Распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов | Определять число имён прилагательных | |||||
140 | Что такое текс-описание? | . Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Различать текст-описание Определять роль прилагательных в тексте-описании Составлять текст на основе личных наблюдений | Различать текст-описание | |||||
141 | Проверка знаний | Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Различать текст-описание Определять роль прилагательных в тексте-описании Составлять текст на основе личных наблюдений | Определять роль прилагательных в тексте-описании | |||||
142 | Общее понятие о предлоге | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Учиться различать предлоги Понимать роль предлогов в речи Правильно писать предлоги Правильно употреблять предлоги в речи | Учиться различать предлоги | Презентация «предлоги» | ||||
143 | Раздельное написание предлогов со словами | знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы. | Правильно употреблять предлоги в речи Формировать умение составлять предложения Обобщить и систематизировать знания по курсу | Правильно писать предлоги | |||||
144 | Восстановление предложений | знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы. | Формировать умение составлять предложения | ||||||
145 | Проверка знаний | ||||||||
146 | Диктант | Проверить умение писать диктант | Проверить умение писать диктант | Контрольный диктант | |||||
147 | Работа над ошибками | ||||||||
148 | Что такое местоимение | знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы. | Учиться распознавать местоимения и правильно использовать в речи Развивать навык написания слов с изученными орфограммами | Формировать общее представление о местоимении | |||||
149 | Что такое местоимение | . Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Учиться распознавать местоимения и правильно использовать в речи Развивать навык написания слов с изученными орфограммами | Учиться распознавать местоимения | |||||
150 | Что такое текст-рассуждение | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Познакомиться со структурой текста-рассуждения Учиться подробно излагать содержание текста | Познакомиться со структурой текста-рассуждения | |||||
151 | Прверка знаний | ||||||||
152 | Контрольный диктант | ||||||||
153 | Работа над ошибками | ||||||||
Повторение (17ч.) | |||||||||
154 | Обобщение по теме «Текст» | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр. Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности | обобщить знания об изученных признаках частей речи | |||||
155 | Сочинение по картине | Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами | Контрольный диктант | ||||||
156 | Повторение по теме «Предложение» | – слушать и понимать речь других; | |||||||
157 | Повторение по теме «Предложение» | ||||||||
158 | Повторение по теме «Слово и его значение» | ||||||||
159 | Повторение по теме «Части речи» | ||||||||
160 | Повторение по теме «Части речи» | ||||||||
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы. | |||||||
162 | Повторение по теме «Правила правописания» | – слушать и понимать речь других; | |||||||
163 | Контрольное списывание | Контрольное списывание | |||||||
164 | Повторение и закрепление пройденного | Дети должны осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служили тексты учебника. | – слушать и понимать речь других; Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | ||||||
167 | Повторение и закрепление пройденного | ||||||||
168 | Повторение и закрепление пройденного | ||||||||
169 | Повторение и закрепление пройденного | ||||||||
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...