Урок русского языка "Основные средства языка", 3 класс, УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект и презентация к уроку русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_sredstva_yazyka.ppt | 398.5 КБ |
osnovnye_sredstva_yazyka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Учитель начальных классов МАОУ СОШ№40 г. Набережные Челны
Юртаева Олеся Валерьевна
Тема: Основные средства языка.
Цель:
-формирование умений анализировать основные средства языка на основе разных наук о языке, новых понятий;
-развивать орфографическую зоркость;
-воспитывать любовь к русскому языку;
Учебные задачи:
- учить учащихся анализировать языковые средства языка с разных сторон; расширять представления детей о разделах науки о языке; расширять словарный запас детей;
- создавать условия для высказывания аргументированного мнения; развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; развивать слуховое и зрительное восприятие.
- формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах; трудолюбия.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, рисунки личиков, учебник, карточки для дифференцированной работы, листы с таблицей, словарь Ожегова.
Ход урока:
1. Орг. момент. Самоопределение и мотивация к учебной деятельности.
Цель – активизация учащихся.
-Здравствуйте. Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.
-Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
-Дети, давайте улыбнемся, улыбнитесь друг другу, а теперь я улыбаюсь всем и желаю успехов в работе. Садитесь.
-Что пригодится для успешной работы на уроке? (дети высказываются)
-Итак, урок русского языка начинаем с разминки.
2. Минутка чистописания.
-Откройте тетради и запишите число, классная работа. ( -Тетрадь влево наклоню… ) А в рабочих тетрадях пропишите заглавные буквы г п т. Что у них общего? Какие соединения?
-Какое предложение запишем с этими буквами? А когда и какой мы отмечали праздник, вспоминая эти имена?
-Прописываем строчку. Поставьте зеленую точку под самым красивым соединением. Самооценка.
2. Актуализация знаний.
- Какие средства языка вам встретились при чистописании? Приведите примеры.
-А слово космоса каким средством языка является? С каких сторон его можно проанализировать, рассмотреть, разобрать? Обсудите в парах. Найдите не менее 5 сторон, вариантов.
Проблемная ситуация.
- Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.
- Сделайте вывод, по какой теме мы будем работать сегодня на уроке.
- Как вы думаете, чему мы можем научиться или в чем потренироваться?
(Слайд 1 - тема и цель)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
-Давайте разбираться. Вернемся к заданию.
-Вспомните, как называются разделы науки о языке, в которых изучаются правописание слова, звуковое строение слова?
- Значит, мы должны разобраться, как проанализировать слово и с других сторон, используя знания о разделах науки о языке.
-Народ создал язык, а изучили, систематизировали его средства , проанализировали их с разных сторон учёные-языковеды, лингвисты ( от слова лингва- «язык»). В каждом разделе науки о языке изучается какая-то 1 сторона языкового средства.
Посмотрим это на примере слова морковь. Рассмотрите таблицу на 2 развороте учебника (дети рассматривают).
- Как называются разделы науки о языке, в которых изучаются буквенное строение слова?
-Что может рассказать о слове этимология? Орфоэпия?
-С какой стороны изучается слово в морфологии?
-Какой большой раздел языка объединяет морфологию и синтаксис?
(Слайд 2- названия разделов)
5. Первичное закрепление.
1)Работа в парах.
- Проанализируйте с разных сторон слово: привезла
1 ряд- с лексической стороны (4 парта по словарю)
2 ряд – со стороны морфологии
3 ряд – с синтаксической стороны
- Но прежде чем начать работу, давайте вспомним правила успешной работы в парах.
( Дети работают на подготовленных листах, вписывая данные по 1 разделу)
- Что же у нас получилось? (Проверка с 1 и 3 ряда по 2 уч-ся на доске, со 2 ряда устно. Взаимопроверка - хлопки)
2)Закрепление во внешней речи.
Устно по учебнику с.112 упр.4.
-Охарактеризуй, произведи разбор предложения и словосочетаний из него: Узкая тропинка сворачивала в лес. (с комментированием- хлопки)
Обобщение – какой раздел занимается разбором предложений и словосочетаний?
- Почему синтаксис занимается и предложением, и словосочетанием? Чем они похожи?
Физминутка.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
С.113 упр.5
- Прочитайте. Какую мысль хотела донести мама?
- Почему Вася её не понял?
- Спиши, произведи разбор предложений по членам предложения, выпиши глагольные словосочетания из 1 предложения, произведи 1 любой разбор слова Вася.
- Какие средства языка анализировали, со стороны каких разделов?
Взаимопроверка – Поменяйтесь тетрадями, проанализируйте и оцените работу товарища, поставьте оценки на полях
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Дифференцированная работа.
По презентации. Слайд 3 (3 предложения разного уровня сложности)
- Выясни, одинакова ли в предложениях синтаксическая роль слова столица? Выбери предложение, в котором ты это сможешь сделать точно, не сомневаясь - предложения записаны по мере увеличения сложности.
Слайд 4 (проверка по слайду)
- Сделай самопроверку. Оцени себя: если задание было легким поставь зеленый кружочек на полях, если трудным – синий кружок.
- Какое средство языка вы сейчас рассматривали?
- Как называется раздел, который изучает значение слова?
- Где его можно посмотреть? (Словарь Ожегова)
- Кто знает происхождение слова, его лексическое значение. Охарактеризуйте теперь с точки зрения морфемики.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Оцени тему урока – НОСИК, если все понятно! Если остались вопросы?
РОТИК понравился, не понравился, безразлично.
Домашнее задание – в рабочей тетради с. 43, упр. 1. Разберите слово с разных сторон или возьмите свое. Творческое – узнать, как же называется сама наука о языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 3 классе. Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000
разРазвивая познавательный интерес и воспитывая доброжелательность способствовать закреплению знаний и умений по нумерации впределах 1000...
Интегрированный урок по математике в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и окружающему миру "Что такое экология?"
Урок математики в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и знаний по окружающему миру по теме "Экология"Задачи: - закрепить знанийя таблицы сложения ...
Фрагмент интегрированного урока русского и английского языка по теме "Изменение имен существительных по числам", 2 класс
Фрагмент интегрированного урока разработан на основе деятельностного подхода. Программа по русскому языку Поляковой, английский язык - Биболетова...
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...
Интегрированный урок русского и английского языка по теме"Звуки речи и буквы в русском и английском языке: общее,особенное, единичное"
Урок проведен для 2 класса. Технология Способа диалектического обучения....
Технологическая карта/конспект бинарного урока русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках"
Открытый бинарный урок русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках" на городском семинаре "Формирование...