Урок русского языка "Основные средства языка", 3 класс, УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект и презентация к уроку русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon osnovnye_sredstva_yazyka.ppt398.5 КБ
Microsoft Office document icon osnovnye_sredstva_yazyka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Учитель начальных классов МАОУ СОШ№40 г. Набережные Челны

Юртаева Олеся Валерьевна

Тема: Основные средства языка.

Цель: 

-формирование умений анализировать основные  средства языка на основе разных наук о языке, новых понятий;

-развивать орфографическую зоркость;

-воспитывать любовь к русскому  языку;

Учебные задачи:

- учить учащихся анализировать языковые средства языка с разных сторон;  расширять представления детей о разделах науки о языке; расширять словарный запас детей;

- создавать условия для высказывания аргументированного мнения; развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; развивать слуховое и зрительное восприятие.

- формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах; трудолюбия.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, рисунки личиков, учебник, карточки для дифференцированной работы, листы с таблицей, словарь  Ожегова.

Ход урока:

1. Орг. момент. Самоопределение и мотивация к учебной деятельности.

Цель – активизация учащихся.

-Здравствуйте. Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.

-Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

-Дети, давайте улыбнемся, улыбнитесь друг другу, а теперь я улыбаюсь всем и желаю успехов в работе. Садитесь.

    -Что пригодится для успешной работы на уроке? (дети высказываются)

-Итак, урок русского языка начинаем с разминки.

    2. Минутка чистописания.

-Откройте тетради и запишите число, классная работа. ( -Тетрадь влево наклоню… ) А в рабочих тетрадях пропишите заглавные буквы г п т. Что у них общего? Какие соединения?

-Какое предложение запишем с этими буквами? А когда и какой мы отмечали праздник, вспоминая эти имена?

-Прописываем строчку. Поставьте зеленую точку под самым красивым соединением. Самооценка.

2. Актуализация знаний.

- Какие средства языка вам встретились при чистописании? Приведите  примеры.

-А слово космоса каким средством языка является? С каких сторон его можно проанализировать, рассмотреть, разобрать? Обсудите в парах. Найдите не менее 5 сторон, вариантов.

Проблемная ситуация.

-  Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

3. Постановка учебной задачи.

    Цель: обсуждение затруднений  проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.

- Сделайте вывод, по какой теме мы будем работать сегодня на уроке.

- Как вы думаете, чему мы можем научиться или в чем потренироваться?

   (Слайд 1 - тема и цель)

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

  -Давайте разбираться. Вернемся к заданию.

  -Вспомните, как называются разделы науки о языке, в которых изучаются         правописание слова, звуковое строение слова?

  - Значит, мы должны разобраться, как проанализировать слово и с других сторон, используя знания о разделах науки о языке.

  -Народ создал язык, а изучили, систематизировали его средства , проанализировали их с разных сторон учёные-языковеды, лингвисты ( от слова лингва- «язык»). В каждом разделе науки  о языке изучается какая-то 1 сторона языкового средства.

  Посмотрим это на примере слова морковь. Рассмотрите таблицу на 2 развороте учебника (дети рассматривают).

  - Как называются разделы науки о языке, в которых изучаются буквенное строение слова?

   -Что может рассказать о слове этимология? Орфоэпия?

  -С какой стороны изучается слово в морфологии?

-Какой большой раздел языка объединяет морфологию и синтаксис?

         (Слайд 2- названия разделов)

5. Первичное закрепление.

1)Работа в парах.

- Проанализируйте с разных сторон слово: привезла

1 ряд- с лексической стороны (4 парта по словарю)

2 ряд – со стороны морфологии

3 ряд – с синтаксической стороны

- Но прежде чем начать работу, давайте вспомним правила успешной работы в парах.

( Дети работают на подготовленных листах, вписывая данные по 1 разделу)

- Что же у нас получилось? (Проверка с 1 и 3 ряда по 2 уч-ся на доске, со 2 ряда устно. Взаимопроверка - хлопки)

2)Закрепление во внешней речи.

Устно по учебнику с.112 упр.4.

-Охарактеризуй, произведи разбор предложения и словосочетаний из него: Узкая тропинка сворачивала в лес. (с комментированием- хлопки)

Обобщение – какой раздел занимается разбором предложений и словосочетаний?

- Почему синтаксис занимается и предложением, и словосочетанием? Чем они похожи?

    Физминутка.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

С.113 упр.5

- Прочитайте. Какую мысль хотела донести мама?

- Почему Вася её не понял?

- Спиши, произведи разбор предложений по членам предложения, выпиши глагольные словосочетания из 1 предложения, произведи 1 любой разбор слова Вася.

- Какие средства языка анализировали, со стороны каких разделов?

Взаимопроверка – Поменяйтесь тетрадями, проанализируйте и оцените работу товарища, поставьте оценки на полях

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Дифференцированная работа.

По презентации. Слайд 3 (3 предложения разного уровня сложности)

- Выясни, одинакова ли в предложениях синтаксическая роль слова столица? Выбери предложение, в котором ты это сможешь сделать точно, не сомневаясь - предложения записаны по мере увеличения сложности.

Слайд 4 (проверка по слайду)

- Сделай самопроверку. Оцени себя: если задание было легким поставь зеленый кружочек на полях, если трудным – синий кружок.

- Какое средство языка вы сейчас рассматривали?

- Как называется раздел, который изучает значение слова?

- Где его можно посмотреть? (Словарь Ожегова)

- Кто знает происхождение слова, его лексическое значение. Охарактеризуйте теперь с точки зрения морфемики.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?

Оцени тему урока – НОСИК, если все понятно! Если остались вопросы?

                                   РОТИК понравился, не понравился, безразлично.

Домашнее задание – в рабочей тетради с. 43, упр. 1. Разберите слово с разных сторон или возьмите свое. Творческое – узнать, как же называется сама наука о языке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 3 классе. Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000

разРазвивая познавательный интерес и воспитывая доброжелательность способствовать  закреплению знаний и умений по нумерации впределах 1000...

Интегрированный урок по математике в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и окружающему миру "Что такое экология?"

Урок математики в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и знаний по окружающему миру по теме "Экология"Задачи: - закрепить знанийя таблицы сложения            ...

Фрагмент интегрированного урока русского и английского языка по теме "Изменение имен существительных по числам", 2 класс

Фрагмент интегрированного урока разработан на основе деятельностного подхода. Программа по русскому языку Поляковой, английский язык - Биболетова...

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...

Технологическая карта/конспект бинарного урока русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках"

Открытый бинарный урок русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках" на городском семинаре "Формирование...