Конспект клубного часа на тему:« Развитие и коррекция речи» (с использованием дидактических игр и упражнений )
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Кумачева Любовь Васильевна

Конспект предназначен для воспитателей ГПД в коррекционной школе V вида. В приведенном конспекте подобраны дидактические игры и упражнения для развития и коррекции речи учащихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_i_korrekcii_rechi.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы средняя коррекционная образовательная школа  V вида №573

Конспект  клубного часа в 1   классе

На тему: « Развитие и коррекция речи»

(с использованием дидактических игр и упражнений )

Воспитатель ГПД

 Кумачева Любовь Васильевна

Москва

Цель: развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Задачи:

Образовательные:

-развивать интерес к учебной  и познавательной деятельности,

-формировать познавательную мотивацию,

-расширить кругозор,

-учить применять на практике новые словообразования.

Коррекционно-развивающие:

-корригировать внимание,

-корригировать и развивать память, зрительное восприятие,

-корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу,

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям,

-воспитывать самостоятельность.

Здоровьесберегающие:

-способствовать созданию благоприятного психологического климата,

-чередовать статические  и динамические задания.

Оборудование:

Плакат «яблони  с яблочками»- 2, демонстрационные карточки,  запись «плач младенца»,   кукла би-ба-бо Незнайка, кроссворд, книги  В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,  «Толковый словарь русского языка» под редакцией проф. Д. Н. Ушакова.

.

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность воспитателя

Деятельность  воспитанников

Какие задачи решались в ходе заданий

1.Организационный момент. Звучит плач младенца см. по ссылке http://download-sounds.ru/deti/

Сегодня у нас необычное занятие. Человек родился. Сначала он плачет. Подскажите как.

Он начинает удивляться и произносит…

А-А-А

У-У-У

Настроить на беседу.

Способствовать созданию психологического комфорта.

2.Вводная беседа.

Вы уже большие. Мы общаемся с помощью слов. А слов много-много. Вот посмотрите, какие есть книги - это словари. В них собраны слова и дается объяснение этих слов. Давайте выберем слова и узнаем его значение (на выбор объясняем значение некоторых слов)

А теперь мы узнаем, как много есть интересных игр и упражнений  со словами.

Воспитывать интерес.

Расширить интерес.

3. Игра «Волшебные яблочки»

Выставляются      2 плаката с нарисованными  яблонями, на  них яблочки с гласными буквами и слова с пропущенными                                     буквами.

На этих необычных яблонях созрели не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами. Сорвать яблоко сможет тот, кто правильно подберет яблоко с нужной буквой.

Слова:

Р  .  К (РАК)

Р  .  Т (РОТ)

Л  .  К (ЛУК)

К  .  Т (КОТ)

Ж .  К (ЖУК)

Л  .  С (ЛЕС)

С  .  Р (СЫР)

Уточнить гласные буквы. Воспитывать интерес.

4.Игра «Назови ласково»

Слова бывают разные. Например: заяц. А как сказать ласково?

Лиса

Бабушка

Мама

Дочь

Сын

Зайка, зайчонок, зайчишка

Лисонька, лисичка

Бабуля, бабуленька

Мамочка, мамуля, мамулечка

Доченька, дочурка

Сынок, сынуля, сыночек

Словообразование.

5. Игра «Поможем Незнайке»

Вносится кукла

 би-ба-бо Незнайка.

К нам в гости пришел…..

Он просит помочь ему.

Он не знает, что бывает  зеленым. Подскажите ему.

-Что бывает новым?

-Что бывает маленьким?

-Что бывает вкусным?

-Что бывает холодным?

-Что бывает пушистым?

Незнайка

Огурец, трава, листья, краски

Дом, шуба, шапка, игрушка…

Котенок, мышка, ребенок

Варенье, конфета, торт, мороженое……..

Снег, ветер, руки, лед……

Снег, варежки, пух……

Обогащение словаря. Развивать внимание.

6.Физминутка «Комары»  

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх над головой,

Руки вниз - хлопок другой

Ходьба на месте.

Хлопки руками над головой.

Хлопки    руками внизу.

Чередовать статические и динамические задания.

7.Игра- развлечение

« Допиши стихи»

Ребята, я предлагаю вам дописать стихи.

Слушайте:

  1. « Люблю сметану, а не мед»,-

           нам промурлыкал рыжий ……..

  1. «Гав-гав, вам тапочки принес», - с утра пролаял верный………
  2. «Трава, как страшно ты шуршишь»,- пугливо пропищала………
  3. «Где улей с пчелами, ответь?»,-

          сердито проревел….

  1. «Му-му, я травку есть привык», - нам прорычал рогатый……
  2. «Я – толстая, красивая», -

            хвастливо хрюкала ………

Кот

Пес

Мышь

Медведь

Бык

Свинья

Формировать познавательную мотивацию. Воспитывать интерес.

8. Кроссворд  

Вывешивается на доске.

Вопросы:

1.Чем заполнены реки, моря, океаны?

2. Возвышенность, холм. Как сказать по-другому, что это?

3.Когда варят суп, ей посыпают для вкуса?

4.Военная боевая машина?

Какое слово по диагонали?

Вода

Гора

Соль

Танк

Волк

Учить применять на практике разные слова.

Корригировать внимание.

9.Игра «Скажи наоборот»  

Скажу я слово – высоко,

А ты ответишь………

Скажу тебе я далеко,

А ты мне скажешь…….

Далее:

-холодно

-чистый

-большой

-добрый

-веселый

-длинный

Низко

Близко

Тепло

Грязный

Маленький

Злой

Грустный

Короткий

Формировать познавательную  мотивацию. Развивать

Эмоционально-волевую сферу.

 10.Упражнение

«Мягкий знак»

Вывешиваются слова.  

Ребята, давайте покажем Незнайке какой интересный мягкий  знак (Ь). Уберешь его из слова и получишь другое слово.

Галька

Банька

Уголь

Шесть

Мель

Галка

Банка

Угол

Шест

Мел

Словообразование

11.Итог                                              

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, узнали много нового.

Я хочу подарить вам маленькие тетрадочки , в которые вы будете    записывать словарные слова.

Используемая литература:

  1. Агапова И., Давыдова М.  Игры со словами - издательство «Рипол классик дом ХХI  Век», Москва,2007
  2. Карпова Е.В.  Дидактические игры  в начальный период – издательство  «Академия развития» Ярославль,1997
  3. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма - изд.  «Вако», Москва 2007
  4. http://download-sounds.ru/deti/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект клубного часа на тему "И врагу никогда не добиться..."

Конспект клубного часа на тему "И врагу никогда не добиться..."...

Конспект Клубного часа на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» в рамках проекта «Безопасность»

Cформировать представления младших школьников о правилах дорожного движения....

Конспект клубного часа по теме: «Путешествие по сказке Колобок с использованием дидактических упражнений» 1 класс

Данный конспект клубного часа был разработан для детей, обучающихся в 1 классе....

"Формирование активного словаря у детей с ОВЗ на уроках развития устной речи с использованием дидактических игр".

Данная работа содержит теоретические основы проблемы формирования активного словаря у детей с ОВЗ на уроках развития устной речи и практические материалы для решения этой проблемы (дидактические игры ...

Конспект клубного часа. Тема:«Дружба - бесценный дар!».

Данный конспект клубного часа был разработан для детей обучающихся во 2 классе....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Младшая группа (3-4 года) №1.

Конспектобразовательной деятельностипо речевому развитию«Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».Младшая группа (3-4 года) №1....

«Развитие навыков связной речи посредством использования дидактических игр»

В настоящей работе рассматриваются особенности использования дидактических игр с целью развития навыков связной речи младших школьников. Актуальность работы обусловлена значимостью связной речи для по...