Тема:Повторение об имени прилагательном.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тойчибекова Эльмира Гайнуловна

 

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

         Образовательные:

         Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи. Углубить знания учащихся о данной части речи.

         Развивающие:

         Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды. Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению. Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

         Воспитательные:

         Воспитывать у учащихся любовь к родному языку. Воспитывать гуманность и товарищество. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onlayn_urok_shkola-gimnaziya_no1_toychibekova_.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Школа-гимназия №1

Онлайн урок

Русский язык

3 класс

Город Саркан

Учитель: Тойчибекова Эльмира Гайнуловна

22.02. 2013 год

Тема: Повторение об имени прилагательном.

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

        Образовательные:

        Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи. Углубить знания учащихся о данной части речи.

        Развивающие:

        Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды. Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению. Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

        Воспитательные:

        Воспитывать у учащихся любовь к родному языку. Воспитывать гуманность и товарищество. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Оборудование: презентация, предметные картинки.

                                            Ход урока.

  1. Организационный момент.

                         Психологический настрой.   

                                                                                                                Настал новый день.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

 И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

– Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

  1.  Постановка задач урока.

– Я прочитаю стихотворение, а вы должны определить к какой части речи относятся используемые в нем слова.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё …

        Сегодня мы заканчиваем работать с именем прилагательным

        Нам пригодятся наши знания, полученные на предыдущих уроках.

  1. Актуализация прежних знаний.

«Разминка»

  1. -Что такое имя прилагательное? (Часть речи) 

    - Сколько падежей в русском языке? (6)

  1. Обозначает (признак предмета)

            - А верите ли вы, окончания прилагательных определяют    по имени сущ. НЕТ ( по вопросу)                                                                                                                                                    

  1. -Которая отвечает на вопросы (Какой? Какая? Какое? Какие?)

 - Как определить падеж имени прилагательного?

Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:

Существительное с прилагательным

Живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

- А верите ли вы, что у прилагательных  ж. р. окончания ый, ий, ой? НЕТ. (ая-яя)                                                                                                                

  1. Каким членом бывает в предложении?

                                 (ОПРЕДЕЛЕНИЕМ)

- А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам.     Да.    

-Подобрать синонимы к слову   ГОРЯЧИЙ

( Жаркий, огненный, пламенный, теплый, нагретый, накаленный, раскаленный, знойный, палящий)                            

  1. Изменяется    ПО РОДАМ

Антоним к слову  МАЛЕНЬКИЙ    (Здоровенный, гигантский, большой, громадный, большущий, огромный, крупный)

  1. Изменяются      ПО ЧИСЛАМ

Подбери однокоренное имя прилагательное  ФРУКТЫ  (ФРУКТОВЫЙ)

  1. Изменяются    ПО ПАДЕЖАМ

Подбери однокоренное имя прилагательное МЕБЕЛЬ  (МЕБЕЛЬНЫЙ)

Придумай с данным словом предложение.

  1. Проверка домашнего задания.

-У вас было задание просмотреть фрагмент мультфильма «Карлсон вернулся»  и запомнить имена прилагательные.

(Телевизионные, умный, красивый, талантливый, упитанный, лучшего, милый.)

  1. Минутка чистописания.

ый  ий  ой  ая  яя

 ое  ее  ые  ие

  1. Словарная работа

К именам  существительным и подобрать  подходящие по смыслу прилагательные. Вставьте пропущенные буквы.

БольшОЙ  жИраф,  смешнАЯ Обезьяна,  могучИЙ  вЕрблюд, весёлЫЙ жЕрЕбёнок,   зоркИЙ сокОл.

  1. Определи число имён прилагательных.

Под кустом  притаился _________зверек. У него _________ уши,________хвост. Тело покрыто _________шерстью. Есть _________зубы, но обороняться ими он не может.

ПРОВЕРКА

Под кустом  притаился маленький зверек. У него длинные  уши, короткий хвост. Тело покрыто серой  шерстью. Есть острые зубы, но оборонятся ими он не может.

А знаете ли вы?

        Пожалуй, главный отличительный признак внешнего вида зайцев – его уши. Зачем им нужны такие длинные уши? Ведь другие животные обходятся более короткими и слышат ничуть не хуже. Известно, что у зайцев потовые железы находятся в подошвах (вот почему заячий след очень пахуч и особенно привлекателен для собак). Большие ушные раковины служат зайцу для регуляции теплообмена. На бегу «разогретые» уши быстро остывают (как радиаторы!) и спасают зверьков от теплового удара (кстати, для этого собаки высовывают и свешивают язык).

  1. К каждому из данных слов подбери однокоренное имя прилагательное.

Год-

Доброта-

Кричать-

Смелость-

Подарить-

Яблоко-

Смех-

Река-

Честность-

        

  1. Необходимо вставить пропущенные буквы, найти имена прилагательные, выделить окончания, указать падеж, разобрать по членам предложения.

К шумной речке  сбЕгались  вЕсёлые ручЬи.

ЗаблЕстела на утреннЕМ соЛнце  прохладная

 вОда.

  1. Физкультминутка.

Мужской род - присядьте,

женский род - похлопаете в ладоши,

средний род - поднимите руки.

Красное яблоко

Деревянная парта

Весёлый день

Умный мальчик

Зелёный мяч

Яркое солнце

Рыжая собака

Белый медведь

Интересная книга

  1. Оказывается если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Бурый

Мохнатый

Косолапый

(Медведь)

Глубокий

Безбрежный

Тихий

(Океан)

К отгадкам назовите несколько прилагательных

  1. Закончи предложение.

Имена прилагательные всегда связаны с именем….

(существительным)

        Просклонять

Вкусное яблоко

И.п. какое?  вкусное яблоко

Р.п. какого? вкусного яблока

Д.п. какому? вкусному яблоку

В.п. какое? вкусное яблоко

Т.п. каким? вкусным яблоком

П.п. о каком? о вкусном яблоке

  1.  Игра «Мозаика»

Составить из слов мозаику (Учащиеся выбирают понравившееся слово)  ФИОЛЕТОВОЙ, ГОЛУБОЙ, ЗЛЁНЫЕ, ЖЕЛТЫЕ, СМЕШНАЯ, КОЛЮЧАЯ, ТРЕУГОЛЬНАЯ, ПЛОСКИМИ, ДОБРЫЙ, СЕРЕБРИСТЫЕ, КРУГЛЫЕ, КВАДРАТНЫЕ)

                                   Сказка  

           На  ГОЛУБОЙ  планете  жили ЗЕЛЁНЫЕ человечки. У них были ЖЁЛТЫЕ  глаза, БЛЕСТЯЩИЕ волосы, КРУГЛЫЕ уши и очень ДОБРЫЙ характер.  Домики у человечков были с ПЛОСКИМИ крышами. Возле каждого домика сидела КОЛЮЧАЯ собачка.

  1. Необходимо дописать окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

Из ЦветочнОГО города -  (Р.п.   м.р.    ед.ч.)

за широкОЙ  рекой – (Т.п.   ж.р.  ед.ч.)

по песочнОМУ  берегу – (Д.п.    м. р.   Ед.ч.)

о голубОЙ   шляпе – (П.п.   ж.р.   ед.ч.)

отважнАЯ  девочка – (И.п.   ж.р.    ед.ч.)

  1.  Подбери к данным словам картинку

Благородный ....   (ОЛЕНЬ)

 Хитрый ...     (ЛИСА)

 Колючий  ...    (ЁЖ)

Неуклюжий  ...   (СЛОН)

Болтливый ...    (ПОПУГАЙ)

Трусливый  ...    (ЗАЯЦ)

 Ласковый ...  ( КОТЁНОК)

  1.         Распространите предложения с помощью имён

-Для чего нам нужны прилагательные?

-Какова их роль в языке?

( -Прилагательные делают нашу речь ярче, образнее, богаче, красивее.

- Без прилагательных  жизнь была бы скучна и сера.)

Наступила весна.

Тает снег.

Журчат ручьи.

Светит солнце.

Летят птицы        

Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

  1. Рефлексия

— Что успели повторить по ходу урока?

—  Каково ваше отношение к уроку?

— С каким настроением вы его завершили?

  1. Оценивание

Выставить оценки я хочу именами прилагательными

Сегодня вы были:

  1. Умные
  2. Внимательные
  3. Активные
  4. Красивые
  5. Добрые
  6. Воспитанные

  1. Домашнее задание  -  ТЕСТЫ, НАРИСОВАТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЮ К ПРИДУМАННОЙ СКАЗКЕ.

Тест. Имя прилагательное.

 1. Имя прилагательное обозначает:

 а) предмет;

 б) признак предмета;

 в) действие предмета;

 2. Имя прилагательное связано по смыслу:

 а) с прилагат.; б) с глаголом; в) с сущ.;

 3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

 а)что делает? что сделает?;

 б)какой?, какая?, какое?, какие?

 в)кто? что?

 4. Имена прилагательные подчёркиваем:

 а) волнистой линией;

 б) одной чертой;

 в) двумя чертами.

 5. Имена прилагательные:

 а) не изменяются по числам;

 б) изменяются по числам;

 в) никак не изменяются.

 6. Какие окончания у имен прилагательных среднего рода?

 а) –ой, -ый, -ий; б) –ая, -яя; в) –ое, ее.

 7. Укажи род прилагательных в тексте.

 Здесь у рощицы березовой,

 Где к лугам сбегает рожь,

 Кашки белой, кашки розовой,

 Кашки алой - не сочтешь.

 а) М. р.; б) Ж. р.; в) Ср. р.

 8. Укажи род прилагательных в тексте.

 Небо голубое,

 Весело глядит.

 И село большое

 Беззаботно спит.

 а) М. р.; б) Ж. р.; в) Ср. р.

9.  В каком предложении есть прилагательное среднего рода?

а) Быстро кружат в воздухе весёлые ласточки.

б) Луч золотого солнца пробился в окно.

в) Шарики клевера сливались в красный ковёр.

г) Луна освещала ровную гладь озера.

10. Отгадай загадку, укажи род имён прилагательных.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

а) мужской

б) женский

в) средний

г) нулевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Повторение изученного об имени существительном"

«Повторение изученного об имени существительном»1.           Повторение имени существительного, склонений, падежей, словарных слов, состава слов...

Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....

Конспект урока по русскосу языку в 4 классе по теме "Повторение знаний об имени прилагательном"

Данный урок разработан для УМК "Школа 2100" и соответствует ФГОС НОО.  Аудитория на которую рассчитан материал урока - учащиеся 4 класса. Основная цель данного урока: закрепить знания по теме "Им...

Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение знаний об имени прилагательном"

Данный материал разработан для урока по УМК "Школа 2100" и способствует более продуктивной работе учащихся на уроке при повторении знаний по теме "Имя прилагательное"...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...