Урок "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка. Цель этого урока проверить и закрепить знания учащихся по теме "Части речи". Урок проводится для учащихся 2 класса, программа "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Закрепить и обобщить знания детей о частях речи.
Развивать познавательный интерес к предмету, орфографическую зоркость, речевые умения, память, мышление, внимание. Работать над развитием устной и письменной речи.
Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, карточки.
Ход урока.
СЛАЙД 1.
1. Организационный момент.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Откройте тетради. Запишите число.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране русского языка. Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
СЛАЙД 2.
2. Минутка чистописания.
з/д/у
СЛАЙД 3-7.
3. Картинный словарный диктант.
- Я показываю картинку, а вы пишите слово.
(Ворона, собака, капуста, медведь, машина.)
СЛАЙД 8.
- А теперь взаимопроверка.
4. Закрепление и обобщение полученных знаний. Игра «Паровозик»
- Мы отправляемся в путешествие на поезде. Наш локомотив называется «части речи».
- Прочитайте слова, записанные на доске. Разделите слова по вагонам: существительное, прилагательное и глагол.
- Какие слова запишем в первый вагон? (весна, ручьи, почки)
- Какие слова запишем во второй вагон? (тают, наступила, светит)
- Какие слова запишем в третий вагон? ( яркое, звонкие)
Слова для работы: Тают, яркое, весна, наступила, ручьи, светит, звонкие, почки.
- Докажите, что слова первого столбика – имена существительные; второго – глаголы; третьего – имена прилагательные.
- К какой части речи относятся слова в первом столбике? (существительное)
- Что обозначает существительное? ( предмет)
- На какие вопросы отвечает имя существительное? ( Кто? Что?)
- К какой части речи относятся слова во втором столбике? (глагол)
- Что обозначает глагол? (действие предмета)
- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? Что сделать?)
- К какой части речи относятся слова в третьем столбике? ( прилагательное)
- Что обозначает имя прилагательное? ( признак предмета)
- На какие вопросы отвечает прилагательное? ( какой? Какая? Какие?)
-Мы справились с этим заданием. Можно смело отправляться дальше.
5. Сообщение темы урока. СЛАЙД 9.
- Цель нашего урока повторить все, что мы знаем об этих частях речи.
И девиз нашего урока:
Части речи все нужны!
Части речи все важны!
6. Уточнение представлений о частях речи.
– Прочитайте еще раз записанные слова. О каком времени года они нам рассказывают? (о весне)
СЛАЙД 10.
- Весна – прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
7. Выборочное комментированное списывание.
Повторение об имени существительном.
Упр. 1
СЛАЙД 11.
- Прочитайте стихотворение, записанное на экране. Найдите и выпишите все имена существительные.
- Вспомните, на какой вопрос они отвечают.
( Дети читают по 1 строчке и записывают)
Солнце, землю нагревает,
Топит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая,
И ручьями слезы льет.
- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (Баба)
- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? ( Солнце, землю, горки, лед, ручьями, слезы)
Повторение о глаголах.
- Я прочитаю стихотворение Ф. Тютчева, а вы внимательно прослушайте. Когда вы услышите глагол, то хлопните в ладоши.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Докажите, что назвали глаголы.
- Что обозначают глаголы? (действие предмета)
- На какой вопрос отвечает? ( что делает?)
СЛАЙД 12.
8. Физ. минутка.
9. Повторение об именах прилагательных.
- Но весна к нам приходит не одна, а со своими друзьями. Отгадайте, что это?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (подснежник)
СЛАЙД 13.
- Подснежник – первый весенний цветок. В апреле появляются мать-и-мачеха, голубая пролеска, медуница, хохлатка, ветреница и другие цветы.
10. Восстановление деформированного текста. СЛАЙД 14.
-Ребята прочитайте слова, записанные на экране.
(подснежники ранние в лесу расцвели)
-Можно ли это назвать предложением? Почему?
-Составьте из слов предложение.
-Запишите его в тетрадь. Подчеркните прилагательные.
(В лесу расцвели ранние подснежники)
/1 человек работает у доски/
- Ребята, очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях в садах и парках цветут разные растения. Люди спешат рвать цветы, собирать их в букеты. А стоит ли губить цветы из-за нескольких дней красоты? Нет! Ведь не даром в говорят: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу”.
Давайте не будем срывать полевые, луговые, лесные цветы. Пусть они радуют своим ароматом и ярким нарядом. Если мы будем заботиться о природе, мы станем добрее.
11. Запись предложения под диктовку.
Подчеркните главные члены предложения. Определите, какими частями речи выражены слова в предложении.
Упр. 3
Пришла теплая весна. Тает последний снег.
/ 2 человека работают у доски/
12. Работа по учебнику. СЛАЙД 15.
- Откройте учебник, найдите упр. 277.
- Прочитайте задание. Спишите в тетрадь.
- Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос какой?
- Что они обозначают? ( признак предмета)
13. Индивидуальная работа.
Подчеркнуть глаголы.
К.И. Чуковский « Путаница » | С.Я. Маршак «Кот и лодыри» | А.Л. Барто « Верёвочка » | С.В. Михалков « Мой щенок » |
Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква,ква,ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! | Видят, видят лодыри: Из ворот Хмурый и ободранный Кот идёт. Спрашивают лодыри У него: - Ты чего нахмурился, От чего? | Галдят грачи на дереве. Гремят грузовики. Весна, весна на улице, Весенние деньки! Тут прохожим не пройти: Тут верёвка на пути. Хором девочки считают Десять раз по десяти. | Я сегодня сбилась с ног – У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала, За уроки не садилась И обедать не могла. |
14. Подведение итога урока.
- О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?
- Что мы сегодня на уроке повторяли?
- Какая часть речи обозначает признаки предметов?
- Слова, какой части речи отвечают на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?
- Какая часть речи обозначает предмет?
- Что понравилось на уроке?
15. Домашнее задание. СЛАЙД 16.
Упр. 279, правило повторить.
СЛАЙД 17.
МБОУ СОШ №19
с. Побегайловка
Уч.: Яцута Ю.И.
2011 – 2012 уч. год
- Я называю слова. Если это глагол – вы хлопаете в ладоши, если нет -
молчите. Кто допускает ошибку, садится и дальше в игре не участвует.
Летал, кричал, пенал, разливал, вокзал, самосвал, поливал, носил, лепил,
Крокодил, заплатил, зашёл, осёл, привёл, протёр, шофёр, ковёр, оттёр.
найти и подчеркнуть глаголы, которые там встретились.
КАРТОЧКА 1.
Разделите слова в 3 столбика (сущ., глагол, прилаг.)
Сосулька, ветер, светит, желтое, дует, солнце, яркое, тает, холодная.
Сущ. Глагол Прилаг.
КАРТОЧКА 2.
Подчеркните глаголы.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Речь!Речь!Речь!
О важности речевого общения....
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.
Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель: познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...