Урок "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Яцута Юлия Ивановна

Урок русского языка. Цель этого урока проверить и закрепить знания учащихся по теме "Части речи". Урок проводится для учащихся 2 класса, программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

Закрепить и обобщить знания детей о частях речи.

Развивать познавательный интерес к предмету, орфографическую зоркость, речевые умения, память, мышление, внимание. Работать над развитием устной и письменной речи.

Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор, карточки.

Ход урока.

СЛАЙД 1.

1. Организационный момент.

           Тетрадь с наклоном положу,

              Ручку правильно держу.

              Сяду прямо, не согнусь,

              За работу я возьмусь.    

   -Откройте тетради. Запишите число.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране русского языка. Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

СЛАЙД 2.

2. Минутка чистописания.

з/д/у

СЛАЙД 3-7.

3.  Картинный словарный диктант.

- Я показываю картинку, а вы пишите слово.

(Ворона, собака, капуста, медведь, машина.)

СЛАЙД  8.

- А теперь взаимопроверка.

4.  Закрепление и обобщение полученных знаний. Игра «Паровозик»

- Мы отправляемся в путешествие на поезде. Наш локомотив называется «части речи».

- Прочитайте слова, записанные на доске.  Разделите слова по вагонам: существительное, прилагательное и глагол.

- Какие слова запишем в первый вагон? (весна, ручьи, почки)

- Какие слова запишем во второй  вагон? (тают, наступила, светит)

- Какие слова запишем в третий вагон? ( яркое, звонкие)

Слова для работы: Тают, яркое, весна, наступила, ручьи, светит, звонкие, почки.

- Докажите, что слова первого столбика – имена существительные; второго – глаголы; третьего – имена прилагательные.

- К какой части речи относятся слова в первом столбике? (существительное)

-  Что обозначает существительное? ( предмет)

- На какие вопросы отвечает имя существительное? ( Кто? Что?)

-  К какой части речи относятся слова во втором столбике? (глагол)

- Что обозначает глагол? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? Что сделать?)

- К какой части речи относятся слова в третьем столбике? ( прилагательное)

- Что обозначает имя прилагательное? ( признак предмета)

- На какие вопросы отвечает прилагательное? ( какой? Какая? Какие?)

-Мы справились с этим заданием. Можно смело отправляться дальше.

5. Сообщение темы урока.   СЛАЙД 9.

- Цель нашего урока повторить все, что мы знаем об этих частях речи.

 И девиз нашего урока:

          Части речи все нужны!

         Части речи все важны!

6. Уточнение представлений о частях речи.

– Прочитайте еще раз записанные слова. О каком времени года они нам рассказывают? (о весне)

СЛАЙД 10.

- Весна – прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

7.  Выборочное комментированное списывание.

Повторение об имени существительном.

Упр. 1

СЛАЙД 11.

- Прочитайте стихотворение, записанное на экране. Найдите и выпишите все имена существительные.

- Вспомните, на какой вопрос они отвечают.

( Дети читают по 1 строчке и записывают)

Солнце, землю нагревает,

 Топит с нашей горки лед. 

 Тает баба снеговая,

 И ручьями слезы льет.

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (Баба)

- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? ( Солнце, землю, горки, лед, ручьями, слезы)

Повторение о глаголах.

- Я прочитаю  стихотворение  Ф. Тютчева, а вы  внимательно прослушайте. Когда вы услышите глагол, то хлопните в ладоши.

Зима недаром злится,

 Прошла ее пора –

 Весна в окно стучится

 И гонит со двора.

- Докажите, что назвали глаголы.

- Что обозначают глаголы? (действие предмета)

- На какой вопрос отвечает? ( что делает?)

СЛАЙД 12.

8. Физ. минутка.

9. Повторение об именах прилагательных.

- Но весна к нам приходит не одна, а со своими друзьями. Отгадайте, что это?

По тонкой нитке ручейка

 Сбежал с пригорка снег.

 И на пригорке вдруг цветок

 Раскрылся раньше всех.                 (подснежник)

СЛАЙД 13.

- Подснежник – первый весенний цветок.  В апреле появляются мать-и-мачеха, голубая пролеска, медуница, хохлатка, ветреница и другие цветы.

10. Восстановление деформированного текста.  СЛАЙД 14.

-Ребята прочитайте слова, записанные на экране.

(подснежники   ранние  в лесу    расцвели)

-Можно ли это назвать предложением? Почему?

-Составьте из слов предложение.

-Запишите его в тетрадь. Подчеркните прилагательные.

(В лесу расцвели ранние подснежники)

/1 человек работает у доски/

- Ребята, очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях в садах и парках цветут разные растения. Люди спешат рвать цветы, собирать их в букеты. А стоит ли губить цветы из-за нескольких дней красоты? Нет! Ведь не даром в говорят: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу”.

Давайте не будем срывать полевые, луговые, лесные цветы. Пусть они радуют своим ароматом и ярким нарядом. Если мы будем заботиться о природе, мы станем добрее.

11.  Запись предложения под диктовку. 

Подчеркните  главные члены предложения. Определите, какими частями речи выражены слова в предложении.

Упр. 3

Пришла теплая весна. Тает последний снег.

/ 2 человека работают у доски/

12. Работа по учебнику.  СЛАЙД 15.

- Откройте учебник, найдите упр. 277.

- Прочитайте задание. Спишите в тетрадь.

- Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос какой?

- Что они обозначают?  ( признак предмета)

13. Индивидуальная работа.

Подчеркнуть глаголы.

К.И. Чуковский

« Путаница »

С.Я. Маршак

«Кот и  лодыри»

А.Л. Барто

« Верёвочка »

С.В. Михалков

« Мой щенок »

Свинки замяукали:

      Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

  Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

   Ква,ква,ква!

Курочки закрякали:

  Кря, кря, кря!

Видят, видят лодыри:

      Из ворот

Хмурый и ободранный

          Кот идёт.

Спрашивают лодыри

        У него:

- Ты чего нахмурился,

      От чего?

Галдят грачи на дереве.

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:

Тут верёвка на пути.

Хором девочки считают

Десять раз по десяти.

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

14. Подведение итога урока.

- О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?

- Что мы сегодня на уроке повторяли?

- Какая часть речи обозначает признаки предметов?

- Слова, какой части речи отвечают на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?

- Какая часть речи обозначает предмет?

- Что понравилось на уроке?

15. Домашнее задание.   СЛАЙД 16.

Упр. 279, правило повторить.

СЛАЙД 17.

МБОУ СОШ №19

                     с. Побегайловка

Уч.: Яцута Ю.И.

2011 – 2012 уч. год

 

- Я называю слова. Если это глагол – вы хлопаете в ладоши, если нет -

 молчите. Кто допускает ошибку, садится и дальше в игре не участвует.

 

Летал, кричал, пенал, разливал, вокзал, самосвал, поливал, носил, лепил,

Крокодил, заплатил, зашёл, осёл, привёл, протёр, шофёр, ковёр, оттёр.

найти и подчеркнуть                       глаголы, которые там встретились.

КАРТОЧКА 1.

Разделите слова в 3 столбика (сущ., глагол, прилаг.)

Сосулька, ветер, светит, желтое, дует, солнце, яркое, тает, холодная.

Сущ.                                Глагол                        Прилаг.

КАРТОЧКА 2.

Подчеркните глаголы.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Речь!Речь!Речь!

О важности речевого общения....

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...