Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, примерной программы по учебным предметам (серия «Стандарты второго поколения». Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2010), а также авторской программы по русскому языку Н.В.Нечаевой, которая обеспечена учебником (Нечаева Н.В., Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 ч. -  Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Фёдоров»,  2012)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_yazyk.docx102.06 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г.Уржума»

«Рассмотрено» на заседании кафедры

Начального образования

Протокол № __ от «__»_____2012г.

Согласовано: заместитель директора по УВР

_______________________________________

Утверждаю:

Директор    

КОГОАУ « Гимназия г.Уржума»

_________________________

                                             Приказ № __ от «__»_____2012г.

Рабочая программа

по русскому языку,

3 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Составитель программы:

Чикулаева Е.А.,учитель начальных классов,

высшая  квалификационная категория

Уржум, 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по учебным предметам (серия «Стандарты второго поколения». Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2010), а также авторской программы по русскому языку Н.В.Нечаевой, которая обеспечена учебником (Нечаева Н.В., Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 ч. -  Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Фёдоров»,  2012)

 Программа  учитывает систему обучения класса, в котором осуществляется учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

  1. познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся.
  2. социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и тексты – повествования небольшого объема;
  4. Воспитание у учеников позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по русскому языку

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– сопереживания другим людям;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- овладеет  логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

-  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

-  обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

-  строить сообщения в устной и письменной форме;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

-  договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

- контролировать действия партнера;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать речь для регуляции своего действия;

-  понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

– осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

– выражать собственное мнение, обосновывать его;

– владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);

– строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

– применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;

– определять последовательность частей текста, составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать в монологическом высказывании разные типы речи:

описание, повествование, рассуждение;

– сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

– составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;

– создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

– актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;

– использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– узнавать позиционные чередования звуков;

– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному  алгоритму;

– оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;

– соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);

– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)

Лексика

Обучающийся научится:

– воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

– различать в тексте омонимы (на практическом уровне);

– понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;

– ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить в словах  постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;

– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

– оценивать правильность разбора слов по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

– различать изменяемые и неизменяемые слова;

– находить начальную форму имени существительного;

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

– находить начальную форму имени прилагательного и глагола;

Обучающийся получит возможность научиться:

– выполнять морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму;

– оценивать правильность проведения морфологического разбора имени существительного;

– определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

– устанавливать отличие предлогов от приставок.

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание и слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

– находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;

– выполнять в соответствии с предложенным  алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

– использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- применять ранее изученные правила правописания;

- использовать правила:

- написания парных согласных в середине слова,

- непроизносимых согласных, слов с удвоенной согласной;  

- гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках;

- раздельного написания предлогов с другими словами;

- написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения;

- написания безударных окончаний имён существительных единственного числа 1-3 склонения;

- написания безударных окончаний имён существительных множественного числа;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

- безошибочно списывать текст;

-  писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила правописания:

- правописание  букв о и е в окончаниях существительных букв, обозначающих шипящие звуки и Ц;

- объяснять правописание соединительных гласных о, е в сложных словах;

- применять постановку запятых при однородных членах предложения;

- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, в том числе и существительных мужского рода на –й;;

- познакомиться с правописанием отдельных суффиксов /-ик, -ек/;

- осознавать место возможного возникновения орфограммы;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие

 предотвратить их в последующих письменных работах;

- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

Учебно – тематический план курса

5 часов в неделю, всего - 170 часов.

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Что нужно для общения

17

Секреты появления слов в русском языке:

36

1.

Заимствованные слова (3 часа)

2.

Основа слова (4 часа)

3.

Какую работу выполняет в основе слова суффикс (11 часов)

4.

Какую работу выполняет в основе слове приставка (6 часов)

5.

Сложные слова (12 часов)

Как из слов образуются предложения

109

1.

Средства связи слов в предложении (2 часа)

2.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы

  1. Роль предлогов в предложении (5 часов)
  2. Роль союзов в предложении (4 часа)
  3. Роль частиц в предложении. Правописание частицы НЕ с глаголами (4 часа)

3.

Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределенная форма (12 часов)

4.

Грамматические признаки имени существительного (11 часов)

4.1 Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных  (3 часа)

5.

Словосочетание (4 часа)

5.1 Правописание гласных ы, и после ц (4 часа)

6.

Изменение имен существительных по падежам (8 часов)

7.

Второстепенный член предложения дополнение (5 ч)

8.

Склонение имен существительных в форме единственного числа (8 ч).

  1. Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа (10 ч)
  2. О, е в окончаниях после букв шипящих согласных и ц (3 часа)
  3.  Правописание суффиксов имен существительных  ик,  ек (3 часа)

9.

Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7ч)

10.

Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения определение (7 ч).

11.

Однородные члены предложения (9ч)

Как из слов образуется текст  

8

Всего

170

Содержание  изучаемого курса

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Содержание

Результаты

Предметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

I.

Развитие речи

Устная речь (слушание и говорение)

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов,

интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.

Практическое овладение монологом, диалогом -расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения,

его обоснование. Использование в монологическом высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).

Письменная речь (чтение и письмо)

Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление

о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном

и деловом текстах. Смысловые связи между

частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по разному). Способы выражения позиции

автора (в течение 3-4 классов).

Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии

с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.

Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения.

Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах.

Составление альбомов. Выставки детских работ.

Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте.

Способы связи слов в предложении.

Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы

Обучающийся научится:

– осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

– выражать собственное мнение, обосновывать его;

– владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);

– строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

– применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;

– определять последовательность частей текста, составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать в монологическом высказывании разные типы речи:

описание, повествование, рассуждение;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

– составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;

– создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– сопереживания другим людям;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятель-но находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и логическом уровнях;

-самостоятель-но адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Обучающийся научится:

-  осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- овладеет  логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

-  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

-  обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

-  подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

-  строить сообщения в устной и письменной форме;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Обучающийся научится:

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

-  договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

- контролировать действия партнера;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать речь для регуляции своего действия;

-  понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности.

II.

Система языка

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонетического материала

в соответствии с изучаемыми правилами

правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях

звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами

современного русского литературного языка

Звукобуквенный разбор слова .

Графика

Установление соотношения звукового  и буквенного состава слова в словах типа

крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Совершенствование навыков клавиатурного письма.

Лексика

Понимание слова как единства звучания,

значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует

уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной

речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.

Работа со словарными статьями в учебнике и со словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразователь.,

морфемно-орфографический (по алфавиту), толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический,

сравнений, антонимов, фразеологический,

фразеологических синонимов.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов

с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса

-ся (сь). Образование

слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова).

Различение изменяемых и неизменяемых слов.  Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и

приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике.

Морфология

Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных в форме единственного числа.

Склонение существительных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного

от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,  -ья,  -ов,  -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и

«что сделать?». Изменение глаголов по временам.  Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок.
Союзы  
и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения и словосочетания.  Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения.

Представление о второстепенных членах

предложения (определение и дополнение).

Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Предложения с однородными членами с

союзами  и (без перечислений), а, но и без

союзов.  Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами

и, а, но.  Интонация при перечислении однородных членов предложения.

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств

Обучающийся научится:

- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твёрдые, мягкие, непарные; шипящие, всегда твёрдые, всегда мягкие;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;

В словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел);в словах с непроизносимыми согласными;

- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, справочниками, каталогами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-узнавать позиционные чередования звуков;

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;

- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме словаря произношения, представленного в учебнике);

-находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)

-совершенство-вать навык клавиатурного письма.

Обучающийся научится:

- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

-выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать этимологию мотивированных

названий (расширение словаря таких слов);

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

-различать в тексте омонимы

(на практическом уровне);

- понимать значение употреблённых в текстах учебника фразеологизмов;

- ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

Обучающийся научится:

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить в словах  постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;

– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

– оценивать правильность разбора слов по составу

Обучающийся научится:

– различать изменяемые и неизменяемые слова;

– находить начальную форму имени существительного;

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

– находить начальную форму имени прилагательного и глагола;

Обучающийся получит возможность научиться:

– выполнять морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму;

– оценивать правильность проведения морфологического разбора имени существительного;

– определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

– устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание и слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

– находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами Обучающийся получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;

– выполнять в соответствии с предложенным  алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

– использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

III.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора

написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки

правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование

орфографического словаря.

Применение ранее изученных правил

правописания, а также правил:

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные  в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень слов см. в «Справочнике правописания» учебника);

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные  ъ и  ь;

-  ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

- не с глаголами;

- раздельное написание предлогов с другими словами.

Практическое ознакомление с написаниием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах  ик,  ек.

Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя,

-ий,  -ья,  -ье,  -ия,  -ов,  -ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после  ц

в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.

Обучающийся научится:

- применять ранее изученные правила правописания;

-использовать правила:

- написания парных согласных в середине слова,

- непроизносимых согласных, слов с удвоенной согласной;  

- гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках;

- раздельного написания предлогов с другими словами;

- написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения;

- написания безударных окончаний имён существительных единственного числа 1-3 склонения;

- написания безударных окончаний имён существительных множественного числа;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

- безошибочно списывать текст;

-  писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила правописания:

- правописание  букв о и е в окончаниях существительных букв, обозначающих шипящие звуки и Ц;

- объяснять правописание соединительных гласных о, е в сложных словах;

- применять постановку запятых при однородных членах предложения;

- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, в том числе и существительных мужского рода на –й;;

- познакомиться с правописанием отдельных суффиксов /-ик, -ек/;

- осознавать место возможного возникновения орфограммы;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие

- предотвратить их в последующих письменных работах;

- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

Календарно-тематический план

Русский язык 3 класс.

Название раздела, темы уроков

Кол-во часов

Тип учебного занятия

Форма урока

Информацион.

сопровождение

Дата

По плану

Факт

  1. Что нужно для общения (17 часов)

Роль общения в жизни человека. Осознание ситуации общения:

где, с кем и с какой целью происходит общение. Лексическое и грамматическое значение слова

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

04.09

Создание словесной картины. Роль интонации. Средства художественной выразительности. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

05.09

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к заданным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Словарный диктант.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

06.09

Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к заданным текстам.

 Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

07.09

Включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

08.09

Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные. Определение значения многозначного слова. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

11.09

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения

(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Корень слова с чередованием согласных. Чередование: позиционное и историческое.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

12.09

Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).

Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания). Предложения

восклицательные и невосклицательные (по интонации)

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

13.09

Сочинение по личному опыту и наблюдениям  «Прощай, лето!»

1

Комбинированное

14.09

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

15.09

Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежащее и сказуемое. Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение)

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

18.09

Абзац. Последовательность абзацев

в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью

абзацев

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

19.09

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Контроль и коррекция знаний и умений

20.09

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

21.09

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Словарный диктант.

1

Комплексное применение знаний и умений

22.09

План текста. Составление планов к заданным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

25.09

Создание собственных текстов по предложенным планам. Сочинение-описание с заданной структурой текста «Берёза»

1

Комбинированное

26.09

  1. Секреты появления слов в русском языке (36 часа)

  1. Заимствованные слова (3 часа)

Слова исконные исконные и заимствованные. Значение заимствованных слов.

Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

27.09

Устаревшие слова, слова синонимы, новые слова. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

28.09

Старославянский язык. Старославянизмы в современном русском языке. Правописание сочетаний –оло-, -оро-, -ере-. Стилистическая и лексическая сочетаемость

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

29.09

  1. Основа слова (4 часа)

Состав слова (морфемика). Основа как часть слова без окончания

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

02.10

Основа как часть слова без окончания

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

03.10

Подробное изложение текста по вопросам «Петя помог»

1

Комбинированное

04.10

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

05.10

  1. Какую работу выполняет в основе слова суффикс (11 часов)

Суффикс как словообразовательная морфема.

Суффикс и приставка как части слова

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

06.10

Значение суффиксов и приставок. Словарный диктант.

1

Комбинированное

09.10

Образование слов при помощи суффиксов и приставок

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

16.10

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

1

Комбинированное

17.10

Правописание суффиксов имён существительных -ок, -ек, -иц. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

18.10

Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»

1

Комбинированное

19.10

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

20.10

Правописание суффиксов имён существительных -ок, -ек, -иц, -инк-,

 -енк-, сочетание –ичк-, -ечк-. Словарный диктант.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

23.10

Суффикс как средство художественной выразительности. Текст-описание. Сравнение художественного и научного текстов

1

Комбинированное

24.10

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Состав слова»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

25.10

Работа над ошибками.

1

Комплексное применение знаний и умений

26.10

  1. Какую работу выполняет в основе слове приставка (6 часов)

Приставка как части слова. Значение приставок.  Лексическое значение слова и приставки. Образование слов при помощи суффиксов и приставок

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

27.10

Предлоги и приставки. Способы словообразования. Разбор слова по составу (морфемный анализ)

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

30.10

Правописание приставок об-, от-, до-, по-.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

31.10

Правописание приставок под-, про-, за-, на-, над-.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

01.11

Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудеса-то!»

1

Комбинированное

02.11

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

03.11

  1. Сложные слова (12 часов)

Способы словообразования. Сравнение схем слов. Сложение основ как способ словообразования. Сравнение с формой слова.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

06.11

Правописание соединительных гласных в сложных словах. Работа со схемами слов.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

07.11

Правописание сложных слов. Определение лексического значения сложных слов. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Комплексное применение знаний и умений

08.11

Определение лексического значения сложных слов. Сложение без соединительной гласной. Словарный диктант.

1

Комбинированное

09.11

09.11

Образование и правописание сложных слов.

1

Комбинированное

10.11

Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег»

1

Комбинированное

13.11

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

14.11

Образование и правописание сложных слов.

1

Комплексное применение знаний и умений

15.11

Стили языка. Лексические особенности стилей языка.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

16.11

Обобщение темы: «Состав слова. Словообразование»

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

17.11

Контрольный диктант  с грамматическим заданием «Словообразование»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

20.11

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

21.11

  1. Как из слов образуются предложения (109 часов)

  1. Средства связи слов в предложении (2 часа)

Слово, словосочетание и предложение. Средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация). Связь слов в словосочетании (главное и зависимое). Разбор словосочетаний.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

22.11

Логическое ударение в предложении. Влияние логического ударения на понимание смысла высказывания. Синтаксический анализ простого предложения: характеристика по цели высказывания и интонации, разбор по членам. Словарный диктант.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

23.11

  1. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы

  1. Роль предлогов в предложении (5 часов)

Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы. Предлог как часть речи.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

24.11

Списывание текста с грамматическим заданием

1

Контроль и коррекция знаний и умений

27.11

Предлог как средство связи слов в предложении. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Комбинированное

28.11

Роль предлогов и приставок. Смысловое значение предлогов и союзов. Употребление предлогов с существительными и местоимениями.

1

Комбинированное

07.12

Обращения, знаки препинания при обращении. Произношение и правописание парных согласных в предлогах при сравнении с их написанием в приставках. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Словарный диктант.

1

Комбинированное

08.12

  1.  Роль союзов в предложении (4 часа)

Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи Союз как часть речи. Роль союзов. Соединительные и противительные союзы.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

10.12

Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов «а» и «но».

1

Комбинированное

11.12

Подробное изложение по деформированному тексту по рассказу Г.Цыферова «Ёжик»

1

Комбинированное

12.12

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

13.12

  1. Роль частиц в предложении. Правописание частицы НЕ с глаголами (4 часа)

Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи Частица как часть речи. Стиль и употребление частиц. Значение частиц. Правописание частиц. Частицы в художественном стиле речи.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

14.12

Смысл частицы не. Предложения утвердительные и отрицательные. Правописанием частицы  не с глаголами.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

15.12

Глаголы, которые без не не употребляются. Преобразование предложений. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

18.12

Глаголы, которые без не не употребляются. Преобразование предложений. Словарный диктант.

1

Комплексное применение знаний и умений

19.12

  1. Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределенная форма (12 часов)

Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи. Глагол, его значение, признаки,

использование в речи. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы «что делать?» и «что сделать?»

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

20.12

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

21.12

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

22.12

Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. I и II спряжение глаголов.  Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов

1

Комбинированное

25.12

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах: 2-е лицо единственного числа (пишешь, учишь), начальная (неопределённая) форма (сочетания –тся, -ться).

1

Комбинированное

26.12

Административный контрольный диктант за первое полугодие.

1

Контроль и коррекция знаний и умений

27.12

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

28.12

Постфикс -ся, его влияние на значение глагола. Разбор по составу глаголов прошедшего времени, глаголов с постфиксом -ся. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

29.12

Употребление глаголов. Лексико-грамматические признаки. Словарный диктант.

1

Комбинированное

09.01

Глагол, его значение, признаки,

использование в речи. Начальная (неопределённая) форма глагола. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов (обобщение).

1

Комбинированное

10.01

Стилистическая работа: правильный выбор слова. Изменение глаголов по временам Будущее время глагола: простое и сложное. Сравнение грамматических признаков глагола  и существительного.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

11.01

Простое (с одной грамматической основой) и сложное предложение ( с двумя и более грамматическими основами).

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

12.01

  1. Грамматические признаки имени существительного (11 часов)

Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. Текст-рассуждение. Сравнение художественного и научного текстов

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

15.01

Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие»

1

Комбинированное

16.01

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

17.01

Начальная форма. Грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные).

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

18.01

Имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. Лексическое значение слова. Слова-синонимы. Сочетание синонимов с другими словами. Использование синонимов в тексте.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

19.01

Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные слова). Род существительных. Лексическая сочетаемость.

1

Комбинированное

22.01

Грамматические признаки имени существительного при сравнении с другими частями речи. Начальная форма. Окончание как показатель рода имени существительного. Словарный диктант.

1

Комбинированное

23.01

Словообразование  имён существительных. Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (башня - башенка, чашка – чашечка)

1

комбинированное

24.01

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроверяемая согласная

1

Комплексное применение знаний и умений

25.01

Контрольный диктант  с грамматическим заданием «Грамматические признаки имени существительного»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

26.01

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

29.01

  1. Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных  (3 часа)

Роль Ь в словах. Сравнение грамматических форм имен существительных с Ь и без Ь после букв шипящих согласных в конце слова.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

30.01

Правописание существительных

мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, камыш, вещь). Развитие речи: стиль; особенности научного стиля.

1

Комбинированное

31.01

Правописание существительных

мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, камыш, вещь). Словарный диктант.

1

Комплексное применение знаний и умений

01.02

  1. Словосочетание (4 часа)

Слово, словосочетание и предложение. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое). Типы связей в словосочетании. Разбор словосочетаний.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

02.02

Словосочетание. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое). Типы связей в словосочетании. Разбор словосочетаний. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Комплексное применение знаний и умений

05.02

 Сжатое изложение по рассказу Л.Н.Толстого «Птичка»

1

Комбинированное

06.02

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

07.02

  1. Правописание гласных ы, и после ц (4 часа)

Обозначение звука ы после букв шипящих согласных и ц. Анализ языкового материала: обозначение звука ы после ц.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

08.02

Правописание ы, и после ц. Самостоятельная работа «Правописание ы, и после ц »

1

Комплексное применение знаний и умений

09.02

Списывание текста с грамматическим заданием

1

Комбинированное

12.02

 Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

13.02

  1. Изменение имен существительных по падежам (8 часов)

Знакомство с понятием «склонение».

Изменение имен существительных по падежам.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

14.02

Определение падежей имени существительного. Составление таблицы «Склонение имен существительных». Переносное значение слова.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

15.02

Контрольный диктант  с грамматическим заданием «Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

16.02

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

19.02

Определение падежей. Правописание безударных падежных окончаний имени существительного.

1

Комбинированное

26.02

Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы имён существительных.

1

Комбинированное

27.02

Составление и анализ таблицы «Склонение имен существительных».

Соотнесение падежа и предлога. Предлог как указатель падежа

1

Комбинированное

28.02

Склонение существительных. Склонение существительных во множественном числе. Правописание безударных падежных окончаний. Словарный диктант.

1

Комбинированное

01.03

  1. Второстепенный член предложения дополнение (5 ч).

Синтаксический анализ простого предложения: характеристика по цели высказывания и интонации, разбор по членам.

Второстепенные члены предложения: дополнение. Различение существительных в форме именительного и винительного падежа.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

02.03

Дополнение. Предложения распространённые (с второстепенными членами) и нераспространённые (без второстепенных членов).

1

Комбинированное

05.03

Дополнение. Дательный падеж. Окончания существительных в дательном падеже. Правописание безударных окончаний существительных. Предлог как указатель падежа. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Комбинированное

06.03

Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот»

1

Комбинированное

07.03

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

09.03

  1. Склонение имен существительных в форме единственного числа (8 ч).

Склонение имен существительных:

1, 2 и 3-е склонение. Определение

склонения имен существительных

по форме им. п. ед. ч.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

12.03

Склонение имен существительных:

1, 2 и 3-е склонение. Определение

склонения имен существительных

по форме им. п. ед. ч. Словарный диктант.

1

Комплексное применение знаний и умений

13.03

Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя,  -ий,  -ья,  -ия,  -ов, -ин) с использованием правила,

таблицы, опорного слова.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

14.03

Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя,  -ий,  -ья,  -ия,  -ов, -ин) с использованием правила,

таблицы, опорного слова.

1

Комплексное применение знаний и умений

15.03

Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя,  -ий,  -ья,  -ия,  -ов, -ин) с использованием правила,

таблицы, опорного слова.

1

Комплексное применение знаний и умений

16.03

Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя,  -ий,  -ья,  -ия,  -ов, -ин) с использованием правила,

таблицы, опорного слова. Морфологический разбор имён существительных

1

Комплексное применение знаний и умений

19.03

Контрольный диктант  с грамматическим заданием «Склонение имен существительных в форме единственного числа»

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

20.03

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

21.03

  1. Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа (10 ч)

Орфограмма «буква безударного гласного в окончании имени существительного».

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

22.03

Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. Анализ написания букв е, и в безударных окончаниях имен существительных 1, 3-го склонения в Р.п., Д.п.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

23.03

Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2-го склонения в П.п.

1

Комбинированное

26.03

Определение падежей имени существительного. Правописание букв е, и в безударных окончаниях имен существительных 1, 2, 3-го склонения

1

Комплексное применение знаний и умений

27.03

Правописание безударных окончаний имен существительных. Словарный диктант.

1

Комплексное применение знаний и умений

28.03

Правописание безударных окончаний имен существительных в Р., Д., П.п.

1

Комплексное применение знаний и умений

29.03

Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения

1

Комбинированное

30.03

Правило написания безударных окончаний существительных. Окончания существительных 1, 2-го склонения в Т. п.

1

Комбинированное

02.04

Подробное изложение по коллективно составленному плану «Умная галка»

1

Комбинированное

03.04

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

04.04

  1.  О, е в окончаниях после букв шипящих согласных и ц (3 часа)

Правописание гласных после букв шипящих согласных и ц. О, е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и ц Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

05.04

О, е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и ц

1

Комплексное применение знаний и умений

06.04

 О, е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и ц. Словарный диктант.

1

Комплексное применение знаний и умений

09.04

  1. Правописание суффиксов имен существительных  ик,  ек (3 часа)

Буква гласного в суффиксах ек, ик

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

16.04

Буква гласного в суффиксах ек, ик

1

Комплексное применение знаний и умений

17.04

Буква гласного в суффиксах ек, ик. Самостоятельная работа «Буква гласного в суффиксах ек, ик»

1

Комплексное применение знаний и умений

18.04

  1. Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7ч)

Склонение имен существительных во множественном числе. Безударные окончания имен существительных во множественном числе. Варианты окончаний имен существительных в И.п. множественного числа.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

19.04

Падежные окончания имен существительных в форме мн. числа.

Употребление им. сущ. мн. числа в Р.п.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

20.04

Правописание безударных окончаний имен существительных в форме

мн. числа. Окончания -а,  -я,  -ы,  и как грамматические показатели различных форм имен существительных.

1

23.04

Родительный падеж имен существительных мн.  числа. Словарный диктант.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

24.04

Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и в тексте. Слова-антонимы. Сочетание антонимов с другими словами. Слова-омонимы. Использование омонимов в шутках, загадках.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

25.04

Контрольный диктант  с грамматическим заданием «Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

26.04

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

27.04

  1. Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения определение (7 ч).

Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

30.04

Связь (согласование) имени прилагательного с именем существительным. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор

имен прилагательных.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

02.05

Связь (согласование) имени прилагательного с именем существительным. Второстепенные члены предложения: определение.

1

Комплексное применение знаний и умений

03.05

Синтаксический анализ простого предложения: характеристика по цели высказывания и интонации, разбор по членам.

1

Комплексное применение знаний и умений

04.05

Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

06.05

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

1

Комбинированное

07.05

Анализ и редактирование текста

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

08.05

  1. Однородные члены предложения (9ч)

Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но, или).

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

10.05

Знаки препинания при однородных членах предложения. Сравнение выделения обращения и однородных членов предложения в устной и письменной речи.

1

Комбинированное

11.05

Однородные члены предложения. Союзная и бессоюзная связь при однородных членах предложения. Знаки препинания

1

Комбинированное

13.05

Знаки препинания при однородных членах предложения. Смысловые группы однородных членов. Особенности постановки знаков препинания. Орфографическая работа. Употребление однородных членов (в частности сказуемых) как средство художественной выразительности

1

Комплексное применение знаний и умений

14.05

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Комплексное применение знаний и умений

15.05

Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Соединительные и противительные союзы. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой)

1

Комбинированное

16.05

Знаки препинания при однородных членах предложения. Лексическое значение союза да. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом да

1

Комплексное применение знаний и умений

17.05

Списывание текста с грамматическим заданием

1

Комбинированное

18.05

 Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

21.05

  1. Как из слов образуется текст  (8 часов).

Текст. Стиль текста. Типы текста. Тема. Микротема. Структура текста.

Языковые средства оформления текста.

1

Комбинированное

22.05

Контрольное изложение по рассказу Е.Чарушина «Мишки»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

23.05

Анализ и редактирование текста

1

Комплексное применение знаний и умений

24.05

Стиль. Языковые средства научного и художественного стиля. План текста

1

Комбинированное

25.05

Административный контрольный диктант за второе полугодие.

1

Контроль и коррекция знаний и умений

28.05

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

29.05

Употребление стилистически окрашенных слов. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омоформы. Многозначность. Словарный диктант.

1

Комбинированное

30.05

Связный текст. Признаки связного текста. Особенности употребления

синонимов. Лексическая сочетаемость. Паронимы. Многозначность

слова и омонимы

1

Комбинированное

31.05

Ресурсное обеспечение рабочей программы по русскому языку

Литература основная и дополнительная:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова» - Издательский дом «Федоров», 2011г
  2. Программы «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Русский язык. Москва «Просвещение»  2010г
  3. Нечаева  Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  4. Нечаева  Н.В., Антохина В.А. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3 кл. - Самара:  Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», 2011
  5. Русский язык. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012

Медиаресурсы:

  1. Диск «50 лет системе Л.В. Занкова» (методические рекомендации и уроки, контрольные работы и т.п.)
  2. Диск «Русский язык. Начальная школа» Семейный наставник. ООО «ИНИС – СОФТ», 1996- 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...