Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по учебным предметам (серия «Стандарты второго поколения». Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2010), а также авторской программы по русскому языку Н.В.Нечаевой, которая обеспечена учебником (Нечаева Н.В., Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_yazyk.docx | 102.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г.Уржума»
«Рассмотрено» на заседании кафедры Начального образования Протокол № __ от «__»_____2012г. Согласовано: заместитель директора по УВР _______________________________________ | Утверждаю: Директор КОГОАУ « Гимназия г.Уржума» _________________________ Приказ № __ от «__»_____2012г. |
Рабочая программа
по русскому языку,
3 класс
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель программы:
Чикулаева Е.А.,учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Уржум, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по учебным предметам (серия «Стандарты второго поколения». Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2010), а также авторской программы по русскому языку Н.В.Нечаевой, которая обеспечена учебником (Нечаева Н.В., Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012)
Программа учитывает систему обучения класса, в котором осуществляется учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся.
- социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и тексты – повествования небольшого объема;
- Воспитание у учеников позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по русскому языку
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию русского языка;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств одноклассников, учителей;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
– осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;
выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
– выражать собственное мнение, обосновывать его;
– владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
– строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
– применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
– определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать в монологическом высказывании разные типы речи:
описание, повествование, рассуждение;
– сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
– составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
– создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
– актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
– использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– узнавать позиционные чередования звуков;
– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму;
– оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;
– соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)
Лексика
Обучающийся научится:
– воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
– различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
– понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
– ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить в словах постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
– оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
– находить начальную форму имени существительного;
– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
– находить начальную форму имени прилагательного и глагола;
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму;
– оценивать правильность проведения морфологического разбора имени существительного;
– определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
– устанавливать отличие предлогов от приставок.
Синтаксис
Обучающийся научится:
– различать предложение, словосочетание и слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;
– выполнять в соответствии с предложенным алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
– использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания;
- использовать правила:
- написания парных согласных в середине слова,
- непроизносимых согласных, слов с удвоенной согласной;
- гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках;
- раздельного написания предлогов с другими словами;
- написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения;
- написания безударных окончаний имён существительных единственного числа 1-3 склонения;
- написания безударных окончаний имён существительных множественного числа;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
- безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- правописание букв о и е в окончаниях существительных букв, обозначающих шипящие звуки и Ц;
- объяснять правописание соединительных гласных о, е в сложных словах;
- применять постановку запятых при однородных членах предложения;
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, в том числе и существительных мужского рода на –й;;
- познакомиться с правописанием отдельных суффиксов /-ик, -ек/;
- осознавать место возможного возникновения орфограммы;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие
предотвратить их в последующих письменных работах;
- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Учебно – тематический план курса
5 часов в неделю, всего - 170 часов.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
Что нужно для общения | 17 | ||
Секреты появления слов в русском языке: | 36 | ||
1. | Заимствованные слова (3 часа) | ||
2. | Основа слова (4 часа) | ||
3. | Какую работу выполняет в основе слова суффикс (11 часов) | ||
4. | Какую работу выполняет в основе слове приставка (6 часов) | ||
5. | Сложные слова (12 часов) | ||
Как из слов образуются предложения | 109 | ||
1. | Средства связи слов в предложении (2 часа) | ||
2. | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы
| ||
3. | Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределенная форма (12 часов) | ||
4. | Грамматические признаки имени существительного (11 часов) 4.1 Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных (3 часа) | ||
5. | Словосочетание (4 часа) 5.1 Правописание гласных ы, и после ц (4 часа) | ||
6. | Изменение имен существительных по падежам (8 часов) | ||
7. | Второстепенный член предложения дополнение (5 ч) | ||
8. | Склонение имен существительных в форме единственного числа (8 ч).
| ||
9. | Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7ч) | ||
10. | Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения определение (7 ч). | ||
11. | Однородные члены предложения (9ч) | ||
Как из слов образуется текст | 8 | ||
Всего | 170 |
Содержание изучаемого курса
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Результаты | ||||
Предметные | Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||
I. | Развитие речи | Устная речь (слушание и говорение) Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Практическое овладение монологом, диалогом -расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий). Письменная речь (чтение и письмо) Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов). Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания. Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции. Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора. Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы | Обучающийся научится: – осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения; – выражать собственное мнение, обосновывать его; – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.); – строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; – применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения; – определять последовательность частей текста, составлять план. Обучающийся получит возможность научиться: – использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение; – находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы); – составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста; – создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании; – подробно или выборочно пересказывать текст; – пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом. | У обучающегося будут сформированы: – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию русского языка; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание чувств одноклассников, учителей; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку. Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – сопереживания другим людям; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку. | Обучающийся научится: -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятель-но находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и логическом уровнях; -самостоятель-но адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом; - на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений. | Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, - установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). | Обучающийся научится: - активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач; - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Обучающийся получит возможность: - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать речь для регуляции своего действия; - понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - использовать речь для планирования своей деятельности. | |
II. | Система языка | Фонетика и орфоэпия Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка Звукобуквенный разбор слова . Графика Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыков клавиатурного письма. Лексика Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами. Работа со словарными статьями в учебнике и со словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразователь., морфемно-орфографический (по алфавиту), толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов. Состав слова (морфемика) Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса -ся (сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике. Морфология Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существительных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок. Синтаксис Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения (определение и дополнение). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения. Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств | Обучающийся научится: - актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твёрдые, мягкие, непарные; шипящие, всегда твёрдые, всегда мягкие; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; В словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел);в словах с непроизносимыми согласными; - использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, справочниками, каталогами. Обучающийся получит возможность научиться: -узнавать позиционные чередования звуков; - проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; - оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов; - соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме словаря произношения, представленного в учебнике); -находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.) -совершенство-вать навык клавиатурного письма. Обучающийся научится: - воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков; - выявлять слова, значение которых требует уточнения; -выявлять слова, значение которых требует уточнения; - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов); - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; -различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); - оценивать уместность использования слов в тексте; - выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи; -различать в тексте омонимы (на практическом уровне); - понимать значение употреблённых в текстах учебника фразеологизмов; - ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку. Обучающийся научится: – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; – находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу. Обучающийся получит возможность научиться: – находить в словах постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; – узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ; – понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; – оценивать правильность разбора слов по составу Обучающийся научится: – различать изменяемые и неизменяемые слова; – находить начальную форму имени существительного; – определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение; – находить начальную форму имени прилагательного и глагола; Обучающийся получит возможность научиться: – выполнять морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму; – оценивать правильность проведения морфологического разбора имени существительного; – определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных; – устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не. Обучающийся научится: – различать предложение, словосочетание и слово; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; – находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные второстепенные (без деления на виды) члены предложения; – выделять предложения с однородными членами Обучающийся получит возможность научиться: – различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение; – выполнять в соответствии с предложенным алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении; – использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения. | |||||
III. | Орфография и пунктуация | Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил правописания, а также правил: - непроизносимые согласные; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень слов см. в «Справочнике правописания» учебника); - гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; - разделительные ъ и ь; - ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); - не с глаголами; - раздельное написание предлогов с другими словами. Практическое ознакомление с написаниием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах ик, ек. Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения. | Обучающийся научится: - применять ранее изученные правила правописания; -использовать правила: - написания парных согласных в середине слова, - непроизносимых согласных, слов с удвоенной согласной; - гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках; - раздельного написания предлогов с другими словами; - написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения; - написания безударных окончаний имён существительных единственного числа 1-3 склонения; - написания безударных окончаний имён существительных множественного числа; - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике); - безошибочно списывать текст; - писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; -проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Обучающийся получит возможность научиться: - применять правила правописания: - правописание букв о и е в окончаниях существительных букв, обозначающих шипящие звуки и Ц; - объяснять правописание соединительных гласных о, е в сложных словах; - применять постановку запятых при однородных членах предложения; - объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, в том числе и существительных мужского рода на –й;; - познакомиться с правописанием отдельных суффиксов /-ик, -ек/; - осознавать место возможного возникновения орфограммы; - подбирать примеры с определенной орфограммой; - при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы; - при работе над ошибками определять способы действий, помогающие - предотвратить их в последующих письменных работах; - различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. |
Календарно-тематический план
Русский язык 3 класс.
№ | Название раздела, темы уроков | Кол-во часов | Тип учебного занятия | Форма урока | Информацион. сопровождение | Дата | |
По плану | Факт | ||||||
| |||||||
Роль общения в жизни человека. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Лексическое и грамматическое значение слова | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 04.09 | ||||
Создание словесной картины. Роль интонации. Средства художественной выразительности. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 05.09 | ||||
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к заданным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Словарный диктант. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 06.09 | ||||
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к заданным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 07.09 | ||||
Включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 08.09 | ||||
Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные. Определение значения многозначного слова. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 11.09 | ||||
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Корень слова с чередованием согласных. Чередование: позиционное и историческое. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 12.09 | ||||
Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания). Предложения восклицательные и невосклицательные (по интонации) | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 13.09 | ||||
Сочинение по личному опыту и наблюдениям «Прощай, лето!» | 1 | Комбинированное | 14.09 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 15.09 | ||||
Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежащее и сказуемое. Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 18.09 | ||||
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 19.09 | ||||
Входной контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 20.09 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 21.09 | ||||
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Словарный диктант. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 22.09 | ||||
План текста. Составление планов к заданным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 25.09 | ||||
Создание собственных текстов по предложенным планам. Сочинение-описание с заданной структурой текста «Берёза» | 1 | Комбинированное | 26.09 | ||||
| |||||||
| |||||||
Слова исконные исконные и заимствованные. Значение заимствованных слов. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 27.09 | ||||
Устаревшие слова, слова синонимы, новые слова. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 28.09 | ||||
Старославянский язык. Старославянизмы в современном русском языке. Правописание сочетаний –оло-, -оро-, -ере-. Стилистическая и лексическая сочетаемость | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 29.09 | ||||
| |||||||
Состав слова (морфемика). Основа как часть слова без окончания | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 02.10 | ||||
Основа как часть слова без окончания | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 03.10 | ||||
Подробное изложение текста по вопросам «Петя помог» | 1 | Комбинированное | 04.10 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 05.10 | ||||
| |||||||
Суффикс как словообразовательная морфема. Суффикс и приставка как части слова | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 06.10 | ||||
Значение суффиксов и приставок. Словарный диктант. | 1 | Комбинированное | 09.10 | ||||
Образование слов при помощи суффиксов и приставок | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 16.10 | ||||
Разбор слова по составу (морфемный анализ) | 1 | Комбинированное | 17.10 | ||||
Правописание суффиксов имён существительных -ок, -ек, -иц. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 18.10 | ||||
Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка» | 1 | Комбинированное | 19.10 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 20.10 | ||||
Правописание суффиксов имён существительных -ок, -ек, -иц, -инк-, -енк-, сочетание –ичк-, -ечк-. Словарный диктант. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 23.10 | ||||
Суффикс как средство художественной выразительности. Текст-описание. Сравнение художественного и научного текстов | 1 | Комбинированное | 24.10 | ||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием «Состав слова» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 25.10 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 26.10 | ||||
| |||||||
Приставка как части слова. Значение приставок. Лексическое значение слова и приставки. Образование слов при помощи суффиксов и приставок | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 27.10 | ||||
Предлоги и приставки. Способы словообразования. Разбор слова по составу (морфемный анализ) | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 30.10 | ||||
Правописание приставок об-, от-, до-, по-. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 31.10 | ||||
Правописание приставок под-, про-, за-, на-, над-. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 01.11 | ||||
Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудеса-то!» | 1 | Комбинированное | 02.11 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 03.11 | ||||
| |||||||
Способы словообразования. Сравнение схем слов. Сложение основ как способ словообразования. Сравнение с формой слова. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 06.11 | ||||
Правописание соединительных гласных в сложных словах. Работа со схемами слов. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 07.11 | ||||
Правописание сложных слов. Определение лексического значения сложных слов. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 08.11 | ||||
Определение лексического значения сложных слов. Сложение без соединительной гласной. Словарный диктант. | 1 | Комбинированное | 09.11 | 09.11 | |||
Образование и правописание сложных слов. | 1 | Комбинированное | 10.11 | ||||
Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег» | 1 | Комбинированное | 13.11 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 14.11 | ||||
Образование и правописание сложных слов. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 15.11 | ||||
Стили языка. Лексические особенности стилей языка. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 16.11 | ||||
Обобщение темы: «Состав слова. Словообразование» | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | 17.11 | ||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием «Словообразование» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 20.11 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 21.11 | ||||
| |||||||
| |||||||
Слово, словосочетание и предложение. Средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация). Связь слов в словосочетании (главное и зависимое). Разбор словосочетаний. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 22.11 | ||||
Логическое ударение в предложении. Влияние логического ударения на понимание смысла высказывания. Синтаксический анализ простого предложения: характеристика по цели высказывания и интонации, разбор по членам. Словарный диктант. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 23.11 | ||||
| |||||||
| |||||||
Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы. Предлог как часть речи. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 24.11 | ||||
Списывание текста с грамматическим заданием | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 27.11 | ||||
Предлог как средство связи слов в предложении. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Комбинированное | 28.11 | ||||
Роль предлогов и приставок. Смысловое значение предлогов и союзов. Употребление предлогов с существительными и местоимениями. | 1 | Комбинированное | 07.12 | ||||
Обращения, знаки препинания при обращении. Произношение и правописание парных согласных в предлогах при сравнении с их написанием в приставках. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Словарный диктант. | 1 | Комбинированное | 08.12 | ||||
| |||||||
Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи Союз как часть речи. Роль союзов. Соединительные и противительные союзы. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 10.12 | ||||
Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов «а» и «но». | 1 | Комбинированное | 11.12 | ||||
Подробное изложение по деформированному тексту по рассказу Г.Цыферова «Ёжик» | 1 | Комбинированное | 12.12 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 13.12 | ||||
| |||||||
Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи Частица как часть речи. Стиль и употребление частиц. Значение частиц. Правописание частиц. Частицы в художественном стиле речи. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 14.12 | ||||
Смысл частицы не. Предложения утвердительные и отрицательные. Правописанием частицы не с глаголами. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 15.12 | ||||
Глаголы, которые без не не употребляются. Преобразование предложений. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 18.12 | ||||
Глаголы, которые без не не употребляются. Преобразование предложений. Словарный диктант. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 19.12 | ||||
| |||||||
Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи. Глагол, его значение, признаки, использование в речи. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы «что делать?» и «что сделать?» | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 20.12 | ||||
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 21.12 | ||||
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 22.12 | ||||
Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. I и II спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов | 1 | Комбинированное | 25.12 | ||||
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах: 2-е лицо единственного числа (пишешь, учишь), начальная (неопределённая) форма (сочетания –тся, -ться). | 1 | Комбинированное | 26.12 | ||||
Административный контрольный диктант за первое полугодие. | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 27.12 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 28.12 | ||||
Постфикс -ся, его влияние на значение глагола. Разбор по составу глаголов прошедшего времени, глаголов с постфиксом -ся. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 29.12 | ||||
Употребление глаголов. Лексико-грамматические признаки. Словарный диктант. | 1 | Комбинированное | 09.01 | ||||
Глагол, его значение, признаки, использование в речи. Начальная (неопределённая) форма глагола. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов (обобщение). | 1 | Комбинированное | 10.01 | ||||
Стилистическая работа: правильный выбор слова. Изменение глаголов по временам Будущее время глагола: простое и сложное. Сравнение грамматических признаков глагола и существительного. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 11.01 | ||||
Простое (с одной грамматической основой) и сложное предложение ( с двумя и более грамматическими основами). | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 12.01 | ||||
| |||||||
Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. Текст-рассуждение. Сравнение художественного и научного текстов | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 15.01 | ||||
Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие» | 1 | Комбинированное | 16.01 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 17.01 | ||||
Начальная форма. Грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Род имен существительных: мужской, женский, средний. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 18.01 | ||||
Имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. Лексическое значение слова. Слова-синонимы. Сочетание синонимов с другими словами. Использование синонимов в тексте. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 19.01 | ||||
Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные слова). Род существительных. Лексическая сочетаемость. | 1 | Комбинированное | 22.01 | ||||
Грамматические признаки имени существительного при сравнении с другими частями речи. Начальная форма. Окончание как показатель рода имени существительного. Словарный диктант. | 1 | Комбинированное | 23.01 | ||||
Словообразование имён существительных. Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (башня - башенка, чашка – чашечка) | 1 | комбинированное | 24.01 | ||||
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроверяемая согласная | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 25.01 | ||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием «Грамматические признаки имени существительного» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 26.01 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 29.01 | ||||
| |||||||
Роль Ь в словах. Сравнение грамматических форм имен существительных с Ь и без Ь после букв шипящих согласных в конце слова. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 30.01 | ||||
Правописание существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, камыш, вещь). Развитие речи: стиль; особенности научного стиля. | 1 | Комбинированное | 31.01 | ||||
Правописание существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, камыш, вещь). Словарный диктант. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 01.02 | ||||
| |||||||
Слово, словосочетание и предложение. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое). Типы связей в словосочетании. Разбор словосочетаний. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 02.02 | ||||
Словосочетание. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое). Типы связей в словосочетании. Разбор словосочетаний. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 05.02 | ||||
Сжатое изложение по рассказу Л.Н.Толстого «Птичка» | 1 | Комбинированное | 06.02 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 07.02 | ||||
| |||||||
Обозначение звука ы после букв шипящих согласных и ц. Анализ языкового материала: обозначение звука ы после ц. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 08.02 | ||||
Правописание ы, и после ц. Самостоятельная работа «Правописание ы, и после ц » | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 09.02 | ||||
Списывание текста с грамматическим заданием | 1 | Комбинированное | 12.02 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 13.02 | ||||
| |||||||
Знакомство с понятием «склонение». Изменение имен существительных по падежам. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 14.02 | ||||
Определение падежей имени существительного. Составление таблицы «Склонение имен существительных». Переносное значение слова. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 15.02 | ||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием «Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 16.02 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 19.02 | ||||
Определение падежей. Правописание безударных падежных окончаний имени существительного. | 1 | Комбинированное | 26.02 | ||||
Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы имён существительных. | 1 | Комбинированное | 27.02 | ||||
Составление и анализ таблицы «Склонение имен существительных». Соотнесение падежа и предлога. Предлог как указатель падежа | 1 | Комбинированное | 28.02 | ||||
Склонение существительных. Склонение существительных во множественном числе. Правописание безударных падежных окончаний. Словарный диктант. | 1 | Комбинированное | 01.03 | ||||
| |||||||
Синтаксический анализ простого предложения: характеристика по цели высказывания и интонации, разбор по членам. Второстепенные члены предложения: дополнение. Различение существительных в форме именительного и винительного падежа. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 02.03 | ||||
Дополнение. Предложения распространённые (с второстепенными членами) и нераспространённые (без второстепенных членов). | 1 | Комбинированное | 05.03 | ||||
Дополнение. Дательный падеж. Окончания существительных в дательном падеже. Правописание безударных окончаний существительных. Предлог как указатель падежа. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Комбинированное | 06.03 | ||||
Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот» | 1 | Комбинированное | 07.03 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 09.03 | ||||
| |||||||
Склонение имен существительных: 1, 2 и 3-е склонение. Определение склонения имен существительных по форме им. п. ед. ч. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 12.03 | ||||
Склонение имен существительных: 1, 2 и 3-е склонение. Определение склонения имен существительных по форме им. п. ед. ч. Словарный диктант. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 13.03 | ||||
Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин) с использованием правила, таблицы, опорного слова. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 14.03 | ||||
Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин) с использованием правила, таблицы, опорного слова. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 15.03 | ||||
Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин) с использованием правила, таблицы, опорного слова. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 16.03 | ||||
Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин) с использованием правила, таблицы, опорного слова. Морфологический разбор имён существительных | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 19.03 | ||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием «Склонение имен существительных в форме единственного числа» | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 20.03 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 21.03 | ||||
| |||||||
Орфограмма «буква безударного гласного в окончании имени существительного». | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 22.03 | ||||
Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. Анализ написания букв е, и в безударных окончаниях имен существительных 1, 3-го склонения в Р.п., Д.п. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 23.03 | ||||
Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2-го склонения в П.п. | 1 | Комбинированное | 26.03 | ||||
Определение падежей имени существительного. Правописание букв е, и в безударных окончаниях имен существительных 1, 2, 3-го склонения | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 27.03 | ||||
Правописание безударных окончаний имен существительных. Словарный диктант. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 28.03 | ||||
Правописание безударных окончаний имен существительных в Р., Д., П.п. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 29.03 | ||||
Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения | 1 | Комбинированное | 30.03 | ||||
Правило написания безударных окончаний существительных. Окончания существительных 1, 2-го склонения в Т. п. | 1 | Комбинированное | 02.04 | ||||
Подробное изложение по коллективно составленному плану «Умная галка» | 1 | Комбинированное | 03.04 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 04.04 | ||||
| |||||||
Правописание гласных после букв шипящих согласных и ц. О, е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и ц Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 05.04 | ||||
О, е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и ц | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 06.04 | ||||
О, е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и ц. Словарный диктант. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 09.04 | ||||
| |||||||
Буква гласного в суффиксах ек, ик | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 16.04 | ||||
Буква гласного в суффиксах ек, ик | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 17.04 | ||||
Буква гласного в суффиксах ек, ик. Самостоятельная работа «Буква гласного в суффиксах ек, ик» | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 18.04 | ||||
| |||||||
Склонение имен существительных во множественном числе. Безударные окончания имен существительных во множественном числе. Варианты окончаний имен существительных в И.п. множественного числа. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 19.04 | ||||
Падежные окончания имен существительных в форме мн. числа. Употребление им. сущ. мн. числа в Р.п. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 20.04 | ||||
Правописание безударных окончаний имен существительных в форме мн. числа. Окончания -а, -я, -ы, и как грамматические показатели различных форм имен существительных. | 1 | 23.04 | |||||
Родительный падеж имен существительных мн. числа. Словарный диктант. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 24.04 | ||||
Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и в тексте. Слова-антонимы. Сочетание антонимов с другими словами. Слова-омонимы. Использование омонимов в шутках, загадках. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 25.04 | ||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием «Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 26.04 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 27.04 | ||||
| |||||||
Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 30.04 | ||||
Связь (согласование) имени прилагательного с именем существительным. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 02.05 | ||||
Связь (согласование) имени прилагательного с именем существительным. Второстепенные члены предложения: определение. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 03.05 | ||||
Синтаксический анализ простого предложения: характеристика по цели высказывания и интонации, разбор по членам. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 04.05 | ||||
Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 06.05 | ||||
Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 1 | Комбинированное | 07.05 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 08.05 | ||||
| |||||||
Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но, или). | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 10.05 | ||||
Знаки препинания при однородных членах предложения. Сравнение выделения обращения и однородных членов предложения в устной и письменной речи. | 1 | Комбинированное | 11.05 | ||||
Однородные члены предложения. Союзная и бессоюзная связь при однородных членах предложения. Знаки препинания | 1 | Комбинированное | 13.05 | ||||
Знаки препинания при однородных членах предложения. Смысловые группы однородных членов. Особенности постановки знаков препинания. Орфографическая работа. Употребление однородных членов (в частности сказуемых) как средство художественной выразительности | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 14.05 | ||||
Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 15.05 | ||||
Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Соединительные и противительные союзы. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) | 1 | Комбинированное | 16.05 | ||||
Знаки препинания при однородных членах предложения. Лексическое значение союза да. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом да | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 17.05 | ||||
Списывание текста с грамматическим заданием | 1 | Комбинированное | 18.05 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 21.05 | ||||
| |||||||
Текст. Стиль текста. Типы текста. Тема. Микротема. Структура текста. Языковые средства оформления текста. | 1 | Комбинированное | 22.05 | ||||
Контрольное изложение по рассказу Е.Чарушина «Мишки» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 23.05 | ||||
Анализ и редактирование текста | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 24.05 | ||||
Стиль. Языковые средства научного и художественного стиля. План текста | 1 | Комбинированное | 25.05 | ||||
Административный контрольный диктант за второе полугодие. | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 28.05 | ||||
Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | 29.05 | ||||
Употребление стилистически окрашенных слов. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омоформы. Многозначность. Словарный диктант. | 1 | Комбинированное | 30.05 | ||||
Связный текст. Признаки связного текста. Особенности употребления синонимов. Лексическая сочетаемость. Паронимы. Многозначность слова и омонимы | 1 | Комбинированное | 31.05 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы по русскому языку
Литература основная и дополнительная:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова» - Издательский дом «Федоров», 2011г
- Программы «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Русский язык. Москва «Просвещение» 2010г
- Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
- Нечаева Н.В., Антохина В.А. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», 2011
- Русский язык. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012
Медиаресурсы:
- Диск «50 лет системе Л.В. Занкова» (методические рекомендации и уроки, контрольные работы и т.п.)
- Диск «Русский язык. Начальная школа» Семейный наставник. ООО «ИНИС – СОФТ», 1996- 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...