Урок по развитию речи. Составление рассказа по картине.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урецкая Татьяна Александровна

Конспект урока. Цель:  описать картину и составить рассказ по ней; развитие эмоционально-оценочной лексики слабослышащих учащихся; развитие слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи;

развитие ритмико-интонационной стороны устной речи, ее выразительности и эмоциональности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_razvitiyu_rechi.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное Государственное Бюджетное образовательное учреждение  «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

 I и II видов»

Конспект урока по развитию речи

«Составление рассказа по картине»

в 3 слабослышащем классе

 Подготовила:

учитель начальных классов:

Урецкая Татьяна Александровна

г. Смоленск  2013 год

Тема:

Составление рассказа по картине.

Цель:

описать картину и составить рассказ по ней;

развитие эмоционально-оценочной лексики.

Задачи:

Коррекционные:

развитие слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи;

развитие ритмико-интонационной стороны устной речи, ее выразительности и эмоциональности;

Образовательные:

повышение грамотности и вариативности речевых высказываний;

формирование навыка составления рассказа из разрезного текста;

развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, воображения;

формирование навыков общения, повышение коммуникативной активности;

Воспитательные:

развитие умения внимательно, доброжелательно и терпимо относится друг к другу;

развитие способности оценивать ответ, находить и уметь корректно исправлять ошибки в речи и действиях товарищей.

ПЛАН:

  1. Вступительная часть:

приветствие, организационный момент;

объявление темы занятия.

  1. Основная часть:

работа по картине;

составление и написание рассказа (работа с разрезным текстом);

  1. Заключительная часть:

подведение итогов работы;

прощание.

Оборудование:

Иллюстрация Г.Огородникова из книги Н.Носова «Тук-тук-тук» (М., 1988, С.53);

таблички с речевым материалом;

экран;

магнитная доска, магниты.

 Пояснения:

  1. Речевой материал, предъявляемый на табличках, выделен курсивом.
  2. Речевой материал, предъявляемый на слуховой основе, взят в квадратные скобки.
  3. Слова, на которые падает логическое (фразовое) ударение подчеркнуты.
  4. Черта между буквами, словами означает слитное произнесение данного речевого материала.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Слова и действия учителя

Слова и действия ученика

Вступительная часть

Приветствие, оргмомент, объявление темы занятия

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы будем сочинять рассказ. Читаем вместе.

- Что значит сочинять? Как можно сказать об этом ещё?


(учитель прикрепляет к магнитной доске под словом сочинять табличку со словом придумывать)

- Послушайте, как прочитаю я: Мы_ будем придумывать рассказ. Прочитай как я.


- Прочитала  хорошо. Послушайте, как скажу я: «Мы будем [составлять]

рассказ». Повторите.


Учитель прикрепляет на доске под словами сочинять и  придумывать табличку со словом составлять.

- Послушайте, как я прочитаю это предложение: «Мы_ будем составлять рассказ».  Прочитаем вместе, выразительно.

- Здравствуйте.

- Сегодня мы будем сочинять рассказ.


- Придумывать.





- Мы будем придумывать рассказ.


- Составлять.


- Мы будем составлять рассказ.

                                  - Мы будем составлять рассказ.

- Встаньте полукругом.

Поучимся хорошо говорить это предложение.




                                             Фонетическая зарядка №1

                                              Составлять  рассказ.                                                                      

с___с__о  ос___с__та  ос__та                  ас__ас__с___ка___

в__ав в__ля __вля___ть

        составлять                                           рассказ

                                       Мы__ будем составлять рассказ.

- Ребята, сядьте на место.

- Ты готов(а) к работе?

(дети садятся за парты)

- Я готов(а) к работе.

Основная  часть

Работа  по  картине


- Посмотрите на картинку. (Учитель показывает на картинку с изображением кота, падающего в аквариум с водой.)

[ Кто] изображен на картинке?

- Повтори мой вопрос и ответь.



(Учитель справа от таблички

                             изображены

На картине        нарисованы


прикрепляет табличку кот, а под ней – вороны.

- Читаем вместе.


- Послушайте следующий вопрос:

«[Что нарисовано] на картине?»

 - Повтори вопрос и спроси ребят, […].




- Аквариум пустой? Ответь, […].

- Конечно. (Учитель прикрепляет справа от таблички  На картине… под табличками кот и вороны табличку аквариум с водой.)

- Окно нарисовано на картине?


(Учитель прикрепляет под табличкой аквариум с водой табличку окно.)

- Что еще изображено на картине?

Ответь, […].







- Кто изображен на картинке?

На картине изображены кот и вороны.








- На __картинке изображены кот и__ вороны.


- Что нарисовано на картине?  Ответь, ….

- На картине нарисованы аквариум, окно.

- Нет, аквариум с водой.



- Да. Окно нарисовано на картине.



- Еще на картине изображены дерево, подоконник, цветы, ваза, ваза с цветами.

Работа над словосочетанием «ваза с цветами» проводится по аналогии с работой над словосочетанием «аквариум с водой». Варианты ответов, не предложенные детьми, предъявляются учителем на слуховой  или слухо-зрительной основе.

- Слушайте вопрос: «Что делают вороны? Повтори вопрос и ответь, […].

- Я не совсем согласна.

Вороны сидят на дереве?

- Конечно, на ветке. Можно сказать, что вороны сидят на дереве. Но более точно – на ветке.

(Учитель прикрепляет справа от таблички

Что делает кот?

Что делают вороны?

Табличку сидят на ветке и смотрят на кота.

- Прочитаем вместе.

- Вороны сидят на дереве и смотрят на кота.


- Нет, вороны сидят на ветке.


- Вороны сидят__ на__ ветке и__ смотрят на__ кота.

- Что случилось с котом?

- Кто ответит?

-Пожалуйста, […].

- Ответила верно. (Учитель прикрепляет  справа от таблички Что случилось с котом табличку Кот упал в аквариум с водой.

- Что значит слово «упал»? Как можно еще сказать?


- Можно сказать и так. (Учитель прикрепляет под табличкой упал табличку со словом свалился.)

Прочитаем вместе это словосочетание.

- Послушайте, я скажу по-другому. [Кот сорвался]. Повторите.

- Повторили верно. (Учитель прикрепляет под табличкой свалился табличку со словом сорвался.

- Ребята, встаньте.

- Поучимся хорошо говорить слово «сорвался»



- Я отвечу.

- Кот упал в аквариум с водой.



- Свалился.(Если дети не ответили, учитель сам называет слово.)






- Кот сорвался  (все вместе).

                                        Фонетическая зарядка  №2

                                                     сорвался

              с___с_о___о_р_в___в_а___а__л_с___я__в_а_л_ся

                                                     сорвался

                                                Кот сорвался

- Молодцы, говорили хорошо.

Сядьте на место.

- Почему кот [сорвался] в аквариум с водой? Кто может ответить?

- Ответь, […].



- Варя ответила верно. (Учитель прикрепляет под табличкой Кот упал в аквариум с водой  табличку Он плохо держался когтями за форточку )

- Ребята, что такое «когти»? У кого

есть когти?

- У кого есть ногти?


- Ответили правильно.

- Варя сказала, что кот плохо держался. Как можно еще сказать об этом?

- Можно сказать, что кот плохо зацепился когтями за форточку?

(Учитель прикрепляет под табличкой со словом держался табличку со словом зацепился).

- Ребята, что означает слово «зацепился»? Зацепитесь за парту.



- Как вы думаете, как сказать точнее: кот плохо держался или плохо зацепился?

-Конечно. Читаем вместе, выразительно.

- Я сел(а) на место.


- Я могу ответить.


- Кот сорвался в аквариум с водой, потому что он плохо держался когтями за форточку.






- Когти есть у кота, у собаки, у волка.

- Ногти у человека. Когти у животных и птиц.


- Кот плохо зацепился. (Если дети не ответили, учитель сам называет слово «зацепился»).

- Можно.





(Выполняют задание учителя).

- Я зацепился (зацепилась) за парту.

- Кот плохо зацепился.

                        - Кот плохо зацепился за__ форточку.

(Учитатель прикрепляет табличку Кот  хотел съесть ворон.)

- Читаем вместе.

                                          - Кот хотел съесть ворон.


- Послушайте вопрос: «[Кот съел ворон]?» Повтори вопрос и ответь, […].

- [Почему] кот не съел ворон?

Повтори вопрос и объясни, […].


- Куда [свалился] кот? Повтори вопрос и спроси ребят, […].




- Ребята, а коты любят купаться?

- Конечно, коты не любят купаться.


- Кот съел ворон?

Нет, кот не съел ворон.


- Почему кот не съел ворон?

Кот не съел ворон, потому что сорвался.

- Ребята, куда свалился кот? Отвечай, ….

- Кот свалился в аквариум с водой.

- Нет, коты не любят купаться.

Составление и написание первой части рассказа

(работа с разрезным текстом)

-Сейчас мы начнем составлять рассказ. (Читает по табличке.)

… … … сочинять

… … … составлять                 рассказ

… … … придумывать

- Вместе говорим.




                              - Сейчас мы начнем составлять рассказ.

- Сказали хорошо. Молодцы.

Как вы думаете, о ком рассказ?

(табличка располагается на доске)

- Правильно.

(учитель помещает на доске табличку с ответом справа от таблички… рассказ под вопросом

 О ком рассказ).

- Прочитаем вместе. Слитно.


- Рассказ о коте и воронах.




- Рассказ_ о_ коте и_ воронах.

- Как вы думаете, как зовут кота? Какая кличка у кота?


- […] будет писать рассказ про кота Ваську.

[ …] будет писать про кота Барсика. […] про …

Каждый будет писать про своего кота. Рассказ состоит из двух частей. Вот предложения первой части рассказа. Прочитайте предложения про себя и подумайте, какое предложение первое.                                        


- Васька.

- Барсик.

- Пушок.

На доске в неверном порядке друг под другом расположены следующие таблички с предложениями первой части рассказа:


                    кто?        был голодный

Однажды     …            хотел есть

                                     хотел кушать


                                                                                     кого?

Вдруг он увидел (заметил) за окном двух жирных …  ,  которые сидели

    на чем?

 на  … … и  разговаривали

                     говорили

                     болтали

                     беседовали.

Одна ворона спросила у другой: «Кар – Кар?»

Вторая ей ответила (сказала): «Кар-Кар».


               что сделать?

Кот захотел     съесть             ворон.

                         скушать        

кто?

…   обрадовался и закричал: «Мяу! Мой ужин!»


Он прыгнул на форточку,                                         упал             куда?

 но плохо зацепился когтями за форточку и           свалился       …

                                                                                     сорвался


«Кар-Кар», - засмеялись вороны.

                                  кто?

«Мяу!» - закричал    …  .


- Ребята, кто хочет прочитать первое предложение?

- Прочитай, […].

(Учитель перемещает табличку с ответом под табличку Первая часть рассказа.)

- Как еще можно сказать об этом? Ответь, [Саша].

- Можно так сказать?

- Конечно. (Учитель прикрепляет под часть таблички со словосочетанием был голодный, табличку со словосочетанием хотел есть.)

 - А можно сказать, что кот хотел кушать?

(учитель под часть таблички со словом есть прикрепляет табличку со словом кушать.)

- Когда будете писать первую часть рассказа, не забудьте, что

Писать нужно по-разному.


Нельзя, чтобы у всех были одинаковые предложения, одинаковые рассказы.


- Я хочу прочитать первое предложение. Однажды кот Васька был голодный.




- Однажды кот Барсик хотел есть.

- Можно.






- Можно.



- Как вы думаете, какое будет следующее предложение? Ответь, […].

- Вы согласны?

- Послушайте, я прочитаю второе предложение: «[Вдруг он увидел за окном двух жирных ворон, которые сидели на ветке и разговаривали]».

- Кот захотел съесть ворон.



- Нет. Следующее предложение: «Вдруг он увидел за окном двух жирных ворон, которые сидели на ветке и разговаривали».

(Работа по вариативности написания предложений и дальнейшему составлению текста проводится по аналогии.)

- Ребята, мы составили первую часть рассказа. Прочитайте про себя.

- Откройте тетради и возьмите ручки.

- Давайте придумаем и напишем название рассказа. Посередине строчки напишите: Первая часть рассказа.

- Теперь напишите свой вариант первой части рассказа. Одинаковых рассказов не должно быть.

(Выполняют задание учителя)



- Я открыл(а) тетрадь и взял(а) ручку.

- Я написал(а).



(выполняют задание)

          Составление  и  написание  второй части рассказа.


 Сначала ученикам предлагается подумать, что произошло с героями рассказа после того, как кот упал в аквариум, а когда дети предложат варианты, дать свой.


когда?                 кто?          что сделал?      откуда?

                                                                         (из чего?)

Потом                     …            выбрался       из  аквариума          и отряхнулся                      

Затем                                       вылез

После  этого


Ему было холодно, мокро (сыро) и стыдно.

                                         кого?

Воронам стало жалко   ….

        что сделал…?

Они    влетел…       в комнату и стали махать  крыльями, чтобы

      (впорхнул…)                                        (размахивать)                                                


шерсть кота  быстрее   высохла, он согрелся и не   заболел .  

                         (скорее)                                                  (простыл)  

кто?                                        кого?

…                     поблагодарил   …               и  угостил их сыром.

кто?                                           кому?

…                     сказал спасибо    …

- Ребята, мы составили вторую часть рассказа. Прочитайте про себя.

- Откройте тетради и возьмите ручки.

- Посередине строчки напишите: Вторая часть рассказа.

- Теперь напишите свой вариант второй части рассказа. Одинаковых рассказов не должно быть.

(выполняют задание учителя)



- Я открыл(а) тетрадь и взял(а) ручку.

- Я написал(а).


(выполняют задание)

Заключительная часть

Подведение итогов работы

- Что мы сделали?  


- Ответил верно. Говорим  вместе.      

- Мы составили и написали рассказ по картинке.

                - Мы составили (написали) рассказ по картинке.   

- Сказали хором.   Молодцы.

Итог занятия. Прощание.

- Вам понравилось занятие?

- Вы работали хорошо, старались говорить и слушать внимательно. Молодцы. Занятие окончено.

До свидания.

- Нам понравилось занятие.




- До свидания.

                      Список использованной литературы:

1.  Ямбург Е.А. Школа для всех. Москва 1996.

2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Москва 1978.

3. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих школьников. Москва Просвещение, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр по развитию речи "Составление рассказа по серии картинок" (на основе сказок "РЕПКА" и "КУРОЧКА РЯБА")

Всем известна огромная польза таких заданий, как составление рассказов по серии картинок. В данном тренажёре расписано всё, что позволит успешно пользоваться методическим материалом, который здесь пре...

Русский язык: Развитие речи. Составление сочинений по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Тема:  Развитие речи. 2 класс. Составление сочинений по картине С. А. Тутунова « Зима пришла. Детство.»Педагогические задачи:обогащать словарный запас учащихся;создать  условия для форм...

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине «Салют Победы» В. Штраниха."

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа из личного опыта "Как я укрепляю свое здоровье".

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи)   в старшей группе. Тема недели   &laqu...

Развитие речи. Составление рассказа по картинке

Презентация к уроку развития речи 3 класс. Презентация помогаем спланировать поэтапную работу по составлению рассказа по картинке. необходимо для обучающих, испытывающих трудности с изложением....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"...


 

Комментарии

Мерзлютина Ирина Александровна

Татьяна Александровна, замечательный урок. +10. Примите мой голос. Дальнейших Вам творческих успехов. Приглашаю посмотреть мою работу. http://nsportal.ru/node/612101

Храмова Наталья Викторовна

Очень интересный урок. Голосую. Мои ссылки http://nsportal.ru/node/444456 ,http://nsportal.ru/node/640328, http://nsportal.ru/node/514120. Спасибо и удачи!

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020

Быкова Галина Ивановна

Работа интересная. посмотрите и мою работу http://nsportal.ru/node/669211