Слова и действия учителя | Слова и действия ученика |
Вступительная часть
Приветствие, оргмомент, объявление темы занятия |
|
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы будем сочинять рассказ. Читаем вместе.
- Что значит сочинять? Как можно сказать об этом ещё?
(учитель прикрепляет к магнитной доске под словом сочинять табличку со словом придумывать)
- Послушайте, как прочитаю я: Мы_ будем придумывать рассказ. Прочитай как я.
- Прочитала хорошо. Послушайте, как скажу я: «Мы будем [составлять]
рассказ». Повторите.
Учитель прикрепляет на доске под словами сочинять и придумывать табличку со словом составлять.
- Послушайте, как я прочитаю это предложение: «Мы_ будем составлять рассказ». Прочитаем вместе, выразительно. | - Здравствуйте.
- Сегодня мы будем сочинять рассказ.
- Придумывать.
- Мы будем придумывать рассказ.
- Составлять.
- Мы будем составлять рассказ. |
- Мы будем составлять рассказ. |
|
- Встаньте полукругом.
Поучимся хорошо говорить это предложение. |
|
Фонетическая зарядка №1
Составлять рассказ.
с___с__о ос___с__та ос__та ас__ас__с___ка___
в__ав в__ля __вля___ть
составлять рассказ
Мы__ будем составлять рассказ. |
|
- Ребята, сядьте на место.
- Ты готов(а) к работе? | (дети садятся за парты)
- Я готов(а) к работе. |
Основная часть
Работа по картине |
|
- Посмотрите на картинку. (Учитель показывает на картинку с изображением кота, падающего в аквариум с водой.)
[ Кто] изображен на картинке?
- Повтори мой вопрос и ответь.
(Учитель справа от таблички
изображены
На картине нарисованы
прикрепляет табличку кот, а под ней – вороны.
- Читаем вместе.
- Послушайте следующий вопрос:
«[Что нарисовано] на картине?»
- Повтори вопрос и спроси ребят, […].
- Аквариум пустой? Ответь, […].
- Конечно. (Учитель прикрепляет справа от таблички На картине… под табличками кот и вороны табличку аквариум с водой.)
- Окно нарисовано на картине?
(Учитель прикрепляет под табличкой аквариум с водой табличку окно.)
- Что еще изображено на картине?
Ответь, […].
|
- Кто изображен на картинке?
На картине изображены кот и вороны.
- На __картинке изображены кот и__ вороны.
- Что нарисовано на картине? Ответь, ….
- На картине нарисованы аквариум, окно.
- Нет, аквариум с водой.
- Да. Окно нарисовано на картине.
- Еще на картине изображены дерево, подоконник, цветы, ваза, ваза с цветами. |
Работа над словосочетанием «ваза с цветами» проводится по аналогии с работой над словосочетанием «аквариум с водой». Варианты ответов, не предложенные детьми, предъявляются учителем на слуховой или слухо-зрительной основе.
|
|
- Слушайте вопрос: «Что делают вороны? Повтори вопрос и ответь, […].
- Я не совсем согласна.
Вороны сидят на дереве?
- Конечно, на ветке. Можно сказать, что вороны сидят на дереве. Но более точно – на ветке.
(Учитель прикрепляет справа от таблички
Что делает кот?
Что делают вороны?
Табличку сидят на ветке и смотрят на кота.
- Прочитаем вместе. | - Вороны сидят на дереве и смотрят на кота.
- Нет, вороны сидят на ветке.
|
- Вороны сидят__ на__ ветке и__ смотрят на__ кота. |
|
- Что случилось с котом?
- Кто ответит?
-Пожалуйста, […].
- Ответила верно. (Учитель прикрепляет справа от таблички Что случилось с котом табличку Кот упал в аквариум с водой.
- Что значит слово «упал»? Как можно еще сказать?
- Можно сказать и так. (Учитель прикрепляет под табличкой упал табличку со словом свалился.)
Прочитаем вместе это словосочетание.
- Послушайте, я скажу по-другому. [Кот сорвался]. Повторите.
- Повторили верно. (Учитель прикрепляет под табличкой свалился табличку со словом сорвался.
- Ребята, встаньте.
- Поучимся хорошо говорить слово «сорвался»
|
- Я отвечу.
- Кот упал в аквариум с водой.
- Свалился.(Если дети не ответили, учитель сам называет слово.)
- Кот сорвался (все вместе). |
Фонетическая зарядка №2
сорвался
с___с_о___о_р_в___в_а___а__л_с___я__в_а_л_ся
сорвался
Кот сорвался |
|
- Молодцы, говорили хорошо.
Сядьте на место.
- Почему кот [сорвался] в аквариум с водой? Кто может ответить?
- Ответь, […].
- Варя ответила верно. (Учитель прикрепляет под табличкой Кот упал в аквариум с водой табличку Он плохо держался когтями за форточку )
- Ребята, что такое «когти»? У кого
есть когти?
- У кого есть ногти?
- Ответили правильно.
- Варя сказала, что кот плохо держался. Как можно еще сказать об этом?
- Можно сказать, что кот плохо зацепился когтями за форточку?
(Учитель прикрепляет под табличкой со словом держался табличку со словом зацепился).
- Ребята, что означает слово «зацепился»? Зацепитесь за парту.
- Как вы думаете, как сказать точнее: кот плохо держался или плохо зацепился?
-Конечно. Читаем вместе, выразительно. | - Я сел(а) на место.
- Я могу ответить.
- Кот сорвался в аквариум с водой, потому что он плохо держался когтями за форточку.
- Когти есть у кота, у собаки, у волка.
- Ногти у человека. Когти у животных и птиц.
- Кот плохо зацепился. (Если дети не ответили, учитель сам называет слово «зацепился»).
- Можно.
(Выполняют задание учителя).
- Я зацепился (зацепилась) за парту.
- Кот плохо зацепился.
|
- Кот плохо зацепился за__ форточку. |
|
(Учитатель прикрепляет табличку Кот хотел съесть ворон.)
- Читаем вместе. |
|
- Кот хотел съесть ворон. |
|
- Послушайте вопрос: «[Кот съел ворон]?» Повтори вопрос и ответь, […].
- [Почему] кот не съел ворон?
Повтори вопрос и объясни, […].
- Куда [свалился] кот? Повтори вопрос и спроси ребят, […].
- Ребята, а коты любят купаться?
- Конечно, коты не любят купаться. |
- Кот съел ворон?
Нет, кот не съел ворон.
- Почему кот не съел ворон?
Кот не съел ворон, потому что сорвался.
- Ребята, куда свалился кот? Отвечай, ….
- Кот свалился в аквариум с водой.
- Нет, коты не любят купаться. |
Составление и написание первой части рассказа
(работа с разрезным текстом) |
|
-Сейчас мы начнем составлять рассказ. (Читает по табличке.)
… … … сочинять
… … … составлять рассказ
… … … придумывать
- Вместе говорим. |
|
- Сейчас мы начнем составлять рассказ. |
|
- Сказали хорошо. Молодцы.
Как вы думаете, о ком рассказ?
(табличка располагается на доске)
- Правильно.
(учитель помещает на доске табличку с ответом справа от таблички… рассказ под вопросом
О ком рассказ).
- Прочитаем вместе. Слитно. |
- Рассказ о коте и воронах.
|
- Рассказ_ о_ коте и_ воронах. |
|
- Как вы думаете, как зовут кота? Какая кличка у кота?
- […] будет писать рассказ про кота Ваську.
[ …] будет писать про кота Барсика. […] про …
Каждый будет писать про своего кота. Рассказ состоит из двух частей. Вот предложения первой части рассказа. Прочитайте предложения про себя и подумайте, какое предложение первое. |
- Васька.
- Барсик.
- Пушок. |
На доске в неверном порядке друг под другом расположены следующие таблички с предложениями первой части рассказа:
кто? был голодный
Однажды … хотел есть
хотел кушать
кого?
Вдруг он увидел (заметил) за окном двух жирных … , которые сидели
на чем?
на … … и разговаривали
говорили
болтали
беседовали.
Одна ворона спросила у другой: «Кар – Кар?»
Вторая ей ответила (сказала): «Кар-Кар».
что сделать?
Кот захотел съесть ворон.
скушать
кто?
… обрадовался и закричал: «Мяу! Мой ужин!»
Он прыгнул на форточку, упал куда?
но плохо зацепился когтями за форточку и свалился …
сорвался
«Кар-Кар», - засмеялись вороны.
кто?
«Мяу!» - закричал … . |
|
- Ребята, кто хочет прочитать первое предложение?
- Прочитай, […].
(Учитель перемещает табличку с ответом под табличку Первая часть рассказа.)
- Как еще можно сказать об этом? Ответь, [Саша].
- Можно так сказать?
- Конечно. (Учитель прикрепляет под часть таблички со словосочетанием был голодный, табличку со словосочетанием хотел есть.)
- А можно сказать, что кот хотел кушать?
(учитель под часть таблички со словом есть прикрепляет табличку со словом кушать.)
- Когда будете писать первую часть рассказа, не забудьте, что
Писать нужно по-разному.
Нельзя, чтобы у всех были одинаковые предложения, одинаковые рассказы.
|
- Я хочу прочитать первое предложение. Однажды кот Васька был голодный.
- Однажды кот Барсик хотел есть.
- Можно.
- Можно.
|
- Как вы думаете, какое будет следующее предложение? Ответь, […].
- Вы согласны?
- Послушайте, я прочитаю второе предложение: «[Вдруг он увидел за окном двух жирных ворон, которые сидели на ветке и разговаривали]». | - Кот захотел съесть ворон.
- Нет. Следующее предложение: «Вдруг он увидел за окном двух жирных ворон, которые сидели на ветке и разговаривали». |
(Работа по вариативности написания предложений и дальнейшему составлению текста проводится по аналогии.) |
|
- Ребята, мы составили первую часть рассказа. Прочитайте про себя.
- Откройте тетради и возьмите ручки.
- Давайте придумаем и напишем название рассказа. Посередине строчки напишите: Первая часть рассказа.
- Теперь напишите свой вариант первой части рассказа. Одинаковых рассказов не должно быть. | (Выполняют задание учителя)
- Я открыл(а) тетрадь и взял(а) ручку.
- Я написал(а).
(выполняют задание) |
Составление и написание второй части рассказа.
Сначала ученикам предлагается подумать, что произошло с героями рассказа после того, как кот упал в аквариум, а когда дети предложат варианты, дать свой.
когда? кто? что сделал? откуда?
(из чего?)
Потом … выбрался из аквариума и отряхнулся
Затем вылез
После этого
Ему было холодно, мокро (сыро) и стыдно.
кого?
Воронам стало жалко ….
что сделал…?
Они влетел… в комнату и стали махать крыльями, чтобы
(впорхнул…) (размахивать)
шерсть кота быстрее высохла, он согрелся и не заболел .
(скорее) (простыл)
|
кто? кого?
… поблагодарил … и угостил их сыром.
кто? кому?
… сказал спасибо … |
|
- Ребята, мы составили вторую часть рассказа. Прочитайте про себя.
- Откройте тетради и возьмите ручки.
- Посередине строчки напишите: Вторая часть рассказа.
- Теперь напишите свой вариант второй части рассказа. Одинаковых рассказов не должно быть. | (выполняют задание учителя)
- Я открыл(а) тетрадь и взял(а) ручку.
- Я написал(а).
(выполняют задание) |
Заключительная часть
Подведение итогов работы |
|
- Что мы сделали?
- Ответил верно. Говорим вместе.
| - Мы составили и написали рассказ по картинке.
|
- Мы составили (написали) рассказ по картинке. |
|
- Сказали хором. Молодцы. |
|
Итог занятия. Прощание. |
|
- Вам понравилось занятие?
- Вы работали хорошо, старались говорить и слушать внимательно. Молодцы. Занятие окончено.
До свидания. | - Нам понравилось занятие.
- До свидания. |
Комментарии
Татьяна Александровна,
Татьяна Александровна, замечательный урок. +10. Примите мой голос. Дальнейших Вам творческих успехов. Приглашаю посмотреть мою работу. http://nsportal.ru/node/612101
Очень интересный урок.
Очень интересный урок. Голосую. Мои ссылки http://nsportal.ru/node/444456 ,http://nsportal.ru/node/640328, http://nsportal.ru/node/514120. Спасибо и удачи!
5+
5+
Отличная работа! Голосую с
Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020
Работа интересная. посмотрите
Работа интересная. посмотрите и мою работу http://nsportal.ru/node/669211