Технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | Тип Урок открытия нового знания | |||
Цель: Создать условия для написания сочинения по заданной теме. Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| ||
Ресурсы урока: Учебник «Русский язык» 4кл. УМК «Школа России», рабочая программа | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Какое время года изображено на картинах? Какое название вы бы дали каждой картине? Мог ли эти картины нарисовать один и тот же художник?
|
| |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
|
| |||
Организация познавательной деятельности | ||||
«С природой одною он жизнью дышал, Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье».
-спрашивает учащихся и корректирует в случае необходимости их ответы: Что будем описывать в основной части сочинения? (будем описывать картину - то, что изобразил художник); Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (В картине преобладают жизнерадостные светлые тона, день полон света); Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками); Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве); Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая); Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.); Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст); Что мы видим на высоком берегу вдали картины? (На заднем плане мы видим зеленеющее озимыми поле, деревушку. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.). Предлагает учащимся перечислить «опорные слова» для написания основной части, предложенные варианты выводит на доску (осенний день, воздух, небо, река, деревья, поле, луг/трава, деревушка...). -предлагает разбиться на четверки и дополнить опорные слова (каждая группа получает 2-3 слова) до словосочетаний, которые могут быть использованы в сочинении; -обсуждает предложенные варианты и выводит их на доску: день -осенний, солнечный, тёплый, погожий... воздух- бодрящий, прозрачный... небо - голубое, светлое, чистое, солнечное, васильковое, с белыми облаками, с легкой дымкой... река, берега реки- неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, извилистая, удаляется в глубину, спокойно несет воды, отражаются... деревья- березки, ивы, желтые, золотые, молодые, разноцветные, как свечки, одиноко, красивые, белые стволы... трава/луг - сухая, желтая, как ковер, бурая, рыжеватая... поле - зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик. деревушка - маленькая, дальняя. -спрашивает какими словами можно начать основную часть сочинения и какие еще опорные слова можно использовать; предложенные варианты выводит на доску (На картине изображена, на переднем плане, на заднем плане, по мере удаления от переднего края картины, на линии горизонта...).
- предлагает обсудить, о чём можно рассказать в заключительной части текста. (Какое впечатление производит картина? Нравится ли она тебе? Почему?) Возможна работа со словарем настроений. -обсуждает предложенные варианты, опорные слова выводит на доску (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…, мне эта картина нравится тем, глядя на картину, хотел показать, светлое чувство радости и спокойствия, немного грустно, сбросят золотую листву...).
- самостоятельно в парах устно составить текст сочинения, используя план (упр. 48 стр. 34 учебника) и опорные слова (на доске); - определить: соответствует ли текст теме и главной мысли картины; удалось ли понятно описать содержание картины; удалось ли передать чувства, вызываемые пейзажем; - в случае необходимости провести корректировку, затем записать текст сочинения.
|
| |||
Рефлексия деятельности | ||||
1. Прочитать и вставить в «папку правил» Памятку как писать сочинение; 2. Задание на выбор: - найти и переписать в тетрадь стихотворение/отрывок стихотворения, которое передаёт тему или главную мысль картины И.И. Левитана «Золотая осень» 1896 г. - написать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 1896 г. |
|
Приложение №1
Приложение №2
Памятка
как писать сочинение по картине
- Внимательно рассмотри картину.
- Кто автор картины? Кратко расскажи о художнике и об истории создания картины.
- Какова тема картины? Какова главная мысль картины? Выбери заголовок для сочинения.
- Что изобразил художник на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)? Опиши эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используй синонимы, образные выражения, сравнения.
- Каково твоё отношение к картине? Нравится ли она тебе? Почему? Какое впечатление на тебя производит картина?
- Составь план описания картины.
- Подбери опорные слова или словосочетания, которые помогут написать сочинение.
- Напиши сочинение.
- Проверь себя.
Приложение №3
Оцени свою работу на уроке:
могу/знаю | сомневаюсь, попробую ещё раз | не могу/не знаю | ||
1. | Я могу определить жанр, тему, главную мысль картины | |||
2. | Я могу составить план сочинения по картине | |||
3. | Я могу самостоятельно найти информацию о художнике, который нарисовал картину | |||
5. | Я могу самостоятельно подобрать опорные слова и составить описательный текст по картине | |||
6. | Я могу выразить свое отношение к картине | |||
7. | Я могу самостоятельно написать сочинение по любой пейзажной картине |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
Урок развития речи....
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»....
ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
урок русского языка...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель: научить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»Задачи:1.Образовательная: повышать грамотность учащихся; обогащать и активизировать словарь детей; озн...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи . Картина по сюжетам».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Развитие речи . Картина по сюжетам»Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Задачи урока Дидактические:уме...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему _Сочинение по картине И.С. Остроухова _Золотая осень_
Презентация к уроку русский язык составлена в соответствии с этапами урока. К каждому этапу подобраны задания, позволяющие решать поставленные задачи....
Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...