"Изменение имен существительных по падежам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Цель данной разаработки урока- дать первоначальное представление о склонении имён существительных.
Данный материал поможет: познакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей, формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму); создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «НОШ №6»
г.Адыгейск
Урок русского языка
в 3 классе
Тема: «Изменение имен существительных по падежам».
Учитель:
Джандар З.М.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель:
- дать первоначальное представление о склонении имён существительных.
Задачи:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей,
развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения.
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: компьютер, экран, карточки для учащихся, опорные таблицы,
Ход урока:
I. Орг. момент. (слайд № 2) (1 мин.)
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
- Начнем скорей урок!
(Проверка готовности к уроку. Запись числа)
II. Настрой на урок. (1 мин.)
1).Растирание ушных раковин и пальцев рук (разогревание рук, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину ладонями.)
2).Мелкая моторика (Поочерёдно касаться пальцами рук и говорить: «Желаю (соприкасаться большими пальцами), успеха (указательными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Удачи!
III. Минутка чистописания. (слайд № 3) (2 мин.)
ггг го год ог гора, горняк, пригорок
-Что скажете о словах? (однокоренные слова; имена существительные).
- По каким признакам определили?
- Фонетический анализ слова гора.
IV. Введение в тему. (слайд № 4) (5 мин.)
- Прочитайте задание к упражнению № 58.
- Кошка привыкла к Тиме.
- Тима скучает без кошки.
- - - - - - - -
- Он налил кошке молока.
- - - - -
- Мальчик напоил кошку.
- - - - -
- Он подружился с кошкой.
- - - - - - -
- Тима рассказал о кошке другу.
- - - - - -
- В каком предложении слово кошка - подлежащее? (1)
- Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? (Да.)
- В каких предложениях кошка - второстепенный член предложения? (2-6).
- Это слово стоит там в других формах? (Да, в других.)
- Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях? (По окончаниям и по вопросам.)
- В какие словосочетания входит слово кошка? ( Скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке.)
- На какие вопросы оно отвечает? (Без кого? кому? кого? с кем? о ком?)
- Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах.
- Сколько предложений в тексте?
- Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?
- Продолжите высказывания: (слайд № 5)
- Имена существительные могут отвечать на вопросы …
(После того, как дети назовут все вопросы, на которые отвечает имя существительное в тексте, по щелчку мышью открыть запись на слайде:
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)
- При изменении существительного по вопросам изменяется его …
( По щелчку мышью открыть запись на слайде: окончание.)
V. Постановка темы урока. (3 мин.)
- Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменение имён существительных по вопросам.)
- Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Выслушать ответы детей).
- Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. (слайд № 6)
-Прочитайте в учебнике на странице 61 подсказку Летучей Мыши, пояснение Анишит Йокоповны.
- Хочу вас обрадовать, - сказала Анишит Йокоповна. - с этими двумя падежами вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. А слово в начальной форме - это и есть слово в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже! В начальной форме оно как бы даёт ИМЯ всякому предмету.
- А откуда мы знаем родительный падеж? - спросила Маша.
- РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж показывает первое изменение формы слова, - ответила Анишит Йокоповна.
Есть кто? что? кот (И.п.)
Нет кого? чего? кота (Р.п.)
VI. Целеполагание и мотивация. (1 мин.)
- Можете мне сказать, о чём мы будем говорить на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном: повторим то, что знаем, если чего-то не знаем, то сегодня постараемся узнать.)
VII. Изучение нового материала.
1).Работа с Толковым словарём. (слайд № 7) (4 мин.)
- Откройте словарь. Найдите любое слово, называющее предмет.
- Обратите внимание на пометы, которые даны к каждому слову:
- первая помета показывает окончание в Родительном падеже,
- вторая - род существительного.
- Найдите в словаре любое существительное, прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье.
2) Знакомство с названиями падежей. (4 мин.)
Прочитать сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:
- Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
- Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
- Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
- Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
- Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
- Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
- У падежей как-то спросили:
- А зачем вы нужны существительным?
- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение хозяина Существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
- Указываем, на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия объекта (читать книгу, собирать ягоды и так далее).
- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение. (слайд № 8)
И.п. | Именительный падеж |
Р.п. | Родительный падеж |
Д.п. | Дательный падеж |
В.п. | Винительный падеж |
Т.п. | Творительный падеж |
П.п. | Предложный падеж |
3). Знакомство с приёмами запоминания падежей. (2 мин.)
- А сейчас мы познакомимся с приёмом запоминания падежей. (слайд № 9)
- Твои прапрапрабабушки и прапрапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки:
И.п. | Именительный падеж | Иван |
Р.п. | Родительный падеж | Рубит |
Д.п. | Дательный падеж | Дрова |
В.п. | Винительный падеж | Варвара |
Т.п. | Творительный падеж | Топит |
П.п. | Предложный падеж | Печку |
4) заполнение таблицы «ЗХУ», (4 мин.)
-Давайте заполним 1 колонку таблицы, что мы уже знаем по нашей теме урока
(слайд № 10)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| Что нужно делать, чтобы правильно определять падеж имён существительных. |
|
- Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите, посоветовавшись в парах. (Высказывания детей записываются во 2 столбик таблицы).
- А вот третью колонку заполните в конце урока.
5). Знакомство со способами определения падежей. (4 мин.)
- Познакомимся со следующей таблицей. (слайд № 11)
- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.
И.п. | ЕСТЬ | кто? что? |
Р.п. | НЕТ | кого? чего? |
Д.п. | ДАМ | кому? чему? |
В.п. | ВИЖУ | кого? что? |
Т.п. | ВОСХИЩАЮСЬ | кем? чем? |
П.п. | ДУМАЮ | о ком? о чём? |
- Что вы заметили? (У некоторых падежей вопросы совпадают. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы).
- Как быть в таких случаях? Обратите внимание на слова 2 столбика. Эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Давайте вернёмся к упражнению 58. Найдите предложение, где слово кошка стоит в родительном падеже. (слайд № 12)
- Миша считает, что во 2-ом предложении, а Маша - что в 4-м предложении. Чтобы не ошибиться в определении падежей, воспользуйся помощью слов: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О.
Р.п. | НЕТ КОШКИ |
В.п. | ВИЖУ КОШКУ |
- Давайте определим падежи у этого слова во всех остальных предложениях. Что для этого нужно сделать?
6). Знакомство с алгоритмом определения падежей. (слайд № 13) (2 мин.)
- определи словосочетание, в которое входит это слово;
- поставь к этому слову вопрос от слова-командира;
- проверь, какой именно это падежный вопрос.
7). Упражнения в определении падежей имен существительных. Работа в парах. (слайд № 14) (3 мин.)
- На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд»:
Человек трудом красен.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
По труду о человеке судят.
Человек воспевает труд.
Есть много пословиц о труде.
- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
8). Проверка самостоятельной работы. (слайд № 15) (1 мин.)
5. Человек трудом красен. (Т.п.)
1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
3. По труду о человеке судят. (Д.п.)
4. Человек воспевает труд. (В.п.)
6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)
9). Стадия рефлексии. (1 мин.)
- Что мы называем склонением?
- Сколько падежей в русском языке?
- К какому падежу относится существительное в начальной форме?
- Назовите вопросы косвенных падежей.
- Запишите третий столбик таблицы «Узнал». (слайд № 16)
VIII. Итог. (2 мин.)
-Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
-Всё ли было понятно на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему?
-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных по падежам».
- Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: ( на слайде 17)
Мне понравилось на уроке …
Мне удалось на уроке…
Я порадовался на уроке за …
Я могу похвалить себя за …
Мне надо еще поработать над …
-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
- Сегодня на уроке хорошо работали…
- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе. (слайд № 18)
IX. Домашнее задание:. (слайд № 19) (1 мин.)
- Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке.
- Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
- Вспомнить алгоритм определения падежей.
- Выполнить упражнение № 41 на стр. 35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение имен существительных по падежам.
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа XXI века" по теме "Изменение имен существительных по падежам". Первый урок, где идет формирование первоначального представления о склонении имен суще...
Изменение имен существительных по падежам
Урок - обобщение...
Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".
Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....
Тест по теме: "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс
Изменение имен существительных по падежам» Вариант - I 1. Имя существительное – это… а) часть речи; б) часть предложения; в) слово 2) Имя существительное обозначает… а) предмет б) действие пре...
"Изменение имен существительных по падежам"
Урок русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Урок в форме детективного расследования.Дети знакомятся с понятием "падеж", с имен...
Изменение имен существительных по падежам
Урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Р.Н.Бунеева....