Изменение имен существительных по падежам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок - обобщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ

«РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

Открытый урок

Тема: «Изменение имён существительных по падежам в единственном числе  - обобщение»

Кудрявцева Надежда Артемовна

                                                                          МОУ СОШ №8

                                                                г. Кызыл

2011 год

Тема: «Изменение имён существительных по падежам в единственном числе  - обобщение»

Цели урока: 1. Закрепить умение различать падежи  по общности их признаков;

Совершенствовать умение определять тип склонения имён существительных в начальной форме и в косвенных падежах;

Закрепить навык правильного написания окончания в именах существительных в единственном числе;

2. Развитие орфографической зоркости, умения выполнять различные виды разборов;

Развитие речи, мышления, внимания.

3. Воспитание интереса к русскому языку, творческой деятельности учащихся, любви к природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем с вами закреплять умение определять падеж имени существительного, написание окончаний имён существительных в нужном падеже и склонении и повторим правила орфографии.

  1. Беседа.

Когда вы шли сегодня в школу, обратили внимание на погоду сегодня?

Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего дня. (-------------------------)

Закроем глаза и шёпотом произнесём: зима…. Какое чувство у вас возникло? (------------------------)

А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (------------)

Вот каким увидел зимний лес  русский поэт С. Есенин.

3.Чистописание:  Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

С. Есенин.

Дремлет лес под зимними одеждами, но жизнь в нём продолжается. Давайте вспомним зимних жителей леса.

4.Словарная работа:

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?  ( медведь)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной

Снег разгребает,

Мышек хватает?  (лисица)

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках. (заяц)

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая. (сорока)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

Быстро летает

Крохи собирает. (воробей)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Но вот вспорхнули яблоки,

Ведь это…… (снегири)

Какое слово здесь лишнее?  Снегири -------------

Воспитательный момент:

А что вы, ребята, должны помнить о птицах зимой? (----------)

Основная часть.

Прочитайте стихотворение.

Зима на подходе – и поползень вроде

Давно всё, что нужно, нашёл и припас,

Но снова он в спешке то прячет орешки,

То с ягодой в клюве косится  на нас.

О ком это стихотворение?

Определите падежи имён существительных. (-----------------)

Сколько падежей вы знаете?  (6)

Давайте вспомним их названия:  ( читают дети)

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто (им.п)

Кого же нет?

Я очень беспокоюсь,

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу друзья, скорее помогите!

И как зовут меня скажите (род.п)

Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать

Лишь только я могу сказать

С предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу (дат.п.)

Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь

Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну скорей скажите,

Как меня зовут?(вин.п)

Творите-чем? Творите-с кем?

Я подскажу вам-нет проблем!

Предлогом «перед», «под»и «над»

В любой момент я очень рад (тв.п)

Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в» и «о» и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять. (П. п.)

На улице зима, идёт снег. К нам в класс залетело несколько снежинок. Давайте посмотрим, что они хотят узнать?

На обратной стороне снежинок вопросы:

Что называется именем существительным?

Как узнать падеж имени существительного?

Как определить род имен существительных?

Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?

Диктант-  цепочка: Мороз – вьюга – снегопад.

                              Шапочка – снеговик – снежинка

                              Снегирь – лёд – снежный

Прочитайте слова внимательно, нет ли здесь лишнего слова? (снежный)

В каком падеже стоят имена существительные? ( в Им. п.)

Что знаете об имени существительном в именительном падеже? (употребляются без предлогов)

Как называются остальные падежи? (косвенными)

Физминутка «Снежинки»      Мы снежинки, мы пушинки.

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь.

Пальчиковая гимнастика.- трём руки, замёрзли.

Снег продолжает идти и закрыл несколько букв в следующем задании.

Текст на доске -  орфографическая работа.

Посыпался колючий снег. Пушистое белое покрывало легло на землю. С севера прилетел зимний гость. Это красногрудый снегирь.  Он летит к рябине и клюёт ягоду.

Какое правило вспомнили, вставляя буквы?

Как проверить безударную гласную в корне?

Как проверить парную согласную в корне?

Как правильно написать безударное окончание в именах существительных.

Грамматические задания

Синтаксический разбор – 5 предложение

Вывод: что знаете о падеже подлежащего

Морфологический разбор – с севера.

Зарядка для глаз.

Самостоятельная работа:

Запишите словосочетания, раскрывая скобки, поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительных выделить.

Ветка (рябина) (Р. п.)

Гулять (улица) (Д. п.)

Любоваться (снежинка) (Т. п.)

Какая особенность у существительных в дательном падеже? ( предлоги к, по)

Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р. Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней:

О русской природе, о милой природе,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,

О гроздьях рябины, о шорохах бора,

О ландышах ранней весны.

Узнали падеж? Докажите.

Какая особенность у существительных в предложном падеже? ( только с предлогами)

Чтобы эта природа оставалась такой же прекрасной, что мы люди должны делать? ( беречь её – воспитательный момент)

А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту зимней природы.

Рассмотрите их внимательно и выберите для себя одну, которая вам больше всего понравилась. Представьте себе, что именно эта картина пропала. Постарайтесь дать ей словесное описание, чтобы мы узнали эту картину.

Итог урока.

Чем мы занимались на уроке?

Что называется склонением имён существительных?

Как определить падеж имени существительного?

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Изменение имен существительных по падежам в единственном числе»

Слайд 2

Цели урока 1. Закрепить умение различать падежи, определять тип склонения имен существительных. 2. Закрепить навык написания окончания имен существительных в единственном числе. 3. Повторение правил орфографии.

Слайд 4

Заколдован невидимкой  Дремлет лес под сказку сна.  С. Есенин

Слайд 5

 МЕДВЕДЬ

Слайд 6

ЛИСИЦА

Слайд 7

ЗАЯЦ

Слайд 8

СОРОКА

Слайд 9

ВОРОБЕЙ

Слайд 10

СНЕГИРЬ

Слайд 12

Зима на подходе и – поползень вроде Давно всё, что нужно нашёл и припас, Но снова он в спешке то прячет орешки, То с ягодой в клюве косится на нас.

Слайд 13

Ветка (рябина) (Р.п.) Гулять (улица) (Д.п.) Любоваться (снежинка) (Т.п.)

Слайд 15

Сегодня на уроке я: научился….. было интересно… было трудно …. мои ощущения…. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение имен существительных по падежам.

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа XXI века" по теме "Изменение имен существительных по падежам". Первый урок, где идет формирование первоначального представления о склонении имен  суще...

Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....

Тест по теме: "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс

Изменение имен существительных по падежам» Вариант - I 1. Имя существительное – это… а) часть речи; б) часть предложения; в) слово 2) Имя существительное обозначает… а) предмет б) действие пре...

"Изменение имен существительных по падежам"

               Урок русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Урок в форме детективного расследования.Дети знакомятся с понятием "падеж", с имен...

Изменение имен существительных по падежам

Урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Р.Н.Бунеева....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...