«Фонетическая зарядка в начальных классах для слабослышащих детей».
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
В данной работе описано применение фонетической ритмики в системе работы над произношением в специальных школах для глухих и слабослышащих детей; использование фонетической ритмики при работе над звуковым составом; принципы отбора движений при работе над звуками речи; работа над гласными звуками; работа над согласными звуками; применение фонетической ритмики в процессе развития речевого дыхания, голоса, элементов ритмико-интонационной структуры, речи, при работе над словом и фразой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
I и II видов»
Методическая разработка по теме:
Фонетическая зарядка в начальных классах для слабослышащих детей
Подготовила:
учитель начальных классов:
Урецкая Татьяна Александровна
г. Смоленск 2013 год
Описание: в данной работе описано применение фонетической ритмики в системе работы над произношением в специальных школах для глухих и слабослышащих детей; использование фонетической ритмики при работе над звуковым составом; принципы отбора движений при работе над звуками речи; работа над гласными звуками; работа над согласными звуками; применение фонетической ритмики в процессе развития речевого дыхания, голоса, элементов ритмико-интонационной структуры, речи, при работе над словом и фразой.
Формирование у слабослышащих детей устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструментом мышления. При этом задача формирования произносительной стороны речи слабослышащих детей является наиболее специальной, так как она реализуется в условиях, когда нарушено единство слуха и речи.
Работа по совершенствованию произносительных навыков имеет особенности, связанные с состоянием произношения, возрастом учащихся. А также уровнем их речевого развития и в целом общеобразовательной подготовки.
Слабослышащие дети овладевают устной речью в процессе специального обучения и в ходе подражания речи педагога. Успех в существенной мере зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова.
Сложность работы усугубляется тем обстоятельством, что состав детей, обучающихся в школе, далеко не однороден как в отношении состояния слуха, так и потенциальных возможностей усвоения произносительной стороны речи. Перечисленные особенности необходимо учитывать во всей системе работы по формированию произносительной стороны речи. В частности при проведении фонетических зарядок.
Работа над устной речью (в том числе и над произношением) должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках и воспитательных занятиях, на специальных уроках (в слуховом кабинете и ритмики), на специальных индивидуальных или групповых занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению, в ходе повседневного общения в школе, вне её, дома.
Фонетическая зарядка – это одна из форм организации работы над произношением. Основной задачей здесь является закрепление в устной речи учащихся ранее произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Не менее важно и закрепление вновь приобретенных навыков.
Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией. Конкретное содержание определяется программными требованиями. Кроме того, оно зависит от состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося. Если большинство школьников не имеет прочных навыков по некоторым уже изученным разделам программы, то допустимо включать материал, пройденный в предыдущие годы.
В основу фонетических зарядок в школе для слабослышащих детей положен аналитико-синтетический полисенсорный метод с элементами концентрического.
Соответствие аналитико-синтетическому методу проявляется в том, что в ходе речевых зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами.
Слоговые упражнения полезны на всех годах обучения не только для закрепления произносительных навыков, но и для предупреждения возможного их распада. Но желательно не злоупотреблять ими в ущерб работе над целыми словами, словосочетаниями и предложениями.
Приведу пример соотношения работы над словом и его элементами. Тема зарядки - «Звук Ш».
Цель – автоматизация звука Ш в позиции прямого слога.
Учитель отобрал для отработки на уроке математики в ходе фонетической зарядки числительные 6, 16. В содержание зарядки включены не только слова, но и слоги, а сами слова представлены не только в целостном виде, но и по частям:
Ш___ Ш__есть
Ш___а шесть
Ш___е Ш___ес(т)на(д)цать
Ш___и ШЕС(т)на(д)цать
Реши пример и скажи только ответ:
20 – 4 2 * 3
4 * 4 18 : 3
Следует отметить, что отработка произносительных навыков на осмысленном речевом материале должна занимать центральное место на всех ступенях школьного обучения слабослышащих.
Полисенсорность предусматривает широкую опору на разные анализаторы слабослышащего ребенка - слуховой, зрительный, тактильный. Обычно фонетическая зарядка проводится на первом уроке в течение
2 – 5 минут. При необходимости (отработка сложных терминов, связанных с программным материалом и темой речевой зарядки на данную неделю) её можно проводить на любом уроке в течение 2 мин. Методика работы сводится к тому, что все упражнения выполняются фронтально с использованием звукоусиливающей аппаратуры: с индивидуальными слуховыми аппаратами или аппаратурой коллективного пользования. Часть упражнений выполняется при восприятии только на слух, а часть при слухо-зрительном восприятии.
Речевой материал следует подбирать таким образом, чтобы в одном слове не было двух (или более) звуков, одинаково сложных для детей на данном этапе работы.
Например, если проводится работа по автоматизации звука К и коррекции звука С, то нельзя использовать в качестве речевого материала слова, содержащие оба эти звука, например: собака, коса, песок. Целесообразно использовать слова, в которых эти звуки вместе не встречаются.
В выборе речевого материала предпочтение необходимо отдавать разговорной лексике. Необходимо подбирать слова и выражения, которыми дети пользуются самостоятельно.
Обычно фонетическая зарядка проводится при хоровом проговаривании. Но наряду с ним вызываются и отдельные учащиеся, особенно те, кто допускает ошибки по теме зарядки. К исправлению ошибки привлекаются не только оценка и инструкция учителя, но и оценка и оценка и правильный образец произнесения речевого материала одноклассниками. Но это в том случае, если собственная речь детей достаточно внятная и они научились слушать друг друга.
В младших классах допускается разделение упражнений, предусмотренных для одного дня, на несколько уроков. Это связано с тем, что на этом этапе обучения темп работы ещё очень медленный и такие занятия требуют слишком много времени.
Поскольку время фонетической зарядки очень ограничено, в известной мере ограничены и виды работы, которыми пользуется учитель. Но необходимо практиковать разнообразные виды работ. Это следует предусматривать в плане. Наряду с чтением речевого материала с доски и плаката нужно тренировать учащихся в назывании картинок и конкретных предметов, воспроизведении в действиях ситуации, рассказывании. В младших классах следует применять виды работ, связанные с речевой практикой детей: рассказывание, чтение стихотворных текстов, загадок и т.д.
ВИДЫ РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКЕ.
- Восприятие на слух слов, слогов, написанных на доске, и их воспроизведение:
СА СА СА - сарай (самолёт, …)
СО СО СО - сок (40, …)
СУ СУ СУ - сумка (сутки, …)
СЕ СЕ СЕ - семь (70, …)
СИ СИ СИ - семнадцать (700, …)
- Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки (запись на доске) и их воспроизведении:
Лужайка
Урожай
Снежинка
Зелёная лужайка
Богатый урожай
Красивые снежинки
На полях собран богатый урожай.
В воздухе кружатся снежинки.
У Жени тяжелый портфель.
- Чтение слов с последующим восприятием на слух:
здравствуйте четыре семь
здоровье четырнадцать семнадцать
четыреста семьдесят
длинный
взрослые
- Чтение предложений с наращиванием:
Будем писать.
Будем писать рассказ.
Будем писать большой рассказ.
- Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения:
В садах, в полях, в лесах (поспели ягоды, поют птицы, лежит снег…).
- Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками:
О.сенью на улице на ул.це гря.но.
- Подбор слов и словосочетаний по образцу:
Одна тетрадь волк – волчонок
Две тетради белка - …
Три … кролик - …
Четыре … заяц - …
- Составление предложений по образцу и их чтение:
У медведя - берлога
У лисы - … (нора)
У белки - … (дупло)
У птицы - …(гнездо)
- Подбор слов противоположных по значению:
Справа – слева
Сзади - …
Вверх - …
- Работа по опорным словам:
А) Ответы на вопросы с использованием данных слов:
Что ты хочешь есть на обед (кашу, котлету, суп, макароны)?
Б) Составление предложений по опорным словам:
Купил, помидоры, в магазине, папа, арбуз.
- Составление словосочетаний:
Ягоды …
Цветы …
Ножницы …
Каникулы …
(спелые, душистые, острые, веселые).
- Ответы на вопросы:
- Сколько минут в часе?
- В часе 60 минут.
- Выполнение поручений:
- Решите пример: 16 – 10 =
- Скажите ответ: 13 + 4 =
- Назовите осенние месяцы.
При планировании и проведении фонетической зарядки важно следить за тем, чтобы была обеспечена смена видов речевой деятельности: от менее самостоятельных к более самостоятельным (подражание при сопряженном с педагогом воспроизведении речевого материала и при отраженном его повторении – чтение – рядовая речь (постоянные ряды слов, например, название числительных, дней недели, падежей, считалки…) самостоятельное называние – ответы на вопросы и выполнение заданий).
В ходе фонетической зарядки должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности
Виды:
- воспроизведение речевого материала по подражанию и чтению;
- воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение и рядовая речь;
- воспроизведение речевого материала по подражанию и самостоятельное называние;
- чтение и самостоятельное называние;
- рядовая речь и ответы на вопросы, выполнение заданий;
- воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.
При воспроизведении речевого материала в сопряженном и отраженном проговаривании надо использовать движения речевой ритмики. Дети с её использованием произносят слоги, слова, словосочетания, фразы, например:
АН АН АН - Вот Тихий океан
УС УС УС - плюс
УС и УС - плюс и минус
В ходе проведения фонетических зарядок детям предлагается задавать вопросы и отвечать на них. Для этого целесообразно использовать фигурки Незнайки, Знайки, Почемучки и т.д.
Весь материал фонетических зарядок необходимо подбирать с учетом программных требований к общеобразовательным урокам, уровня общего и речевого развития слабослышащих детей и фонетического принципа так, чтобы этот материал обеспечивал речевую практику учащихся и способствовал развитию речи в целом.
Список использованной литературы:
- Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки Санкт-Петербург, КАРО 2005
- Руленкова Л.И. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха с использованием верботонального метода: Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
- Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 4 класс для слабослышащих детей
Урок проводился дистанционно....
Фонетический разбор в начальных классах.
В программе начальной школы по русскому языку большое внимание уделяется различным видам грамматических разборов. Фонетический разбор слов — один из самых сложных видов разбора на уроках русского язык...
«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...
Методическая разработка игры-соревнования по правилам дорожного движения для начальных классов «Правила дорожные детям знать положено»
Аннотация к методической разработке: Данная разработка представляет собой методический материал для проведения игры-соревнования по правилам дорожного движения в начальных классах.Актуальность: Развит...
Организация фонетической зарядки в младших классах
Фонетическая зарядка как форма фронтальной работы имеет большое значение в обучении, так как является своеобразной установкой учащимся на правильное произношение в течение всего дня занятий. Фонетичес...
Рабочая программма по развитию речи 1-5 класс для слабослышащих детей.
Рабочая программма по развитию речи 1-5 класс для слабослышащих детей. Рабочая программа по учебному предмету « Развитие речи для обучающихся воспитанников с ограниченными возможност...
Письмо к учителю начальных классов, обучающих особенных детей
Обращение к учителям начальных классов о восприятии ими особенных детей, о стремлении помочь ребятам войти в школьную среду....