Рабочая программма по развитию речи 1-5 класс для слабослышащих детей.
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программма по развитию речи 1-5 класс для слабослышащих детей. Рабочая программа по учебному предмету « Развитие речи для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) и на основе авторской программы по развитию речи ,Т.С. Зыкова, Кузьмичева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_1-5_kl_pechat.docx | 94.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Развитие речи для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) и на основе авторской программы по развитию речи ,Т.С. Зыкова, Кузьмичева.
В системе предметов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для слабослышащих детей основное место занимает предмет «Развитие речи» Это обусловлено тем, что русский язык является составной частью предметной области филология.
Задачами начального курса развития речи в школе для слабослышащих детей являются преодоление речевого недоразвития учащихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).
Организация всего учебно–воспитательного процесса в школе для слабослышащих детей направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работы, варьировать объём и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух.
Все стороны речевой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития и совершенствования двух форм речи - устной и письменной. Уроки развития речи формируют и обогащают словарный запас, ведется работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности. Работа на уроке по развитию речи строится на основе определенной темы. Темы близки учащимся по жизненному опыту, отражают события и явления окружающей жизни.
Цель данной программы это создание условий для развития словесной речи (устной и письменной) слабослышащих учащихся, формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека.
- Целями изучения предмета «Развитие речи» в начальной школе являются:
- Формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме.
- создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие слухового восприятия и обучение произношению.
..
Задачи:
* дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно этических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом;
1.Обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся;
2.Обучение выбору точных , выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;
3.Совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, т.е. процессов порождения и восприятия речи на всех уровня языка – фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом; выработки основных качеств «хорошей речи»;
4.Понимание чужой речи и собственное речепроизводство всех видов речи (устной и письменной, диалогической и монологической);
5.Развитие связной речи учащихся во всех видах деятельности на уроках и внеклассных занятиях языкового цикла;
6.Воспитание звуковой культуры речи.
Развитие речи, являясь одним из ведущих видов речевойи мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из истории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в развитие речи, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены. В основу построения классного развития речи положен тематический принцип.
Задачами начального курса развития речи в школе для детей с нарушением слуха являются преодоление речевого недоразвития учащихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).
Программа начальных классов содержит материал, в процессе прохождения которого осуществляется практическое овладение учащимися языком и подготовка их к изучению систематического курса грамматики.
Организация всего учебно-воспитательного процесса в школе для детей с нарушением слуха направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работы, варьировать объем и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный.
Большое место на уроках развития речи занимают речевые упражнения (словарные, синтаксические, композиционные). Преобладающими видами таких упражнений являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения, сочинения по теме.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература, включающая: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Iвида «Т.С.Зыкова, Е.П.Кузьмичёва, Развитие реч, М: Просвещение, 2012 Г. «Зикеев А.Г.. Русский язык» учебник для1, 2 ,3,4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида в 3х ч., - М.: Владос, 2012г.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ |
|
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Метапредметные результатоы:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации и искать средства еѐ осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учѐта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
- Личностные результаты:
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
- сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
- знания моральных норм и сформированности морально - этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
- развития у ребѐнка адекватных представлений о его собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладения навыками коммуникации (в том числе: развитие слухового и слухозрительного восприятия речи и неречевых звучаний в естественной акустической среде, коррекция недостатков произносительной стороны речи, развитие у ребёнка внятной, членораздельной, достаточно естественной речи);
- дифференциации и осмысления картины мира и её временно-пространственной организации;
- осмысленияребёнком своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
Предметные результаты:
1) овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач, включая коммуникацию в сети Интернет (с учётом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся);
2) сформированность умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор,
3) сформированность умения уточнять непонятое в ходе коммуникации со взрослыми и сверстниками; понимание высказывания, выраженного не только знакомыми, но и незнакомыми речевыми средствами, иной структурой фразы, в новых условиях общения; умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
4) овладение умением использовать дактилологию как вспомогательное средство;
5) овладение умением получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат
Выпускник научится: – оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); – выражать собственное мнение и аргументировать его; – самостоятельно озаглавливать текст; – составлять план текста; – сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться: – создавать тексты по предложенному заголовку; – подробно или выборочно пересказывать текст; – пересказывать текст от другого лица; – составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; – корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; – анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Результатом коррекционной работы на уроках развития речи является: умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию на основе словесной речи (использование в речевом общении устно–дактильной формы речи как вспомогательной); - отработка восприятия слухозрительно и на слух тематической лексики уроков (фраз, слов, словосочетаний) и её произнесение голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе.
2.Содержание учебного предмета, курса.
Уточнение и обогащение словаря. Слова, выражающие поручения, приказания. Слова, обозначающие предметы, действие, местоположение, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира. Слова, обозначающие детенышей животных, виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии, детенышей животных, характеризующие предмет по материалу, веществу, принадлежности лицу или животному, отношению к месту или группе лиц. Слова с общим корнем, обозначающие предмет и его качество, лицо и производимое им действие: действия, различающиеся по завершенности и незавершенности и др. Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цветов, с эмоционально-экспрессивной окраской, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия, с переносным значением, образные выражения.
Слова, выражающие отрицание и неопределенность (отрицательные и неопределенные местоимения и наречия). Слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит (вводные слова и словосочетания). Слова, придающие высказыванию различные смысловые и эмоциональные оттенки (междометия и частицы).
Развитие связной речи. Понимание и употребление в речи побудительных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением; предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью; сложных предложений с придаточными причинами, цели, времени, места.
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов с использованием тематического словаря. Составление и запись рассказов повествовательного характера о труде, играх, учебе, увлечениях детей и др. (по сюжетным картинкам, с помощью вопросов); составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Составление плана сюжетного рассказа под руководством учителя в форме вопросов, повествовательных предложений. Введение в рассказы элементов описания.
Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Выражение связи между частями текста и предложениями с помощью слов « вдруг, потом, однажды, вокруг, неожиданно и т.п.». Составление рассказов (сочинений) с элементами описания внешности, характера человека, с элементами рассуждения (с помощью учителя). Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Речевой этикет. Устное и письменное составление текстов приглашения, поздравления. Выражение приветствия, благодарности, извинения, просьбы. Слова, используемые при знакомстве.
Текст. Определение темы и основной мысли текста. Выделение частей текста. Озаглавливание текста и его частей. Сочинения по картинке, серии картинок на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, а также на основе наблюдений за природой, экскурсий н т. п. с предварительной коллективной подготовкой. Определение в тексте основной мысли, не сформулированной прямо. Составление в определенной последовательности вопросов с целью выяснения причины, обстоятельств, времени, места событий (расспрашивание). Работа над композицией составляемого рассказа (начало, середина, конец). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Уроки развития речи – это формирование и обогащение словаря, -знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, -овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития и совершенствования двух форм речи- устной и письменной. Уроки развития речи связаны с другими разделами работы над языком. Они готовят определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомят учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых потом усваивается практически. Решение этих задач предусматривает: во 2-м отделении: формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности. Работа на уроке по развитию речи строится на основе определенной темы. Темы близки учащимся по жизненному опыту, отражают события и явления окружающей жизни. В программе по развитию речи выделены два раздела: «Уточнение и обогащение словаря» и «Развитие связной речи».Программой определены группы слов, которые дети должны усвоить. Типы предложений от класса к классу усложняются: в I-II классах это простые нераспространенные предложения и распространенные разных структур. Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учетом этого программа предусматривает специальную работу над текстом как единицей речи. Учащиеся практически знакомятся с текстом, его структурными и смысловыми особенностями. Большое место на уроках развития речи занимают речевые упражнения (словарные, синтаксические, композиционные).Преобладающими видами таких упражнений являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения, сочинения по теме. В обучение включаются разные формы (монологическая и диалогическая) , виды (устная и письменная) и типы речи (описательная, повествовательная, с элементами рассуждения).
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст.
Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
1 класс (124 ч)
1.Мы идём учиться (3 ч.): ( Мы-ученики. Наша учительница. Школьное здание. Краткие и полные ответы на вопросы; составление и запись предложений по сюжетным картинкам)
2.В классе (10ч.): ( Учебные вещи. Классная мебель. Ответы на вопросы: кто? Что? Понимание и употребление побудительных предложений, организующих учебный процесс; понимание и выполнение поручений)
3.Мы играем(10 ч.): ( Игрушки, игры. Ответы на вопросы: кто? Что? что делает? Понимание и употребление побудительных предложений, организующих игру; составление и запись предложений по сюжетным картинкам)
4.Осенью (10 ч.): ( Погодные изменения в неживой природе. Растения осенью. Устное составление предложений, объединённых общей темой; краткие и полные ответы на вопросы)
5.В саду, в лесу, на огороде (5 ч.): ( Ягоды. Фрукты. Овощи. Составление слов, предложений по сюжетным картинкам)
6.Надо, надо умываться (15 ч.): ( Тело человека. Предмет личной гигиены. Составление 3-5 предложений о себе; выполнение практических поручений; употребление и понимание в речи слов, которые обозначают предмет, действие, местоположение, качество предметов)
7.В нашем доме (14 ч.): ( Мебель. Посуда. Пища. Одежда. Постельные принадлежности. Краткие и полные ответы на вопросы; составление вопросов устно и письменно; употребление предложений, выражающих просьбу, понимание и употребление предлогов: на, в, под, над, около)
8.На улице (14 ч.): ( Транспорт. Здания. Употребление и понимание предлогов: под, над, около; краткие и полные ответы на вопрос: кому?)
9.Зимой (14 ч.): ( Ёлка. Зимние игры. Устное составление 3-5 предложений, объединённых общей темой; слова, обозначающие местоположение предметов и действий окружающего мира, вопрос: где?)
10.Моя семья (5 ч.): ( Члены семьи. Краткие и полные ответы на вопросы; слова, обозначающие качество предметов и действий окружающего мира, вопрос: как?)
11.День школьника (5 ч.): ( Режим школьника. Устное и письменное составление 3-5 предложений по картинкам)
12.Весной (8 ч.): ( Школьный двор. Погода весной. Весенние работы в саду и на огороде. Понимание и употребление простых нераспространённых и распространённых предложений; употребление личных местоимений)
13.Про животных и птиц ( 6ч.): ( Дикие и домашние животные. Птицы. Употребление в речи глаголов совершенного вида; составление предложений с глаголами совершенного вида)
14.Летом (5 ч.): ( Погода летом. Каникулы. Составление предложений по сюжетным картинкам; краткие и полные ответы на вопросы)
2 класс (136 ч)
Школа (16 ч)
В классе
Составление рассказа по картинке «Класс». ( пересказ)
Интернат. В умывальнике.
Интернат. В столовой. Составление рассказа « В интернате».
Первый, второй…
Семья (10 ч)
Дом.
Семья.
Составление рассказа по картинке « Моя Семья» .Чем занимаются члены моей семьи.(профессии)
О событиях выходного дня. День рождения мамы.
Времена года (15 ч)
Летние каникулы. Составление рассказа « Как я провел летние каникулы»,
Лес осенью. Составление рассказа описания. «В лесу».(пересказ)
Приметы и признаки зимы. Скоро Новый год. Зимние праздники. О зимних каникулах.
Весна. Составление рассказа по картинке « Скворцы». Приметы и признаки весны. Пословицы о весне.
О весенних каникулах (сочинение).
Про мир и дом, где мы живем (30 ч)
Кто где живет? Кто чем питается? Жилища животных. Польза животных для человека.
Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы.
Домашние животные.
Учебные вещи. Игрушки.
Одежда. Обувь.
Магазин. Хлеб.
Посуда.
Школьная и домашняя мебель. Части мебели.
Письмо. Марка.
О профессиях.
Идет – ходит, едет – ездит.
Желтый, коричневый, серый, голубой.
Деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый.
Квадратный, круглый.
О труде (8 ч)
Уборка квартиры. Составление рассказа « Как я помогаю маме».
О труде детей дома.
О весенних работах в саду. Беседа о труде.
Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Многозначные слова.
(18 ч) Составление предложений и словосочетаний. Составление предложений по схеме.
Широкий – узкий.
Длинный – короткий.
Холодный – горячий.
Новый – старый.
Толстый – тонкий.
Тяжелый – легкий.
Острый – тупой.
Дал – взял.
Замок-замок
Большой –гигантский
Маленький-крошечный
Нашел – потерял.
Повторение (5 ч)
Составление рассказа « Мой класс», «Мои друзья» .
Профессии людей, работающих в интернате.
Учимся писать письмо.
Культура общения.( 5ч)
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности,
извинения. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия,
прощания. Как себя вести в гостях.
Знакомство со словарями (6ч): толковым, орфографическим. Умение
определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе
словообразовательного анализа.
Предложение и словосочетание. : (6ч)
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и
предложении.
Текст. Типы текстов (6 ч) : рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
План текста. Виды планов. (5 ч)Составлять планов различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями.
Написание изложения по сюжетным картинкам, сочинения по наблюдениям.(3ч)
Отгадывание и составление загадок.(3ч)
3класс (136 ч)
Быстро лето пролетело. Пословицы о лете. Чтение рассказов о лете Составление рассказа « Как провели каникулы».(10 ч)
Настали дни осенние. Приметы и признаки осени. Текст описание « Осень золотая».(10ч)
На земле, в небесах и на море. Составление предложений по картинке. Составление деформированного текста.(5ч)
Что такое хорошо. Чтение рассказа.(4ч)
Я люблю зиму. Приметы и признаки зимы. Составление рассказа по картинкам. Пересказ.(10ч)
О разных странах на земле. Чтение текста.(5ч)
Весна идет. Составление предложений по схеме. Составление рассказа « Ранняя весна». (10ч)
Милая мама моя. Праздник 8 марта. Чтение рассказов.(6ч)
Мы читаем. О круге детского чтения . Как пользуются библиотекой. Чтение рассказов и сказок.(10ч)
Что такое? Кто такой? Составление предложений по схеме(.6ч)
Впереди лето. Составление рассказа по плану и пересказ. Работа с деформированным текстом. Написание изложения. (10ч)
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с
помощью толкового словаря.(10ч)
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные
источники пополнения словаря. Толковый словарь русского языка.(10ч)
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять (5ч)
порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова. Составление предложений по картинкам и вопросам
Текст. Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура(10ч)
текста. План, виды плана. и.Написание изложения по плану и картинке.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять рассказы
описание предметов и явлений. Составление рассказов по серии картинок.
Культура общения.(10ч)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые
слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Речь. Культура речи. (5ч ) Основные качества речи: правильность, точность,
богатство, выразительность Выразительное чтение текста. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Чтение пословиц, поговорок.
Обогащение словаря. Значение слов с общим корнем( слова, обозначающие предмет и его качество, лицо и производимое им действие).Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цвета. Развитие связной речи.
Коллективное составление рассказа повествовательного характера о труде, играх, об учебе, увлечениях детей. Введение в рассказы элементов описания. Понятие об изложении, Изложение под руководством учителя. Устное и письменное составление приглашения, поздравления,
4класс 136 ч
Прощай теплое лето. Ответы на вопросы. Рассказ о летних каникулах.( 8ч)
Снова осень стоит у двора. Признаки, приметы осени. Пословицы об осени. Составление рассказа « Осень в лесу» , « Золотая осень». Пересказ.(10ч)
Наши добрые дела. О работе в школе и дома. Ответы на вопросы. Работа с деформированным текстом.(8ч)
О чем рассказывают нам картины. Чтение текста. Ответы на вопросы.(5ч)
О профессиях. Все профессии нужны. Все профессии важны. Сочинение « Кем я хочу быть»(.8ч)
Хочу все знать. Чтение текста. Ответы на вопросы.(5ч)
Белый снег пушистый. Признаки и приметы зимы. Пословицы и поговорки о зиме. «Зима спешит к нам в гости». Составление рассказа по картинкам и плану. (10ч)
Мы любим сказки. Чтение сказок. Ответы на вопросы. Пересказ и инсценировка сказок.(6ч)
Весна идет. Составление рассказа. « Весна-красна». Чтение поговорок, загадок о весне. (6ч)
Подарок маме. Весенние праздники. Ответы на вопросы. (8ч)
Мы занимаемся спортом. Виды спорта. Летние и зимние виды спорта. Сочинение « Мой любимый вид спорта».( 10ч)
Наши развлечения. В гостях. В кино. На прогулке. Составление рассказа. Пересказ.(10ч)
Скоро летние каникулы. Правила безопасного поведения на воде. Составление рассказа. « По грибы», « По ягоды».(10ч)
Речь. Техника и выразительность речи (10ч.) Выразительное чтение рассказов.
Речь. Культура речи.(10ч) Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Лексическое значение слова.( 10ч) Многозначные слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Пословицы, поговорки.
Составление простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.(2ч) с определительной, изъяснительной, причинно-следственной,
сравнительной связью.
Обогащение словаря. Слова, характеризующие предмет по материалу, веществу, по принадлежности лицу или животному, по отношению к месту или группе лиц, выражающие отношения к происходящему. Развитие связной речи. Понимание и употребление предложений с прямой речью. Составление устных и письменных рассказов (сочинений) по картинке или серии картин, на основе наблюдений за природой. Составление плана сюжетного рассказа в форме вопросов и в форме повествовательных предложений. Определение темы, озаглавливание . Изложение текста повествовательного характера.
5 класс. 136 ч
Звенит звонок веселый. 1 сентября «День знаний» Составление рассказа. « В школу первый раз».(7ч)
Вспомним летние каникулы. Беседа о летнем отдыхе.(5ч)
Осень-дни ненастные. Составление предложений по вопросам. Составление рассказа по плану. Пересказ. Написание изложения.(10ч)
Школьная жизнь. Режим дня школьника. Расписание уроков. Гигиена.(8ч)
Моя Родина, родной город, моя семья. Мой город Воронеж. Моя страна Россия. Столица Москва. Моя семья. Традиции семьи. (10ч)
Кем быть? Профессии людей. Моя любимая профессия. .Написание сочинения « Я хочу стать…»(.6ч)
Вот пришли морозы и зима настала. Беседы о зиме. Экскурсия в парк. Зимние виды спорта.(6ч)
Знаешь ли ты? Чтение рассказов. Ответы на вопросы. (5ч)
Мы любим музеи, театры и кино. Посещение музея. Проавила поведения в общественных местах.( 5ч)
Животные-наши друзья. Сочинение « Мое любимое животное» (4 ч)
Весна на улице. Правила поведения на водоемах весной. Осторожно грипп. Правила гигиены в школе.(10ч)
Мы отправляемся путешествовать. Города России. Чтение рассказа о Москве.(7ч)
Что такое лето? Пословицы и поговорки о лете. Загадки о лете.(8ч)
Стили речи: (8ч) разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность
текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: (8) повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. (5ч) Цепная и параллельная связи.
Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи.
Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная
соотнесённость глаголов.
Композиция текста. (10ч) Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст
заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать
деформированный текст с опорой на знание композиции и средств
межфразовой связи.
Речевой этикет: формы обращения Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности,(3ч)
извинения. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания. Как себя вести в гостях
Прямое и переносное значение слова. Чтение текста.(4ч)
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно под-готовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.(3ч)
Крылатые слова и выражения. (4ч )Пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствования
Обогащение словаря. Слова, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства. Слова с переносным значением. Образные выражения.
Развитие связной речи. Понимание и употребление в речи сложных предложений с придаточными изъяснительными и условия. Работа над композиционным построением текста составляемого рассказа( начало, середина, конец).Подробный и сжатый рассказ ( сочинение) по картинке и сериям картинок.
Тематическое планирование
Развитие речи 1 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1-3 | Мы идём учиться Мы-ученики. Наша учительница. Школьное здание. Краткие и полные ответы на вопросы; составление и запись предложений по сюжетным картинкам) предложений по сюжетным картинкам) | 3 ч. 2ч 1ч |
4-13 | В классе Учебные вещи. Классная мебель. Ответы на вопросы: кто? Что? Понимание и употребление побудительных предложений, организующих учебный процесс; понимание и выполнение поручений) | 10 ч. 3ч 3ч 4ч |
14-23 | Мы играем Игрушки, игры. Ответы на вопросы: кто? Что? что делает? Понимание и употребление побудительных предложений организующих игру; составление и запись предложений по сюжетным картинкам) | 10 ч. 5ч 5ч |
24-33 | Осенью Погодные изменения в неживой природе. Растения осенью. Устное составление предложений, объединённых общей темой; краткие и полные ответы на вопросы. | 10 ч. 3ч 3ч 4ч |
34-38 | В саду, в лесу, на огороде Ягоды. Фрукты. Овощи. Составление слов, предложений по сюжетным картинкам,. | 5 ч. 2ч 3ч |
39-53 | Надо, надо умываться Тело человека. Предмет личной гигиены. Составление 3-5 предложений о себе; выполнение практических поручений; употребление и понимание в речи слов, которые обозначают предмет, действие, местоположение, качество предметов) | 15ч 5ч 5ч 5ч. |
54-67 | В нашем доме Мебель. Посуда. Пища. Одежда. Постельные принадлежности. Краткие и полные ответы на вопросы; Составление вопросов устно и письменно; употребление предложений, выражающих просьбу, понимание. Употребление предлогов: на, в, под, над, около | 14 ч. 3ч 3ч 3ч 2ч |
68-81 | На улице Транспорт. Здания. Употребление и понимание предлогов: под, над, около; краткие и полные ответы на вопрос: кому?) | 14 ч. 4ч 4ч 4ч 2ч |
82-95 | Зимой Ёлка. Зимние игры. Устное составление 3-5 предложений, объединённых общей темой; слова, обозначающие местоположение предметов и действий окружающего мира, вопрос: где?) | 14 ч. 2ч 4ч 4ч 4ч |
96-100 | Моя семья Члены семьи. Краткие и полные ответы на вопросы; слова, обозначающие качество предметов и действий окружающего мира, вопрос: как?) | 5 ч. 2ч 3ч |
101-105 | День школьника Режим школьника. Устное и письменное составление 3-5 предложений по картинкам. | 5 ч. 2ч 3ч |
106-113 | Весной Школьный двор. Погода весной. Весенние работы в саду и на огороде. Понимание и употребление простых нераспространённых и распространённых предложений; употребление личных местоимений | 8 ч. 2ч 2ч 3ч 1ч |
114-119 | Про животных и птиц Дикие и домашние животные. Птицы. Употребление в речи глаголов совершенного вида; составление предложений с глаголами совершенного вида | 6ч. 3ч 3ч |
120-124 | Летом Погода летом. Каникулы. Составление предложений по сюжетным картинкам; краткие и полные ответы на вопросы) | 5 ч. 2ч 2ч 1ч |
Итого: | 124 ч. |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1-16 | Школа .В классе Составление рассказа по картинке «Класс». ( пересказ) Интернат. В умывальнике. Интернат. В столовой. Составление рассказа « В интернате». Первый, второй | 16 ч 2ч 6ч 6ч 2ч |
17-26 | Семья Дом. Семья. Составление рассказа по картинке « Моя Семья» .Чем занимаются члены моей семьи.(профессии) | 10 ч 2 ч 2 ч 6 ч |
27-41 | Времена года Летние каникулы. Составление рассказа « Как я провел летние каникулы», Лес осенью. Составление рассказа описания. «В лесу».(пересказ) Приметы и признаки зимы. Скоро Новый год. Зимние праздники. О зимних каникулах. Весна. Составление рассказа по картинке « Скворцы». Приметы и признаки весны. Пословицы о весне. О весенних каникулах (сочинение). | 15 ч 4ч 3ч 2ч 2ч 2ч 2ч |
42-71 | Про мир и дом, где мы живем Кто где живет? Кто чем питается? Жилища животных. Польза животных для человека. Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы. Домашние животные. Учебные вещи. Игрушки. Одежда. Обувь. Магазин. Хлеб. Посуда. Школьная и домашняя мебель. Части мебели. Письмо. Марка. О профессиях. Идет – ходит, едет – ездит. Желтый, коричневый, серый, голубой. Деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый. Квадратный, круглый. | 30ч 3ч 3ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 3ч 2ч 3ч 2ч |
72-79 | О труде Уборка квартиры. Составление рассказа « Как я помогаю маме». О труде детей дома. О весенних работах в саду. Беседа о труде | 8 ч 3ч 2ч 3ч |
80-97 | Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Многозначные слова. Составление предложений и словосочетаний. Составление предложений по схеме. Широкий – узкий. Длинный – короткий. Холодный – горячий. Новый – старый. Толстый – тонкий. Тяжелый – легкий. Острый – тупой. Дал – взял. Замок-замок Большой –гигантский Маленький-крошечный Нашел – потерял. | 18 ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч |
98-102 103-107 108-113 114-119 120-125 126130 131-133 134-136 | Повторение Составление рассказа « Мой класс», «Мои друзья» . Профессии людей, работающих в интернате. Учимся писать письмо. Культура общения. Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания. Как себя вести в гостях. Знакомство со словарями : толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Текст. Типы текстов : рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. План текста. Виды планов. Составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями. Написание изложения по сюжетным картинкам, сочинения по наблюдениям. Отгадывание и составление загадок. | 5 ч 2ч 3ч 5ч 2ч 3ч 6ч 2ч 4ч 6ч 2ч 4ч 6ч 2ч 4ч 5ч 2ч 3ч 3ч 3ч |
Итого: | 136 ч |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1-10 | Быстро лето пролетело. Пословицы о лете. Чтение рассказов о лете Составление рассказа « Как провели каникулы». | 10 ч 2ч 6ч 2ч |
11-20 | Настали дни осенние. Приметы и признаки осени. Текст описание « Осень золотая». Ответы на вопросы и пересказ « Осенний дождь». | 10 ч 3ч 6ч 1ч |
21-25 | На земле, в небесах и на море. Составление предложений по картинке. Составление деформированного тескста. | 5 ч 3ч 2ч |
26-29 | Что такое хорошо. Чтение рассказа. | 4ч 4ч |
30-39 | Я люблю зиму Приметы и признаки зимы. Составление рассказа по картинкам. Пересказ « На горке» | 10 ч 3ч 3ч 4ч |
40-44 | О разных странах на земле Чтение текста о разных странах. | 5ч 5ч |
45-54 55-60
61-70 71-76 77-86 87-96 97-106 107-111 112-121 122-131 132-136 | Весна идет Составление предложений по схеме. Составление рассказа « Ранняя весна». (10ч) Милая мама моя. Праздник 8 марта. Чтение рассказов. Мы читаем. О круге детского чтения Как пользуются библиотекой. Для чего нужна библиотека. Чтение рассказов и сказок. Что такое? Кто такой? Составление предложений по схеме Впереди лето. Составление рассказа по плану и пересказ. « Летом в лесу» Работа с деформированным текстом. Написание изложения. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря. Ответы на вопросы Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Толковый словарь русского языка. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова. Составление предложений по картинкам и вопросам Текст. Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. .Написание изложения по плану и картинке. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять рассказы описание предметов и явлений. Составление рассказов по серии картинок Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность Выразительное чтение текста. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Чтение пословиц, поговорок. | 10ч 5ч 5ч 6 ч 6ч 10 ч 5ч 5ч 6ч 6ч 10 ч 5ч 5ч 10 ч 5ч 5ч 10ч 5ч 5ч 5ч 2ч 3ч 10ч 5ч 5ч 10ч 5ч 5ч 5ч 5ч 5ч |
Итого: | 136ч |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1-8 | Прощай теплое лето. Ответы на вопросы. Рассказ о летних каникулах. | 8 ч |
9-18 19-26 | Снова осень стоит у двора. Признаки, приметы осени. Пословицы об осени. Составление рассказа « Осень в лесу» , « Золотая осень». Пересказ. Наши добрые дела. О работе в школе и дома. Ответы на вопросы. Работа с деформированным текстом. | 10 ч 5ч 5ч 8ч 4ч 4ч |
27-31 | О чем рассказывают нам картины. Чтение текста. Ответы на вопросы. | 5 ч 5ч |
32-39 | О профессиях. Все профессии нужны. Все профессии важны. Чтение рассказа. Сочинение « Кем я хочу быть» | 8ч 6ч 2ч |
40-44 | Хочу все знать. Чтение текста. Ответы на вопросы. | 5ч 5ч |
45-54 | Белый снег пушистый. Признаки и приметы зимы. Пословицы и поговорки о зиме. «Зима спешит к нам в гости». Составление рассказа по картинкам и плану. Изложение « Зимний лес» | 10 ч 5ч 3ч 2ч |
55-60 61-66 67-74 75-84 85-94 95-104 105-114 115-124 125-134 135-136 | Мы любим сказки. Чтение сказок. Ответы на вопросы. Пересказ и инсценировка сказок. Весна идет. Составление рассказа. « Весна-красна». Чтение поговорок, загадок о весне. Подарок маме. Международный женский день. Весенние праздники. Ответы на вопросы. Мы занимаемся спортом. Виды спорта. Летние и зимние виды спорта. Сочинение « Мой любимый вид спорта». Чтение рассказов о спорте. Наши развлечения. В гостях. В кино. На прогулке. Составление рассказа. Пересказ. Скоро летние каникулы. Правила безопасного поведения на воде. Составление рассказа. « По грибы», « По ягоды». Речь. Техника и выразительность речи Выразительное чтение рассказов о труде, Ответы на вопросы. Составление плана рассказа. Пересказ. Культура речи. Чтение рассказа. Ответы на вопросы. Пересказ. Монолог и диалог как разновидность речи. Составление текста-монолога и текста-диалога, правильно их оформление на письме. Лексическое значение слова Многозначные слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Пословицы, поговорки. Составление простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. С определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Составление плана сюжетного рассказа в форме вопросов и в форме повествовательных предложений. | 6ч 6ч 8ч 4ч 4ч 10ч 5ч 2ч 3ч 10ч 5ч 5ч 10ч 2ч 4ч 4ч 10ч 3ч 3ч 4ч 10ч 5ч 5ч 10ч 5ч 5ч 2ч . |
Итого: | 136 ч |
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1-7 | Звенит звонок веселый 1 сентября «День знаний» Составление рассказа. « В школу первый раз». Ответы на вопросы. Чтение рассказа. | 7 ч 5ч 2ч |
8-12. | Вспомним летние каникулы. Беседа о летнем отдыхе.(5ч) Рассказ « Как я провел лето». | 5 ч 3ч 2ч |
13-22 | Осень-дни ненастные. Составление предложений по вопросам. Составление рассказа по плану. Пересказ. Написание изложения. | 10 ч 5ч 5ч |
23-30 | Школьная жизнь. Режим дня школьника. Расписание уроков. Гигиена. Составление рассказа. | 8ч 4ч 4ч |
31-40 | Моя Родина, родной город, моя семья. Мой город Воронеж. Моя страна Россия. Столица Москва. Моя семья. Традиции семьи. | 10 ч 3ч 3ч 4ч |
41-46 47-52 53-57 | Кем быть? Профессии людей. Моя любимая профессия. Написание сочинения « Я хочу стать…» Вот пришли морозы и зима настала. Беседы о зиме. Экскурсия в парк Зимние виды спорта. Знаешь ли ты. Чтение рассказов. Ответы на вопросы | 6ч 3ч 3ч 6ч 3ч 3ч 5 ч |
58-62 | Мы любим музеи, театры и кино. Посещение музея. Правила поведения в общественных местах. Экскурсия в музей. | 5 ч |
63-66 67-76 | Животные-наши друзья. Сочинение « Мое любимое животное» . Понимание и употребление предложений с прямой речью. Составление устных и письменных рассказов (сочинений) по картинке или серии картин, на основе наблюдений за природой. Весна на улице. Правила поведения на водоемах весной. Осторожно грипп. Правила гигиены в школе. Составление плана сюжетного рассказа в форме вопросов и в форме повествовательных предложений. О. Изложение текста повествовательного характера. | 4 ч 2ч 2ч 10ч 5ч 5ч |
77-83 | Мы отправляемся путешествовать. Города России. Чтение рассказа о Москве. | 7 ч. 7ч |
84-91 | Что такое лето? Пословицы и поговорки о лете. Загадки о лете. | 8 ч 4ч 4ч |
92-99 100-107 | Стили речи: Разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Определение стилистической принадлежности текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Составление художественного описания природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. | 8 ч 4ч 4ч 8ч 2ч 6ч |
108-112 | Связь между предложениями в тексте. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Определение средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов | 5 ч |
113-122 123-125- 126-129 130-132 133-136 | Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Определение элементов композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Работа по восстановлению деформированного текста Составление плана сюжетного рассказа в форме вопросов и в форме повествовательных предложений. Речевой этикет: формы обращения Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, приветствия, прощания, извинения. Культура общения. Как себя вести в гостях. Прямое и переносное значение слова. Чтение текста. Ответы на вопросы. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствования. Слова с переносным значением. Образные выражения. | 10 ч 5ч 5ч 3ч 2ч 1ч 4ч 3ч 4ч 2ч 2ч |
Итого: | 136 ч |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
- Русский язык и развитие речи. Учебник для 1,2,3,4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 2-го вида издательство Москва, «Владос» 2012г. Составлен Зикеев А.Г., Т.С. Зыкова, Кузьмичева. Развитие речи. 1,2,3,4 класс
- Дидактический материал. Приложение к учебнику «Русский язык» для 1,2,3,4 класса класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2-е отделение)./ А.Г.Зикеев К.Г.Коровин. – М.: Просвещение 2001.
Методические пособия
1.Метадическое пособие «Звездочка»
2.Наглядный материал (таблички, картинки)
Технические средства обучения.
- Классная магнитная доска.
- Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
- Телевизор
- DVD- проигрыватель
- Компьютер
- Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи в 5 классе.
Данная программа ориентирована на работу в школе II вида....
рабочая программа по развитию речи для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа по развитию речи составлена на основе рабочих тетрадей Л. В. Мищенковой Курс «РПС для массовой школы» 36 занятий для будущих отличников; Т. Н. Соколовой «Школа развития речи»....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе школы для детей с ОВЗ на тему: "Звонкие и глухие парные согласные на конце слова."
Звонкие и глухие парные согласные на конце слова.Цель: формировать умение проверять написание парных согласных на конце слова.Задачи: -Образовательные:- учить распознавать парные звонкие и глухие согл...
Конспект урока развития речи в 3 классе школы для детей с ОВЗ
Тема : Весна – пробуждение природы.Цели :Образовательные:Формирование умения составлять повествовательно-описательный рассказ по серии картинок, используя опорные слова;Уточнить представления уч...
Рабочая программа по развитию речи для 1 класса для детей с ТНР
Целями системы работы по развитию речи являются формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения у детей с нарушениями речи....