Фразеологизмы
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Презентация. Урок- игра знакомит учащихся с понятием фразеологизм. Развивает умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Познакомить учащихся с понятием фразеологизма. Задачи: - Развить умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение; - Воспитывать любовь к слову и родному языку. - Повышать речевую культуру учащихся, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
Как работает слово Бывает частенько, что слово - одно, Но очень по- разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло »! О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки - сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал. Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт - «Под камень лежачий вода не течёт». Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь». Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!». Работать впустую... Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом». Стихи я пишу, не жалея труда Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода ...».
Фразеология - от греч. фразис (phrasis) – выражение + логос ( logos) - учение.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо предложению.
Исконно русские Старославянские Из разных профессий Из мифологии Созданные писателями Сматывать удочки, расправлять крылья ахиллесова пята, нить Ариадны Сгущать краски, ход конем г олый король, счастливые часов не наблюдают Как зеницу ока, не от мира сего Откуда берутся фразеологизмы
“ Зарубить на носу” Означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл .
Бревно в глазу О недостатке, который человек не хочет замечать у себя, критикуя при этом других.
Наврать с три короба Очень много наговорить, наврать, пообещать но не выполнить.
Предлагаю вам поучаствовать в игре.
Определить, с какой профессией связано возникновение фразеологического оборота Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех. Трещать по швам; семь раз отмерь; шито белыми нитками; на один покрой. Калачом не заманишь ; заварить кашу ; толочь воду в ступе.
Узнай фразеологизмы и вспомни их значения Чувствовать себя; не так как всегда; быть не в обычном для себя состоянии. Запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда. Маловероятное, сомнительное, вряд ли возможное событие.
Указать фразеологизмы со значением «бездельничать» , затем со значением «обманывать» и со значением «быстро» Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног .
Отличие свободных словосочетаний от фразеологизмов словосочетания фразеологизмы В их составе нельзя заменять одно слово другим . Любое из слов можно заменить другими словами. Слова теряют свою смысловую самостоятельность. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.
Отгадайте фразеологические загадки Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказываться. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.
х удожник –иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Запишите фразеологизмы, которые здесь им изображены .
Дорогие ребята, скажите-ка, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках. Ходят на головах; грызут гранит науки; Тянут кота за хвост; жуют мочалку; Режут без ножа учителя; играют в бирюльки; Гоняют лодыря; и ухом не ведут;
А учитель в это время: Выжимает слезу; рвёт и мечет; Кусает локти; на седьмом небе; Смотрит сквозь пальцы; и в ус не дует; Заводит волынку; заливается соловьём; Грозит угостить берёзовой кашей; обещает намылить голову.
Закончите стихотворение, подобрав нужный по смыслу фразеологизм. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь __. Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова, Ребята слушать их не станут, От этой песни ___. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят _____________________. Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк, И так устали мы в дороге, Что еле __.
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.
Фразеологизмы, позволяют нам в нескольких коротких, но точных словах выразить всю гамму чувств, эмоций, передать личное отношения к кому-то или к чему-то с дополнительными оттенками иронии, шутки, любви. Ребята подводя итог урока-игры мы можем сделать с вами вывод:
Спасибо за внимание.
Список литературы: Розе Т.В. Большой фразеологический словарь. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. М.: URSS , 2009. Волков С.В. Детский фразеологический словарь в картинках. М.: АСТ Астрель , 2010. http:// www.wikipedia.org http://www.genon.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...