рабочая программа по русскому языку, 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
рабочая программа по русскому языку, 3 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3kl.doc | 420 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено МО школы Согласовано на МС школы Уверждено.
«___» ______ 2012 «___»_______2012 приказ №____ от «____»_____ 2012
Руководитель МО Руководитель МС Директор школы
_________ Колмакова Е.Г. __________ Шигина И.А. ________ Аксентьева Г.Л.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
3 класс
Разработчик программы:
Шигина Ирина Ананьевна
с. Уро
2012 г.
Срок действия программы 1 год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования , на основе примерной программы начального общего образования Министерства Образования, программы по предмету «Русский язык» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Актуальность программы
Во 3 классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У учащихся развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове, правильно произносить буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные, обозначать мягкость согласного, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи-ши ,ча-ща, чу-щу, чн, чк и разделительным ь, с двойными согласными.
-Вместе с тем третий год обучения расширяет знания и по синтаксису. Изучение главных и второстепенных членов предложения направленно на формирование умений анализировать предложения и создавать свои.
-Изучение раздела «Слово. Части речи» направленно на поэтапное формирование понятий: «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»- на развитие умений употреблять их в связной речи. Во 3 классе от общего понятия «слово» учащиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из групп слов. В разделе «Состав слова» идёт ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень», «основа слова».
-В разделе «Текст. Связная речь» центральное место отводится формированию речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание высказываний. Продолжается работа со словарями учебника.
Цели, задачи курса
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
.
Общая характеристика учебного курса
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному/
Основные содержательные линии
- Повторение пройденного в начале года
- Синтаксис и пунктуация
- Состав слова
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Глагол
- Повторение пройденного в конце года
Повторение пройденного в начале года: предложение, слово, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы.
Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены предложения ; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения ( без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления.
Состав слова: основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова, беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные; сложные слова.
Имя существительное: лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме.
Имя прилагательное: лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении).
Глагол: лексическое значение, основные грамматические признаки; время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении).
Характеристика возраста детей и ведущих видов деятельности
С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть...
С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира —ощущений и восприятии...
Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.
Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным образовательным планом русский язык изучается с I по IV класс. В 3-ем классе на изучение русского языка отводится 170 часов, из расчета 5 часа в неделю – 3 часа из федерального компонента и 2 часа из компонента образовательного учреждения .
Учебно-методический комплект
Русский язык. Учебник для 3 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 1./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.:ил.
Русский язык, дидактический материал для 3 кл.нач. шк./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- изд. – М.: Просвещение, 2011. – 143 с.:ил.
Русский язык, проверочные работы для 3 кл. нач. шк./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.:ил.
Русский язык, рабочая тетрадь 3 кл. нач. шк./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.:ил.
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Форма контроля | |
теоретических | практических | ||||
1 | Повторение | 18 часов | 11 | 7 | Изложений –2; словарных диктантов –;1 контрольных списываний 2– ; диктантов -3 |
2 | Синтаксис и пунктуация | 19 часов | 13 | 6 | Изложений –1; сочинений –1; словарных диктантов –2; контрольных списываний 2– ; |
3 | Состав слова | 63 часа | 52 | 11 | Изложений –4; сочинений –2; словарных диктантов –5; контрольных списываний 1– ; диктантов -4 |
4 | Имя существительное | 26 часов | 18 | 8 | Изложений –1; сочинений –3; словарных диктантов –; контрольных списываний 1– ; диктантов -3 |
5 | Имя прилагательное | 17 часов | 14 | 3 | Изложений –;2 словарных диктантов –;1 диктантов -1 |
6 | Глагол | 22 часа | 17 | 5 | Изложений –2; словарных диктантов –1; контрольных списываний – 1; диктантов -2 |
7 | Повторение | 5 часов | 5 | ||
Итого: | 170 часов | 130 | 40 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Вид занятия | Формы и методы контроля | Дата проведения | |
1 четверть – 45 часов Повторение (18 часов) | Повторение | Работа с текстом | План | Факт | ||
1 | Различение понятий «предложение» и «словосочетание». | 1 | Комбинированный | Выборочное списывание | ||
2 | Выделение словосочетаний в предложении | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ||
3 | Различение предложений по цели высказывания и интонации | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ||
4 | Различение предложений по цели высказывания и интонации | 1 | Комбинированный | Выборочный диктант | ||
5 | Различение понятий «предмет» и «слово». Слова, обозначающие предмет, действие предмета и признаки предмета | 1 | Комбинированный | Списывание с заданием | ||
6 | Начальная форма имени существительного | 1 | Комбинированный | Выборочное списывание | ||
7 | Различение в тексте имён существительных, глаголов, имён прилагательных | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ||
8 | Часть речи – предлог. Его роль в предложении | 1 | Контроль | Контрольный диктант | ||
9 | Диктант №1 (входной) | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ||
10 | Работа над ошибками. Различение понятий «звук» и «буква». Алфавит. | 1 | Комбинированный | Словарный диктант | ||
11 | Перенос слов. Ударение. Словарный диктант №1 (входной) | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ||
12 | Безударная гласная в корне слова | 1 | Контроль | Контрольное списывание | ||
13 | Контрольное списывание № 1 (входное) | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ||
14 | Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | ||
15 | Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных. | 1 | Повторение | Проверочный диктант | ||
16 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Разделительный мягкий знак. | 1 | Развитие речи. | Обучающее изложение | ||
17 | Обучающее изложение «Первый снег» | 1 | Редактирование текста | |||
18 | Работа над ошибками | 1 | ||||
Синтаксис и пунктуация (19 часов) | ||||||
19 | Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | 1 | Повторение | Фронтальный опрос | ||
20 | Определение подлежащего и сказуемого в предложении. | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
21 | Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальные задания | ||
22 | Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения. | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант | ||
23 | Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены | 1 | Закрепление | Списывание с грамматическим заданием | ||
24 | Обучающее изложение «Кормушка на пруду» | 1 | Развитие речи. | Обучающее изложение | ||
25 | Работа над ошибками | 1 | Редактирование текста | |||
26 | Второстепенные члены предложения | 1 | Изучение нового материала | Разбор предложения | ||
27 | Составление предложений по схемам | 1 | Изучение нового материала | Творческое задание | ||
28 | Установление связи между главными и второстепенными членами предложения | 1 | Комбинированный | Словарный диктант | ||
29 | Составление распространённых предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи | 1 | Закрепление | Работа с текстом | ||
30 | Сочинение на тему «Кто как готовится к зиме» | 1 | Развитие речи | Построение текста на заданную тему | ||
31 | Работа над ошибками | 1 | Редактирование текста | |||
32 | Логическое ударение в предложении | 1 | Изучение нового материала | Редактирование текста | ||
33 | Постановка логического ударения в предложении | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
34 | Предложение с интонацией перечисления | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | ||
35 | Обозначение на письме запятой интонации перечисления | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
36 | Постановка в предложении логического ударения | 1 | Повторение и обобщение | Фронтальный опрос | ||
37 | Контрольное списывание № 2 за 1 четверть. | 1 | Контроль | Контрольное списывание | ||
Состав слова (63 часа) | ||||||
38 | Окончание – изменяемая часть слова | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
39 | Нулевое окончание | 1 | Изучение нового материала | Предупредительный диктант | ||
40 | Диктант № 2 за 1 четверть | 1 | Контроль | Контрольный диктант | ||
41 | Работа над ошибками. | 1 | Обобщение | Индивидуальные задания | ||
42 | Основа слова. Словарный диктант № 2 | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант | ||
43 | Выделение основы. Согласование прилагательного в словосочетании с именем существительным | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
44 | Корень слова | 1 | Повторение | Самостоятельная работа | ||
45 | Приставка | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | ||
2 четверть – 35 часов | ||||||
46 | Суффикс | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальные задания | ||
47 | Разбор слова по составу | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ||
48 | Различение разных форм одного слова и однокоренных слов | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ||
49 | Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова | 1 | Повторение | Фронтальный опрос | ||
50 | Состав слова. Перенос слов | 1 | Закрепление | Индивидуальные задания | ||
51 | Единообразное написание корней однокоренных слов | 1 | Изучение нового материала | Выборочный диктант | ||
52 | Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант | ||
53 | Чередование согласных звуков в корне слова | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
54 | Чередование согласных звуков в корне слова | 1 | Закрепление | Самостоятельная работа | ||
55 | Беглые гласные в корне слова | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
56 | Чередование согласных и беглые гласные в корне слова | 1 | Закрепление | Объяснительный диктант | ||
57 | Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова | 1 | Закрепление | Самостоятельная работа | ||
58 | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальные задания | ||
59 | Диктант № 3 по теме «Однокоренные слова» | 1 | Контроль | Контрольный диктант | ||
60 | Работа над ошибками | 1 | Коррекция знаний | Индивидуальные задания | ||
61 | Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
62 | Обучающее изложение «Маленький дятел» | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
63 | Работа над ошибками. Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек | 1 | Комбинированный | Редактирование текста | ||
64 | Поздравительное письмо президенту страны. Знакомство с эпистолярным жанром. | 1 | Развитие речи | Создание текста в форме повествования | ||
65 | Приставка – значимая часть слова. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
66 | Правописание приставок. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
67 | Правописание приставок. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
68 | Правописание приставок. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
69 | Правописание приставок. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
70 | Сочинение на тему «Зима в природе» | 1 | Развитие речи | Обучающее сочинение | ||
71 | Правописание приставок и предлогов | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
72 | Правописание приставок и предлогов | 1 | Изучение нового материала | Списывание с грамматическим заданием | ||
73 | Изложение «Птичья дружба» | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
74 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
75 | Правописание частицы не с глаголами. Словарный диктант № 3. | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант | ||
76 | Контрольное списывание № 3 за 2 четверть | 1 | Контроль | Контрольное списывание | ||
77 | Диктант № 4 за 2 четверть | 1 | Контроль | Контрольный диктант | ||
78 | Работа над ошибками | 1 | Коррекция знаний | Индивидуальные задания | ||
79 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
80 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
3 четверть – 50 часов | ||||||
81 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
82 | Обобщение знаний о написании разделительного твёрдого знака. | 1 | Обобщение | Предупредительный диктант | ||
83 | Изложение «Победа» | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
84 | Правописание непроизносимых согласных | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
85 | Правописание непроизносимых согласных | 1 | Закрепление | Объяснительный диктант | ||
86 | Правописание непроизносимых согласных | 1 | Самостоятельная работа | |||
87 | Правописание непроизносимых согласных в словах | 1 | Фронтальный опрос | |||
88 | Обучающее изложение «Какие бывают дупла?» | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
89 | Работа над ошибками. Правописание непроизносимых согласных. | 1 | Комбинированный | Редактирование текста | ||
90 | Написание слов с удвоенными согласными | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант | ||
91 | Написание слов с удвоенными согласными | 1 | Закрепление | Самостоятельная работа | ||
92 | Упражнение в написании слов с удвоенными согласными | 1 | Закрепление | Предупредительный диктант | ||
93 | Сложные слова | 1 | Изучение нового материала | Выборочный диктант | ||
94 | Написание сложных слов | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
95 | Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Развитие речи | Обучающее сочинение | ||
96 | Сложные слова. Словарный диктант № 4 | 1 | Обобщение | Словарный диктант | ||
97 | Урок-викторина «Что такое? Кто такой?» | 1 | Урок-викторина | Самостоятельная работа | ||
98 | Сложные слова | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
99 | Диктант № 5 по теме «Правописание корней» | 1 | Контроль | Контрольный диктант | ||
100 | Работа над ошибками. | 1 | Коррекция знаний | Индивидуальные задания | ||
Имя существительное (26 часов) | ||||||
101 | Понятие об имени существительном | 1 | Повторение | Фронтальный опрос | ||
102 | Понятие об имени существительном | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом | ||
103 | Употребление имён существительных в речи | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
104 | Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица» | 1 | Развитие речи | Обучающее сочинение | ||
105 | Род и число имён существительных | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | ||
106 | Род и число имён существительных | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
107 | Существительные мужского рода с твёрдыми и мягкими основами | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
108 | Свободный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | 1 | Контроль | Свободный диктант | ||
109 | Имена существительные среднего | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
110 | Имена существительные женского рода с твёрдой и мягкой основами | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
111 | Изложение «Пески остановили» | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
112 | Имена существительные с шипящим звуком на конце слова | 1 | Изучение нового материала | Предупредительный диктант | ||
113 | Имена существительные с шипящим звуком на конце слова | 1 | Закрепление | Проверочная работа | ||
114 | Зрительно-слуховой диктант № 7 по теме «Имя существительное» | 1 | Контроль | Зрительно-слуховой диктант | ||
115 | Изменение имён существительных по вопросам. | 1 | Изучение нового материала | Работа над ошибками | ||
116 | Изменение по вопросам одушевлённых и неодушевлённых имён существительных | 1 | Изучение нового материала | Выборочный диктант | ||
117 | Упражнение в установлении связи слов в предложении | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
118 | Общее понятие о склонении. Изменение имён существительных по падежам | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | ||
119 | Изменение имён существительных по падежам | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
120 | Склонение имён существительных | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
121 | Склонение имён существительных | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
122 | Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце» | 1 | Развитие речи | Обучающее сочинение | ||
123 | Обобщение знаний об имени существительном. Словарный диктант № 5 | 1 | Обобщение | Словарный диктант | ||
124 | Контрольное списывание № 4 за 3 четверть | 1 | Контроль | Контрольное списывание | ||
125 | Диктант № 8 за 3 четверть | 1 | Контроль | Контрольный диктант | ||
126 | Работа над ошибками | 1 | Коррекция знаний | Индивидуальные задания | ||
Имя прилагательное (17 часов) | ||||||
127 | Понятие об имени прилагательном. | 1 | Повторение | Фронтальный опрос | ||
128 | Употребление имён прилагательных в речи | 1 | Комбинированный | Словарный диктант | ||
129 | Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
130 | Число и род имён прилагательных | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
4 четверть – 40 часов | ||||||
131 | Изменение имён прилагательных по числам и родам | 1 | Закрепление | Самостоятельная работа | ||
132 | Родовые окончани имён прилагательных | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
133 | Родовые окончания имён прилагательных | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | ||
134 | Родовые окончания имён прилагательных | 1 | Изучение нового материала | Предупредительный диктант | ||
135 | Изложение «Трудное слово» | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
136 | Родовые окончания имён прилагательных | 1 | Закрепление | Самостоятельная работа | ||
137 | Диктант № 9 по теме «Имя прилагательное» | 1 | Контроль | Контрольный диктант | ||
138 | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных | 1 | Коррекция знаний Изучение нового материала | Индивидуальные задания | ||
139 | Склонение имён прилагательных | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
140 | Склонение имён прилагательных | 1 | Закрепление | Фронтальный опрос | ||
141 | Обучающее изложение «Купание медвежат» | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
142 | Склонение имён прилагательных | 1 | Обобщение | Самостоятельная работа | ||
143 | Проверочная работа № 1 по теме «Имя прилагательное» | 1 | Контроль | Проверочная работа | ||
Глагол (22 часа) | ||||||
144 | Понятие о глаголе | 1 | Повторение | Фронтальный опрос | ||
145 | Образование глаголов из слов других частей речи | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | ||
146 | Употребление глаголов в неопределённой форме | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
147 | Изложение «Новый муравейник» | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
148 | Число глаголов | 1 | Повторение | Фронтальный опрос | ||
149 | Изменение глаголов по числам | 1 | Закрепление | Самостоятельная работа | ||
150 | Изменение глаголов по числам | 1 | Закрепление | |||
151 | Изменение глаголов по временам | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
152 | Изменение глаголов по временам | 1 | Закрепление | Редактирование текста | ||
153 | Времена глагола | 1 | Закрепление | |||
154 | Изменение глаголов по временам | 1 | Обобщение | Фронтальный опрос | ||
155 | Диктант № 10 по теме «Глагол» | 1 | Контроль | Контрольный диктант | ||
156 | Работа над ошибками. Общее понятие о личных местоимениях | 1 | Коррекция знаний Изучение нового материала | Индивидуальные задания | ||
157 | Личные местоимения | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
158 | Личные местоимения | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
159 | Окончания глаголов в форме единственного числа | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
160 | Окончания глаголов в форме единственного | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | ||
161 | Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа. Словарный диктант № 6 контрольный. | 1 | Закрепление | Словарный диктант | ||
162 | Изложение «Как я купил собаку» | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
163 | Контрольное списывание № 5 за год | 1 | Контроль | Контрольное списывание | ||
164 | Диктант № 11 за год | 1 | Контроль | Контрольный диктант | ||
165 | Работа над ошибками. | 1 | Коррекция знаний | Индивидуальные задания | ||
Повторение (5 часов) | ||||||
166 | Предложение | 1 | повторение | Самостоятельная работа | ||
167 | Состав слова | 1 | ||||
168 | Правописание корней, приставок, суффиксов. | 1 | ||||
169 | 1 | |||||
170 | 1 |
Содержание тем учебного курса
№ | Название разделов и тем курса | Количество часов для изучения | Содержание учебной темы | |
Основные изучаемые вопросы | Формы занятий используемые при изучении темы | |||
1 | Повторение | 18 часов | предложение, слово, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы. | Списывание с заданием Выборочный диктант Фронтальный опрос Контрольный диктант Словарный диктант Проверочный диктант Редактирование текста Обучающее изложение |
2 | Синтаксис и пунктуация | 19 часов | главные и второстепенные члены предложения ; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения ( без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления. | Списывание с заданием Выборочный диктант Фронтальный опрос Контрольный диктант Словарный диктант Проверочный диктант Редактирование текста Обучающее изложение |
3 | Состав слова | 63 часа | основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова, беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные; сложные слова. | Списывание с заданием Выборочный диктант Фронтальный опрос Контрольный диктант Словарный диктант Проверочный диктант Редактирование текста Обучающее изложение |
4 | Имя существительное | 26 часов | лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме. | Списывание с заданием Выборочный диктант Фронтальный опрос Контрольный диктант Словарный диктант Проверочный диктант Редактирование текста Обучающее изложение |
5 | Имя прилагательное | 17 часов | лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении). | Списывание с заданием Выборочный диктант Фронтальный опрос Контрольный диктант Словарный диктант Проверочный диктант Редактирование текста Обучающее изложение |
6 | Глагол | 22 часа | лексическое значение, основные грамматические признаки; время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении). | Списывание с заданием Выборочный диктант Фронтальный опрос Контрольный диктант Словарный диктант Проверочный диктант Редактирование текста Обучающее изложение |
7 | Повторение в конце года | 5 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
В результате изучения русского языка в 3 классе дети научатся:
- различать главные и второстепенные члены предложения;
- различать распространённые и нераспространённые предложения;
- различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
- различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- характеризовать чередование согласных и беглые гласные в слове;
- понимать особенности употребления разделительных мягкого и твёрдого знаков;
- различать приставки и предлоги;
- характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам.
В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
- правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
- усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;
- орфографической грамотности;
- применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;
- правописания сложных слов и глаголов с не;
- написания слов с непроверяемыми орфограммами;
- письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2001г.
2.Нарушевич А. Г., Попова Е. В. Тесты по русскому языку – М., «АСТ - ПРЕСС»,
3. Узорова О.В. , Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс- М., 2010 г.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока | Вид работы | По теме |
9 | Диктант № 1 | Входной |
11 | Словарный диктант № 1 | Входной |
13 | Контрольное списывание № 1 | Входное |
37 | Контрольное списывание № 2 | За 1 четверть |
40 | Диктант № 2 | За 1 четверть |
42 | Словарный диктант № 2 | За 1 четверть |
59 | Диктант № 3 | Однокоренные слова |
75 | Словарный диктант № 3 | За 2 четверть |
76 | Контрольное списывание № 3 | За 2 четверть |
77 | Диктант № 4 | За 2 четверть |
96 | Словарный диктант № 4 | |
99 | Диктант № 5 | Правописание корней |
108 | Свободный диктант № 6 | Имя существительное |
114 | Зрительно-слуховой диктант № 7 | Имя существительное |
123 | Словарный диктант № 5 | За 3 четверть |
124 | Контрольное списывание № 4 | За 3 четверть |
125 | Диктант № 8 | За 3 четверть |
137 | Диктант № 9 | Имя прилагательное |
143 | Проверочная работа № 1 | Имя прилагательное |
155 | Диктант № 10 | Глагол |
161 | Словарный диктант № 6 | За год |
163 | Контрольное списывание № 5 | За год |
164 | Диктант № 11 | За год |
Список литературы
Для учащихся:
- Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов» - М:«Грамотей»,2004 г.
- Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. «Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка» - С-Пб.: издательский дом Громова, 2002 г.
- Репкин В.В. «Учебный словарь русского языка»- Харьков-Москва-Томск: Инфолайн, 1993 г.
- Ушакова О.Д. « Откуда пришли слова. Этимологический словарик школьника» - С-Пб: «Литера», 2008 г.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь» - М.: «Просвещение», 1990 г.
- «Правила русской орфографии и пунктуации. Орфографический словарь» - М.: «АЗЪ», 1994 г.
- Шевелёв В. М., Шевелёва Л.А. «Русское правописание в таблицах» - Харьков: «Мир детства», 2006 г.
Для учителя:
- Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс» - М.: Владос,1999 г.
- Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов».-М: «Грамотей», 2004 г.
- Волина В. «Русский язык. Учимся играя» - Екатеринбург, «АРГО», 1996 г.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. « Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991 г.
- Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. «Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка» - С-Пб.: издательский дом Громова, 2002 г.
- Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания. 3 класс» - М. Просвещение, 1991 г.
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс» - М. «ВАКО»,2009 г.
- Журжина Ж. В., Костромина Н.В. «Дидактический материал по русскому языку: 3 класс» - М.: Просвещение, 1995 г.
- Канакина В.П. «Работа над трудными словами в начальных классах» - М.: Просвещение, 1991 г.
- Лопатин В.В. Лопатина Л.Е. «Малый толковый словарь русского языка» - М: «Русский язык», 1993 г.
- Максимчук Н.Н. «Сборник изложений по русскому языку 2-4 классы» - Минск, «Асар», 1995 г.
Литература, использованная при составлении программы:
1.БУП 2004 года, с изменениями от 2008, 2011 года, 2012 года
2. Примерные образовательные программы начального общего образования.
Интернет-ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
- http://school-collection.edu.ru/
- www.center.fio.ru
Нормы оценок по русскому языку.
Проверка и оценка усвоения программы.
Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения. Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс - 8-10 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в первом полугодии — 30—35, в конце года — 40—45 слов;
В текстах, предназначенных для изложения во II классе, количество слов соответственно увеличивается на 15—20 слов. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного и воспитательного воздействия на учащихся.
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка "5" ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- - работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...