рабочая программа по русскому языку, 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Ирина Ананьевна Шигина

рабочая программа по русскому языку, 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3kl.doc420 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Уринская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено МО школы                Согласовано на МС школы                        Уверждено.



«___» ______ 2012                          «___»_______2012                    приказ №____ от «____»_____ 2012



Руководитель МО                         Руководитель МС                                  Директор школы



_________ Колмакова Е.Г.                 __________   Шигина И.А.                  ________ Аксентьева Г.Л.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

3 класс

        Разработчик программы:

Шигина Ирина Ананьевна

с. Уро

2012 г.

Срок действия программы 1 год

     

 Пояснительная записка к рабочей учебной программе

  Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования ,    на основе примерной программы начального общего образования Министерства Образования, программы по предмету «Русский язык» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Актуальность программы

 Во 3 классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У учащихся  развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове, правильно произносить буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове,  записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные, обозначать мягкость согласного, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями  жи-ши ,ча-ща, чу-щу, чн, чк и разделительным ь, с двойными согласными.

-Вместе с тем третий год обучения расширяет   знания и по синтаксису. Изучение главных и второстепенных членов предложения направленно на формирование умений анализировать предложения и создавать свои.

-Изучение раздела «Слово. Части речи» направленно  на поэтапное формирование понятий: «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»- на развитие умений употреблять их в связной речи. Во 3 классе от общего понятия «слово» учащиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из групп слов. В разделе «Состав слова» идёт ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень», «основа слова».

-В разделе «Текст. Связная речь» центральное место отводится формированию речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание высказываний. Продолжается работа со словарями учебника.

Цели, задачи курса
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.

Задачи:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

.

Общая характеристика учебного курса 

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

 Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

 Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

 Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному/

Основные содержательные линии

  1. Повторение пройденного в начале года
  2. Синтаксис и пунктуация
  3. Состав слова
  4. Имя существительное
  5. Имя прилагательное
  6. Глагол
  7. Повторение пройденного в конце года

Повторение пройденного в начале года: предложение, слово, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы.

 Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены предложения ; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения ( без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления.

Состав слова: основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова,  беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные; сложные слова.

Имя существительное: лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме.

Имя прилагательное: лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении).

Глагол: лексическое значение, основные грамматические признаки; время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении).

Характеристика возраста детей и ведущих видов деятельности

 С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть...                              

 С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира —ощущений и восприятии...

Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления  (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным образовательным планом русский язык изучается с I по IV класс. В  3-ем   классе на изучение русского языка отводится 170 часов, из расчета 5 часа в неделю – 3 часа из федерального компонента и 2 часа из компонента образовательного учреждения  .

Учебно-методический комплект

Русский язык. Учебник для 3 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 1./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.:ил.

Русский язык, дидактический материал для  3  кл.нач. шк./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.-  изд. – М.: Просвещение, 2011. – 143 с.:ил.

Русский язык, проверочные работы  для 3 кл. нач. шк./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.-  изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.:ил.

Русский язык, рабочая тетрадь  3 кл. нач. шк./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.:ил.

Учебный план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретических

практических

1

Повторение

18 часов

11

7

Изложений –2;

словарных диктантов –;1 контрольных списываний 2– ;

диктантов -3

2

Синтаксис и пунктуация

19 часов

13

6

Изложений –1;

 сочинений –1;

словарных диктантов –2; контрольных списываний 2– ;

3

Состав слова

63 часа

52

11

Изложений –4;

 сочинений –2;

словарных диктантов –5; контрольных списываний 1– ;

диктантов -4

4

Имя существительное

26 часов

18

8

Изложений –1;

 сочинений –3;

словарных диктантов –; контрольных списываний 1– ;

диктантов -3

5

Имя прилагательное

17 часов

14

3

Изложений –;2

словарных диктантов –;1

диктантов -1

6

Глагол

22 часа

17

5

Изложений –2;

словарных диктантов –1; контрольных списываний – 1; диктантов -2

7

Повторение

5 часов

5

Итого:

170 часов

130

40

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела,  урока

Кол-во

часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата проведения

1 четверть – 45 часов

Повторение (18 часов)

Повторение

Работа с текстом

План

Факт

1

Различение понятий «предложение» и «словосочетание».

1

Комбинированный

Выборочное списывание

2

Выделение словосочетаний в предложении

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

3

Различение предложений по цели высказывания и интонации

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

4

Различение предложений по цели высказывания и интонации

1

Комбинированный

Выборочный диктант

5

Различение понятий «предмет» и «слово».

Слова, обозначающие предмет, действие предмета и признаки предмета

1

Комбинированный

Списывание с заданием

6

Начальная форма имени существительного

1

Комбинированный

Выборочное списывание

7

Различение в тексте имён существительных, глаголов, имён прилагательных

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

8

Часть речи – предлог. Его роль в предложении

1

Контроль

Контрольный диктант

9

Диктант №1 (входной)

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

10

Работа над ошибками.

Различение понятий «звук» и «буква». Алфавит.

1

Комбинированный

Словарный диктант

11

Перенос слов. Ударение. Словарный диктант №1 (входной)

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

12

Безударная гласная в корне слова

1

Контроль

Контрольное списывание

13

Контрольное списывание № 1 (входное)

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

14

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

15

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных.

1

Повторение

Проверочный  диктант

16

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Разделительный мягкий знак.

1

Развитие речи.

Обучающее изложение

17

Обучающее изложение «Первый снег»

1

Редактирование текста

18

Работа над ошибками

1

Синтаксис и пунктуация (19 часов)

19

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

1

Повторение

Фронтальный опрос

20

Определение подлежащего и сказуемого в предложении.

1

Закрепление

Фронтальный опрос

21

Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи

1

Изучение нового материала

Индивидуальные задания

22

Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения.

1

Изучение нового материала

Словарный диктант

23

Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены

1

Закрепление

Списывание с грамматическим заданием

24

Обучающее изложение «Кормушка на пруду»

1

Развитие речи.

Обучающее изложение

25

Работа над ошибками

1

Редактирование текста

26

Второстепенные члены предложения

1

Изучение нового материала

Разбор предложения

27

Составление предложений по схемам

1

Изучение нового материала

Творческое задание

28

Установление связи между главными и второстепенными членами предложения

1

Комбинированный

Словарный диктант

29

Составление распространённых предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи

1

Закрепление

Работа с текстом

30

Сочинение на тему «Кто как готовится к зиме»

1

Развитие речи

Построение текста на заданную тему

31

Работа над ошибками

1

Редактирование текста

32

Логическое ударение в предложении

1

Изучение нового материала

Редактирование текста

33

Постановка логического ударения в предложении

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

34

Предложение с интонацией перечисления

1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

35

Обозначение на письме запятой интонации перечисления

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

36

Постановка в предложении логического ударения

1

Повторение и обобщение

Фронтальный опрос

37

Контрольное списывание № 2 за 1 четверть.

1

Контроль

Контрольное списывание

Состав слова (63 часа)

38

Окончание – изменяемая часть слова

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

39

Нулевое окончание

1

Изучение нового материала

Предупредительный диктант

40

Диктант № 2 за 1 четверть

1

Контроль

Контрольный диктант

41

Работа над ошибками.

1

Обобщение

Индивидуальные задания

42

Основа слова. Словарный диктант № 2

1

Изучение нового материала

Словарный диктант

43

Выделение основы. Согласование прилагательного в словосочетании с именем существительным

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

44

Корень слова

1

Повторение

Самостоятельная работа

45

Приставка

1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

2 четверть – 35 часов

46

Суффикс

1

Изучение нового материала

Индивидуальные задания

47

Разбор слова по составу

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

48

Различение разных форм одного слова и однокоренных слов

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

49

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова

1

Повторение

Фронтальный опрос

50

Состав слова. Перенос слов

1

Закрепление

Индивидуальные задания

51

Единообразное написание корней однокоренных слов

1

Изучение нового материала

Выборочный диктант

52

Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова

1

Изучение нового материала

Словарный диктант

53

Чередование согласных  звуков в корне слова

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

54

Чередование согласных звуков в корне слова

1

Закрепление

Самостоятельная работа

55

Беглые гласные в корне слова

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

56

Чередование согласных и беглые гласные в корне слова

1

Закрепление

Объяснительный диктант

57

Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова

1

Закрепление

Самостоятельная работа

58

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов

1

Изучение нового материала

Индивидуальные задания

59

Диктант № 3 по теме «Однокоренные слова»

1

Контроль

Контрольный диктант

60

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний

Индивидуальные задания

61

Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

62

Обучающее изложение «Маленький дятел»

1

Развитие речи

Обучающее изложение

63

Работа над ошибками. Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек

1

Комбинированный

Редактирование текста

64

Поздравительное письмо президенту страны. Знакомство с эпистолярным жанром.

1

Развитие речи

Создание текста в форме повествования

65

Приставка – значимая часть слова.

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

66

Правописание приставок.

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

67

Правописание приставок.

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

68

Правописание приставок.

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

69

Правописание приставок.

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

70

Сочинение на тему «Зима в природе»

1

Развитие речи

Обучающее сочинение

71

Правописание приставок и предлогов

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

72

Правописание приставок и предлогов

1

Изучение нового материала

Списывание с грамматическим заданием

73

Изложение «Птичья дружба»

1

Развитие речи

Обучающее изложение

74

Правописание частицы не с глаголами.

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

75

Правописание частицы не с глаголами. Словарный диктант № 3.

1

Изучение нового материала

Словарный диктант

76

Контрольное списывание № 3 за 2 четверть

1

Контроль

Контрольное списывание

77

Диктант № 4 за 2 четверть

1

Контроль

Контрольный диктант

78

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний

Индивидуальные задания

79

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

80

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

Закрепление

Фронтальный опрос

3 четверть – 50 часов

81

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

Закрепление

Фронтальный опрос

82

Обобщение знаний о написании разделительного твёрдого знака.

1

Обобщение

Предупредительный диктант

83

Изложение «Победа»

1

Развитие речи

Обучающее изложение

84

Правописание непроизносимых согласных

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

85

Правописание непроизносимых согласных

1

Закрепление

Объяснительный диктант

86

Правописание непроизносимых согласных

1

Самостоятельная работа

87

Правописание непроизносимых согласных в словах

1

Фронтальный опрос

88

Обучающее изложение «Какие бывают дупла?»

1

Развитие речи

Обучающее изложение

89

Работа над ошибками. Правописание непроизносимых согласных.

1

Комбинированный    

Редактирование текста

90

Написание слов с удвоенными согласными

1

Изучение нового материала

Словарный диктант

91

Написание слов с удвоенными согласными

1

Закрепление

Самостоятельная работа

92

Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

1

Закрепление

Предупредительный диктант

93

Сложные слова

1

Изучение нового материала

Выборочный диктант

94

Написание сложных слов

1

Закрепление

Фронтальный опрос

95

Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Развитие речи

Обучающее сочинение

96

Сложные слова. Словарный диктант № 4

1

Обобщение

Словарный диктант

97

Урок-викторина «Что такое? Кто такой?»

1

Урок-викторина

Самостоятельная работа

98

Сложные слова

1

Закрепление

Фронтальный опрос

99

Диктант № 5 по теме «Правописание корней»

1

Контроль

Контрольный диктант

100

Работа над ошибками.

1

Коррекция знаний

Индивидуальные задания

Имя существительное (26 часов)

101

Понятие об имени существительном

1

Повторение

Фронтальный опрос

102

Понятие об имени существительном

1

Изучение нового материала

Работа с текстом

103

Употребление имён существительных в речи

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

104

Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица»

1

Развитие речи

Обучающее сочинение

105

Род и число имён существительных

1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

106

Род и число имён существительных

1

Закрепление

Фронтальный опрос

107

Существительные мужского рода с твёрдыми и мягкими основами

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

108

Свободный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

1

Контроль

Свободный диктант

109

Имена существительные среднего
рода с твёрдой и мягкой основами

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

110

Имена существительные женского рода с твёрдой и мягкой основами

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

111

Изложение «Пески остановили»

1

Развитие речи

Обучающее изложение

112

Имена существительные с шипящим звуком на конце слова

1

Изучение нового материала

Предупредительный диктант

113

Имена существительные с шипящим звуком на конце слова

1

Закрепление

Проверочная работа

114

Зрительно-слуховой диктант № 7 по теме «Имя существительное»

1

Контроль

Зрительно-слуховой диктант

115

Изменение имён существительных по вопросам.

1

Изучение нового материала

Работа над ошибками

116

Изменение по вопросам одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

1

Изучение нового материала

Выборочный диктант

117

Упражнение в установлении связи слов в предложении

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

118

Общее понятие о склонении. Изменение имён существительных по падежам

1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

119

Изменение имён существительных по падежам

1

Закрепление

Фронтальный опрос

120

Склонение имён существительных

1

Закрепление

Фронтальный опрос

121

Склонение имён существительных

1

Закрепление

Фронтальный опрос

122

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце»

1

Развитие речи

Обучающее сочинение

123

Обобщение знаний об имени существительном. Словарный диктант № 5

1

Обобщение

Словарный диктант

124

Контрольное списывание № 4 за 3 четверть

1

Контроль

Контрольное списывание

125

Диктант № 8 за 3 четверть

1

Контроль

Контрольный  диктант

126

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний

Индивидуальные задания

Имя прилагательное (17 часов)

127

Понятие об имени прилагательном.

1

Повторение

Фронтальный опрос

128

Употребление имён прилагательных в речи

1

Комбинированный

Словарный диктант

129

Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи

1

Закрепление

Фронтальный опрос

130

Число и род имён прилагательных

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

4 четверть – 40 часов

131

Изменение имён прилагательных по числам и родам

1

Закрепление

Самостоятельная работа

132

Родовые окончани имён прилагательных

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

133

Родовые окончания имён прилагательных

1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

134

Родовые окончания имён прилагательных

1

Изучение нового материала

Предупредительный диктант

135

Изложение «Трудное слово»

1

Развитие речи

Обучающее изложение

136

Родовые окончания имён прилагательных

1

Закрепление

Самостоятельная работа

137

Диктант № 9 по теме «Имя прилагательное»

1

Контроль

Контрольный  диктант

138

Работа над ошибками.

Изменение имён прилагательных
по вопросам

1

Коррекция знаний

Изучение нового материала

Индивидуальные задания

139

Склонение имён прилагательных

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

140

Склонение имён прилагательных

1

Закрепление

Фронтальный опрос

141

Обучающее изложение «Купание медвежат»

1

Развитие речи

Обучающее изложение

142

Склонение имён прилагательных

1

Обобщение

Самостоятельная работа

143

Проверочная работа № 1 по теме «Имя прилагательное»

1

Контроль

Проверочная работа

Глагол (22 часа)

144

Понятие о глаголе

1

Повторение

Фронтальный опрос

145

Образование глаголов из слов других частей речи

1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

146

Употребление глаголов в неопределённой форме

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

147

Изложение «Новый муравейник»

1

Развитие речи

Обучающее изложение

148

Число глаголов

1

Повторение

Фронтальный опрос

149

Изменение глаголов по числам

1

Закрепление

Самостоятельная работа

150

Изменение глаголов по числам

1

Закрепление

151

Изменение глаголов по временам

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

152

Изменение глаголов по временам

1

Закрепление

Редактирование текста

153

Времена глагола

1

Закрепление

154

Изменение глаголов по временам

1

Обобщение

Фронтальный опрос

155

Диктант № 10 по теме «Глагол»

1

Контроль

Контрольный  диктант

156

Работа над ошибками. Общее понятие о личных местоимениях

1

Коррекция знаний

Изучение нового материала

Индивидуальные задания

157

Личные местоимения

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

158

Личные местоимения

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

159

Окончания глаголов в форме единственного числа

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

160

Окончания глаголов в форме единственного
и множественного числа

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

161

Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа. Словарный диктант № 6 контрольный.

1

Закрепление

Словарный диктант

162

Изложение «Как я купил собаку»

1

Развитие речи

Обучающее изложение

163

Контрольное списывание № 5 за год

1

Контроль

Контрольное списывание

164

Диктант № 11 за год

1

Контроль

Контрольный  диктант

165

Работа над ошибками.

1

Коррекция знаний

Индивидуальные задания

Повторение (5 часов)

166

Предложение

1

повторение

Самостоятельная работа

167

Состав слова

1

168

Правописание корней, приставок, суффиксов.

1

169

1

170

1

Содержание тем учебного курса

Название разделов и тем

 курса

Количество

часов

для изучения

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий используемые при изучении темы

1

Повторение

18 часов

предложение, слово, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

2

Синтаксис и пунктуация

19 часов

главные и второстепенные члены предложения ; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения ( без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

3

Состав слова

63 часа

основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова,  беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные; сложные слова.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

4

Имя существительное

26 часов

лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

5

Имя прилагательное

17 часов

лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении).

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

6

Глагол

22 часа

лексическое значение, основные грамматические признаки; время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении).

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

7

Повторение в конце года

5 часов

 Требования к уровню подготовки  учащихся к концу 3 класса

В результате изучения русского языка в 3 классе дети научатся:

  1. различать главные и второстепенные члены предложения;
  2. различать распространённые и нераспространённые предложения;
  3. различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
  4. различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  5. характеризовать чередование согласных и беглые гласные в слове;
  6. понимать особенности употребления разделительных мягкого и твёрдого знаков;
  7. различать приставки и предлоги;
  8. характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам.

В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
  2. правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
  3. усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;
  4. орфографической грамотности;
  5. применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;
  6. правописания сложных слов и глаголов с не;
  7. написания слов с непроверяемыми орфограммами;
  8. письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2001г.

2.Нарушевич А. Г., Попова Е. В. Тесты по русскому языку – М., «АСТ - ПРЕСС»,

3.  Узорова О.В. ,  Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс- М., 2010 г.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№ урока

Вид работы

По теме

9

Диктант № 1

Входной

11

Словарный диктант № 1

Входной

13

Контрольное списывание № 1

Входное

37

Контрольное списывание № 2

За 1 четверть

40

Диктант № 2

За 1 четверть

42

Словарный диктант № 2

За 1 четверть

59

Диктант № 3

Однокоренные слова

75

Словарный диктант № 3

За 2 четверть

76

Контрольное списывание № 3

За 2 четверть

77

Диктант № 4

За 2 четверть

96

Словарный диктант № 4

99

Диктант № 5

Правописание корней

108

Свободный диктант № 6

Имя существительное

114

Зрительно-слуховой диктант № 7

Имя существительное

123

Словарный диктант № 5

За 3 четверть

124

Контрольное списывание № 4

За 3 четверть

125

Диктант № 8

За 3 четверть

137

Диктант № 9

Имя прилагательное

143

Проверочная работа № 1

Имя прилагательное

155

Диктант № 10

Глагол

161

Словарный диктант № 6

За год

163

Контрольное списывание № 5

За год

164

Диктант № 11

За год

Список литературы

Для учащихся:

  1. Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов» - М:«Грамотей»,2004 г.
  2. Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. «Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка» - С-Пб.: издательский дом Громова, 2002 г.
  3. Репкин В.В. «Учебный словарь русского языка»- Харьков-Москва-Томск: Инфолайн, 1993 г.
  4. Ушакова О.Д. « Откуда пришли слова. Этимологический словарик школьника» - С-Пб: «Литера», 2008 г.
  5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь» - М.: «Просвещение», 1990 г.
  6. «Правила русской орфографии и пунктуации. Орфографический словарь» - М.: «АЗЪ», 1994 г.
  7. Шевелёв В. М., Шевелёва Л.А. «Русское правописание в таблицах» - Харьков: «Мир детства», 2006 г.

Для учителя:

  1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках                       русского языка 2 класс» - М.: Владос,1999 г.
  2. Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов».-М: «Грамотей», 2004 г.
  3. Волина В. «Русский язык. Учимся играя» - Екатеринбург, «АРГО», 1996 г.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. « Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. «Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка» - С-Пб.: издательский дом Громова, 2002 г.
  6. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания. 3 класс» - М. Просвещение, 1991 г.
  7. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс» - М.  «ВАКО»,2009 г.
  8. Журжина Ж. В., Костромина Н.В. «Дидактический материал по русскому языку: 3 класс» - М.: Просвещение, 1995 г.
  9. Канакина В.П. «Работа над трудными словами в начальных классах» - М.: Просвещение, 1991 г.
  10. Лопатин В.В. Лопатина Л.Е. «Малый толковый словарь русского языка» - М: «Русский язык», 1993 г.
  11. Максимчук Н.Н. «Сборник изложений по русскому языку 2-4 классы» - Минск, «Асар», 1995 г.

Литература, использованная при составлении программы:

1.БУП 2004 года, с изменениями от 2008, 2011 года, 2012 года

2. Примерные образовательные программы начального общего образования.

Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
  1. http:www.Nachalka.com.
  2. http:www.viku.rdf.ru.
  3. http:www.rusedu.ru.
  4. http://school-collection.edu.ru/
  5. www.center.fio.ru

Нормы оценок по русскому языку.

Проверка и оценка усвоения программы.

Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения. Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс - 8-10 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в первом полугодии — 30—35, в конце года — 40—45 слов;

В текстах, предназначенных для изложения во II классе, количество слов  соответственно увеличивается на 15—20 слов. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного и  воспитательного  воздействия на учащихся.

Диктанты 

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего

предложения  записано с заглавной буквы;

•     единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

•     два исправления;

•     две пунктуационные ошибки;

•     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

•     повторение одной и той же буквы в слове;

•     недописанное слово;

•    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

•    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-                   две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-            3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-          более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

  1. -         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

Оценка "2" ставится:

-  имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...