Урок русского языка в 3 классе "Что такое фразеологизмы" по учебнику Канакиной В.П.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" "Что такое фразеологизмы?" к учебнику Канакиной В.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_frazeologizmy.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 3 класс по программе "Школа России".
Тема "Что такое фразеологизмы?".
Цель:
- Ознакомление с понятием «фразеологизмы».
Задачи:
- Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение;
- развивать умение пользоваться различными фразеологическими словарями, фразеологизмами в устной и письменной речи;
- развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка.
Литература:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Москва. Просвещение, 2008.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса в 2-х частях, часть 1, Москва. Просвещение, 2008.
3. Канакина В.П., Фомичева Г.А. Методическое пособие к комплекту Русский язык, Москва, Просвещение 2005.
4. Лаврова Н.М. Журнал «Начальная школа». Статья «Учебник нового поколения для современной начальной школы» 2004г. №11.
5. Большой фразеологический словарь для детей. Москва ОЛМА Медиа Групп 2009 224 с., ил. Составитель Розе Т.В.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверьте вашу готовность к уроку русского языка.
(Проверяется наличие учебника, тетради с печатной основой, рабочей тетради, дневника, ручки, карандаша, линейки). Запишите число, классная работа. Дети пишут 1 октября. Классная работа.
- Постановка учебной задачи.
У. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.44 и прочитайте упр.84. (Ученики читают упражнение про себя, затем один ученик читает вслух) (Учебник 3 класса авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г. стр.44 упр.84)
Тапир навек повесил нос,
Грустит он об одном:
Он собирался стать слоном,
Да так и не дорос… (Б. Заходер).
У. Кого называют словом тапир?
Д. Это животное, у которого есть небольшой хобот. Нарисован в учебнике.
У. А что означает выражение повесил нос?
Д. Опустил нос. Опустил голову. Смотрит вниз.
У. На самом ли деле грустит тапир?
Д. Нет. Он не грустит, просто он так выглядит с опущенным носом.
У. В прямом или в переносном значении употреблено выражение повесил нос?
Д. В переносном.
3. Сообщение темы и целей урока.
У. Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как правильно в русском языке называются такие словосочетания, будем учиться отличать их от свободных словосочетаний, объяснять их значение и находить значение таких выражений в специальных словарях.
У. Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике.
Стр.44
ЗАМЕТЬТЕ: в языке есть устойчивые сочетания слов. В них нельзя заменить или пропустить какое–либо слово, иначе изменится смысл: повесил нос, прикусил язык, ни свет ни заря. Объясняя значение устойчивых сочетаний, мы имеем ввиду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов. Такие сочетания слов по-другому называют фразеологизмами.
4. Наблюдения над фразеологизмами.
У. Послушайте выражения и найдите в них фразеологизмы.
У. Повесить картину, повесить портьеры, повесить нос.
Д. Устойчивое словосочетание повесить нос, т.к. можно повесить картину на стену и портьеры на окно, а нос нельзя. Выражение повесить нос означает прийти в уныние, сильно огорчиться из-за чего-либо.
У. Сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу.
Д. Фразеологизм сесть в калошу, т.к. в неё нельзя сесть. На землю и на стул можно сесть, а в калошу нельзя. Сесть в калошу это значит что-то сделать не так.
У. Сесть в калошу – это оказаться в неловком, глупом и смешном положении, потерпеть неудачу.
У. Точить ножницы, точить лясы, точить топор.
Д. Ножницы и топор можно наточить, а лясы нельзя. Непонятное слово.
У. В таком случае можно обратиться к фразеологическому словарю. Есть специальные фразеологические словари. Например, “Фразеологический словарь для младших школьников” под редакцией Н. А. Павловой. Я принесла на урок большой фразеологический словарь для детей под редакцией Розе Т.В.. Он интересен тем, что в нем цветные страницы. Для каждой буквы – свой цвет. Например, все фразеологизмы, которые начинаются на букву А, размещены на розовых страницах, а на букву З – на сиреневых. В книге много забавных иллюстраций.
У. Я вас просила на урок принесли словари фразеологизмов. У кого дома оказались такие словари? Хорошо.
У. А как быстро найти в этом словаре нужный фразеологизм?
Д. Надо посмотреть в оглавлении.
У. Откройте оглавление у кого есть словари. А дальше?
Д. Может быть, искать на нужную букву. Д. Посмотреть на букву, с которой начинается фразеологический оборот. Надо вспомнить место этой буквы в алфавите. Открыть страницу с этой буквой.
У. Молодцы. Действительно, фразеологизмы в словарях даны в алфавитном порядке. Поэтому, чтобы найти быстро нужный фразеологизм, надо его чётко знать, т.к. это устойчивое сочетание слов. Менять в нем какие-либо слова нельзя.
(Вызвать к доске 1 ученика, с целью найти фразеологизм точить лясы в Большом фразеологическом словаре авт. Розе. )
Ученик. Наш фразеологизм точить лясы находится на стр. 195 . Точить лясы (балясы) значит заниматься пустой болтовнёй, пустословить.
У. В нашем учебнике тоже есть словарь фразеологизмов. Сейчас мы с вами выполним упражнение 86 устно. Прочитайте задание.
Д. (Читают задание). Познакомьтесь с фразеологическим словарём (учебник, с.154-155) .Прочитайте, как толкуются в нём значения словосочетаний брать на буксир, зелёная улица, висеть на телефоне, бить баклуши.
У. Откройте стр.154-155 и прочитайте данные фразеологизмы. (Читают вслух по 1 человеку).
Д. Брать на буксир – помогать отстающему.
Д. Зелёная улица – путь без задержек.
Д. Висеть на телефоне – часто и долго говорить по телефону.
Д. Бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяками.
У. Чем же отличается фразеологизм от простого сочетания слов?
Д. Фразеологизм нужно запомнить.
Д. В нём нельзя заменить какое-либо слово.
Д. Например можно повесить на гвоздик шляпу, пальто, а нос на самом деле нельзя никуда повесить, так просто говорят, когда человек огорчается.
5. Упражнения в употреблении фразеологизмов в речи.
а) Упр. 85. Стр.45. Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).
- Филиппок пустился бежать во весь дух. (Л.Толстой).
- Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, у зайца – душа в пятки. (Д.Мамин-Сибиряк)
- Лягушка полетела вверх тормашками на землю. (В.Гаршин).
- Вот и пошли они, куда глаза глядят. (Из сказки «Петух да Собака».)
Спишите любые два предложения. Подчеркните в них фразеологизмы.
Проверка. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значения.
Д. Во весь дух – очень быстро бежать. Душа в пятки – испугаться. Вверх тормашками – вниз головой. Куда глаза глядят – идти, не зная куда.
б) Упр.88 стр.46. Задание по вариантам.
Задание будете выполнять по вариантам. Первому варианту - списать простые словосочетания, выделить орфограммы. Второму варианту списать фразеологизмы и выделить орфограммы.
М..рской берег, друж..ть с товарищем, взяться за ум, х..р..шо работать, работать спустя рукава, управлять тракт..ром, остаться с носом, м..двежья берлога, м..двежья услуга, мягкая меб..ль, с гулькин нос.
(Одновременно, два ученика работают у доски. Первый выписывает словосочетания, выделяет в словах орфограммы, второй – фразеологизмы, выделяет в словах орфограммы)
Проверка: 1 вариант: Морской берег (орф. -безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, проверочное слово – море), дружить с товарищем (орф. – правописание гласных после шипящих –ши, жи пиши с гласной и), хорошо работать (орф. -- непроверяемые безударные гласные в корне слова), управлять трактором (орф. - непроверяемая безударная гласная в корне слова), медвежья берлога (орф. - непроверяемая безударная гласная в корне слова), мягкая мебель ( орф. - непроверяемая безударная гласная в корне слова).
2 вариант:
Взяться за ум, работать спустя рукава, остаться с носом, медвежья услуга, ( орф. - непроверяемая безударная гласная в корне слова) с гулькин нос.
У. Взяться за ум – заставить себя работать. Работать спустя рукава - плохо работать. Остаться с носом - остаться ни с чем. Медвежья услуга - такая услуга, которая вместо помощи приносит вред. С гулькин нос - Очень мало.
Выставление оценок.
У. К данным фразеологизмам можно подобрать фразеологизмы синонимы и антонимы.
Я буду называть вам фразеологизм. А вы должны определить, к какому сочетанию слов, этот фразеологизм является синонимом, а к какому - антонимом.
У. Кот наплакал, капля в море.
Д. Это синонимы к фразеологизму с гулькин нос.
У. Лодыря гонять.
Д. Синоним к фразеологизму работать спустя рукава, а антоним к фразеологизму взяться за ум.
У. Русский язык очень богат меткими словосочетаниями. Они обогащают нашу речь, делают её привлекательней и красивей. Знать фразеологизмы должен каждый. Фразеология – это величайшая сокровищница. В ней, как в зеркале отражается история русского народа, его трудовой опыт и нравственные ценности. Знайте и применяйте в своей речи фразеологизмы. 6. Физкультминутка.
У. Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения.
- “Качать головой” (сомневаться);
- “Взлететь на воздух” (взорваться);
- “Затаив дыхание” (замереть от восторга);
- “Втянуть голову” (сжаться, согнуться);
- “Задать стрекоча” (убежать, умчаться); (бег на месте)
- “Выбиться из сил” (устать, обессилить);
- “Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);
- “Стоять как каменный” (неподвижно);
- “Из угла в угол” (в разных направлениях).
- Закрепление.
а) Работа в тетрадях с печатной основой авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г. стр. 20.
У. Откройте тетради с печатной основой на стр.20. Упр.47.
Задание: Прочитайте, Составьте из данных слов все возможные словосочетания. Запишите.
Верный, язык, товарищ, гласный, русский, звук, длинный.
(Учитель пишет предложенные словосочетания на доске, а учащиеся пишут их в тетрадях).
Верный товарищ, русский язык, гласный звук, длинный язык.
У. Какое из записанных словосочетаний является фразеологизмом?
Д. Длинный язык. Так говорят, когда человек очень много болтает. Говорят о человеке, который любит поговорить.
б) Самостоятельная работа .Упр.49.
Задание: Прочитайте. Соедините линиями каждое устойчивое словосочетание (фразеологизм) с его значением.
Набрать в рот воды - обманывать.
Сидеть сложа руки - победить.
Одержать победу - глядеть по сторонам.
Кривить душой - ничего не делать.
Ворон считать - молчать.
Проверка. Обмен тетрадями с соседом по парте.
в)Дополнительное задание для тех, кто справился упр.48. Прочитайте. Что означают выделенные словосочетания? Спишите.
Каша в голове у дяди Саши, И ботинки просят каши.
Д. Каша в голове у дяди Саши – это значит путаются мысли. Д. Ботинки просят каши – это значит, что они рваные.
8. Обобщение:
У. С каким понятием познакомились? Д. Мы познакомились с фразеологизмами.
У. Как их можно различить в речи? Д. Эти выражения несут особый смысл, употребляются в переносном значении.
У. Какие фразеологизмы запомнили? Д. Кот наплакал, бить баклуши, сесть в калошу … (Называли много фразеологизмов).
9. Домашнее задание:
У. Прочитаете определение на стр.44, выполните упр. 87.
У. Прочитайте задание к упр. 87.
Дети читают задание: Прочитайте фразеологизмы. Подберите к словам из правого столбика соответствующие им по смыслу фразеологизмы. Запишите парами: Падать духом - унывать.
УМК «Школа России»
Учебник русского языка в двух частях.
Авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
3 класс
(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 3-е издание. Москва. «Просвещение». 2008г.)
В комплект входит рабочая тетрадь с печатной основой в двух частях .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой
Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.
Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по учебнику Канакиной
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., В.Г.Горецкого «Русский я...
Рабочая программа и календарно-тематический план уроков русского языка во 2 классе. В.П.Канакина.УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса МКОУ Куйбышевская общеобразовательная школа разработана в соответствии с основными положениями федерального государств...
календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по учебнику Канакиной В.П.
Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.), на основе требований ФГОС НОО....
Технологическая карта урока русского языка для 4 классов по учебнику Канакина на тему "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже"
Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже...
Комментарии
Елена Сергеевна. Урок
Елена Сергеевна. Урок интересный. Мой голос за Вас. Познакомтесь с моей работой. Буду благодарна за Вашу оценку.http://nsportal.ru/node/596242/works/all?realname=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%... Это ссылка на мою страничку.
Удачи!
Удачи!
Примите мой голос.
Примите мой голос.