Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по учебнику Канакиной
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., В.Г.Горецкого «Русский язык», утверждённой МО РФ («Концепция и программы для начальных классов, «Школа России», Москва, 2008 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004 г.).
Реализуется программа в количестве 175 часов в год (5 часов в неделю). Данная рабочая программа соответствует авторской, количество часов увеличено на 5 за счёт того, что учебный год включает 35 учебных недель. Структура рабочей программы соответствует приказу департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения» и Положению о рабочей программе МБОУ «Архангельская СОШ». Базовый учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык 4 класс» в 2 частях. М.: Просвещение; 2010 г. Предполагаемые формы контроля: контрольный диктант, контрольная работа, словарный диктант, изложение, тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk.doc | 457.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., В.Г.Горецкого «Русский язык», утверждённой МО РФ («Концепция и программы для начальных классов, «Школа России», Москва, 2008 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004 г.).
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка: устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально – синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи – наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Четвероклассники получают новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
Система обучения русскому языку при реализации рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
- Формирование научных, доступных младшим школьникам, представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно - речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
- Закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
В авторскую программу внесены изменения:
В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 170 часов, а учебным планом предусмотрено 35 учебных недель при 5-и часах в неделю, в рабочую программу добавлено 5 часов. На изучение темы «Части речи» добавлен 1 час, темы «Состав слова» - 2 часа, темы «Повторение изученного» – 2 часа.
Таким образом, рабочая программа рассчитана на 175 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ - 14 часов, из них:
контрольные диктанты- 4 часа,
тестирование – 1 час,
контрольное изложение – 1 час,
контрольные работы- 4 часа,
контрольные словарные диктанты – 4.
Количество часов в 1-й четверти – 45;
Количество часов во 2-й четверти – 35;
Количество часов в 3-й четверти – 50;
Количество часов в 4-й четверти – 45.
За год – 175 часов.
Предпочтительные формы контроля ЗУН, а также уровня подготовленности (промежуточного, итогового) по русскому языку в 4 классе:
фронтальный опрос, самостоятельная работа, контрольный диктант, словарный диктант, работа по карточкам, тестирование, самостоятельная подготовка вопроса по изучаемой теме, индивидуальная работа, самоконтроль, подготовка творческого задания.
Для реализации программного содержания используется УМК:
- Концепция и программы для начальных классов. «Школа России», Часть 1. М.: Просвещение; 2008 г
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык 4 класс» в 2 частях. М.: Просвещение; 2010 г
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Рабочая тетрадь «Русский язык 4 класс» №1, №2. М.: Просвещение; 2013 г.
- В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. Сборник диктантов и самостоятельных работ: 1-4 классы. М.: Просвещение; 2013 г
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения и их признаки
Учащиеся должны уметь:
- Орфографически правильно и каллиграфично списывать и писать под диктовку текст (70-85слов), включающий изученные орфограммы по программе 1-4 классов; проверять написанное;
- Производить звуко – буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
- Производить разбор по составу слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали
- Производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем, будущем времени) род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, род, падеж, число (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
- Производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
- Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту делить его на части, составлять план;
- Определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; использовать эти типы в речи;
- Писать изложение и сочинение (60-75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя
- В соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык 4 класс
№ п/п | № в теме | Тема урока | Количество часов | Дата | |
план | факт | ||||
Вспоминаем, повторяем, изучаем…(41ч) | |||||
Язык и речь (2 ч) | |||||
1 | 1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык | 1 | 2.09 | |
2 | 2 | Язык и речь. Формулы вежливости | 1 | 3.09 | |
Текст (3 ч) | |||||
3 | 1 | Текст. План текста | 1 | 4.09 | |
4 | 2 | Текст. План текста. Подробное изложение текста | 1 | 5.09 | |
5 | 3 | Текст. Типы текстов | 1 | 6.09 | |
Предложение (15 ч) | |||||
6 | 1 | Предложение как единица речи | 1 | 9.09 | |
7 | 2 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | 10.09 | |
8 | 3 | Диалог. Обращение | 1 | 11.09 | |
9 | 4 | Р/р. Выборочное изложение текста по рассказу И.С.Тургенева «Воробей» (упр.29) | 1 | 12.09 | |
10 | 5 | Работа над ошибками. Основа предложение. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 13.09 | |
11 | 6 | Словосочетания | 1 | 16.09 | |
12 | 7 | Однородные члены предложения (общие понятия) | 1 | 17.09 | |
13 | 8 | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов | 1 | 18.09 | |
14 | 9 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами | 1 | 19.09 | |
15 | 10 | Знаки препинания в предложении с однородными членами | 1 | 20.09 | |
16 | 11 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. Р/р. Составление текста по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»(упр.58) | 1 | 23.09 | |
17 | 12 | Работа над ошибками. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного | 1 | 24.09 | |
18 | 13 | Р/р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану (упр.68) | 1 | 25.09 | |
19 | 14 | Работа над ошибками. Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | 26.09 | |
20 | 15 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 27.09 | |
Слово и его лексическое значение (4 ч) | |||||
21 | 1 | Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение | 1 | 30.09 | |
22 | 2 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 | 1.10 | |
23 | 3 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | 2.10 | |
24 | 4 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 1 | 3.10 | |
Части речи (7 ч) | |||||
25 | 1 | Части речи. Морфологические признаки частей речи | 1 | 4.10 | |
26 | 2 | Части речи. Имя существительное | 1 | 7.10 | |
27 | 3 | Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имен прилагательных | 1 | 8.10 | |
28 | 4 | Имя числительное. Глагол как часть речи | 1 | 9.10 | |
29 | 5 | Наречие как часть речи. Контрольный словарный диктант | 1 | 10.10 | |
30 | 6 | Наречие. Закрепление по теме «Наречие» | 1 | 11.10 | |
31 | 7 | Р/р. Творческое изложение с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Аленушка» | 1 | 14.10 | |
Состав слова (10 ч) | |||||
32 | 1 | Работа над ошибками. Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова | 1 | 15.10 | |
33 | 2 | Состав слова | 1 | 16.10 | |
34 | 3 | Состав слова. Суффиксы и приставки. | 1 | 17.10 | |
35 | 4 | Правописание гласных и согласных в корне слов | 1 | 18.10 | |
36 | 5 | Правописание гласных и согласных в корне слов, двойных согласных в словах | 1 | 21.10 | |
37 | 6 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | 1 | 22.10 | |
38 | 7 | Упражнение в правописании разделительных твёрдого и мягкого знаков | 1 | 23.10 | |
39 | 8 | Р/р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван - царевич на Сером волке» (учебник упр.158) | 1 | 24.10 | |
40 | 9 | Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе | 1 | 25.10 | |
41 | 10 | Контрольная работа по теме «Состав слова» | 1 | 28.10 | |
Имя существительное (43ч) | |||||
Склонение имен существительных (9 ч) | |||||
42 | 1 | Работа над ошибками. Повторение сведений об имени существительном | 1 | 29.10 | |
43 | 2 | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей | 1 | 30.10 | |
44 | 3 | Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные | 1 | 31.10 | |
45 | 4 | Упражнение в распознании именительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | 1 | 01.11 | |
46 | 5 (2четв) | Упражнение в распознании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, имен существительных в дательном падеже | 1 | 11.11 | |
47 | 6 | Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложном падежах | 1 | 12.11 | |
48 | 7 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания | 1 | 13.11 | |
49 | 8 | Р/р. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» (упр. 183) | 1 | 14.11 | |
50 | 9 | Работа над ошибками. Повторение сведений о падежах | 1 | 15.11 | |
Три склонения имен существительных (8 ч) | |||||
51 | 10 | Три типа склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных | 1 | 18.11 | |
52 | 11 | Упражнение в распознании имен существительных 1-го склонения | 1 | 19.11 | |
53 | 12 | 2-е склонение имен существительных | 1 | 20.11 | |
54 | 13 | Упражнение в распознании имен существительных 2-го склонения | 1 | 21.11 | |
55 | 14 | 3-е склонение мен существительных | 1 | 22.11 | |
56 | 15 | Упражнение в распознании имен существительных всех трех типов склонения | 1 | 25.11 | |
57 | 16 | Проверка знаний о типах склонения. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | 26.11 | |
58 | 17 | Р/р. Подробное изложение описательного текста | 1 | 27.11 | |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (19 ч) | |||||
59 | 18 | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | 28.11 | |
60 | 19 | Именительный и винительный падежи | 1 | 29.11 | |
61 | 20 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | 1 | 2.12 | |
62 | 21 | Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже | 1 | 3.12 | |
63 | 22 | Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | 1 | 4.12 | |
64 | 23 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | 5.12 | |
65 | 24 | Упражнение в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах | 1 | 6.12 | |
66 | 25 | Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 1 | 9.12 | |
67 | 26 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста | 1 | 10.12 | |
68 | 27 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | 11.12 | |
69 | 28 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Обобщение знаний о безударных окончаниях имен существительных в родительном, дательном и винительном падежах | 1 | 12.12 | |
70 | 29 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | 13.12 | |
71 | 30 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 16.12 | |
72 | 31 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | 17.12 | |
73 | 32 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | 18.12 | |
74 | 33 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных. Контрольный словарный диктант | 1 | 19.12 | |
75 | 34 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста с продолжением (упр.281) | 1 | 20.12 | |
76 | 35 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами | 1 | 23.12 | |
77 | 36 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» | 1 | 24.12 | |
Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (7 ч) | |||||
78 | 37 | Работа над ошибками. Множественное число имен существительных | 1 | 25.12 | |
79 | 38 | Именительный падеж имен существительных во множественном числе | 1 | 26.12 | |
80 | 39 | Родительный падеж имен существительных множественного числа | 1 | 27.12 | |
81 | 40 (3четв) | Родительный и винительный падеж имен существительных множественного числа | 1 | 13.01 | |
82 | 41 | Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных множественного числа | 1 | 14.01 | |
83 | 42 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 | 15.01 | |
84 | 43 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных | 1 | 16.01 | |
Имя прилагательное (32 ч) | |||||
Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (4) | |||||
85 | 1 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 17.01 | |
86 | 2 | Упражнение в распознавании имен прилагательных среди однокоренных слов. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе и по числам | 1 | 20.01 | |
87 | 3 | Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имен прилагательных | 1 | 21.01 | |
88 | 4 | Выборочное списывание. Р/р. Составление описательного текста на тему «Моя любимая игрушка» (упр.16) | 1 | 22.01 | |
Склонение и правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (29 ч) | |||||
89 | 5 | Склонение имен прилагательных | 1 | 23.01 | |
90 | 6 | Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1 | 24.01 | |
91 | 7 | Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1 | 27.01 | |
92 | 8 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | 1 | 28.01 | |
93 | 9 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 | 29.01 | |
94 | 10 | Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном и винительном падежах и правописании их падежных окончаний | 1 | 30.01 | |
95 | 11 | Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах | 1 | 31.01 | |
96 | 12 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | 3.02 | |
97 | 13 | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 4.02 | |
98 | 14 | Р/р. Выборочное изложение описательного текста по рассказу Ю. Коваля «Капитан Клюквин» (упр.59) | 1 | 5.02 | |
99 | 15 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 6.02 | |
100 | 16 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | 7.02 | |
101 | 17 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных в именительном и винительном падежах | 1 | 10.02 | |
102 | 18 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | 11.02 | |
103 | 19 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода | 1 | 12.02 | |
104 | 20 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | 13.02 | |
105 | 21 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | 1 | 14.02 | |
106 | 22 | Свободный диктант описательного текста или проверочный диктант описательного текста | 1 | 17.02 | |
107 | 23 | Склонение имен прилагательных множественного числа | 1 | 18.02 | |
108 | 24 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах | 1 | 19.02 | |
109 | 25 | Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложенном падежах | 1 | 20.02 | |
110 | 26 | Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах | 1 | 21.02 | |
111 | 27 | Р/р. Подробное изложение повествовательно-описательного текста (упр.106) | 1 | 24.02 | |
112 | 28 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных | 1 | 25.02 | |
113 | 29 | Контрольная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных» | 1 | 26.02 | |
114 | 30 | Работа над ошибками. Анализ текста типа сравнительного описания. Составление описательного текста по аналогии с образцом | 1 | 27.02 | |
115 | 31 | Обобщение знаний о роли имени прилагательного в тексте | 1 | 28.02 | |
116 | 32 | Контрольный диктант по теме «Склонение и правописание окончаний имён прилагательных» | 1 | 3.03 | |
Местоимение (7 ч) | |||||
117 | 1 | Работа над ошибками. Местоимение как часть речи | 1 | 4.03 | |
118 | 2 | Личные местоимения 1,2,и 3-го лица | 1 | 5.03 | |
119 | 3 | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами | 1 | 6.03 | |
120 | 4 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями | 1 | 7.03 | |
121 | 5 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи | 1 | 10.03 | |
122 | 6 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста (упр. 145) | 1 | 11.03 | |
123 | 7 | Работа над ошибками. Упражнение в правильном написании местоимений. | 1 | 12.03 | |
Глагол (40 ч) | Обобщить и систематизировать знания о местоимении; развивать умение правильно употреблять местоимения в тексте | ||||
Повторение сведений о глаголе (4 ч) | |||||
124 | 1 | Глагол как часть речи | 1 | 13.03 | |
125 | 2 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 14.03 | |
126 | 3 | Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам. Контрольный словарный диктант | 1 | 17.03 | |
127 | 4 | Р/р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Март» (упр.166) | 1 | 18.03 | |
Неопределенная форма глагола (5 ч) | |||||
128 | 5 | Работа над ошибками. Неопределенная форма глагола. | 1 | 19.03 | |
129 | 6 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | 1 | 20.03 | |
130 | 7 | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами | 1 | 21.03 | |
131 | 8 (4четв) | Возвратные глаголы (общее представление) | 1 | 31.03 | |
132 | 9 | Р/р. Изложение повествовательного текста по опорным словам (упр.187) | 1 | 1.04 | |
Спряжение глаголов (4 ч) | |||||
133 | 10 | Работа над ошибками. Спряжение глаголов (общее понятие) | 1 | 2.04 | |
134 | 11 | Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола | 1 | 3.04 | |
135 | 12 | Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | 4.04 | |
136 | 13 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописание не с глаголами | 1 | 7.04 | |
I и II спряжение глаголов (4 ч) | Развивать умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов; совершенствовать умения распознавать спряжение глагола по глагольному суффиксу, обеспечить усвоение особенности правописания глаголов 2-го лица единственного числа | ||||
137 | 14 | I и II спряжение глаголов | 1 | 8.04 | |
138 | 15 | Окончания глаголов I и II спряжения | 1 | 9.04 | |
139 | 16 | Р/р. Составление текста по сюжетным рисункам (упр.214) | 1 | 10.04 | |
140 | 17 | Работа над ошибками. Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями | 1 | 11.04 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (10 ч) | Совершенствовать умение писать глаголы 3 – его лица единственного числа. Развивать навыки писма под диктовку. | ||||
141 | 18 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | 14.04 | |
142 | 19 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и написании безударных личных окончаний глаголов | 1 | 15.04 | |
143 | 20 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | 16.04 | |
144 | 21 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | 17.04 | |
145 | 22 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | 18.04 | |
146 | 23 | Контрольная работа по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | 21.04 | |
147 | 24 | Работа над ошибками. Правописание –ться и тся в глаголах (общее представление) | 1 | 22.04 | |
148 | 25 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний –ться и тся в возвратных глаголах | 1 | 23.04 | |
149 | 26 | Р/р. Подробное изложение деформированного повествовательного текста по плану и опорным словам (упр.249) | 1 | 24.04 | |
150 | 27 | Работа над ошибками. Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени | 1 | 25.04 | |
Правописание глаголов в прошедшем времени (5 ч) | |||||
151 | 28 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | 28.04 | |
152 | 29 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | 29.04 | |
153 | 30 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | 1 | 30.04 | |
154 | 31 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста (упр.275) | 1 | 2.05 | |
155 | 32 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании глагольных форм. | 1 | 5.05 | |
156 | 33 | Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи | 1 | 6.05 | |
157 | 34 | Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола | 1 | 7.05 | |
158 | 35 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | 8.05 | |
Повторение (17 ч) | |||||
159 | 1 | Работа над ошибками. Повторение. Язык и речь. Текст. Типы текстов | 1 | 12.05 | |
160 | 2 | Повторение. Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 13.05 | |
161 | 3 | Повторение. Однородные члены предложения. | 1 | 14.05 | |
162 | 4 | Повторение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и не распространенные предложения | 1 | 15.05 | |
163 | 5 | Повторение. Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции И.И. Шишкина «Рожь» | 1 | 16.05 | |
164 | 6 | Повторение. Значимые части слова. Словообразование. Контрольный словарный диктант | 1 | 19.05 | |
165 | 7 | Повторение. Правописание гласных и согласных в корне слов | 1 | 20.05 | |
166 | Повторение. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 21.05 | |||
167 | 8 | Контрольное тестирование по теме «Части речи» | 1 | 22.05 | |
168 | 9 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании частей речи | 1 | 23.05 | |
169 | 10 | Р/р. Контрольное изложение повествовательного текста | 1 | 26.05 | |
170 | 11 | Работа над ошибками. Повторение. Краткое изложение повествовательного текста | 1 | 27.05 | |
171 | 12 | Повторение. Фонетико-графические упражнения. Звукобуквенный и звуковой разбор слов | 1 | 28.05 | |
172 | 13 | Звуки и буквы. Однокоренные слова | 1 | 29.05 | |
173 | 15 | Предлоги и приставки | 1 | 30.05 | |
174 | 16 | Состав слова. Сложные слова | 1 | 31.05 | |
175 | 17 | Орфограммы русского языка | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
Вспоминаем, повторяем, изучаем (38 ч)
Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (15 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии стипом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова (8 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (122 ч)
Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе(кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (32 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (40 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (10ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костер, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, снизу, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Петька.
В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) ( И.С.Соколов – Микитов)
Слова для справок: в заповеднике, монета, тоже, песчаный.
Осень. Лес украсился в желтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семен сегодня поднялся на заре, взял ружье и вышел из дома. Впереди крутой подъем. Дед шел медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались молодые березки и осинки. Попадались подберезовики, подосиновики, рыжики. Вот через тропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далекий нелегкий путь на юг. Старик помахал птицам рукой. До свидания, журавли!
Слово для справок: нелегкий.
Задания (на выбор учителя):
1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
Контрольный диктант по теме
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Редкая гостья.
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)
Задания (по выбору учителя):
1) разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж);
2) над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении);
3) выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Зимний лес
Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники. (81 слово.)
Контрольный диктант по теме
«Склонение и правописание окончаний имён прилагательных»
Зимний лес
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)
Задания (на выбор учителя): 1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях; 2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания; 3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным); 4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.
Праздник света.
Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе легкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настоем покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пестрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далекой Африки летят на родину грачи и скворцы. (78 слов)
Задания (на выбор учителя): 1) указать падежи существительных и прилагательных в третьем и седьмом предложениях; 2) подчеркнуть в последнем предложении изученные орфограммы; 3) найти сложное предложение (или предложение с однородными членами) и подчеркнуть в нем главные члены предложения; 4) выписать имя прилагательное такой структуры и разобрать его по составу; 5) разобрать как часть речи имя прилагательное в первом предложении.
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Весеннее утро
Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
Выполнение заданий: 1) разобрать по составу глагол высвистывает; 2) найти глаголы II спряжения и выделить в них окончания; 3) образовать от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.
Летним утром
Кто из вас любит природу? Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. В темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Гладь пруда покрылась прозрачным туманом. На востоке светлеет полоска. Дует легкий ветерок. Веет душистой свежестью. Вот взошло и яркое солнце. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась веселым щебетанием птиц. Впереди колосится золотая рожь. Идешь по тропинке, смотришь по сторонам, дышишь запахом полевых растений.
Выполнение заданий: 1) определить спряжение глаголов в последнем предложении; 2) над глаголами в прошедшем времени указать число или число и род; 3) в третьем предложении подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.
Контрольный словарный диктант №1.
Быстрая ракета, зелёный горох, дикое животное, наша квартира, Красная площадь, весёлый праздник, крепкий орех, восемь гвоздик, красивое растение, жёлтый песок.
Контрольный словарный диктант №2.
Сладкая морковь, детский рисунок, месяц май, страна Россия, город Москва, русский народ, сахарный сироп, сильный мороз, новая фамилия, хороший ученик.
Контрольный словарный диктант №3.
Впереди дорога, одиннадцать берез, вместе веселее, вокруг деревни, русский язык, северный ветер, черный ворон, рассказ ученика, Красная площадь, вчера вечером, детский коллектив, синяя тарелка.
Контрольный словарный диктант №4.
Красивый портрет, заботливый хозяин, пшеничное поле, субботний вечер, поужинал с другом, летние каникулы, сегодня утром, синяя кастрюля, двадцать ребят, левый берег, вкусный картофель, черный карандаш.
Контрольная работа № 1 по теме «Состав слова»
Вариант 1.
- Разбери слова по составу:
Ночник, выпечка, садовый, безвкусица.
- Допиши правило. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы __________________________________ .
Зел…нь, з…мной, з…ма, зм…я, кол…с, изм…нить.
- Вставь пропущенные буквы.
Гла…кий, голу…ь, гря…ка, восхо…, зу…чик, ко…ьба, лебе…ь, сле…, овра…, завя…ка.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласной, перед гласными____________________________________________________
Лист…я, друз…я, сирен…ю, под…езд, с…емка, прут…я, дерев…я, рыб…и, об…единить, об…ехал.
Контрольное списывание
Спиши. Вставь пропущенные буквы
Помощники.
Б…льшой сугро… снега во дв…ре. Дворник л…патой кладет сне… на маш…ну. Вышли во двор и ж…льцы. Р…бята пом…гают очищ…ть двор от снега. Маш…на возит сне… за г…р…д.
*Образуй от данных слов существительные, прилагательные, глаголы с безударной гласной в корне слова.
Бег - ………………………………, ………………………, …………………………..
Крик - …………………….., ………………………………, ………………………….
Смотр - …………………………, …………………………., ………………………….
Лед - ………………………………, ………………………….., ……………………….
Вариант 2.
- Разбери слова по составу:
Придорожный, развесёлый, пригород, барабанщик.
- Допиши правило. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы ___________________________________ .
К…шачий, к…рмить, г…стить, г…лубка, г…ра, зв…нок.
- Вставь пропущенные буквы.
Звёз…ный, ре…ьба, у…кий, хле…, ука…ка, изумру…, гру…, поез…ка, сколь…кий, арбу… .
- Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными _____________________________________________.
Мурав…и, лист…я, раз…единить, сем…я, от…ехал, под…езд, бур…ян, обез…яна, брат…я, с…ест.
Контрольное списывание
Спишите. Вставьте пропущенные буквы
Помощники.
Б…льшой сугро… снега во дв…ре. Дворник л…патой кладет сне… на маш…ну. Вышли во двор и ж…льцы. Р…бята пом…гают очищ…ть двор от снега. Маш…на возит сне… за г…р…д.
*Образуй от данных слов существительные, прилагательные, глаголы с безударной гласной в корне слова.
Бег - ………………………………, ………………………, …………………………..
Крик - …………………….., ………………………………, ………………………….
Смотр - …………………………, …………………………., ………………………….
Лед - ………………………………, ………………………….., ……………………….
Контрольная работа № 2 по теме «Имя существительное»
Вариант 1.
№1. Допиши окончания имен существительных, определи склонение:
Подошёл к печ… - печк…, собака на цеп… - на цепочк…, говорил о плет… - о плётк…, ездил на лошад… - на лошадк…, молоко в бутылк… - в бутыл…, брал по горст… - по горсточк…, рыба в сет… - в сетк…, думал о мышк… - о мыш… .
№2. Просклоняй имена существительные: зима, метель. Выдели окончания.
№3. Допиши окончания имен существительных, определи их падеж:
Из деревн.., без дорог.., по дорог.., от подруг.., к подруг.., на берез.., в машин.., на кроват.., к площад.., из тетрад.., у лошад.., в бан…
№4*. Расставь знаки препинания в предложении:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
Вариант 2.
№1. Допиши окончания имен существительных, определи склонение:
Мечтал о вещ… - о вещичк…, платье на дочер… - на дочк…, приготовились к ночк… - к ноч…, играл на площад… - на площадк…, говорил о пыл… - о пылинк…, подошёл к двер… - к дверк…, сидел на ветв… - на ветк…, написано в тетрадк… - в тетрад… .
№2. Просклоняй имена существительные: сугроб, вьюга. Выдели окончания.
№3. Допиши окончания имен существительных, определи их падеж:
До башн.., по причин.., в непогод..., к речк.., от речк..., на лип.., в повозк.., с кроват.., на площад.., в речк…
№4*. Расставь знаки препинания в предложении:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
Контрольная работа № 3 по теме
«Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»
Внимательно прочитай задание. Выбери все правильные варианты ответа.
- Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и падежам
б) по падежам
в) по родам, числам, падежам
- Как определить падеж прилагательных?
а) по окончанию прилагательных
б) по вопросу от существительного к прилагательному
в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное
- Отметь верные утверждения.
а) Имена прилагательные изменяются по родам и числам
б) Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения
в) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется
г) Род имен прилагательных зависит от глагола
- Имя прилагательные, какого рода не имеют окончания –ой?
а) мужского рода
б) женского рода
в) среднего рода
- Отметь слова, которые можно отнести к слову ручеек.
а) быстрый
б) горный
в) широкий
г) глубокий
д) весенний
- Раздели слова на три группы (м.р., ж.р., ср.р.)
Смешной, грустная, большое, неживое, громкий, спокойная, прямая, горячее, огромный.
- Укажи предложения, в которых имена прилагательные употребляются в форме женского рода единственного числа дательного падежа
а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.
б) Девочка с большой радостью согласилась.
в) Долгим был путь к замечательной стране.
г) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.
д) Девочка познакомилась с эльфом и стала прекрасной королевой эльфов.
- Укажи предложения, в которых имена прилагательные употребляются в форме множественного числа предложного падежа
а) В разные страны полетели приглашения на свадьбу.
б) И вот для счастливых принца и принцессы настал долгожданный день.
в) Из далеких стран съехались короли и королевы.
г) Гости приехали в золоченных каретах.
д) А некоторые явились на огромных слонах.
- Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.
а) на низк… потолке
б) близк… другом
в) горяч… сердцем
г) больш… бассейном
- Отметь строки, в которых неверно написаны окончания имен прилагательных.
а) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.
б) Вечерние новости, домашнее задание, домашнее животное.
в) Ранний осенью, зимней денек, домашнее животные.
Контрольная работа № 4 по теме
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Вариант 1.
- От данных существительных образуй глаголы единственного числа.
Мороз, сторож, бег.
- Дополни предложение подходящими по смыслу глаголами.
Речка бежит, …, … .
- Запиши глаголы в три столбика, по временам.
Наблюдали, алеет, смотрел, запоют, отрывает, заблестят, побегут, выполнила, шагает.
- Укажи время, число и род (если возможно) глаголов.
Несли, промок, посвистывает, летят, соберёшь.
- Разбери по составу слова ЛОВИЛА, ПОВИСЛИ, ДОБЕЖАТЬ.
- От существительных образуй и запиши глаголы неопределённой формы.
Смотр, корм, крик.
- Определи спряжение глаголов.
Закрыть, молчать, говорить, бежать, свистеть, строить, ходить.
- Спиши. Вставь пропущенные буквы. Определи время, лицо, число, спряжение глаголов. Выдели окончания.
Быстро проход.т летняя гроза. Светле.т туманная даль. Небо начина.т голуб.ть. Над полем, над лесом, над водой плыв.т легкий пар. Уже и солнце яркое выглянул. . Но дождь ещё не прошёл. Это пада.т с деревьев капли и сверка.т на солнце.
Вариант 2.
- От данных существительных образуй глаголы единственного числа.
Цвет, дело, сад.
- Дополни предложение подходящими по смыслу глаголами.
Звёздочка светит, …, ….
- Запиши глаголы в три столбика, по временам.
Читали, желтеет, решал, заработают, отправляет, порадуются, напишет, сделала, спит.
- Укажи время, число и род (если возможно) глаголов.
Замёрзла, ловил, споёте, работает, выкинешь.
- Разбери по составу слова РОСЛИ, ВЫХОД, ПОБЛЕДНЕЛИ.
- От существительных образуй и запиши глаголы неопределённой формы.
Посадка, свет, груз.
- Определи спряжение глаголов.
Поливать, нести, читать, красить, болеть, учить, рыть.
- Спиши. Вставь пропущенные буквы. Определи время, лицо, число, спряжение глаголов. Выдели окончания.
Быстро проход.т летняя гроза. Светле.т туманная даль. Небо начина.т голуб.ть. Над полем, над лесом, над водой плыв.т легкий пар. Уже и солнце яркое выглянул. . Но дождь ещё не прошёл. Это пада.т с деревьев капли и сверка.т на солнце.
Контрольное тестирование по теме «Части речи»
- Дополни определения словами.
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает и отвечает на вопросы .
б) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает и отвечает на вопросы .
в) Глагол – это часть речи, которая обозначает и отвечает на вопросы .
2. В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится прилагательное пышный.
а) Люблю я пышное природы увяданье.
б) Люблю я пышной природы увяданье.
3. Определи, какой частью речи является выделенное слово. Ответ запиши в скобках.
а) Ведро дало течь. ( )
б) Вода стала течь. ( )
- Поставь правильно запятые между однородными членами предложения.
Хорошо, что есть на свете
Камень глина и песок!
Хорошо, что есть на свете
Клещи гвозди молоток!
- Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
а) Брат сварил кофе.
б) Кофе выпил брат.
- Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
а) лед, колоть - ________________
б) копать, земля - _______________
в) падать, листья - _______________
- Обозначь знаком × главное слово в словосочетании.
а) съедобный гриб
б) съежился от холода
в) вкусный помидор
г) быстро бегает
- Образуй от имени существительного прилагательное и глагол.
а) свет – __________________________, _________________________.
б) снег – _________________________, __________________________.
- Подчеркни слова, которые неправильно перенесены.
Зме-я, гай-ка, ча-йка, суббо-та, груп-па, О-ля, ма-ши-на.
- Запиши имена существительные в три столбика – по родам.
Радость, молоко, лагерь, тетрадь, повидло, багаж, морковь, мяч, молодежь, пальто, ключ, олово.
Контрольное изложение текста.
Вариант 1.
Родничок.
Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.
Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Теперь каждый мог испить холодной воды. Заблестел ручеек. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.
Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.
Вариант 2.
Зайчата.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст.
Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих и чужих зайчат.
Показалось над лесом солнышко. Ярким светом залилась поляна. Обрадовались тёплому солнышку малыши, высунулись из сухой прошлогодней травы.
Заметила зайчат суетливая птица. Перелетает она от ветки к ветке, осматривает местность. Большими и страшными зверями кажутся ей робкие зайчата. Со страхом смотрят они на птицу. Птица взлетела и скрылась в молодом осиннике. Зайчата успокоились.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Процент обеспеченности | Примечание |
Книгопечатная продукция | ||
«Концепция и программы для начальных классов. «Школа России», Часть 1. М.: Просвещение; 2008 г Учебники 1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык 4 класс» в 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение; 2010 г 2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык 4 класс» в 2 частях. Ч.2. М.: Просвещение; 2010 г 3. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Рабочая тетрадь «Русский язык 4 класс» №1, №2. М.: Просвещение; 2013 г. Методические пособия 1. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. 2. В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. Сборник диктантов и самостоятельных работ: 1-4 классы. М.: Просвещение; 2013 г | 100% 100% 100% | |
Печатные пособия | ||
Таблицы к основным разделам грамматического материала Наборы сюжетных (предметных) картинок Словари по русскому языку Репродукции картин | ||
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок Телевизор Видеоплейер Магнитофон Компьютер | ||
Экранно – звуковые пособия | ||
Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Оборудование класса | ||
Ученические двухместные парты с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Полка для книг |
Список методической литературы
- Бахметьева И.А. Дружок. Правила по русскому языку. – М.: Стрекоза, 2009 г.
- Гиндлина И.М. Все правила русского языка. – М.: Астрель, 2002.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
- Максимук Н.Н. Сборник изложений 2-4 классы.- Минск: Асар, 1995 г.
- Нефедова Е.А. Диктанты и изложения. 1-3 кл. – М.: Аквариум,1997 г.
- Никифорова В.В. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010 г.
- Сборник диктантов для начальной школы. – Санкт-Петербург: Мигус, 1994 г.
- Справочник орфограмм русского языка для учащихся. – М.: Логос, 1991 г.
- Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-3 кл. – М.: Аквариум,1997 г.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. – М.: Аквариум,1998 г.
- Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку. – М.: Аквариум, 1998 г.
- Уроки в начальной школе. 4 класс. – М.: Начальная школа, 2004 г
- Щеглова И.В. Русский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Экзамен, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по учебнику Канакиной
Программа составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
рабочая программа по русскому языку 3 класс,по учебнику Канакиной В.П., ФГОС
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (к учебнику Канакиной В.П.) ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, ресурсное обеспечение образовательного процесса....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс В. П. Канакина УМК Школа России
Рабочая программа по русскому языку 2 класс В. П. Канакина УМК Школа России...
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс , автор В.Канакина
Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 3 классе...
рабочая программа по русскому языку 2 класс (Школа России- Канакина)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по учебнику Канакиной В.П.
Рабочая программа по русскому языку....