Структура урока, работа учителя | Работа обучающихся |
1. Организационный момент - Доброе утро, мальчики, доброе утро, девочки. Доброе утро, всем, кто хорошо отдохнул на каникулах. Доброе утро, всем, кто скучал по нашим занятиям. - Встаньте кругом вокруг парт, возьмитесь за руки. Поприветствуем друг друга: «Я твой друг, ты мой друг, мы за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся. И дружно за работу возьмёмся». |
Машут рукой.
Хоровое чтение с движениями |
2. Изучение нового материала - Сегодня в гости к нам пришёл гном Изюминка. Он познакомит нас с новыми звуками и буквами. Тогда мы сможем прочитать текст «Гном». На доске текст: Гном. Гном мал и мил. У гнома астры, маки, маргаритки. У гномика гамак. - Гном предлагает поиграть. Игра «Доскажи словечко». Отгадывайте, слушайте первый звук в слове. Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … (лук)
Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису)
На скамейке у ворот Лена горько слёзы … (льёт)
- Какие звуки в начале каждого слова? ([л], [л,]) - Звуки [л], [л,] обозначаются буквой «л». Алфавит продолжит наш Буква «Л» - лесной шалаш. В Степанов Из скольких элементов состоит печатная буква «Л»? (2-3). На что она похожа? (на шалаш, букву А, …) |
Отгадывание загадок
Дети называют звуки и их расположение в словах
Печатание на индивид. досках буквы «л» |
Работа по таблице букв. - Возьмите карточки с таблицей букв. Попробуем среди букв найти и зачеркнуть букву «Л».
р | з | ш | в | у | д | ы | л | ф | л | м | л | и | м | о | н | в | а | в | у | с | е | п | р | е | н | м | в | в | п | ч | т | ц | л | е | с | й | и | у | а | я | о | л | д | ж | э | х | н | з | ъ | ч | н | г | ш | щ | з | х | а | ъ | л | л | у | н | а | в | л | п | д | л | у | с | ж | э | з | х | о | ъ | в | и | к | м | л | е | в | с | т | ч | л | п | в | и | т | ь | б | ю | о | в | а | а | ч |
|
Поиск и зачёркивание букв «л» |
Фонетический разбор, составление схем слов. - Откроем Буквари на стр. 68. Рассмотрите первый кубик с луком. Назовите слово «лук». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний? О О О Рассмотрим второй кубик с рисунком «люстры». О О О О О О |
Составление схем в учебнике на стр. 68 |
Подведём итог: Звуки [л], [л,] обозначаются буквой «л» |
|
Физкультминутка. На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья. Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся. И наклоны в стороны делать мы возьмёмся. Приседание опять будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём. |
Выполнение движений |
- Рассмотрите с каким звуковичком за руку держится звуковичок буквы «Л»? (М) Почему? (согласные, похожи печатные и письменные буквы) Определим звонкие они или глухие? (звонкие) Дополним их костюмы. Нарисуем шляпки-звоночки. | Слушание звуков, определение звонкости, рисование шляп звуковичкам |
Фонетический разбор, составление схем слов. - Вернёмся на стр. 68. Рассмотрите третий кубик с цветком. Назовите слово «мак». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний? О О О - Отгадайте загадку: Упадёт не плачет, Ножек нет, а скачет. Он упрямый и пузатый, Больно бьют его ребята. Отчего беднягу бьют? Оттого, что он надут. (мяч) «мяч». О О О |
Составление схем в учебнике на стр. 68 |
Подведём итог: Звуки [м], [м,] обозначаются буквой «м» |
|
Стихи о букве. Взявшись за руки, мы встали, И на «М» похожи стали. Буквы «Л» за руки взялись, Буквой «М» они назвались. Эта буковка начнёт «Мышку», «мячик», «мыло», «мёд». | Пробуют изобразить буквы |
- Рассмотрите письменные и печатные буквы «л» и «м». Чем они похожи и чем отличаются? | Печатание буквы «М» на индив. досках |
Работа по таблице букв. - Возьмите карточки с таблицей букв. Попробуем среди букв найти и зачеркнуть букву «М».
м | а | л | и | н | а | ю | м | а | к | й | а | я | ч | с | м | с | ы | м | т | ф | ц | ш | н | м | г | ш | ш | ю | б | ч | ы | е | и | и | р | о | и | щ | х | ц | ч | а | р | н | п | р | о | м | и | я | у | к | и | а | а | н | щ | е | ъ | м | о | с | т | ш | л | ю | э | т | б | а | в | м | т | б | ь | м | а | р | т | й | с | и | ь | ж | з | х | ъ | о | ю | ч | м | м | о | р | о | з | м | с | м |
|
Поиск и зачёркивание букв «м» |
Шуточный вопрос: Что внутри земли стоит? («М») |
|
Работа в прописях № 3. - Поучимся писать буквы на стр. 10-11. Главное правило – буквы «Л» и «М» начинаем писать снизу вверх, после других букв они соединяются нижним соединением. |
Письмо букв «л» и «м» на стр. 10-11 |
Зарядка для пальчиков. В гости к пальчику большому приходили прямо в дом Указательный и средний, безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок постучался на порог. Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя! |
Выполнение поглаживаний
Соединить пальцы |
-Кого вы видите на 10 странице? (гнома) Заштрихуем его. Как его зовут? (Изюминка) | Штриховка гнома. |
3. Артикуляционная зарядка. 1. Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. (Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд)
2. Язычок может быть узким-преузким, как иголочка. Вот таким. (Рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 10-15 секунд)
3. Язычок может быть широким, как лопаточка и узким, как иголочка. Лопаточка-иголочка. Широкий-узкий. Попеременно расслаблять и напрягать, как в упражнении № 1 и № 2
4. У языка дома были часики. У часиков был маятник. Он качался вправо-влево. Тик-так, тик-так. (Высунуть язык и двигать им из одного уголка рта в другой влево-вправо. Повторять 15-20 раз)
5. У часиков были стрелки, они ходили по кругу. Вот так: тик-так, тик-так. (Высунуть язык, облизывать сначала верхнюю губу, потом нижнюю по кругу. Повторить 10 раз, потом поменять направление)
6. Утром язычок просыпался, умывался и садился завтракать. Он ел вкусные пирожки. Много пирожков съел язычок. Хорошо позавтракал. (Рот открыть, широкий язык убрать за верхние зубы в форме «трубочки». Удерживать 10-15 секунд.) |
Выполнение движений |
4. Чтение слогов с новыми буквами. - Мы подготовились к чтению. Прочитаем слоги с новыми буквами на стр. 10. - Назовите слоги с мягкими согласными, подчеркнём их. - Читаем с разной интонацией: с радостью, с удивлением, пропойте, с грустью, с вопросами. |
Чтение слогов. Подчёркивание зелёным карандашом. |
5. Чтение слов с новыми буквами. - Прочитаем 1 столбик. В какую игру играют буквы? - Подчеркните буквы, которые изменили слова. - Продолжим: киса – кипа - Кира |
Печатают в Букваре |
- Прочитаем 2 столбик. - Что происходит со словами? (меняется буква в середине слова) - Назовите мягкие согласные, подчеркните. | Чтение, подчёркивание |
- Прочитаем 3 столбик. - Что общего можно отметить у этих слов? (трёхсложные, оканчиваются на «на») - Какое слово лишнее? (лимоны – заканчивается на –на-) - Что можете сказать про 2 последних слова? (имена) |
Чтение слов |
Физкультминутка. На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья. Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся. И наклоны в стороны делать мы возьмёмся. Приседание опять будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём. |
Выполнение движений |
6. Работа в прописи. - Поучимся писать слоги с изученными буквами: ол, ом. Самостоятельно повторить слоги, подчеркнуть мягкие согласные. |
Письмо в прописи на стр. 10-11 |
- Письмо односложных слов на стр. 10. Чтение – слоги – гласные – письмо. Что можно сказать про ударение? (в односложных словах не ставим) - Подчеркнём мягкие согласные в словах «лик» и «мил» | Письмо односложных слов на стр. 10. |
Письмо двусложных слов: «локон» и «колос». - Что общего в этих словах? (ударение падает на первый слог, по 2 гласных «о») - Обратим внимание на соединения буквы «О» | Письмо двусложных слов на стр. 10. |
Зарядка для пальчиков. В гости к пальчику большому приходили прямо в дом Указательный и средний, безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок постучался на порог. Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя! |
Выполнение поглаживаний
Соединить пальцы |
7. Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос. Все ответы на поросы начинаются на букву «М» - Самый короткий месяц в году? (май) - Польза от коровы? (молоко) - Подземный городской транспорт? (метро) - Исполнитель музыкального произведения. (музыкант) - Любимое лакомство детей в жаркие дни? (мороженое) - Столица нашего государства? (Москва) - Друг Карлсона? (Малыш) - Лакомство кошки? (мышка) - Девочка, попавшая в гости к трём медведям? (Машенька) - Герой книги К. Чуковского, умывальников начальник. (Мойдодыр) |
Хоровые ответы стоя |
8. Работа с текстом. - Вернёмся к нашему тексту. Кто теперь сможет его дополнить пропущенными буквами и прочитать? - Ответы на вопросы: Каков гном? Что растёт у гнома в саду? | На доске прикрепить карточки с буквами и прочитать текст самостоятельно, вслух |
- Прочтём этот текст в учебнике на стр. 68. - Сколько предложений в данном тексте? (3) - Какие слова непонятны? (гамак – подвесное полотнище или сетка для лежания) | - Чтение предложений. |
Физкультминутка Мальчики – зайчики, девочки – белочки. Зайчики дружат со звуками [л], [л,]; белочки дружат со звуками [м], [м,]. Условие игры: если в слове встречается звук [л] или [л,] – подпрыгивают мальчики-зайчики; если в слове встречается звук [м] или [м,] – подпрыгивают девочки-белочки. ПАЛКА, МАК, ЛИНЕЙКА, МЁД, ЛАМПА, ПЛИТА, МАСТЕР. |
подпрыгивают мальчики –зайчики и девочки-белочки.. |
9. Работа в прописи. - Прочитаем предложения на стр. 11 - Какие слова написаны с большой буквы? Почему? (имена) Подчеркните их. - Назовите предлоги и обведите. (у) - Какое ещё маленькое слово есть? (и – союз) – обведём красным цветом. |
Подчёркивают Обводят |
Физкультминутка. На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья. Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся. И наклоны в стороны делать мы возьмёмся. Приседание опять будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём. |
Выполнение движений |
- Прочитаем словарные слова: класс, лимон, молоко. - Запишем, подчеркнем и запомним их. Класс – комната для занятий; коллектив учеников; ступень образовательной школы. Что за «ли»? Что за «мон»? В звуках нету смысла, Но когда шепнёшь: «лимон», - Сразу станет кисло.
Любят дети молоко. Любит слово буква «О», Покатилось молоко, Укатилось далеко, Потому что у него, Как колёса – буква «О». | Чтение, запись, подчёркивание. |
10. Работа со стихотворением со стр. 69. - Прочитайте название произведения и автора. -Чей дом? Где гном? |
Чтение заголовка и автора |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА С ДОСКИ: Весёлый гном, кормит белок, мишки, мышки, зайчишки, игрушки, еноты, дятлы, орешки, олешки, косули, кроты, бобрята, зяблик, загадка, детишки, девчонки, мальчишки, кропотливые – старательные, усердные до мелочей, медлительные. сказки-побаски – побасенки – короткий рассказ выдумка былина – рассказ о том, что было дом тесовый – из обтёсанных брёвен, тесать – очищать от неровностей топором патлы – длинные косматые волосы | Чтение слов с доски |
Физкультминутка. На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья. Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся. И наклоны в стороны делать мы возьмёмся. Приседание опять будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём. |
Выполнение движений |
1 АБЗАЦ: - С кем гном делит свой стол? - Как названы звери? (ласково, как в сказке) 2 АБЗАЦ: - С кем дружен гном? Кому помогает? 3 АБЗАЦ: - Чем гном делится с детишками? 4 АБЗАЦ - Кто зовёт гнома? (Автор)
- Каким вы представили гнома? Почему у него так много друзей? - Что надо делать, чтобы иметь много друзей? |
|
11. Итог урока. - С какими звуками мы познакомились? Дайте им характеристику. (согласные, звонкие, парные по твёрдости-мягкости) |
|
12. Д/З. Чтение – В Букваре читать стр. 68 1 раз, в дополнительной книге для чтения стр. 102 – 103 рассказ о кошке прочитать 1 раз. Письмо – стр. 11 – напечатанные слова записать письменными буквами. |
|
13. Дополнительные задания. 1. Ребусы:
| , а
(лиса) |
Криптограмма:
1 5 6 7 мост 3 2 4 8 дурь (мудрость)
|
|